Файл: Отчет по производственной практике преддипломная работа Практика по получению профессиональных умений и опыта.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по результатам эксперимента с последующим их анализом. К положительным сторонам данных методик относятся: завуалированность диагностической цели, проведение диагностики комплексно, возможность интерпретации личности в целом, а не отдельных ее сторон.
Отрицательными сторонами являются: присутствие субъектности при интерпретации данных, неоднозначность полученных результатов, что
требует проверки на стандартизированных методах диагностики, невозможность воспроизводимости результатов, данные методики ненадежны и невалидны, проводить диагностику и интерпретировать полученные результаты должен квалифицированный психолог, имеющий опыт.
Классификация проективных методик
«Дерево», «Человек», «Два дома», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).
В 2019 году ВОЗ включила «профессиональный синдром» эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней (МКБ-11). По названию может сложиться впечатление, что синдрому подвержены только люди, которые уже работают по профессии, но это не так: страдают от выгорания и те, кто только осваивает профессию. Эмоциональное выгорание, которому подвержены студенты, также называют «академическим выгоранием».
Фактически любое эмоциональное выгорание — это последствия хронического стресса. Стресс не обязательно связан с рабочими задачами. Он также может возникнуть и из-за плохих отношений с коллегами или начальством. У студентов стресс иногда возникает и по другим причинам: например, из-за сложностей в освоении материала, плохих оценок и т.д. Усугубить ситуацию может смена места жительства и сложности в отношениях с учителями и другими студентами.
Экспериментальное исследование проводилось на базе объекта прохождения практики. В исследовании участвовали студенты университета
«Синергия» в количестве 10 человек.
При формировании экспериментальной выборки мы подчинялись ряду правил:
Метод формирования экспериментальной выборки стратометрический. Основные страты: возраст (от 18 до 23 лет), пол (в исследовании принимали участие мужчины), а также уровень образования. Таким образом, экспериментальная выборка составила 20 человек.
Экспериментальный план нашего исследования состоит из двух этапов.
Цель первого этапа: выявить уровень групповой сплоченности по методу Сишора у студентов университета «Синергия».
Цель второго этапа: провести сравнительный анализ эмоционального стресса у студентов университета «Синергия».
Анализ результатов исследования.
Г
рупповая сплоченность – субъектная характеристика группы, которая представляет собой восприятие изнутри (со стороны ее членов) или извне (со стороны не членов группы) психологического единства группы по одному или нескольким основаниям (Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Издательство «Когито-Центр», 2011 г.).
Рис. 1 Уровни групповой сплоченности студентов университета
«Синергия»
Затем мы выявили уровень стресса у студентов университета
«Синергия». В ходе исследования мы выявили, что чем ниже уровень самооценки стрессоустойчивости, тем выше стресс.
Опросник совладания со стрессом COPE разработан группой американских психологов на основе подхода Р. Лазаруса и на собственной модели саморегуляции поведения. Методика предоставляют возможность тестировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных копинг- стратегий, включая несколько видов избегающего копинга, склонность к употреблению психоактивных веществ, склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах – инструментальной и эмоциональной.
Р
езультаты тестирования приведены ниже:
Итак, высокий уровень стресса был выявлен у 25 % испытуемых, средний у 15 % и низкий у 60 % испытуемых.
Большинство студентов университета «Синергия» наиболее часто отмечали основным из проявлений стресса «плохой сон», «спешку и ощущение нехватки времени. Среди студентов с высоким уровнем эмоционального стресса (25 % испытуемых) также чаще всего отмечались такие проявления как «плохой сон», «спешка и нехватка времени», а также
«страх, тревога». Среди студентов со средним уровнем стресса (15 % испытуемых) часто отмечалось такое проявление как «низкая работоспособность, повышенная утомляемость» и практически неотмеченным было такое проявление как «головные боли». Студенты с низким уровнем экзаменационного стресса (60 % испытуемых) в целом давали низкую оценку
различным проявлениям стресса, не отмеченными были такие проявления как
«нарушение социальных контактов, проблемы в общении», «затруднённое дыхание».
Ниже приведены результаты опроса на тему «Причины возникновения стресса» у студентов университета «Синергия»:
Анализ проведенного обследования студентов университета
«Синергия» в зависимости от продолжительности их обучения в организации, позволяет сделать вывод о том, что уровень стресса у «старших» курсов ниже чем у младших курсов, при этом групповая сплоченность коллектива находится на высоком уровне.
Отрицательными сторонами являются: присутствие субъектности при интерпретации данных, неоднозначность полученных результатов, что
требует проверки на стандартизированных методах диагностики, невозможность воспроизводимости результатов, данные методики ненадежны и невалидны, проводить диагностику и интерпретировать полученные результаты должен квалифицированный психолог, имеющий опыт.
Классификация проективных методик
-
Методики дополнения. Стимульный материал: набор карточек со словами-стимулами (ассоциативный тест К.Г. Юнга); набор неоконченных предложений, рассказов, которые требуют завершения, методика «Кто Я?». -
Методики интерпретации. Стимульный материал: набор картинок, карточек с изображениями, фотографий и др. (тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди и др.). -
Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения). -
Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек»,
«Дерево», «Человек», «Два дома», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).
3. Разработка плана исследования группы
В 2019 году ВОЗ включила «профессиональный синдром» эмоционального выгорания в Международную классификацию болезней (МКБ-11). По названию может сложиться впечатление, что синдрому подвержены только люди, которые уже работают по профессии, но это не так: страдают от выгорания и те, кто только осваивает профессию. Эмоциональное выгорание, которому подвержены студенты, также называют «академическим выгоранием».
Фактически любое эмоциональное выгорание — это последствия хронического стресса. Стресс не обязательно связан с рабочими задачами. Он также может возникнуть и из-за плохих отношений с коллегами или начальством. У студентов стресс иногда возникает и по другим причинам: например, из-за сложностей в освоении материала, плохих оценок и т.д. Усугубить ситуацию может смена места жительства и сложности в отношениях с учителями и другими студентами.
Экспериментальное исследование проводилось на базе объекта прохождения практики. В исследовании участвовали студенты университета
«Синергия» в количестве 10 человек.
При формировании экспериментальной выборки мы подчинялись ряду правил:
-
Содержательный критерий (критерий операционной валидности). Операционная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. -
Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена. -
Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.
Метод формирования экспериментальной выборки стратометрический. Основные страты: возраст (от 18 до 23 лет), пол (в исследовании принимали участие мужчины), а также уровень образования. Таким образом, экспериментальная выборка составила 20 человек.
Экспериментальный план нашего исследования состоит из двух этапов.
Цель первого этапа: выявить уровень групповой сплоченности по методу Сишора у студентов университета «Синергия».
Цель второго этапа: провести сравнительный анализ эмоционального стресса у студентов университета «Синергия».
Анализ результатов исследования.
-
Методика «Определение индекса групповой сплоченности» Сишора позволяет диагностировать степень интеграции группы, её сплочение в единое целое.
Г
рупповая сплоченность – субъектная характеристика группы, которая представляет собой восприятие изнутри (со стороны ее членов) или извне (со стороны не членов группы) психологического единства группы по одному или нескольким основаниям (Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Издательство «Когито-Центр», 2011 г.).
Рис. 1 Уровни групповой сплоченности студентов университета
«Синергия»
Затем мы выявили уровень стресса у студентов университета
«Синергия». В ходе исследования мы выявили, что чем ниже уровень самооценки стрессоустойчивости, тем выше стресс.
-
Опросник совладания со стрессом, COPE
Опросник совладания со стрессом COPE разработан группой американских психологов на основе подхода Р. Лазаруса и на собственной модели саморегуляции поведения. Методика предоставляют возможность тестировать широкий спектр продуктивных и непродуктивных копинг- стратегий, включая несколько видов избегающего копинга, склонность к употреблению психоактивных веществ, склонность обращаться к религии в стрессогенных жизненных ситуациях, а также стремление опираться на социальную поддержку в двух ее формах – инструментальной и эмоциональной.
Р
езультаты тестирования приведены ниже:
Итак, высокий уровень стресса был выявлен у 25 % испытуемых, средний у 15 % и низкий у 60 % испытуемых.
Большинство студентов университета «Синергия» наиболее часто отмечали основным из проявлений стресса «плохой сон», «спешку и ощущение нехватки времени. Среди студентов с высоким уровнем эмоционального стресса (25 % испытуемых) также чаще всего отмечались такие проявления как «плохой сон», «спешка и нехватка времени», а также
«страх, тревога». Среди студентов со средним уровнем стресса (15 % испытуемых) часто отмечалось такое проявление как «низкая работоспособность, повышенная утомляемость» и практически неотмеченным было такое проявление как «головные боли». Студенты с низким уровнем экзаменационного стресса (60 % испытуемых) в целом давали низкую оценку
различным проявлениям стресса, не отмеченными были такие проявления как
«нарушение социальных контактов, проблемы в общении», «затруднённое дыхание».
Ниже приведены результаты опроса на тему «Причины возникновения стресса» у студентов университета «Синергия»:
Анализ проведенного обследования студентов университета
«Синергия» в зависимости от продолжительности их обучения в организации, позволяет сделать вывод о том, что уровень стресса у «старших» курсов ниже чем у младших курсов, при этом групповая сплоченность коллектива находится на высоком уровне.
- 1 2 3 4 5 6