Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 471
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недруже- ственной не только к инвалиду, но также к ребенку, по- жилому человеку, вообще любому индивиду). Это ограни- чение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер,
устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и чивающих возможность трудовой адаптации.
Второй барьер — это трудовая сегрегация, или изоля-
ция, инвалида: из-за своей патологии индивид с ограничен- ными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже са- мой простой. Однако в других ситуациях инвалидам пред- ставляются (или оказываются доступны) рабочие места,
требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не- столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым ха- рактером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В усло- виях "дикой" рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная.
Однако необходимо отметить, что в условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и за- рубежных экспертов, трудовая деятельность доступна при- близительно 2/3 всех инвалидов, работает же не более
11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специ- альных рабочих мест, сколько доминирующей ориентаци-
43
устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и чивающих возможность трудовой адаптации.
Второй барьер — это трудовая сегрегация, или изоля-
ция, инвалида: из-за своей патологии индивид с ограничен- ными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже са- мой простой. Однако в других ситуациях инвалидам пред- ставляются (или оказываются доступны) рабочие места,
требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не- столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым ха- рактером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В усло- виях "дикой" рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная.
Однако необходимо отметить, что в условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и за- рубежных экспертов, трудовая деятельность доступна при- близительно 2/3 всех инвалидов, работает же не более
11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специ- альных рабочих мест, сколько доминирующей ориентаци-
43
ей на получение льгот и пособий вместо труда
1
. К сожале- нию, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоя- тельством, что нередко инвалидная пенсия является бо- лее солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае она выплачивается более регулярно.
Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов выступает которая явля- ется следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть дос- таточным для обеспечения достойного уровня жизни инди- вида). Впрочем, в последние годы появились лица из числа предпринимателей, получившие инвалидность вследствие травмы, террористического акта и т. д. Финансовые огра- ничения не являются для них значимыми или не стоят вов- се. Тем не менее преодоление всех других барьеров требу- ет от них малых усилий.
Важным и труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-аредовой. Даже в тех случаях,
когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально обо- рудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду.
Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения.
Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит спе- циальных информационных средств, извещающих о пара- метрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально- психическими ограничениями отсутствуют возможности ори- ентироваться в среде, безопасно передвигаться и действо- вать в ней.
См
С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость населе- ния М,1997 С 4.
44
1
. К сожале- нию, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоя- тельством, что нередко инвалидная пенсия является бо- лее солидным источником дохода, чем заработная плата работающего, во всяком случае она выплачивается более регулярно.
Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов выступает которая явля- ется следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть дос- таточным для обеспечения достойного уровня жизни инди- вида). Впрочем, в последние годы появились лица из числа предпринимателей, получившие инвалидность вследствие травмы, террористического акта и т. д. Финансовые огра- ничения не являются для них значимыми или не стоят вов- се. Тем не менее преодоление всех других барьеров требу- ет от них малых усилий.
Важным и труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-аредовой. Даже в тех случаях,
когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально обо- рудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду.
Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения.
Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит спе- циальных информационных средств, извещающих о пара- метрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально- психическими ограничениями отсутствуют возможности ори- ентироваться в среде, безопасно передвигаться и действо- вать в ней.
См
С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость населе- ния М,1997 С 4.
44
Вероятно, для всех типов инвалидов важное препят- ствие представляет информационный барьер, который име- ет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получе- нии информации как общего плана, так и имеющей непос- редственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государствен- ной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их под- держки). Это вызвано и экономическими причинами (напри- мер, невозможность купить или отремонтировать телеви- зионный или радиоприемник, выписать газету), и дефици- том специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в на- шей стране. Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хотя пер- вые шаги в этой сфере предпринимаются.
Конечно, в структурированной информации могут нуж- даться только те инвалиды, которые имеют сохранный или относительно сохранный интеллект, какой-то минималь- ный уровень способностей к познанию, критической оценке окружающей действительности и к самооценке. Дефицит информации или ее недостаточная насыщенность могут при- вести к необратимому угасанию интеллектуальных способ- ностей таких лиц.
С другой стороны, существует информационный барь- ер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презенто- вать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений воз- никают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуника- ции между инвалидом и социумом.
Эмоциональный барьер также является двусторонним,
то есть он может складываться из непродуктивных эмоцио-
45
нальных реакций окружающих по поводу инвалида — лю- бопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гипер- опеки, страха и т. д. — и фрустриругощих эмоций инвали- да: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д.
Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затруд- няющим социальные контакты в процессе взаимоотноше- ний инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ог- раниченными возможностями, и его ближайшее окруже- ние остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован.
Наконец, комплексный характер имеет коммуникатив-
ный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих лич- ность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является след- ствием и физических ограничений, и эмоциональной защит- ной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива,
и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно,
что восстановление нормальных для возраста и социально- го статуса коммуникаций является одной из наиболее на- груженных целей социальной реабилитации инвалида.
Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалид- ность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно- методических оснований исходят. Господствовавшая преж- де медицинская модель инвалидности исходила из ведущей роли медицины в лечении дефекта, рассматривая инвалида как пациента. Реабилитация, таким образом, рассматрива- ется исключительно с одной стороны — со стороны восста- новления трудовых возможностей. В этой связи в обществен- ном сознании понятия "инвалидность" и "нетрудоспособ- ность" воспринимаются как равнозначные и взаимозаменя- гощие термины. Необходимость опровержения такого под- хода привела к появлению в научном обороте и
4 6
Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затруд- няющим социальные контакты в процессе взаимоотноше- ний инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ог- раниченными возможностями, и его ближайшее окруже- ние остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован.
Наконец, комплексный характер имеет коммуникатив-
ный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих лич- ность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является след- ствием и физических ограничений, и эмоциональной защит- ной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива,
и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно,
что восстановление нормальных для возраста и социально- го статуса коммуникаций является одной из наиболее на- груженных целей социальной реабилитации инвалида.
Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалид- ность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно- методических оснований исходят. Господствовавшая преж- де медицинская модель инвалидности исходила из ведущей роли медицины в лечении дефекта, рассматривая инвалида как пациента. Реабилитация, таким образом, рассматрива- ется исключительно с одной стороны — со стороны восста- новления трудовых возможностей. В этой связи в обществен- ном сознании понятия "инвалидность" и "нетрудоспособ- ность" воспринимаются как равнозначные и взаимозаменя- гощие термины. Необходимость опровержения такого под- хода привела к появлению в научном обороте и
4 6
ранению в литературе
1
наряду с медицинской моделью ин- валидности такого понятия, как "социальная модель инва-
лидности".
Такой аспект рассмотрения проблемы исходит не из неизбежно ограниченного перечня болезней, нарушений и патологий, перечисляемых нормативными документами, а из факта наличия и степени утраты способности к социаль- ному функционированию привычного, "нормального" для данного общества характера и уровня. Соответственно ре- шение проблем, связанных с инвалидностью, предполага- ется осуществлять в первую очередь через оказание помо- щи лицам с функциональными нарушениями, создание сис- темы учреждений социального обслуживания, как комп- лексных, так и специализированных. Подобные учрежде- ния должны быть доступны для населения территориаль- но, по набору предлагаемых услуг, по условиям своей де- ятельности бесплатность оказания услуг нередко явля- ется для их клиентов жизненно важным фактором.
Специализированные учебные заведения для детей-ин- валидов также являются отражением социальной моде- ли — образовательная служба "подтягивает" детей к себе,
не имея возможности предоставить образовательные услу- ги на дому каждому нуждающемуся. В последнее время по- лучает также распространение понятие
вовая модель инвалидности". В соответствии с ней люди,
имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное меньшинство права и свободы которого ущем- ляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограни- ченным доступом к участию во всех аспектах жизни обще- ства, к информации и средствам коммуникации, культуре и спорту.
См/ Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е. И.
А. И,
М/ Институт социальной работы, 1996;
В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологичес- кие аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
МИПКРО, 1995.
1
наряду с медицинской моделью ин- валидности такого понятия, как "социальная модель инва-
лидности".
Такой аспект рассмотрения проблемы исходит не из неизбежно ограниченного перечня болезней, нарушений и патологий, перечисляемых нормативными документами, а из факта наличия и степени утраты способности к социаль- ному функционированию привычного, "нормального" для данного общества характера и уровня. Соответственно ре- шение проблем, связанных с инвалидностью, предполага- ется осуществлять в первую очередь через оказание помо- щи лицам с функциональными нарушениями, создание сис- темы учреждений социального обслуживания, как комп- лексных, так и специализированных. Подобные учрежде- ния должны быть доступны для населения территориаль- но, по набору предлагаемых услуг, по условиям своей де- ятельности бесплатность оказания услуг нередко явля- ется для их клиентов жизненно важным фактором.
Специализированные учебные заведения для детей-ин- валидов также являются отражением социальной моде- ли — образовательная служба "подтягивает" детей к себе,
не имея возможности предоставить образовательные услу- ги на дому каждому нуждающемуся. В последнее время по- лучает также распространение понятие
вовая модель инвалидности". В соответствии с ней люди,
имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное меньшинство права и свободы которого ущем- ляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограни- ченным доступом к участию во всех аспектах жизни обще- ства, к информации и средствам коммуникации, культуре и спорту.
См/ Настольная книга специалиста: Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е. И.
А. И,
М/ Институт социальной работы, 1996;
В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологичес- кие аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
МИПКРО, 1995.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 19
47
Содержание данной модели определяет следующий ход к решению проблем инвалидности: равные права чело- века, имеющего инвалидность, на участие во всех аспек- тах жизни общества должны быть закреплены законодатель- ством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обес- печены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Данная модель инвалидности ориентирует об- щество на защиту особых прав инвалидов точно так же,
как подобное отношение должно быть гарантировано каж- дой отдельной социальной группе с особыми нуждами.
В программные документы общественных инвалидных движений, основанных на принципах философии независи- мой жизни, включается также модель культурного плюра-
лизма. Основной акцент здесь делается на понятии равен- ства: все аспекты жизни общества должны быть одинаково доступны для всех членов общества вне зависимости от их отличий от других.
Утверждение понятия "лицо с ограниченными возмож-
ностями" находится также в русле этих изменений объе- ма и сущности представлений общества об инвалидности,
правах и особенностях инвалидов. Подобный термин свиде- тельствует о том, что нет жесткой связи между юридичес- кой фиксацией инвалидности, всегда неизбежно ограничен- ной в силу финансово-экономических лимитов, и действи- тельными дефицитами сил, здоровья, социальных и лич- ностных ресурсов, которые препятствуют индивиду (ино- гда и его ближайшему социальному окружению) нормаль- но жить и развиваться в обществе. Если проанализировать список заболеваний, дающих право на установление инва- лидности, и сопутствующие этому льготы, становится ясно,
что целый ряд состояний, объективно препятствующих со- циальному функционированию индивида, находится за рам- ками этого перечня. Недаром, например, в практике соци- ально-реабилитационных учреждений для детей-инвалидов,
как правило, не проводится жесткая селекция несовершен-
48
нолетних клиентов по типу патологии, а принимаются на обслуживание также ослабленные и часто болеющие дети,
дети группы социального риска или же социально и педа- гогически запущенные.
Ограничение возможностей иногда трактуется как удовлетворенность "особых нужд" инвалидов
1
, что дит к их социальному исключению (social exclusion). Этой проблеме было уделено большое внимание в ходе прохо- дившего в 1998 г. Объединенного всемирного конгресса Меж- дународной федерации социальных работников и Между- народной ассоциации школ социальной
Однако в теоретико-методологическом смысле каждое лицо имеет те или иные отклонения от среднестатистической нормы и за счет этого именно и является самостоятельной, отличной от других личностью. Поэтому, в сущности, каждое такое отличие может явиться причиной для социального исклю- чения, и истории известны такие примеры, когда люди под- вергались дискриминации за цвет кожи, длину волос, осо- бенности одежды или характер мировоззрения. Таким об- разом, практически каждый индивид имеет те или иные
особые нужды, к которым общество должно приспосабли- вать свои внешние условия.
Однако осуществить это невозможно, так как особые нужды одних индивидов могут противоречить столь же осо- бым нуждам других. С точки зрения экономических, орга- низационных и прочих ресурсов крайне затруднительно адаптировать социальные условия к требованиям каждой непохожей личности. Вся социальная жизнь организуется как непрерывный процесс компромиссов в организации функ- ционирования между личностью и социумом,
группой и обществом. При этом уважение прав личности предусматривает в то же время признание определенных прав общности.
См. Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка Саратов, 1998.
Peace and Social Justice The Challenges Facing Social Work. Jerusalem, Israel.
1998.
49
дети группы социального риска или же социально и педа- гогически запущенные.
Ограничение возможностей иногда трактуется как удовлетворенность "особых нужд" инвалидов
1
, что дит к их социальному исключению (social exclusion). Этой проблеме было уделено большое внимание в ходе прохо- дившего в 1998 г. Объединенного всемирного конгресса Меж- дународной федерации социальных работников и Между- народной ассоциации школ социальной
Однако в теоретико-методологическом смысле каждое лицо имеет те или иные отклонения от среднестатистической нормы и за счет этого именно и является самостоятельной, отличной от других личностью. Поэтому, в сущности, каждое такое отличие может явиться причиной для социального исклю- чения, и истории известны такие примеры, когда люди под- вергались дискриминации за цвет кожи, длину волос, осо- бенности одежды или характер мировоззрения. Таким об- разом, практически каждый индивид имеет те или иные
особые нужды, к которым общество должно приспосабли- вать свои внешние условия.
Однако осуществить это невозможно, так как особые нужды одних индивидов могут противоречить столь же осо- бым нуждам других. С точки зрения экономических, орга- низационных и прочих ресурсов крайне затруднительно адаптировать социальные условия к требованиям каждой непохожей личности. Вся социальная жизнь организуется как непрерывный процесс компромиссов в организации функ- ционирования между личностью и социумом,
группой и обществом. При этом уважение прав личности предусматривает в то же время признание определенных прав общности.
См. Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка Саратов, 1998.
Peace and Social Justice The Challenges Facing Social Work. Jerusalem, Israel.
1998.
49
Особые нужды инвалидов являются в полной мере "осо- быми", специфическими отклонениями от количественной нормы. Их особенность состоит в том, что в большинстве случаев сами инвалиды не могут в должной мере адаптиро- ваться к условиям жизнедеятельности по причинам своих физических, интеллектуальных или психических дефектов.
Необеспеченность инвалидов необходимым и качественным специальным оборудованием, медикаментами, материаль- ной, социальной, психологической и юридической помощью резко сужает возможности их нормальной жизнедеятель- ности и полноценной интеграции в общественную среду.
В данном случае общество обязано прибегнуть к опреде- ленному неравенству, чтобы компенсировать таким обра- зом инвалидам их дефекты здоровья и обеспечить макси- мально возможное равенство для них.
Сущность реабилитации — не только (или не столько)
восстановление здоровья, сколько восстановление (или со- здание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения рас- полагает инвалид. Таким образом, инвалидность тракту- ется как проблема не столько медицинская, сколько соци- альная. Лечение болезни, коррекция нарушения, медицин- ская компенсация дефекта имеют свои границы. В то же время люди, не являющиеся инвалидами, также отлича- ются по своим физическим возможностям, уровню физи- ческой силы, быстроте реакции, интеллектуальным спо- собностям и т. д. Цель общества — максимально полно обес- печить возможность для всех людей, с их специфически- ми, в том числе ограниченными, возможностями социаль- ное функционирование и развитие. Люди сильного личност- ного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уяз- вимые стороны своей личности, нуждаясь иногда в помощи.
Лица, утратившие здоровье или не имевшие его, нужда- ются в социальной реабилитации, осуществляемой с про- фессиональной помощью специалистов по реабилитологии
50
или социальной работе, так как степень их дефекта требу- ет особенно обширных ресурсов компенсации. При помощи последовательной системы мер может быть достигнуто не только уменьшение воздействия фак- торов и условий, но и создание возможностей для инвали- дов достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Выражаясь обобщенно, необходимо создавать возможность для инвалидов жить счастливыми и находить удовлетворение в своей жизнедеятельности.
Для осуществления этой специальной деятельности об- щества в отношении лиц с ограниченными возможностями создаются структуры, реализующие их социальную защи- ту. Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жиз- недеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни обще- ства.
Содержание реабилитации рассматривается как "про- цесс и система медицинских, психологических, педагоги- ческих, социально-экономических мероприятий, направлен- ных на устранение или возможно более полную компенса- цию ограничений жизнедеятельности, вызванных наруше- нием здоровья со стойким расстройством функций организ- ма"
1
. Цель реабилитации — "восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независи- мости и его социальная адаптация"
2
. К сожалению, в со- временных условиях именно эта социальная цель встреча- ет наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы,
отсутствие трудовой мотивации и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев
Приложение к совместному постановлению Министерства труда и соци- ального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения
Российской Федерации № 1/30 от 29 января 1997 г.
Там же.
51
Для осуществления этой специальной деятельности об- щества в отношении лиц с ограниченными возможностями создаются структуры, реализующие их социальную защи- ту. Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жиз- недеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни обще- ства.
Содержание реабилитации рассматривается как "про- цесс и система медицинских, психологических, педагоги- ческих, социально-экономических мероприятий, направлен- ных на устранение или возможно более полную компенса- цию ограничений жизнедеятельности, вызванных наруше- нием здоровья со стойким расстройством функций организ- ма"
1
. Цель реабилитации — "восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независи- мости и его социальная адаптация"
2
. К сожалению, в со- временных условиях именно эта социальная цель встреча- ет наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы,
отсутствие трудовой мотивации и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев
Приложение к совместному постановлению Министерства труда и соци- ального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения
Российской Федерации № 1/30 от 29 января 1997 г.
Там же.
51