Файл: Отчет по производственной практике преддипломная работа Практика по получению профессиональных умений и опыта.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка группового тренинга
Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.
Группа подбирается из состава студентов, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.
Помещение, оборудование и материалы:
-
аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками; -
стулья по количеству участников тренинга; -
парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.); -
ручки, фломастеры; -
карточки из бумаги форматом А5; -
фотоаппарат. Цели тренинга:
-
Профилактика психологического здоровья студентов. -
Ознакомление студентов с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией. -
Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.
Задачи тренинга:
-
Снижение уровня эмоционального выгорания студентов. -
Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания. -
Повышение уровня сплоченности коллектива.
Тренинг состоит из трёх частей.
Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
Вторая (основная) направлена на поиск возможностей,
индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.
Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастик
Ознакомление участников тренинга с приемами, упражнениями по снятию стресса
Ведущий предлагает перейти к следующей части тренинга «Все очень плодотворно поработали, а теперь переходим к упражнениям и техникам снятия стресса».
Ведущий на свой выбор может провести несколько упражнений с группе из предложенных. О других упражнениях просто проинформировать участников.
Дыхательные упражнения для снятия стресса
Упражнение №1.
Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.
Упражнение №2. «Дыхание» животом».
Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.
Психологические упражнения в борьбе со стрессом
Упражнение №1 «Проблема».
Для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;
Упражнение №2 «Внутренний огонек».
Необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;
Упражнение №3 «Настроение».
Помогает справиться со стрессами после ссор на протяжении 15 минут. Для выполнения необходимы карандаши или фломастеры, при помощи которых необходимо изложить свое состояние на бумаге, выбирая соответствующие цвета и изображения. После рисунка можно выразить эмоции словами, написав их на обратной стороне листа. Окончив выражать свое настроение, «шедевр» следует порвать, избавившись от негативных эмоций.
Упражнение №4 «Простые утверждения».
Цель: повышение веры в свои силы, концентрация на своих сильных
сторонах.
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».
Вот несколько примеров:
-
Сейчас я чувствую себя лучше. -
Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться. -
Я могу управлять своими внутренними ощущениями. -
Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю. -
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство. -
Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса. -
Внутренне я ощущаю, что все в порядке.
Придумайте свои собственные утверждения! Их можно повторять всегда, когда оказываетесь в дискомфортной ситуации. Важные правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».
Упражнение №5 «Вопросы к самому себе».
Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.
Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:
-
Это на самом деле большое дело? -
Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное? -
Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде? -
Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10
лет?
-
Стоит ли это того, чтобы так переживать? -
Стоит ли за это умереть?
мира!
-
Могу ли я справиться с этим?
Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем
Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в
вашем теле и разуме.
-
Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой? -
Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения; б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.
Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не
Упражнение №6 «Смех». Снятию стресса помогают смех.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Окончание тренинга
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня…» Какие средства борьбы со стрессом я могу применять самостоятельно? Как я могу себя замотивировать?
Оправдались ли Ваши ожидания? Подведение итогов занятия.