ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4)
творческий (на этом этапе решаются задачи, определенные на предыдущем этапе, и разрабатывается комплекс предложений, обеспечивающих совершенствование исходного объекта);
5)
исследовательский (целями этого этапа являются выявление максимального эффекта от найденных решений и прогнозирование дальнейшего развития объекта);
6)
рекомендательный (на этом этапе анализируются предложения
ФСА, отбираются наиболее эффективные и даются рекомендации по их внедрению с утверждением решения руководством предприятия).
7)
этап внедрения (на этом этапе ведутся работы, обеспечивающие внедрение принятых рекомендаций ФСА).
В обобщенной форме процесс ФСА можно представить состоящим из трех стадий, показанных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Стадии проведения ФСА
5.1.1 Подготовительный этап
Этот этап включает выбор объекта исследования; опрос потребителей и выявление их потребностей; создание полной информационной базы по объекту исследования; выбор оценочных критериев; определение области и объема исследований; формирование группы ФСА.
Выбор объекта исследования осуществляют по следующим критериям:
– по экономическим показателям (объем производства, себестоимость, рентабельность и т. д.);
Проведение исследований, направленных на постановку задач по созданию или совершенствованию объекта, по поиску способов выполнения функций.
Решение задач, сформулированных на предыдущей стадии.
Реализация полученных решений
– по конструкторско-технологическим показателям (сложность объекта, важность, особенности изготовления и эксплуатации, материалоемкость и т. д.);
– по показателям качества объекта (назначения, надежности, эргономичности, эстетичности, патентным и т. п.);
– по показателям применения нежелательных технологических процессов
(использование техпроцессов, загрязняющих окружающую среду, большая трудоемкость техпроцессов, использование энергоемкого оборудования и т. п.).
После выявления объекта исследования проводят маркетинговое исследование обычно путем опроса с помощью анкет. Мнения потребителей при проведении опроса собираются через внутреннюю группу опрашиваемых, а также могут быть получены в процессе внешних рыночных обследований. Цель состоит в том, чтобы: определить первичную покупательскую способность; установить и оценить важность свойств и особенностей продукции; охарактеризовать серьезность ошибок и недостатков продукции; сравнить продукцию с тем, что сделано конкурентами – провести бенчмаркинг.
Первичные источники – это информация, полученная непосредственно в процессе опроса потребителей данной продукции или по запросам у соответствующих специалистов и подразделений предприятия, а также при работе с документацией (чертежи, спецификации, планы).
Вторичные источники – это различные стандарты, технические условия, нормативные акты, инструкции, результаты испытаний, информация об отказах, каталоги и т. п.
5.1.2 Информационный этап
Цель информационного этапа состоит в том, чтобы завершить изучение данных по исследуемому объекту, начатое на подготовительном этапе. На этом этапе проводят следующие виды работ:
– систематизация и изучение информации, относящейся к созданию и использованию объектов анализа;
– сбор и систематизация данных о реальных условиях функционирования объекта;
– обработка и изучение данных о материальных и трудовых затратах на создание и функционирование объекта;
– определение первоочередных зон анализа.
Информация – это только исходное «сырье» для принятия будущих решений. Прежде чем она превратится в «готовую продукцию» в виде четких ответов на вопросы об объекте анализа, ее необходимо квалифицированно обработать. Содержание этих ответов помогает составить комплексное представление об объекте анализа: его назначении, требованиях к нему заказчиков, затратах на выполнение требуемых функций и т. д. Очередность рассмотрения и обработки информационных материалов может быть следующей:
– изучение специальной литературы об анализируемом изделии;
– проработка стандартов и технических условий;
– исследование образцов, макетов объекта анализа и аналогов;
– просмотр чертежей, инструкции по отдельным процессам изготовления анализируемого объекта;
– ознакомление с производственными процессами и выявленными конструкторскими и технологическими недостатками;
– изучение данных по эксплуатации;
– изучение прочей конструкторской и технологической информации об объекте анализа;
– построение структурно-элементной модели анализируемого изделия для уяснения схемы взаимосвязи его составных частей;
– анализ собранной экономической информации;
– обработка информации об издержках применительно к составным частям изделия;
– построение структурно-стоимостной модели изделия;
– уточнение сущности некоторой информации путем консультации со специалистами;
– оформление результатов информационного этапа.
5.1.3 Аналитический этап
Функциональный подход, на котором основан ФСА, предполагает, прежде всего, что специалист полностью абстрагируется от реальной конструкции анализируемого изделия и сосредотачивает внимание на функциях, которые оно выполняет или должно выполнять. При этом изменяется и направление поиска путей снижения себестоимости продукции.
Четко определив функцию анализируемого изделия, специалист формулирует задачу иным образом: каким другим, более экономичным способом можно достигнуть выполнения этой функции? Такая постановка вопроса изменяет сложившийся стереотип инженерного мышления и позволяет добиться экономического эффекта, какого не удается достичь с помощью других методов снижения себестоимости. Важность и целесообразность функционального подхода обуславливается, кроме прочего, тем простым обстоятельством, что потребителя, в конечном итоге, интересуют не предметы и вещи, а действия, которые он может осуществлять с их помощью, т. е. их функции.
Метод ФСА, наряду с функциональным подходом, широко использует системный и комплексный анализ.
В соответствии с комплексным подходом в тесной взаимосвязи рассматриваются продукция и все виды ресурсов, необходимые для ее создания и функционирования на протяжении всего ее жизненного цикла. Системный анализ позволяет оптимально учитывать требования, которые накладывают на исследуемый объект как внешние, так и внутренние факторы.
ФСА позволяет описывать продукцию в виде основных, вспомогательных и излишних функций, выявлять зоны функциональной недостаточности, избыточности и неоправданных затрат, формулировать и решать задачи по устранению этих узких мест [4].
Метод ФСА базируется на том, что затраты, связанные с созданием и использованием любого объекта, выполняющие заданные для него функции, состоят из минимума, необходимого для его изготовления и эксплуатации, и дополнительных, функционально неоправданных, «излишних» издержек, которые не имеют прямого отношения к назначению объекта и вызваны несовершенством конструкции, технологических процессов, применяемых материалов и методов организации производства и труда [5].
Лежащие в основе ФСА положение о приоритете функций полностью согласуется с соответствующими разделами методологии TQM и с концепцией маркетинга, утверждающей, что потребитель стремится приобрести не столько конкретную продукцию, сколько ту или иную выгоду. Этот основополагающий принцип лежит в основе успешного маркетинга. При этом разница между понятиями «выгода» и «продукция» не только семантическая. Предприятие, желающее прибыльно вести дело, должно создавать новую продукцию, которая может обеспечить потребителю такие выгоды, которые он ждет от нее [5].
Функционально-стоимостной анализ это тот инструмент, который поможет ответить на вопросы:
– С каким новым товаром выйти на рынок?
– Какой товар наиболее полно удовлетворит потребности потребителя с наименьшими затратами изготовителя?
Объектом ФСА в широком значении этого слова является деятельность, удовлетворяющая какую-либо общественную потребность. Это может быть такая деятельность, которая соответствует основной инновационной предпосылке, т. е. может быть выполнена хотя бы двумя реальными способами.
В зависимости от степени развития общественных знаний, целей и избранного объема решений анализируемая деятельность как объект функционально- стоимостного анализа может чаще всего иметь форму:
– технические системы или ее части без учета степени ее материализации;
– процессной системы материального и нематериального характера либо ее части;
– комбинации обеих (технической и процессной) систем [8].
Условием успешного применения функционально-стоимостного анализа является постепенное выполнение следующих четырех задач:
1) правильный выбор объекта стоимостного анализа;
2) точное выявление функций и их оценка;
3) формирование максимального числа предложений по обеспечению функций;
4) правильный выбор и разработка оптимального варианта объекта.
В литературе, посвященной характеристике метода ФСА и изучению конкретных примеров его пользования, преобладают два подхода в определении последовательности действий. В одном из подходов процесс ФСА рассматривается как относительно жестко заданная последовательность этапов, во втором делается упор не на этапную, а на процедурную последовательность работ по ФСА и допускается значительная свобода в определении содержания конкретного исследования. Каждый из подходов имеет свои преимущества: поэтапная последовательность действий позволяет проводить исследования специалистам, имеющим сравнительно невысокий уровень подготовки в области ФСА; процедурное членение процесса ФСА предоставляет возможность для самостоятельного сознательного формирования стратегии исследования в каждом конкретном случае.
В отечественных литературных источниках этапный подход к описанию процесса ФСА максимально включает семь этапов: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и этап внедрения.
В каждом конкретном случае проведение ФСА может включать одну, две или три стадии, однако непременным условием является наличие первой стадии, поскольку лишь она содержит процедуры, присущие исключительно
ФСА.
Нами предлагается проведение ФСА в две стадии с выдачей рекомендаций по наиболее эффективным образцам продукции. Исходя из этого, можно выделить следующие этапы работ по ФСА:
1. Подготовительный этап
Задачи подготовительного этапа включают:
– выбор объекта ФСА. Производится по следующим критериям: перспективность выпуска продукции, доля в товарной продукции предприятия, рентабельность, темпы роста и т. д.
– опрос потребителей – сбор мнений и пожеланий клиентов и выявление их потребностей. Необходимо определить первичную покупательную способность, охарактеризовать серьезность ошибок и недостатков продукции.
– создание полной информационной базы по объекту ФСА.
2. Информационный этап
Основная цель информационного этапа сбор, систематизация и всестороннее изучение информации по объекту анализа.
Задачи информационного этапа включают:
– разработка структурной схемы конструкции анализируемого объекта путем членения объекта на конструктивные элементы;
– отбор составных частей продукции для последующей работы.
3. Аналитический этап
Цель данного этапа состоит в том, чтобы выявить наиболее выгодные зоны объекта для продолжения исследования.
Задачи аналитического этапа включают:
– определение функции продукции;
– классификация функций;
– построение функциональной модели;
– расчет затрат на выполнение функций;
– установить ценность функций, учитывая предварительно выявленные мнения потребителей;
– сравнить затраты на функции с их ценностью, чтобы определить лучшие возможности для совершенствования;
– выбрать функции для продолжения анализа.
4. Творческий этап
Цель творческого этапа состоит в том, чтобы создавать новые, более оригинальные комбинации, которые выполнят желаемую функцию при меньших совокупных затратах и лучшей эффективности, чем это было ранее.
5. Исследовательский этап
На этом этапе объединяются идеи и концепции, выдвинутые на творческом этапе, и выбираются наиболее эффективные варианты решения задачи, направленные на создание конкурентного преимущества, для дальнейшей доработки и представления в качестве рекомендаций ФСА.
Задачи исследовательского этапа включают:
– исключение нелепых идей;
– выявление преимуществ и недостатков каждой идеи;
– выбрать идеи, направленные на совершенствование потребительной стоимости и повышение конкурентного преимущества объекта исследования.
В соответствии с методологией, ФСА включает следующие основные этапы:
–
1 2 3 4
этап 1 (ограничение объекта как системы). Анализируемый объект
ФСА определяется как система со своими границами, входом и выходом.
Методом ограничения объекта служит системный анализ. Объект анализа рассматривается как относительно изолированная система. Это означает, что цели и функции объекта подчинены целям и функциям высшей системы, а также что создание этого объекта является необходимым и оправданным.
– этап 2 (функциональный анализ). Данный анализ предусматривает:
– выявление, определение и классификацию функций;
– построение функциональных моделей;
– установление ценностей функций;
– оценку функций;
– присвоение индекса стоимости;
– выбор функции для исследования.
Основная цель функционального анализа (ФА) состоит в определении наиболее выгодных областей для совершенствования потребительной стоимости и повышения конкурентного преимущества объекта.
Функциональный анализ предполагает рассмотрение объекта как комплекса выполняемых им функций, а не материально-вещественных структур. Исследуемый объект выступает как комплекс взаимодействующих между собой функций внутри рассматриваемой системы, взаимосвязанных при этом с функциями надсистемы. При этом функция отражает сущность объекта, его потребительские свойства, а продукция, процессы, услуги – форму их проявления. Методологической основой ФА является процесс трансформации анализируемого объекта, выраженного в конкретной форме, в такую его форму, которая характеризуется комплексом функций. Сущность этого анализа является процесс абстрагирования, в ходе которого выявляются функции целенаправленной системы. Это абстрагирование является исходной позицией для глубоких изменений в структурах целенаправленных систем.
Функция есть то, что заставляет объект работать или быть популярным, привлекательным (пользоваться спросом), т. е. удовлетворять материальные и духовные потребности потребителя.
В функционально-стоимостном анализе функция объекта определяется как отношение между общественной потребностью и свойствами этого объекта.
В условиях товарного производства функции объекта проявляются в момент реализации его потребительной стоимости. Эта реализация проходит при конечном либо производственном потреблении продукта как товара.
К. Маркс называл функцию услугой и определял ее следующим образом:
«Услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости – товара ли, труда ли».
Из приведенной выше характеристики вытекает, что: