Файл: Ю. Л. Александров (подпись) (инициалы, фамилия) 2019 г. Бакалаврская рабotа 38. 03. 01 Экономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представим классификацию привлекаемых предприятием заемных средств в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Классификация заëмных средств предприятия


Признаки

Виды заëмных средств

1. По целям привлечения

заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов;

заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов; заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных

и социальных потребностей

2. По

источникам привлечения

заемные средства, привлекаемые из внешних источников

заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность)

3. По форме привлечения

заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит) заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг)

заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит)

заемные средства, привлекаемые в иных материальных и нематериальных формах

4. По форме

обеспечения

заемные средства, обеспеченные залогом или закладом

заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией

5. По

периоду привлечения

заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года) заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года)

Рассмотрим более подробно классификацию по периоду привлечения заемных средств.

Во-первых, долгосрочный заемный капитал (долгосрочные
финансовые обязательства), к которым относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года.

Основными формами этих обязательств являются [9, c.64]:

долгосрочные кредиты банков, срок возврата которых еще не наступил, долгосрочные заемные средства, срок возврата которых еще не наступил (задолженность по налоговому кредиту, задолженность по эмитированным облигациям, задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе),

долгосрочные кредиты и займы, непогашенные в срок.

Во-вторых, краткосрочный заемный капитал (краткосрочные финансовые обязательства), к которым относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются [14, c.56]:

краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок),

различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам, услугам, по выданным векселям, по полученным авансам, по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, по оплате труда, с дочерними предприятиями, с другими кредиторами),

другие краткосрочные финансовые обязательства.

Отметим основные типы политики финансирования деятельности предприятия, представленные на рисунке 1.4: консервативная, умеренная или агрессивная [19, c.66].





Рисунок 1.4 – Основные типы политики финансирования Консервативный тип политики финансирования деятельности

предприятия предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должны финансироваться постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменной их части. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет краткосрочного заемного капитала. Такая модель (тип политики) финансирования оборотных активов обеспечивает высокий уровень финансовой устойчивости предприятия (за счет минимального объема

использования краткосрочных заемных средств), однако увеличивает затраты собственного капитала на их Финансирование, что при прочих равных условиях приводит к снижению уровня его рентабельности.

Умеренный (или компромиссный) тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала должна финансироваться постоянная часть оборотных активов, в то время как за счет краткосрочного заемного капитала – весь объем переменной части. Такая модель (тип политики) финансирования оборотных активов обеспечивает приемлемый уровень финансовой устойчивости предприятия и рентабельность использования собственного капитала, приближенную к среднерыночной норме прибыли на капитал.

Агрессивный тип политики финансирования оборотных активов предполагает, что за счет собственного и долгосрочного заемного капитала финансируется лишь набольшая доля постоянной их части (не более половины), в то время как за счет краткосрочного заемного капитала – преимущественная доля постоянной и вся переменная части оборотных активов. Такая модель (тип политики) создает проблемы в обеспечении текущей платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, она позволяет осуществлять операционную деятельность с минимальной потребностью в собственном капитале, а следовательно обеспечивать при прочих равных условиях наиболее высокий уровень его рентабельности [3, c. 225].

Тот или иной тип политики финансирования отражает коэффициент чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала) – минимальное его значение характеризует осуществление
предприятием политики агрессивного типа, в то время как достаточно высокое его значение (стремящееся к единице) – политике консервативного типа [18, c.89].

Таким образом, дано понятие источников финансирования деятельности предприятия, рассмотрена классификация источников финансирования деятельности предприятия.

    1. Способы и инструменты финансирования деятельности предприятия


В основе экономики рыночного типа на микроуровне лежит пятиэлементная система финансирования деятельности предприятий. Таким образом, система финансирования деятельности предприятия включает в себя:

      1. Самофинансирование;

      2. Прямое финансирование через механизмы рынка капитала;

      3. Банковское кредитование;

      4. Бюджетное финансирование;

      5. Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим каждый элемент системы финансирования деятельности предприятий.

Самофинансирование. В этом случае речь идет о финансировании деятельности фирмы за счет генерируемой ею прибыли. Суть этого варианта заключается в следующем [12, c.91].

Собственники предприятия всегда имеют выбор между:

полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты;


реинвестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение полученного дохода представляется им наиболее предпочтительным;

комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части – реинвестированная прибыль и дивиденды.

Именно последний вариант является наиболее распространенным. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблениями, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности, получить выгоды в случае различий в налогообложении реализованного и капитализированного доходов (если это предусмотрено действующим

налоговым законодательством) и др. Самофинансирование – наиболее очевидный способ мобилизации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление развития бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных источников финансирования.

Финансирование через механизмы рынка капитала. Достаточно очевидно, что никакое предприятие не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому предприятие прибегает к привлечению средств из других источников. Наиболее значимый источник – рынки капитала [16, c.145].

Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала [17, c.196]:

долевое финансирование; долговое финансирование.

В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников.

Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа.