Файл: Территориальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(22-66%); агропромышленный комплекс – мясная, рыбная и молочная продукция (23- 32%).

Импортозамещение в условиях нестабильности процессов, протекающих в мировой экономике, должно помочь в обеспечении устойчивого экономического развития страны, защиты ее социально- экономической безопасности.54 Чтобы конкурентоспособность импортозамещающей продукции была на должном уровне, она должна реализовываться не только на отечественном рынке, но и на зарубежном. В случае успеха в данном направлении, удастся улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта.

Также в целях снижения импортной зависимости, усиления продовольственной безопасности страны, поддержки отечественного производства и темпов внешней торговли важно осуществить изменения в функционировании агропромышленного комплекса.

Проблема агропромышленного комплекса России заключается в том, что фактическое производство продовольствия внутри страны не осуществляется в достаточном объеме при имеющихся природных ресурсах.55 Это свидетельствует о необходимости внедрения инноваций и привлечения инвестиций. В связи с этим, следует урегулировать внутренние проблемы хозяйствующих субъектов и увеличить государственное финансирование отрасли.

В создавшейся социально-экономической и политической ситуации в принимаемые меры в агропромышленном комплексе должны быть нацелены на устойчивое развитие АПК; обеспечение продовольственной безопасности; выполнение госпрограммы и других целевых программ развития АПК; увеличению емкости агропродовольственного рынка; увеличению пространственных и инфраструктурных возможностей; выход на внешние рынки
сбыта продукции.




54 Л.Г. Ахметшина, М.Г. Порвадов – Перспективы адаптации в России зарубежного опыта обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций: статья/ Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 1- с.239

55 Гончаренко Л. П., Геращенкова Т. М. - Инвестирование инновационных процессов в агропромышленном производстве как фактор повышения уровня продовольственной безопасности России: Моногр. Экономика и управление народным хозяйством, Вестник финансового университета 2014, с. 15

Требуется многоуровневая система национальных и негосударственных институциональных форм управления с разграничением их функций, способных защитить национальные интересы России в сельскохозяйственной сфере и обеспечить ее продовольственную безопасность. В их сферу деятельности должны входить: разработка государственной политики и нормативно-правового регулирования продовольственной безопасности страны; оказание государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; лоббирование интересов отрасли; развитие аграрной науки.56

Важное значение имеет трансформация подходов к ведению хозяйственной деятельности, а именно необходимо внедрение ресурсосберегающих эколого-ориентированных технологий, использование прогрессивных сортов растений и разведение высокопродуктивных пород животных.

Также крайне важное народнохозяйственное значение имеет функционирование инновационно-инвестиционных процессов. Программы расширения масштабов инновационно-инвестиционной деятельности в АПК

должны содержать механизмы привлечения инвестиций в сферу НИОКР, фундаментальную науку, процессы коммерциализации инноваций, что создаст прочную научно-техническую основу и институциональное закрепление для решения проблем продовольственной безопасности.57

Принятие данных мер обеспечит повышение производительности труда в сельском хозяйстве и наполнит внутренний рынок отечественными продуктами питания в требуемых объемах.






56 О. И. Павлушкина, О. В. Кирсанова, А. Е. Черная, Н. Л. Татаренко - Модель структуры управления АПК России в условиях глобальных процессов: статья/ «Экономические науки» ФГБНУ «Всероссийский научно- исследовательский институт экономики и нормативов», №3(30), Ростов-на-Дону, 2015 – с. 147

57 Гончаренко Л. П., Геращенкова Т. М. - Инвестирование инновационных процессов в агропромышленном производстве как фактор повышения уровня продовольственной безопасности России: Моногр. Экономика и управление народным хозяйством, Вестник финансового университета 2014 - с. 22

В условиях макроэкономической нестабильности, сопровождающейся снижением конкурентоспособности экономик, одним из основных направлений государственной политики России должно быть развитие существующих и формирование новых внешнеэкономических связей. Среди перспективных направлений внешнеэкономической политики России важным является развитие партнерства в рамках реализации перспективных проектов.

Активная внешнеэкономическая политика в современных экономических условиях является одним из основных условий конкурентоспособности страны, роста ее благосостояния, социально- экономического развития. Те страны, которые активно развивают внешнюю торговлю, способны
обеспечить устойчивое развитие своей экономики.

Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку в мире, России следует сохранять в числе своих приоритетных направлений партнерство в рамках БРИКС, СНГ, развивать партнерство в рамках ШОС и других блоков. Также стоит сделать ставку на технологическое и иное партнерство со странами ЕС, поскольку они издавна занимают значительное место в российской внешней торговле и могут выступать важными стратегическими партнерами.

Особо следует подчеркнуть значение членства России в БРИКС, поскольку экономический потенциал, которым располагают Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР дает основание предположить, что данные страны к 2050 году имеют шанс стать доминирующими мировыми экономиками. Основание для такого предположения заключается в том, что перечисленные государства охватывают свыше четверти мировой суши, в них проживает около 42% населения, а единый валовой внутренний продукт составляет около 16,039 трлн долларов. Это означает, что почти в каждом сопоставлении страны БРИКС будут наибольшим глобальным объектом. Данные страны являются одними из крупнейших и наиболее стремительно развивающихся формирующихся рынков.

Как показал проведенный анализ, на сегодняшний день существует острая необходимость в совершенствовании системы обеспечения экономической безопасности страны. Система обеспечения экономической безопасности России в условиях кризиса должна выполнять ряд специальных функций. Среди них: своевременное, оперативное выявление, прогнозирование угроз экономической безопасности России. К числу таких угроз относятся как кризисные, негативные тенденции и процессы экономического, политического, социального, техногенного, энергетического
и экологического характера, так и целенаправленные действия извне и изнутри общества, представляющие опасность для интересов страны.

Также актуально предупреждение, локализация или нейтрализация выявленных потенциальных и реальных угроз для страны с помощью необходимых законодательных, административных, экономических, информационных мероприятий; непосредственное противодействие носителям или источникам указанных угроз посредством реализации соответствующих механизмов.

Таким образом, данные меры способны улучшить экономическую безопасность России путем исключения как внутренних, так и внешних факторов, способных оказать негативное воздействие на экономику государства.