Файл: Проектирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теплоэнергетика основывается на сжигании различных видов органического топлива - нефти, газа, угля, торфа, сланца.

Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха также являются ТЭС и ТЭЦ, которые потребляют уголь высокой зольности. Аэрозольные частицы отличаются большим разнообразием химического состава. Чаще всего в их составе обнаруживаются соединения кремния, кальция и углерода, реже - оксиды металлов: железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, молибдена, а также асбест. Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды соли кислот.

Особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха являются одной из главных причин образования ранее неизвестного в природе фотохимического тумана.

Фотохимический туман (смог) - представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения называемые в совокупности фотооксидантами. Объем выброса вредных веществ в атмосферный воздух в 1993 г. составил 5,9 млн.т, это в основном: пыль - 31%, диоксид серы - 42%, окислы азота - 23,5%.

Существует также такое явление, как тепловое загрязнение поверхности водоемов и прибрежных морских акваторий в результате сброса нагретых сточных вод электростанциями и некоторыми промышленными производствами. Сброс нагретых вод во многих случаях обуславливает повышение температуры воды в водоемах на 6-8 градусов Цельсия. Площадь пятен нагретых вод в прибрежных районах может достигать 30 кв. км. Это препятствует водообмену между поверхностным и донным слоем. Растворимость кислорода уменьшается, а потребление его увеличивается, поскольку с ростом температуры усиливается активность аэробных бактерий, разлагающих органические вещества. Другим источником загрязнения является сброс загрязненных сточных вод в водоемы (в 1992 г. сброс составил 1,4 млрд.м3, в 1993 г. - 1,32 млрд.м3). Из 1,5 млрд.м3 сточных вод, требующих очистки, только 12% сбрасывается нормативно-очищенными. Многочисленные золошлакоотвалы являются источником загрязнения подземных вод.

Развитие промышленности и широкое жилищно-коммунальное строительство вызывает непрерывный рост тепловой нагрузки. Одновременно идет процесс концентрации этой нагрузки в крупных городах и промышленных районах, что создает базу для дальнейшего развития теплофикации и централизованного теплоснабжения.


Ужесточение экологических и планировочных требований к современным городам и промышленным районам приводит к размещению ТЭЦ на органическом (особенно на твердом), а также на ядерном топливе на значительном расстоянии от районов теплового потребления, что усложняет тепловые и гидравлические режимы систем теплоснабжения и выдвигает повышенные требования к их надежности.

К основным мероприятиям, обеспечивающим чистоту воздушного бассейна и должные санитарно-гигиенические условия населенных пунктов и промышленных зон, относятся: использование в энергоустановках газообразного и малосернистого жидкого топлива; глубокая очистка дымовых газов от золы и сернистых соединений; устройство высоких дымовых труб; создание санитарно-защитных зон между ТЭЦ и жилым массивом.
Таблица 9.1 Предельно допустимая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов

Загрязняющие вещества

Предельно допустимая концентрация, мг/м3




максимальная разовая

среднесуточная

Сернистый ангидрид (SO2)

0,500

0,050

Пыль нетоксичная (зола)

0,500

0,150

Сажа (копоть)

0,150

0,050

Окислы азота (NOx)

0,085

0,085

Окись углерода

3,000

1,000


9.1 Механизм природопользования
Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер.

Особенностью энергетического производства является непосредственное воздействие на природную среду в процессе извлечения топлива и его сжигания.



Природопользование - рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана. Необходим новый подход к самому понятию природных ресурсов как к специфической экономической категории, что в практическом плане требует их классификации, учета, оценки, слежения за состоянием и использованием, охраной и воспроизводством. Охрана природной среды на современном этапе является элементом самостоятельной, весьма специфической производственной деятельности, которая должна опираться на соответствующую ей экономическую и правовую нормативную основу.

Главным направлением выхода Российской Федерации из социально-экономического и экологического кризиса является создание новых экономических отношений в обществе, с помощью которых можно будет осуществить структурную перестройку народного хозяйства на базе ресурсосбережения, внедрения более совершенной и экологически чистой техники и технологии. Без этого нельзя существенно повысить эффективность общественного производства, а также решить социальные и экологические проблемы.

В связи с этим при разработке стратегии социального и экономического развития страны, распределения финансовых и других ресурсов между различными сферами деятельности необходимо учитывать особенности оценки экономической эффективности вложения средств в охрану окружающей среды. Эти особенности заключаются, прежде всего, в том, что снижение загрязнения природной среды за счет указанных средств приводит к улучшению здоровья населения, уменьшению износа основных фондов, повышению урожайности и экологической чистоты сельскохозяйственной продукции, приросту древесины и улучшению других показателей состояния растительного и животного мира. В итоге это уменьшает экономический ущерб от загрязнения природной среды и увеличивает национальный доход. Улучшая экологическую обстановку, мы тем самым обеспечиваем повышение эффективности общественного производства, так как в большинстве случаев вложение средств в решение проблем экологии с избытком окупается экономией их в народном хозяйстве за счет сокращения ущерба.

В существующее законодательство должны быть введены понятия общего и специального природопользования. Общее природопользование гражданами и иными лицами должно осуществляться бесплатно для удовлетворения их жизненно необходимых потребностей без закрепления природных ресурсов за отдельными гражданами. В порядке специального природопользования природопользователю за плату передаются в пользование или аренду природные ресурсы на основе договора и разрешения (лицензии) на пользование для осуществления хозяйственной деятельности.


Договор о природопользовании заключается между природопользователем и органами исполнительной власти соответствующего уровня при наличии у природопользователя положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и применяемую при этом технологию, а также комплексного разрешения на специальное природопользование.

В комплексном разрешении (лицензии) на специальное природопользование должны устанавливаться:

§ экологические требования, при которых допускается хозяйственная и иная деятельность;

§ условия охраны и обеспечения сохранности предоставленных в пользование природных ресурсов;

§ конкретные нормы пользования, предельные нормативы технологических потерь, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

§ размеры платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размещение отходов производства, платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов, сроки уплаты;

§ условия и порядок применения штрафных санкций за нерациональное использование природных ресурсов, сверхлимитное потребление и загрязнение окружающей природной среды.


9.2 Плата за загрязнение окружающей среды



Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также за размещение отходов на территории Российской Федерации. Эта плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, утилизацию отходов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Для определения величины платежей за вредные выбросы и сбросы в окружающую среду в 1993 г. были установлены «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов». В связи с инфляцией и ростом цен эти нормативы были пересмотрены в сторону многократного увеличения.

При расчете базовых нормативов (в ценах 1990 г.) был определен удельный экономический ущерб:

- от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) - 3,3 руб./усл.т;

- от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) - 443,5 руб./усл.т.

Удельные затраты на размещение отходов (в ценах 1990 г.) составляли:

- 0,1 руб./т нетоксичных отходов добывающей промышленности;

- 4,6 руб./м3 нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности;

- 80 руб./т токсичных отходов IV класса.

С учетом изменения цен на начало 1993 г, был установлен коэффициент индексации платы, равный 25.

Базовые нормативы включают:

- нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих вредных веществ от стационарных и передвижных источников;

- нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные системы;

- нормативы платы за размещение отходов.

Из-за отсутствия действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов. В качестве примера в таблице 2.1 приведены некоторые базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Таблица 9.2 Нормативы платы за выбросы загрязняющих вредных веществ, руб./т