Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 567

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идейные и политические разногласия раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в острые дискуссии. Появлялись новые творческие объединения и коллективы. Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.
Перестройка внесла некоторые коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 г. В духе лозунга на «ускорение» была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. Однако, как и многие начинания тех лет, компьютеризация осталась лишь красивым призывом. На практике реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям.
В 1988г. был взят новый курс в развитии школы: отказ от тотальной унификации профессионализации общеобразовательной школы, всесторонняя демократизация,


  1. гуманизация образования. Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели образования, ориентированной на воспроизведение существующей структуры, на динамичную, нацеленную на будущее. Предусматривалось введение обязательного образовательного минимума в объеме девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование объявлялось не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность.

Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла. Как отмечалось выше, в 90-е гг. происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство – искать меценатов для своего существования. Происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей. Несмотря на все трудности, на достаточно высоком уровне находится российская система образования. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома). Средняя и высшая школа приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Однако этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательной способностью населения. Особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. В начале 1990-х гг. школа получила возможность отказаться от обязательного государственного минимума предметов, появилось множество скоропалительно составленных учебников, что привело к нарушению преемственности средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников. Обязательным и бесплатным осталось только девятилетнее образование, бесплатность полного среднего образования не гарантировалась. Все эти действия являлись шагом назад по сравнению с ситуацией конца 1980-х гг.

Новая редакция закона «Об образовании» в январе 1996г. закрепила полное среднее образование в качестве общедоступного и бесплатного. Однако, вследствие крайне низкой оплаты учителям, которая и выплачивается не вовремя, в 1990-е гг. начался и продолжался массовый отток педагогических кадров из школ. Уходят, как правило, наиболее талантливые учителя среднего возраста. Молодые выпускники педагогических вузов также не стремятся пойти в школу. В итоге российская школа в начале XXI в. испытывает огромный кадровый голод, который особенно ощутим в глубинке и регионах, где местные власти не могут доплачивать работникам образования. Несмотря на тяжелое положение в системе образования в конце 1990-х гг. вырос престиж высшего образования, увеличились конкурсы в вузы, старшие классы престижных школ. Во многих средних учебных заведениях появились профильные классы, с углубленным изучением отдельных дисциплин. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желающих получить второе высшее образование, аспирантура частично так же стала платной. В вузах в качестве вступительных экзаменов проводится эксперимент с единым государственным экзаменом, который предусматривает засчитывать выпускные экзамены в школах в качестве вступительных в вузы. В этом случае потенциальный абитуриент может подавать свои документы сразу в несколько учебных заведений и быть зачисленным в тот, где его документы прошли конкурсную комиссию.
Для естественных и точных наук годы перестройки стали временем больших кадровых потерь. Перед учеными открылись легальные возможности получить работу в зарубежных университетах и научных институтах. Высокий авторитет советской научной школы и низкая оплата научно-исследовательского труда в СССР при-вели к заметной «утечке мозгов», особенно в физике, математике, химии и биологии.
Значительные изменения произошли в системе общественных наук. Идеологизация сменилась оживлением в обществоведении, научным поиском, частичным открытием архивов. В этих условиях определяющее значение имеет историческое образование. Историческое образование, по мнению исследователей, помогает выйти за рамки узкого профессионализма, противоречит технократизму и односторонности. В современных условиях важным фактором общественной жизни стал интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Значительными тиражами стали переиздаваться труды корифеев исторической науки – Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова. В 1989-1997 гг. были опубликованы труды последователя Г.В. Вернадского, историка, гуманиста и мыслителя Л.В. Гумилева: «Энтогенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая Степь», «От Руси к России» и др. Обосновывая свою теорию (влияние энтогенетического фактора), он, подобно Н.К. Рериху, подтверждает единство Человека и Природы, призывая к национальной и духовной терпимости. В научно-техническом плане Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-х гг. обусловлен двумя причинами. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки – примерно в 20 раз по сравнению с 80-ми гг. В среднем расходы на науку предусмотрены в размере 2,6 – 2,7% от расходной части бюджета. В среднем в 14 раз сократился объем государственных заказов на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Очевидна тенденция к свертыванию инновационного потенциала. Конкурсы на получение грантов не выправляют положения, а подкармливают лишь часть одних и тех же научных работников, прежде всего из Москвы. Лишь очень немногие научные коллективы смогли приспособиться к рыночным условиям, организовав собственное производство технических новинок или находя покупателей за границей. Во-вторых, отсутствие государственной стратегии науки, что выразилось в сохраняющейся устаревшей системе организации. Появилась масса академий, в том

