Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теплоэнергетика основывается на сжигании различных видов органического топлива - нефти, газа, угля, торфа, сланца.
Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха также являются ТЭС и ТЭЦ, которые потребляют уголь высокой зольности. Аэрозольные частицы отличаются большим разнообразием химического состава. Чаще всего в их составе обнаруживаются соединения кремния, кальция и углерода, реже - оксиды металлов: железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, молибдена, а также асбест. Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды соли кислот.
Особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха являются одной из главных причин образования ранее неизвестного в природе фотохимического тумана.
Фотохимический туман (смог) - представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения называемые в совокупности фотооксидантами. Объем выброса вредных веществ в атмосферный воздух в 1993 г. составил 5,9 млн.т, это в основном: пыль - 31%, диоксид серы - 42%, окислы азота - 23,5%.
Существует также такое явление, как тепловое загрязнение поверхности водоемов и прибрежных морских акваторий в результате сброса нагретых сточных вод электростанциями и некоторыми промышленными производствами. Сброс нагретых вод во многих случаях обуславливает повышение температуры воды в водоемах на 6-8 градусов Цельсия. Площадь пятен нагретых вод в прибрежных районах может достигать 30 кв. км. Это препятствует водообмену между поверхностным и донным слоем. Растворимость кислорода уменьшается, а потребление его увеличивается, поскольку с ростом температуры усиливается активность аэробных бактерий, разлагающих органические вещества. Другим источником загрязнения является сброс загрязненных сточных вод в водоемы (в 1992 г. сброс составил 1,4 млрд.м3, в 1993 г. - 1,32 млрд.м3). Из 1,5 млрд.м3 сточных вод, требующих очистки, только 12% сбрасывается нормативно-очищенными. Многочисленные золошлакоотвалы являются источником загрязнения подземных вод.
Развитие промышленности и широкое жилищно-коммунальное строительство вызывает непрерывный рост тепловой нагрузки. Одновременно идет процесс концентрации этой нагрузки в крупных городах и промышленных районах, что создает базу для дальнейшего развития теплофикации и централизованного теплоснабжения.
Ужесточение экологических и планировочных требований к современным городам и промышленным районам приводит к размещению ТЭЦ на органическом (особенно на твердом), а также на ядерном топливе на значительном расстоянии от районов теплового потребления, что усложняет тепловые и гидравлические режимы систем теплоснабжения и выдвигает повышенные требования к их надежности.
К основным мероприятиям, обеспечивающим чистоту воздушного бассейна и должные санитарно-гигиенические условия населенных пунктов и промышленных зон, относятся: использование в энергоустановках газообразного и малосернистого жидкого топлива; глубокая очистка дымовых газов от золы и сернистых соединений; устройство высоких дымовых труб; создание санитарно-защитных зон между ТЭЦ и жилым массивом.
Таблица 9.1 Предельно допустимая концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов
Загрязняющие вещества | Предельно допустимая концентрация, мг/м3 | |
| максимальная разовая | среднесуточная |
Сернистый ангидрид (SO2) | 0,500 | 0,050 |
Пыль нетоксичная (зола) | 0,500 | 0,150 |
Сажа (копоть) | 0,150 | 0,050 |
Окислы азота (NOx) | 0,085 | 0,085 |
Окись углерода | 3,000 | 1,000 |
9.1 Механизм природопользования
Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер.
Особенностью энергетического производства является непосредственное воздействие на природную среду в процессе извлечения топлива и его сжигания.
Природопользование - рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана. Необходим новый подход к самому понятию природных ресурсов как к специфической экономической категории, что в практическом плане требует их классификации, учета, оценки, слежения за состоянием и использованием, охраной и воспроизводством. Охрана природной среды на современном этапе является элементом самостоятельной, весьма специфической производственной деятельности, которая должна опираться на соответствующую ей экономическую и правовую нормативную основу.
Главным направлением выхода Российской Федерации из социально-экономического и экологического кризиса является создание новых экономических отношений в обществе, с помощью которых можно будет осуществить структурную перестройку народного хозяйства на базе ресурсосбережения, внедрения более совершенной и экологически чистой техники и технологии. Без этого нельзя существенно повысить эффективность общественного производства, а также решить социальные и экологические проблемы.
В связи с этим при разработке стратегии социального и экономического развития страны, распределения финансовых и других ресурсов между различными сферами деятельности необходимо учитывать особенности оценки экономической эффективности вложения средств в охрану окружающей среды. Эти особенности заключаются, прежде всего, в том, что снижение загрязнения природной среды за счет указанных средств приводит к улучшению здоровья населения, уменьшению износа основных фондов, повышению урожайности и экологической чистоты сельскохозяйственной продукции, приросту древесины и улучшению других показателей состояния растительного и животного мира. В итоге это уменьшает экономический ущерб от загрязнения природной среды и увеличивает национальный доход. Улучшая экологическую обстановку, мы тем самым обеспечиваем повышение эффективности общественного производства, так как в большинстве случаев вложение средств в решение проблем экологии с избытком окупается экономией их в народном хозяйстве за счет сокращения ущерба.
В существующее законодательство должны быть введены понятия общего и специального природопользования. Общее природопользование гражданами и иными лицами должно осуществляться бесплатно для удовлетворения их жизненно необходимых потребностей без закрепления природных ресурсов за отдельными гражданами. В порядке специального природопользования природопользователю за плату передаются в пользование или аренду природные ресурсы на основе договора и разрешения (лицензии) на пользование для осуществления хозяйственной деятельности.
Договор о природопользовании заключается между природопользователем и органами исполнительной власти соответствующего уровня при наличии у природопользователя положительного заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и применяемую при этом технологию, а также комплексного разрешения на специальное природопользование.
В комплексном разрешении (лицензии) на специальное природопользование должны устанавливаться:
§ экологические требования, при которых допускается хозяйственная и иная деятельность;
§ условия охраны и обеспечения сохранности предоставленных в пользование природных ресурсов;
§ конкретные нормы пользования, предельные нормативы технологических потерь, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
§ размеры платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размещение отходов производства, платы за охрану и воспроизводство природных ресурсов, сроки уплаты;
§ условия и порядок применения штрафных санкций за нерациональное использование природных ресурсов, сверхлимитное потребление и загрязнение окружающей природной среды.
9.2 Плата за загрязнение окружающей среды
Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также за размещение отходов на территории Российской Федерации. Эта плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, утилизацию отходов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Для определения величины платежей за вредные выбросы и сбросы в окружающую среду в 1993 г. были установлены «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов». В связи с инфляцией и ростом цен эти нормативы были пересмотрены в сторону многократного увеличения.
При расчете базовых нормативов (в ценах 1990 г.) был определен удельный экономический ущерб:
- от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) - 3,3 руб./усл.т;
- от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) - 443,5 руб./усл.т.
Удельные затраты на размещение отходов (в ценах 1990 г.) составляли:
- 0,1 руб./т нетоксичных отходов добывающей промышленности;
- 4,6 руб./м3 нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности;
- 80 руб./т токсичных отходов IV класса.
С учетом изменения цен на начало 1993 г, был установлен коэффициент индексации платы, равный 25.
Базовые нормативы включают:
- нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих вредных веществ от стационарных и передвижных источников;
- нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные системы;
- нормативы платы за размещение отходов.
Из-за отсутствия действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов. В качестве примера в таблице 2.1 приведены некоторые базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
Таблица 9.2 Нормативы платы за выбросы загрязняющих вредных веществ, руб./т