ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Состояние развития международных экономических отношений в настоящее время
Влияние факторов глобализации на экономическую безопасность России
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Анализ состояния экономической безопасности России
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Пути повышения экономической безопасности России
(22-66%); агропромышленный комплекс – мясная, рыбная и молочная продукция (23- 32%).
Импортозамещение в условиях нестабильности процессов, протекающих в мировой экономике, должно помочь в обеспечении устойчивого экономического развития страны, защиты ее социально- экономической безопасности.54 Чтобы конкурентоспособность импортозамещающей продукции была на должном уровне, она должна реализовываться не только на отечественном рынке, но и на зарубежном. В случае успеха в данном направлении, удастся улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта.
Также в целях снижения импортной зависимости, усиления продовольственной безопасности страны, поддержки отечественного производства и темпов внешней торговли важно осуществить изменения в функционировании агропромышленного комплекса.
Проблема агропромышленного комплекса России заключается в том, что фактическое производство продовольствия внутри страны не осуществляется в достаточном объеме при имеющихся природных ресурсах.55 Это свидетельствует о необходимости внедрения инноваций и привлечения инвестиций. В связи с этим, следует урегулировать внутренние проблемы хозяйствующих субъектов и увеличить государственное финансирование отрасли.
В создавшейся социально-экономической и политической ситуации в принимаемые меры в агропромышленном комплексе должны быть нацелены на устойчивое развитие АПК; обеспечение продовольственной безопасности; выполнение госпрограммы и других целевых программ развития АПК; увеличению емкости агропродовольственного рынка; увеличению пространственных и инфраструктурных возможностей; выход на внешние рынки
сбыта продукции.
54 Л.Г. Ахметшина, М.Г. Порвадов – Перспективы адаптации в России зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций: статья/ Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 1- с.239
55 Гончаренко Л. П., Геращенкова Т. М. - Инвестирование инновационных процессов в агропромышленном производстве как фактор повышения уровня продовольственной безопасности России: Моногр. – Экономика и управление народным хозяйством, Вестник финансового университета 2014, с. 15
Требуется многоуровневая система национальных и негосударственных институциональных форм управления с разграничением их функций, способных защитить национальные интересы России в сельскохозяйственной сфере и обеспечить ее продовольственную безопасность. В их сферу деятельности должны входить: разработка государственной политики и нормативно-правового регулирования продовольственной безопасности страны; оказание государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; лоббирование интересов отрасли; развитие аграрной науки.56
Важное значение имеет трансформация подходов к ведению хозяйственной деятельности, а именно необходимо внедрение ресурсосберегающих эколого-ориентированных технологий, использование прогрессивных сортов растений и разведение высокопродуктивных пород животных.
Также крайне важное народнохозяйственное значение имеет функционирование инновационно-инвестиционных процессов. Программы расширения масштабов инновационно-инвестиционной деятельности в АПК
должны содержать механизмы привлечения инвестиций в сферу НИОКР, фундаментальную науку, процессы коммерциализации инноваций, что создаст прочную научно-техническую основу и институциональное закрепление для решения проблем продовольственной безопасности.57
Принятие данных мер обеспечит повышение производительности труда в сельском хозяйстве и наполнит внутренний рынок отечественными продуктами питания в требуемых объемах.
56 О. И. Павлушкина, О. В. Кирсанова, А. Е. Черная, Н. Л. Татаренко - Модель структуры управления АПК России в условиях глобальных процессов: статья/ «Экономические науки» ФГБНУ «Всероссийский научно- исследовательский институт экономики и нормативов», №3(30), Ростов-на-Дону, 2015 – с. 147
57 Гончаренко Л. П., Геращенкова Т. М. - Инвестирование инновационных процессов в агропромышленном производстве как фактор повышения уровня продовольственной безопасности России: Моногр. – Экономика и управление народным хозяйством, Вестник финансового университета 2014 - с. 22
В условиях макроэкономической нестабильности, сопровождающейся снижением конкурентоспособности экономик, одним из основных направлений государственной политики России должно быть развитие существующих и формирование новых внешнеэкономических связей. Среди перспективных направлений внешнеэкономической политики России важным является развитие партнерства в рамках реализации перспективных проектов.
Активная внешнеэкономическая политика в современных экономических условиях является одним из основных условий конкурентоспособности страны, роста ее благосостояния, социально- экономического развития. Те страны, которые активно развивают внешнюю торговлю, способны
обеспечить устойчивое развитие своей экономики.
Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку в мире, России следует сохранять в числе своих приоритетных направлений партнерство в рамках БРИКС, СНГ, развивать партнерство в рамках ШОС и других блоков. Также стоит сделать ставку на технологическое и иное партнерство со странами ЕС, поскольку они издавна занимают значительное место в российской внешней торговле и могут выступать важными стратегическими партнерами.
Особо следует подчеркнуть значение членства России в БРИКС, поскольку экономический потенциал, которым располагают Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР дает основание предположить, что данные страны к 2050 году имеют шанс стать доминирующими мировыми экономиками. Основание для такого предположения заключается в том, что перечисленные государства охватывают свыше четверти мировой суши, в них проживает около 42% населения, а единый валовой внутренний продукт составляет около 16,039 трлн долларов. Это означает, что почти в каждом сопоставлении страны БРИКС будут наибольшим глобальным объектом. Данные страны являются одними из крупнейших и наиболее стремительно развивающихся формирующихся рынков.
Как показал проведенный анализ, на сегодняшний день существует острая необходимость в совершенствовании системы обеспечения экономической безопасности страны. Система обеспечения экономической безопасности России в условиях кризиса должна выполнять ряд специальных функций. Среди них: своевременное, оперативное выявление, прогнозирование угроз экономической безопасности России. К числу таких угроз относятся как кризисные, негативные тенденции и процессы экономического, политического, социального, техногенного, энергетического
и экологического характера, так и целенаправленные действия извне и изнутри общества, представляющие опасность для интересов страны.
Также актуально предупреждение, локализация или нейтрализация выявленных потенциальных и реальных угроз для страны с помощью необходимых законодательных, административных, экономических, информационных мероприятий; непосредственное противодействие носителям или источникам указанных угроз посредством реализации соответствующих механизмов.
Таким образом, данные меры способны улучшить экономическую безопасность России путем исключения как внутренних, так и внешних факторов, способных оказать негативное воздействие на экономику государства.
Импортозамещение в условиях нестабильности процессов, протекающих в мировой экономике, должно помочь в обеспечении устойчивого экономического развития страны, защиты ее социально- экономической безопасности.54 Чтобы конкурентоспособность импортозамещающей продукции была на должном уровне, она должна реализовываться не только на отечественном рынке, но и на зарубежном. В случае успеха в данном направлении, удастся улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта.
Также в целях снижения импортной зависимости, усиления продовольственной безопасности страны, поддержки отечественного производства и темпов внешней торговли важно осуществить изменения в функционировании агропромышленного комплекса.
Проблема агропромышленного комплекса России заключается в том, что фактическое производство продовольствия внутри страны не осуществляется в достаточном объеме при имеющихся природных ресурсах.55 Это свидетельствует о необходимости внедрения инноваций и привлечения инвестиций. В связи с этим, следует урегулировать внутренние проблемы хозяйствующих субъектов и увеличить государственное финансирование отрасли.
В создавшейся социально-экономической и политической ситуации в принимаемые меры в агропромышленном комплексе должны быть нацелены на устойчивое развитие АПК; обеспечение продовольственной безопасности; выполнение госпрограммы и других целевых программ развития АПК; увеличению емкости агропродовольственного рынка; увеличению пространственных и инфраструктурных возможностей; выход на внешние рынки
сбыта продукции.
54 Л.Г. Ахметшина, М.Г. Порвадов – Перспективы адаптации в России зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций: статья/ Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 1- с.239
55 Гончаренко Л. П., Геращенкова Т. М. - Инвестирование инновационных процессов в агропромышленном производстве как фактор повышения уровня продовольственной безопасности России: Моногр. – Экономика и управление народным хозяйством, Вестник финансового университета 2014, с. 15
Требуется многоуровневая система национальных и негосударственных институциональных форм управления с разграничением их функций, способных защитить национальные интересы России в сельскохозяйственной сфере и обеспечить ее продовольственную безопасность. В их сферу деятельности должны входить: разработка государственной политики и нормативно-правового регулирования продовольственной безопасности страны; оказание государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; лоббирование интересов отрасли; развитие аграрной науки.56
Важное значение имеет трансформация подходов к ведению хозяйственной деятельности, а именно необходимо внедрение ресурсосберегающих эколого-ориентированных технологий, использование прогрессивных сортов растений и разведение высокопродуктивных пород животных.
Также крайне важное народнохозяйственное значение имеет функционирование инновационно-инвестиционных процессов. Программы расширения масштабов инновационно-инвестиционной деятельности в АПК
должны содержать механизмы привлечения инвестиций в сферу НИОКР, фундаментальную науку, процессы коммерциализации инноваций, что создаст прочную научно-техническую основу и институциональное закрепление для решения проблем продовольственной безопасности.57
Принятие данных мер обеспечит повышение производительности труда в сельском хозяйстве и наполнит внутренний рынок отечественными продуктами питания в требуемых объемах.
56 О. И. Павлушкина, О. В. Кирсанова, А. Е. Черная, Н. Л. Татаренко - Модель структуры управления АПК России в условиях глобальных процессов: статья/ «Экономические науки» ФГБНУ «Всероссийский научно- исследовательский институт экономики и нормативов», №3(30), Ростов-на-Дону, 2015 – с. 147
57 Гончаренко Л. П., Геращенкова Т. М. - Инвестирование инновационных процессов в агропромышленном производстве как фактор повышения уровня продовольственной безопасности России: Моногр. – Экономика и управление народным хозяйством, Вестник финансового университета 2014 - с. 22
В условиях макроэкономической нестабильности, сопровождающейся снижением конкурентоспособности экономик, одним из основных направлений государственной политики России должно быть развитие существующих и формирование новых внешнеэкономических связей. Среди перспективных направлений внешнеэкономической политики России важным является развитие партнерства в рамках реализации перспективных проектов.
Активная внешнеэкономическая политика в современных экономических условиях является одним из основных условий конкурентоспособности страны, роста ее благосостояния, социально- экономического развития. Те страны, которые активно развивают внешнюю торговлю, способны
обеспечить устойчивое развитие своей экономики.
Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку в мире, России следует сохранять в числе своих приоритетных направлений партнерство в рамках БРИКС, СНГ, развивать партнерство в рамках ШОС и других блоков. Также стоит сделать ставку на технологическое и иное партнерство со странами ЕС, поскольку они издавна занимают значительное место в российской внешней торговле и могут выступать важными стратегическими партнерами.
Особо следует подчеркнуть значение членства России в БРИКС, поскольку экономический потенциал, которым располагают Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР дает основание предположить, что данные страны к 2050 году имеют шанс стать доминирующими мировыми экономиками. Основание для такого предположения заключается в том, что перечисленные государства охватывают свыше четверти мировой суши, в них проживает около 42% населения, а единый валовой внутренний продукт составляет около 16,039 трлн долларов. Это означает, что почти в каждом сопоставлении страны БРИКС будут наибольшим глобальным объектом. Данные страны являются одними из крупнейших и наиболее стремительно развивающихся формирующихся рынков.
Как показал проведенный анализ, на сегодняшний день существует острая необходимость в совершенствовании системы обеспечения экономической безопасности страны. Система обеспечения экономической безопасности России в условиях кризиса должна выполнять ряд специальных функций. Среди них: своевременное, оперативное выявление, прогнозирование угроз экономической безопасности России. К числу таких угроз относятся как кризисные, негативные тенденции и процессы экономического, политического, социального, техногенного, энергетического
и экологического характера, так и целенаправленные действия извне и изнутри общества, представляющие опасность для интересов страны.
Также актуально предупреждение, локализация или нейтрализация выявленных потенциальных и реальных угроз для страны с помощью необходимых законодательных, административных, экономических, информационных мероприятий; непосредственное противодействие носителям или источникам указанных угроз посредством реализации соответствующих механизмов.
Таким образом, данные меры способны улучшить экономическую безопасность России путем исключения как внутренних, так и внешних факторов, способных оказать негативное воздействие на экономику государства.