числе и на общественных началах, которые присуждают звания академиков за установленный ими денежный взнос практически каждому желающему, а также деятелям высшей школы, которые не в состоянии получить звания академика своего отделения РАН (прежде всего это руководящий состав региональных вузов).
Отсутствие государственного управления и контроля науки привело к тяжелой растрате научного потенциала: «утечка мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры. Число работающих ученых в сфере науки сократилось за 1990-е гг. с 4,2% до 2,5% от общего числа занятых в национальной экономике. Исследовательская и приборная база российской науки, которая соответствует по оснащенности 26% от оснащения мировых научных учреждений. В итоге только примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции.
За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата, с другой – художественные произведения перестали играть роль единственного «клапана» для выхода социальных настроений. В первые перестроечные годы роль литературы была чрезвычайно велика.
В отечественную культуру возвращались ранее запрещенные произведения. С середины 80-х гг. стали печататься стихи Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, проза и стихи В. Набокова. Широко издавались произведения М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова, А. Солженицына. В 1987г. был опубликован роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», за который автор получил Нобелевскую премию и в то же время был исключен из Союза советских писателей, в 1988 г. – роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», изъятый в начале 60-х гг. органами госбезопасности, в 1989 г. – «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, за который автор расплатился высылкой из страны. Шаг за шагом журналисты расширяли пространство гласности. Открыв свои запасники, литература отнюдь не иссякла – изменилась роль, которую она традиционно играла в российском обществе. Художественная литература перестала быть единственным средством для выражения гражданской позиции, единственным источником слов правды. Обострение политической борьбы, ухудшение экономической ситуации, конкуренция с телевидением переключали общественное внимание с книжных новинок на текущие события.

Эти процессы влияли и на театральную аудиторию. Театр, бывший в доперестроечные годы и в начале перестройки рупором общественных идей, вынужден был уступить драме жизни. Театральный репертуар стал более разнообразным, появилось множество новых театров и студий, но зрительские залы пустели. Перестройка в кино началась с выхода на экран «полочных» фильмов: «Тугой узел» (режиссер М. Швейцер), «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» (режиссер А. Герман), «Агония» (режиссер Э. Климов), «Комиссар» (режиссер А. Аскольдов). Получила развитие кинодокументалистика, тематический диапазон которой расширился – от освещения «белых пятен» истории до постановки острых социальных проблем. По мере ослабления идеологического диктата в киноискусстве все более заметным становился диктат рынка. Фильмы Ф. Феллини, И. Бергмана, А. Тарковского, вышедшие большими тиражами на экраны, очень быстро были вытеснены массовой американской кинопродукцией.
В искусстве 1990-е гг. породили несколько новых тенденций. Во-первых, российская культура оказалась свободной для творчества, открыта для мира. Итогом стало включение в нее всех художественных форм и стилей. В театре продолжали работать старейшины советского театра О. Ефремов, В. Плучек, М. Захаров. Режиссерами новой волны можно назвать В. Фокина, П. Фоменко, К. Райкина, Р. Виктюка, музыкальном театре – В. Гергиева. Мировую известность приобрели певцы Д. Хворостовский, Н. Басков. На западный рынок стали проникать российские ленты Н. Михалкова, С. Бодрова, Е. Сокурова. В 1995 г. фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» получил премию «Оскар» американской академии киноискусства как лучший зарубежный фильм года.
Государство поддерживает искусство в основном тогда, когда речь идет об организации массовых, юбилейных торжеств (50-летие Победы, 300-летие Российского флота, 300-летие города Санкт-Петербурга). Выделялись средства на восстановление храма Христа Спасителя, монументальную скульптуру. Можно выделить обелиск Победы и многофигурную композицию в «Трагедия народов» на Поклонной горе в Москве, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади и монумент Николаю II в подмосковном селе Тайнинское (взорван 1 апреля 1977года неизвестными). Однако, художественные достоинства ряда скульптурных композиций, в частности таких известных и финансируемых авторов как М. Шемякин и З. Церетелли вызывают у большинства ценителей скульптуры сомнения.
Мы видим, что культурное развитие страны в период перестройки содержало в себе множество как положительных, так и отрицательны черт.


Так, решающее значение имела политика гласности, а также смягчение или частичный пересмотр некоторых постулатов официальной идеологии. Был объявлен плюрализм мнений, что привело к тому, что массовый читатель получил доступ к литературе, которая годами находилась в «спецхранах». «Железный занавес», отделявший страну от внешнего мира, исчез, как и идеологические фильтры, контролировавшие информацию извне. Массовая западная культура потоком хлынула в СССР, осваивая новый рынок. Расширялся культурный обмен. В сфере образования также появилось много нововведений: появлялись новые виды учебных заведений (лицеи, колледжи), гражданам предоставлялась возможность получить второе высшее образование на платной основе. С другой стороны, резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры, частично – театров, музыкальных коллективов, библиотек. Фактически лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино. Действовал так называемый «остаточный принцип» финансирования, когда действовала программа «Сохранения и развития культуры и искусства». В ней главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отношений в 90-е годы.


  1. В научно-техническом плане Россия продолжает отставать от ведущих мировых держав. Кризис фундаментальной и прикладной науки 1990-х гг. обусловлен двумя причинами. Во-первых, резким сокращением государственного финансирования науки. Во-вторых, отсутствие государственного управления и контроля науки привело к тяжелой растрате научного потенциала: «утечка мозгов» за рубеж и в коммерческие структуры. Молодым российским ученым было вполне реальной проявить себя и найти работу за рубежом, где перед ними открывались широкие перспективы роста.


Культура советского периода – сложная, многообразное явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимого в мировую культуру.

4. Распад СССР


  1. В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие: