Файл: Дипломная работа по специальности Право и организация социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 2749

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) сопровождение получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск сурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Социальные услуги по способу их предоставления можно выделить в:

— базовые – социальные услуги, не предусматривают предоставление постоянной или периодической комплексной помощи (информирование, консультирование, посредничество, предоставление убежища, представительство интересов и т.п.);

— комплексные – социальные услуги, предусматривающие оказание постоянной или периодической комплексной помощи (уход, устройство в семейные формы воспитания, социальное сопровождение / патронаж, кризисное вмешательство, поддержанное проживания, реабилитация, социальная адаптация, социальная интеграция и реинтеграция, социальная реабилитация и т.д.);

— технические – социальные услуги, предоставляемые получателю, который нуждается в получении помощи (продукты питания, средства санитарии и личной гигиены, средства ухода за детьми, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости, топливо, обработку приусадебных участков, а также технические и другие средства реабилитации), транспортные услуги и тому подобное;

— экстренные – социальные услуги, срочно (в течение суток) предоставляются получателям, попавшие в ситуацию, угрожающую их жизни, здоровью и тому подобное.

Социальные услуги в зависимости от срока предоставления подразделяются на:

— постоянные – социальные услуги предоставляются не реже 1 раза в месяц более 1 года;


— временные – социальные услуги предоставляются не реже 1 раза в месяц до 1 года разовые — социальные услуги, имеющие разовый характер.

Ключевыми объектами системы социальных услуг является получатели таких услуг – лица, отдельные социальные группы, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и не могут самостоятельно их преодолеть. Социальные услуги могут предоставляться таким лицам, социальным группам как за плату, так и бесплатно.

Согласно статье 15 Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определены обстоятельства, при которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. (в ред. Федерального закона от 28.04.2023)



Получателями социальных услуг на безвозмездной основе является:

— граждане, которые не способны к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеют родных, которые должны обеспечить им уход и помощь;

— граждане, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах в связи с безработицей и зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу, бездомностью, стихийным бедствием, катастрофами, которые являются беженцами в результате вооруженных или межэтнических конфликтов, если среднемесячный доход этих лиц ниже, чем установленный прожиточный минимум;

— дети и молодежь, которые находятся в сложной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, беспризорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким отношением в семье.

Для получения социальных услуг:

— государственными и коммунальными субъектами, лицо, которое в них нуждается, должно обратиться с письменным заявлением в местный орган исполнительной власти или органа местного самоуправления;

— негосударственными субъектами, лицо, которое в них нуждается, обращается к соответствующему субъекта, которые предоставляет.

Для получения услуг гражданину необходимо подать заявление им самим или, его представителем. Предусмотрена подача заявления в электронной форме, что является также нововведением. С каждым получателем социальных услуг заключается договор и составляется индивидуальная программа. В прежнем законе такого документа не было. В индивидуальной программе указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина, так как получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя. Составляется программа в срок не более чем за 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года. Срочные социальные услуги оказываются без составления индивидуальной программы. После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг. В нем обязательно должны быть закреплены положения
, индивидуальной программы, а также стоимость социальных услуг.

Это позволило увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение социальных услуг. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. Таким образом, в социальных программах учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя.

Важными аспектами системы являются принципы предоставления социальных услуг, а именно:

  • адресности и индивидуального подхода;

  • доступности и открытости;

  • добровольности выбора получения или отказа от предоставления социальных услуг;

  • гуманности;

  • комплексности;

  • максимальной эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств субъектами, которые предоставляют социальные услуги; законности;

  • социальной справедливости;

  • обеспечение конфиденциальности субъектами, которые предоставляют социальные услуги.

Подтверждением предоставления социальных услуг является акт о предоставлении социальных услуг, содержащий сведения о гражданине и поставщике услуг, видах предоставленных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении социальных услуг подтверждается подписью гражданина.

Основаниями для прекращения предоставления социальных услуг являются:

1) письменное заявление гражданина (представителя гражданина);

2) истечение срока действия договора либо его расторжение п

3)основаниям, предусмотренным действующим законодательством;

4)осуждение гражданина к отбыванию наказания в виде реального лишения свободы;

5)смерть гражданина;

6)распоряжение (решение) органа опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования, здравоохранения, социальной защиты (при предоставлении социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации);

7)ликвидация (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг.

Таким образом, государство является ключевым субъектом государственного управления системой предоставления социальных услуг, которое должно выполнять координирующую и организующую роль в урегулировании общественных отношений, процессов в этой системе.

Государство по сравнению с негосударственными институтами имеет более широкие властные полномочия в этой сфере, которые реализуются соответствующими органами государственной власти путем государственного управления. Государство с целью предоставления социальных услуг, которое относится к ее социальной функции, использует широкий спектр механизмов государственного управления социальными услугами. Следовательно, государству принадлежит решающая роль в процессе предоставления социальных услуг.[26]


Развитие системы предоставления социальных услуг является частью обязательств РФ по выполнению Европейской социальной хартии, ст. 14 которой определяет, что в целях обеспечения эффективного предоставления социальных услуг страны, присоединившиеся к этой хартии обязуются: содействовать функционированию или предоставлять услуги, которые, благодаря использованию методов социальной работы, способствовали бы благосостоянию и, развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде; поощрять отдельных лиц и добровольные или другие организации к участию в создании и функционировании таких служб.

В качестве одной из проблем теоретического свойства отметим терминологическое несоответствие понятий, установленных в законодательстве. Речь идет о несовпадении понятия «социальная услуга», используемого в законодательстве, и его сущностного наполнения. Так, в Законе о государственной социальной помощи под набором социальных услуг подразумевается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. Федеральный закон № 442-ФЗ содержит дефиницию социальных услуг, под которыми следует понимать «действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». Иными словами, речь идет о действиях, которые ценны сами по себе и не обязательно заканчиваются каким-либо результатом. Социальная ценность услуги заключается в процессе ее оказания.

Современное предоставление социальных услуг имеет целевую направленность, осуществляется с помощью различных средств, форм, методов и технологий, ориентировано на собственный потенциал личности, развитие внутренних ресурсов для решения проблем и формирования ответственности за себя и благополучие своей семьи.[38]

Учитывая выше изложенное, можно констатировать, что система предоставления социальных услуг является многогранным сложным процессом, который требует эффективных механизмов и инструментов государственного управления, взвешенной и последовательной государственной политики по реализации социальной защиты в отношении граждан, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[10] формами социального обслуживания являются: