Файл: Методические указания для обучающихся практические занятия тема Диагностика психосоматических расстройств. Организация психосоматической помощи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 683

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Был молодой человек, который ей очень нравился, но он её бросил, и она была вынуждена сделать аборт. Считает, что главное в будущем спутнике – его личные качества, и она выйдет замуж только за перспективного и многообещающего. Сейчас она озабочена тем, что у неё не получается общаться с парнями, просит её проконсультировать по этому поводу в будущем.
После диагностики личности пациентки и её матери проведена рациональная психотерапия по типу
«
знакомство с дочерью». Проведено закрепление положительного продуктивного разговора матери с дочерью («обучение договариваться») и эмоциональное отреагирование восстановления нарушенного контакта.
Этапы решения задачи.
1.
Выделение основных симптомов заболевания.
1.
Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.
2.
Выделение психологических аспектов заболевания.
3.
Определение основных патологизирующих моментов заболевания.
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Стрессоустойчивость – определение, сущность.
1.
Основные стрессогенные факторы.
2.
Первичная, вторичная выгода, определение, сущность.
3.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Рея.
4.
Опросник для определения физиологической реакции на стресс
Темы для докладов, презентаций
1. Опросник по выявлению главных преимуществ болезни, определение смыслов и выгод болезни.
2. Опросник для определения физиологической реакции на стресс.

Тема: Психосоматика в психиатрии. Опросник к тревоге и депрессии...
Цели занятия: изучить опросник к тревоге и депрессии, упражнения для разрядки мышечного напряжения и фрустрации, снятие фобий с помощью НЛП.
Моделирование и разбор конкретной ситуации
Пациентка А., 32 года, экономист. Обратилась по поводу затруднений в разговоре по телефону:
«
появляется спазм в горле, из-за этого начинается заикание, когда начинаю даже имя-отчество произносить». Эти симптомы появились год назад, когда устроилась по специальности на работу к мужу. Воспитывалась строгой матерью, в детстве старалась быть только отличницей. Были проблемы с речью в 12-14 лет (заикание перед доской). После университете сразу вышла замуж , на работу не выходила, воспитывала двух дочерей. Муж старше на 18 лет, «олигарх». Себя с ним чувствует как «в золотой клетке - не разрешает никуда ходить, отвадил всех подруг». Всегда конфликты по поводу его ревности. Год назад уговорила его, чтобы разрешил работать, но только под его началом. Работу свою не любит, так как изначально хотела поступать в институт культуры, но мать настояла на экономическом факультете. Выглядит гораздо моложе своих лет, в проективной методике – «возраст» - 16-18 лет.
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Этапы решения задачи.
1.
Выделение основных симптомов заболевания.
2.
Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.
3.
Выделение психологических аспектов заболевания.
4.
Определение основных патологизирующих моментов заболевания
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Тревожность – определение, виды.
1.
Основные методики определения тревожности.
2.
Самовнушение – понятие, определение.
3.
Мышечная релаксация по методу Куэ.
4.
Физиологические механизмы мышечной релаксации по методу Джекобсону.
5.
Снятие фобий с помощью НЛП.

Темы для докладов, презентаций
1.
Сущность аутогенной тренировки по методу Шульца.
Тема: Психосоматические аспекты процессов питания, выделения, обмена веществ. Опросники: к нарушениям глотания, питания, заболеваниям желудка. Выявление пищевой зависимости.
Цели занятия: изучить опросники: к нарушениям глотания, питания, заболеваниям желудка, выявление пищевой зависимости.
Моделирование и разбор конкретной ситуации
Пациент Д., 19 лет, студент, обратился по поводу избыточной массы тела. Сколько себя помнит, всегда был полным. В начальной школе очень страдал из-за насмешек, обидной клички «жирик», однако постепенно научился не замечать этого, и к концу школы уже приобрел авторитет среди сверстников. Имеет высокий уровень интеллекта, постоянно шутит, считается острословом. В семье
– как мать, так и отец – страдают ожирением, любят вечером вместе плотно на ночь покушать, его с детства к этому приучили, за что он очень обижен на своих родителей. Постоянно замечает за собой, что автоматически идет на кухню, когда за что-то переживает. Эндокринолог ничего, кроме ожирения, не выявил.
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Этапы решения задачи.
1.
Выделение основных симптомов заболевания.
2.
Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.
3.
Выделение психологических аспектов заболевания.
4.
Определение основных патологизирующих моментов заболевания.
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Основные симптомы пищевой зависимости.
1.
Ожирение, психологические причины.
2.
Картина личности при ожирении.
3.
Картина личности при язвенной болезни желудка.
Темы для докладов, презентаций
1.
Нарушения глотания.
1.
Картина личности при нарушениях глотания.
Тема: Психосоматические аспекты процессов питания, выделения, обмена веществ. Релаксация по
Джекобсону.
Цели занятия: дать рекомендации при бессоннице, провести первую беседу с пациентом, страдающим перееданием, изучить методику релаксации по Джекобсону.
Моделирование и разбор конкретной ситуации
Пациентка А., 32 лет, после развода обратилась с жалобами на бессонницу, постоянные головные боли, плаксивость. Муж ушел от нее, узнав об измене. Сейчас живет один. На попытки помириться с ним – не реагировал, сказал, что уйдет в монастырь. Пыталась покончить жизнь самоубийством месяц назад, проглотив 20 таблеток феназепама, но мать вовремя заметила сонливость, вызвала скорую помощь. Врачи, оказав помощь, и взяв подпись об отказе от госпитализации, уехали, так как больная «клятвенно» заверила врачей, что раскаивается, и больше такого не повториться. В психическом статусе - гипомимична, постоянно плачет, сидит ссутулившись. В настоящий момент мысли о самоубийстве категорически отрицает.
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Этапы решения задачи.
1.
Выделение основных симптомов заболевания.
1.
Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.
2.
Выделение психологических аспектов заболевания.
3.
Определение основных патологизирующих моментов заболевания.


Вопросы для подготовки к занятию
1.
Первая беседа с пациентом, страдающим перееданием.
1.
Психологические аспекты бессонницы, рекомендации.
2.
Физиологические основы мышечной релаксации по Джекобсону.
Темы для докладов, презентаций
1.Медицинские аспекты сна.
Тема: Психосоматические расстройства систем дыхания и кровообращения. Опросник к бронхиальной астме.
Цели занятия: изучить опросники к бронхиальной астме и гипервентиляции, заболеваниям сердца и кардиофобии, гипертонии и гипотонии, головным болям и мигрени.
Моделирование и разбор конкретной ситуации
Пациентка С., 55 лет, экономист. Жалуется на боли в области сердца, ощущение «перебоев, как будто сердце остановилось». Кардиолог исключил органический характер симптомов. Жалобы появились вскоре после того как узнала, что у мужа нетрадиционная сексуальная ориентация, около года назад. Сказала ей об этом взрослая дочь, которая обнаружила случайно переписку отца в интернете с любимым, подвела мать к компьютеру и сказала - «вот до чего твоя работа довела». В течение года пациентка пыталась восстановить интимную жизнь с мужем, которой не было уже около 15 лет, при этом отмечает, что никогда не испытывала потребности в этом. Однако её усилия привели только к ухудшению отношений. Сейчас собирается развестись с мужем, он категорически против этого, объясняя, что все-таки ощущает психологическую потребность в семье, в дочери, в сохранении социальных связей с друзьями семьи. Мужу 55 лет, занимает «хорошую должность», тщательно скрывает свою личную жизнь от посторонних, в течении 8 лет – в близких отношениях с мужчиной младше его на 12 лет. На консультации настоял муж, так как хочет сохранить семью.
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
Этапы решения задачи.
1.
Выделение основных симптомов заболевания.
2.
Выявление связи между манифестацией симптомов и психогенией.
3.
Выделение психологических аспектов заболевания.
4.
Определение основных патологизирующих моментов заболевания.
Вопросы для подготовки к занятию
1.
Опросник к бронхиальной астме и гипервентиляции: цель проведения, задачи.
1.
Опросник к заболеваниям сердца и кардиофобии: цель проведения, задачи.
2.
Опросник к гипертонии и гипотонии: цель проведения, задачи.
3.
Опросник к головным болям и мигрени: цель проведения, задачи.
Темы для докладов, презентаций
1.
Функциональные нарушения сердечного ритма.
Тема: Психосоматические расстройства систем дыхания и кровообращения.
Цели занятия: изучить технику упражнения «Крик», «Высвобождение шума», «Мычание», провести анализ клинических случаев: гипервентиляция, психогенный кашель, дыхательный корсет, кардиофобия, инфарктофобия.
Анализ клинических случаев.
Психогенный кашель. Пациент К., 29 лет, нигде не работающий, обратился по поводу постоянного кашля. Уже в течении двух лет проходит обследования у врачей – интернистов по этому поводу, и, по их настоятельной рекомендации, и по настоянию матери, решил проконсультироваться у психотерапевта. Воспитывался гипернормативной, доминантной матерью, сейчас проживает с семьей родителей, большей частью просто лежит на диване (со слов матери). Имеет экономическое образование, хочет работать только в банке, однако везде при собеседовании получает отказ. От работы вместе с отцом – строителем на стройке – отказывается. Четыре года назад впервые вступил в интимные отношения с девушкой, но, почувствовав «проявления СПИДа» после этого, порвал с

ней отношения, обвинив её в том, что «она его заразила». В течении двух последующих лет регулярно обследовался на наличие СПИДа, и всегда получал отрицательные результаты. Считает, что напрасно пришел к психотерапевту, так как у него – соматическое, а не психическое заболевание, и что это он сделал только по настоянию матери.
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
У пациента необходимо исключить депрессию с ипохондрической симптоматикой, выявить уровень депрессии, тревожности, алексетимии, не только в виде опросников, но и используя проективные методики. Постараться, в рамках гештальт-терапии, настроить его на продолжение психотерапии.
Проводить психотерапию интегративно
Дыхательный «корсет». Пациентка В., 27 лет, психолог, обратилась по поводу постоянных конфликтов с мужем, в результате которых у неё развивается остановка дыхания, «как будто сдавили меня», продолжительностью 1-2 минуты. Понимает, как специалист, что сама провоцирует конфликты, так как при общении с мужем растет беспричинная раздражительность на него, и она также не может себя контролировать. Подобное поведение было и в первом браке, которое и привело его к разрыву. Сейчас боится, что распадется и второй брак.
Проведите анализ ситуации, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
У пациентки необходимо исключить конверсионно-диссоциативное расстройство в виде дыхательных расстройств. Провести диагностику агрессивности, алексетимии. Работать в рамках поведенческой психотерапии, НЛП, интегративно. Рекомендовать приехать с мужем – для семейной психотерапии.
Инфарктофобия. Пациент С., 30 лет, водитель, обратился из-за постоянного страха за свое здоровья, боязни умереть от «сердечной недостаточности». Появилась данная симптоматика год назад, после смерти отца от инфаркта миокарда, с которым в течении всей жизни были постоянные конфликты.
Начал обследовать сердце, чтобы «застать болезнь на начальной стадии, когда можно что-то ещё сделать». Очередным отрицательным результатам обследования не верил, шел на обследования в другую больницу. Из-за постоянных переживаний стал плохо спать, снизилась потенция. Кроме того, отпрашиваясь с работы на обследования, стал меньше зарабатывать. В результате всего этого отмечает, что дома постоянные конфликты с женой, семья на грани развода. Однако ничего не может с этим сделать, аргументированные доводы не помогают.
Проведите анализ ситуации – укажите расстройство, выберите тактику психодиагностики и психотерапии.
У пациента – тревожно-фобическое расстройство, инфарктофобия, с чертами ипоходрического невроза. Возникло на фоне внезапной смерти отца, из-за отсутствия взаимопонимания в течении жизни. Рекомендованы обследования на латентную депрессию, выявление уровня тревожности, алексетимии. Работать на бессознательном уровне пациента, желательно проведение психодрамы – методики «Прощание с умершим». Рекомендована медикаментозная терапия.
Вопросы для подготовки к занятию:
1.
Картина личности при синдроме гипервентиляции.
1.
Картина личности психогенном кашле, дыхательном корсете.
2.
Картина личности при кардиофобии, инфарктофобии.
3.
Методики «Крик», «Высвобождение шума», условия выполнения, инструкции.
Темы для докладов, презентаций.
1. Техники «Стон», «Плач», условия выполнения, инструкции.
Тема: Психосоматические расстройства при заболеваниях кожного покрова и двигательного аппарата. Опросники к кожным заболеваниям и аллергии и болезням суставов.
Цели занятия. Изучить опросники к кожным заболеваниям и аллергии, болезням суставов, провести анализ клинических случаев: крапивница, хроническая экзема, герпес, истерические припадки, тики, спастическая кривошея, спазм музыканта, радикулит, ревматоидный артрит.
Вопросы для подготовки к занятию:
1.
Картина личности при кожных заболеваниях.


1.
Картина личности при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
2.
Психотерапия при кожных заболеваниях.
3.
Психотерапия при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
Темы для докладов, презентаций.
1.Кожный зуд: проявления, психологические причины.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема: Проективные методики в психосоматике.
Цели занятия: приобретение навыка проведения психодиагностической проективной методики
Карта сказочной страны.
Задание для самостоятельной работы
Инструкция. Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир — в сказочную, фантастическую страну.
Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, где нельзя все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы: этой страны нет на карте мира. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем добились успеха. Помните задание: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас нам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак...
Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но, скажите, видели вы в продаже «Карту сказочной страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать?
Придется рисовать карту самостоятельно.
Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь подумайте о контуре, который определяет границы страны. Контур образует как бы силуэт страны.
Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие рисуют символ сердца, третьи обводят свою ладонь, четвертые изображают фантастический контур... Разум здесь не поможет, только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.
Каков ее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное — не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту. Вероятно, там появятся горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, пустыни, болота...
Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Возможно, чего-то не хватает? Для того чтобы
«прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно условные обозначения помещаются внизу страницы. Или, если ваша карта заняла весь лист, вы можете поместить их на обороте листа.
Пожалуйста, сделайте надпись: «Условные обозначения». Теперь нам предстоит составить список использованных вами условных обозначений. Для этого каждый цвет, который вы использовали при раскрашивании карты, внесите в условные обозначения в виде небольшого цветного прямоугольника. Если вы использовали красный цвет, в списке обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты вы использовали зеленый цвет, появится зеленый прямоугольник, и так далее.
Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в списке условных обозначений.
Теперь необходимо дать свое название каждому цветному прямоугольнику, каждому значку.
Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной