Файл: Тема Направления развития стран Европы на рубеже веков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 582
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пытаясь реанимировать союзный договор, Горбачев согласился на серьезные уступки со стороны центра в пользу республик, признал независимость Прибалтики и предпринял попытку создания нового демократического союзного правительства, куда пригласил известных демократов Э. А. Шеварднадзе, В. В. Бакатина и др. В сентябре началась разработка нового договора об образовании конфедеративного Союза суверенных государств вместо СССР.Однако 1 декабря 1991 г. состоявшийся референдум на Украине высказался за независимость республики. 5 декабря избранный президентом Украины Л. Кравчук подписал указ о выходе республики из Союза. 8 декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращении деятельности СССР. 21 декабря к СНГ присоединилисьруководители еще восьми республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан).Прибалтийские республики и Грузия (президент 3.Гамсахурдия), приветствовав распад СССР, присоединиться к СНГ отказались.(После декабрьского 1991 г. переворота в Грузии и прихода к власти Э. А, Шеварднадзе Грузия вступила в СНГ.) 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР. 27 декабря, когда он появился в Кремле для «сбора вещей», в его кабинете уже сидел российский президент Б. Н. Ельцин.
2. Роль Российской Федерации как правопреемника СССР.
Место России в современном мире. Распад СССР создал проблему его внешнеполитического наследства: вопрос о судьбе его прав и обязанностей в мировом сообществе. Россия с согласия других республик бывшего СССР признала себя его правопреемником, что означало принятие всей полноты ответственности за соблюдение обязательств Союза и одновременное пользование его правами и имуществом за рубежом. Сразу же после ратификации Беловежского соглашения о роспуске СССР, с конца декабря 1991 г. Россия заняла его место в ООН и других международных организациях, пост постоянного члена Совета Безопасности, обязалась соблюдать подписанные от имени СССР договоры.
Ещё в 1989 г. последний президент СССР М.С. Горбачёв принимал участие во встречах лидеров ведущих западных держав «семёрки»на правах наблюдателя (формула «7+1»). С 1992 г. его место занял президент Б.Н. Ельцин, упорно добивавшийся превращения «семёрки» в «восьмёрку», что и было достигнуто летом 1997 г. на встрече в Денвере (США), Однако это участие ещё неполноправно ввиду экономической слабости России. Сейчас снова наметилась тенденция возврата к формуле «7+1» в связи с войной в Чечне, осуждаемой Западом.
Проблема долгов СССР. На Россию легли долги СССР. Резко ухудшившееся экономическое положение заставило её просить об отсрочке долгов, на что были вынуждены согласиться западные кредиторы. Начавшееся ещё в годы «перестройки» ухудшение отношений с Ираком, Кубой, Ливией и другими традиционными союзниками СССР сделало проблематичным возвращение ими старых долгов. Тем не менее, в 1997 г. Россия признала почти вековую задолженность царского и Временного правительства французским держателям русских ценных бумаг, но выплатила, по сути, символическую компенсацию. Сумма долгов СССР (с учётом процентов) составила около 130 млрд. долларов, которые делятся на долги государственным структурам и частным владельцам ценных бумаг (их объединения называются Парижским и Лондонским клубами).
Долги России. Нуждаясь в кредитах, Россия запросила помощи у Международного валютного фонда и ведущих западных держав. На встрече лидеров по формуле «7+1» в Мюнхене в июле 1992 г. Б.Н. Ельцин получил заверения лидеров Запада о финансовой поддержке ими экономических реформ в России. Условием этого явился контроль Запада за ходом экономических и политических преобразований. Практически все кредиты, которые со всё большим трудом удается получить от Международного валютного фонда и Всемирного банка, тут же уходят на обслуживание старого долга, т.е. на выплату процентов по нему. Резко ухудшилось финансовое положение страны после объявления 17 августа 1998 г. правительством Кириенко «дефолта» - отказа от уплаты долгов и процентов по ним. Во второй половине 1999 г. Международный валютный фонд, где доминируют США, отказался предоставить России очередной платеж (транш), который весь должен был уйти на погашение процентов.
Ядерное разоружение. Россия унаследовала от СССР ядерно-ракетный потенциал и обязательства по его ограничению и нераспространению. С территории Белоруссии, Украины и Казахстана выводятся и уничтожаются ракеты с ядерными зарядами. У России осталось 3,5 тыс. ядерных боеголовок. Сохранив прежние опасения, США частично финансируют уничтожение бывшего ядерного потенциала СССР и препятствуют сотрудничеству России с неядерными державами в области энергетики под предлогом возможного нарушения договора о нераспространении ядерного оружия. Сейчас ситуация с разоружением осложнилась ввиду возобновления работ по программе «звездных войн» в США.
Европейский Союз и ООН признали, что Россия - продолжатель членства Советского Союза в ООН и, в частности, в Совете Безопасности, а также в других международных организациях. В законе о международных договорах Российской Федерации (в статье 3) сказано, что он распространяется на договоры, в которых Россия участвует как продолжатель СССР. Если бы Россия была правопреемником СССР, она не могла бы в порядке автоматического правопреемства, как Украина и Белоруссия. «унаследовать» место в ООН, так как РСФСР не была членом ООН. Россию пришлось бы принимать в члены ООН и, кроме того, необходимо было бы вносить поправку в Устав ООН, предусматривающую, что Россия, новый субъект международного права, должна занять место СССР в Совете Безопасности. Это породило бы юридические трудности. Россия продолжила членство СССР в Совете Безопасности как тот же самый субъект международного права, сменивший свое наименование, от которого, к тому же, отделились некоторые части. Таким образом.она уже не может в каких-либо сферах межгосударственных отношений рассматриваться как правопреемник СССР. Некоторые международные обязательства бывшего СССР не могли сохранить для России силу или претерпели изменения в связи с тем, что они относились к тем частям его территории, которые отделились. От других можно было бы отказаться,
ссылаясь на коренные изменения обстоятельств, на неизменность которых они были рассчитаны (так называемая доктрина rebussicstantibus). Но основная масса обязательств субъекта международного права, именовавшегося СССР, сохранила для России свою силу, поскольку она - тот же самый субъект.
Россия по праву заняла место СССР в кругу виднейших держав и в международных организациях. Однако в отношении преемственности - Россия как преемник бывшего СССР - существуют у нас и на Западе разные подходы: Россия настаивает на признании её полноправным преемником всех прав и обязанностей своего предшественника, а западные державы соглашаются признать её лишь продолжателем СССР.
Лекция №4Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
План:
1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в
разрешении конфликтовна постсоветском пространстве.
1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.
В своей внешней политике российское руководство уделяет приоритетное внимание урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве, которые находятся в непосредственной близости от границ нашей страны, оказывают прямое воздействие на безопасность государства и затрагивают его национальные интересы.
К настоящему времени таких конфликтов четыре: грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский.
Одной из общих причин этих конфликтов стала изначально ошибочная внутриполитическая линия правящих режимов в бывших советских республиках по отношению к национальным меньшинствам и отдельным территориям. Их новые руководители пренебрегли налаживанием уважительного диалога с представителями национальных меньшинств, привлечением их лидеров к пропорциональному участию в центральных органах власти, игнорировали их законные требования по сохранению и расширению статусов исторически сложившихся автономий и территорий, нарушали законные права и свободы отдельных групп населения, что подтолкнуло законодательные и исполнительные органы власти автономий и регионов к принятию решений о самоопределении. В результате появились так называемые непризнанные или частично признанные государства на постсоветском пространстве. Это стало объективной реальностью. В этих условиях замалчивание реально существующих проблем, длительное сохранение положений «ни войны, ни мира» в зонах региональных конфликтов, как показал исторический опыт, приводит к обнищанию населения спорных территорий вплоть до состояния гуманитарных катастроф, разрушению их экономик и инфраструктур, привлекает в эти районы международных террористов, торговцев оружием, наркодельцов, нелегальных мигрантов и представителей организованной преступности.
Несмотря на то, что корни и причины этих конфликтов на постсоветском пространстве носят общий характер, все же у них имеются индивидуальные особенности политического, стратегического, экономического, этнического, демографического, идеологического, исторического, языкового, географического и другого характера, а специфика и перспективы их решения также заметно отличаются.
Грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты условно можно отнести к одной группе, поскольку Абхазия и Южная Осетия исторически длительное время сохраняли свою независимость, в советский период пользовались правами национальных автономий в составе Грузии, после распада СССР неоднократно подвергались вооруженным нападениям с применением тяжелой боевой техники и артиллерии со стороны центральных грузинских властей. В обоих случаях большую роль в прекращении огня и поддержании мира сыграли российские миротворцы, которые действовали на основании соответствующих двусторонних соглашений. Некоторым различием можно считать, что миротворческая миссия в Абхазии осуществлялась Россией в соответствии с мандатом глав государств СНГ и в тесном сотрудничестве с миссией ООН, а в Южной Осетии - только на основании двустороннего соглашения и в тесном сотрудничестве с миссией ОБСЕ. Следует также отметить, что мандат СНГ на проведение Россией миротворческой операции в Абхазии был поддержан и соответствующей резолюцией Совета Безопасности ООН.
Последнее военное вторжение Грузии в Южную Осетию 8-12.08.2008 привело к многочисленным жертвам с обеих сторон конфликта, гибели российских миротворцев и мирных жителей, разрушению экономики и инфраструктуры региона. С помощью российских войск эта агрессия была пресечена, народ Южной Осетии был защищен от новой волны геноцида со стороны грузинских властей. При этом легитимность действий России очевидна. В соответствии с нормами международного права нападение на пользующихся законным мандатом миротворцев равнозначно нападению на государство, которое их направило в зону конфликта. В таком случае государство вправе защитить своих граждан, выполняющих миротворческую миссию, и отразить агрессию в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Попытки некоторых западных политиков упрекнуть Россию в непропорциональном применении силы лишены оснований. Ответная военная операция России против грузинской группировки войск на югоосетинском направлении и ее тыловой инфраструктуры (военных баз, аэродромов, военных кораблей, складов оружия и боеприпасов и т.п.) была необходимой для скорейшего принуждения агрессора к миру.
Уже к концу августа 2008 г. Россия официально признала суверенитет и независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре 2008 г. установила с ними дипломатические отношения и заключила договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Подписанные договора и соглашения России с Абхазией и Южной Осетией позволяют в полном объеме развивать политические, дипломатические, военные, военно-технические, торгово-экономические, научно-технические, культурные и другие отношения с новыми государствами. Российская Федерация одновременно стала гарантом территориальной целостности и международной безопасности Абхазии и Южной Осетии. Обстоятельно данная проблема рассмотрена в ряде изданий.