Файл: Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря (на примере Университета Синергия).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 593
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Характеристика комплекса задач, задачи и обоснование необходимости автоматизации
-
Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
Основные бизнес-процессы в университете «Синергия» показана на рис. 6.
Рисунок 6 - Основные бизнес-процессы в университете «Синергия»
Процессы: процесс управления, учебный процесс, процесс организации обучения, процесс методического обеспечения.
Детализация процесса методического обеспечения показана на рис. 7.
Рисунок 7 – Декомпозиция методического процесса
Детализация процесса методического обеспечения: Разработка методических материалов, утверждение методических материалов, издательская деятельность, библиотечное обслуживание и т.п.
-
Определение места проектируемой задачи в комплексе задач и ее описание
Книги поступают в библиотеку. Для каждой книги определяют ее жанр, издательство и тип книги. Все эти данные заносят в каталог.
Студент обращается в библиотеку. При первом обращении данные студента заносятся в БД, а ему выдается читательский билет. После этого студент оформляет запрос на нужные книги. Книги ищут в книгохранилище, перед выдачей данные заносят в журнал учета движения книг.
Для просмотра отчетности сотрудник выбирает категории, по которым необходимо вывести отчеты. Сами отчеты выводятся на экран или файл формата Excel для сохранения или печати.
Диаграмма библиотечного обслуживания в университете «Синергия» разработана с помощью программы AllFussionProccessModeler 7.1, используя методологию IDEF0.
На рисунке 8 приведена контекстная диаграмма, раскрывающая бизнес-процесс «Деятельность библиотеки на примере университета "Синергия"».
Рисунок 8 – Бизнес-процесс «Деятельность библиотеки на примере университета "Синергия"»
Декомпозиция бизнес–процесса «Деятельность библиотеки на примере университета "Синергия"» приведена на рис. 9.
Рисунок 9 - Декомпозиция бизнес–процесса «Деятельность библиотеки на примере университета "Синергия"»
Выходными отчетами в данной работе будут реализованы следующие отчеты:
Просмотр журнала движения книг за выбранный период. Это один из основных отчетов, который формируется в процессе деятельности библиотеки
Каталог книг – выводит на экран список библиотечного фонда.
Список читателей – отображает список всех читателей, которые есть в БД в текущий момент.
-
Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи
Схема документооборота показана на рис. 10.
Рисунок 10 - Схема документооборота
В нынешних обстоятельствах формирования и улучшения средств электронно-вычислительной техники, внедрения их в разнообразные области производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, реализация управлением собственных функций невозможно без применения автоматизированных средств[2]. Помимо этого, следует учитывать то, что базисная методика учета документов была ручная. Она обладает большим количеством недостатков:
- невысокая эффективность работы из-за человеческого фактора;
- значительная трудозатратность;
- невысокая оперативность;
- несовершенство организации сбора и регистрации информации;
- сомнительность получаемых итогов.
Помимо этого, постоянно возрастающие потоки данных и потребность выполнения по ним динамического анализа в наиближайшей перспективе сделали бы такой ручной вариант попросту невозможным[5].
К более характерным минусам такого решения относятся:
- недостаточно полный анализ полученных отчетов из-за недоступности группировочного учета;
- большие расходы рабочего времени сотрудников на осуществление рутинных действий и формирование ведомостей и отчетов;
- неполное и безрезультатное применение технических средств, имеющихся в наличии;
- невысокая оперативность, снижающая качество работы;
- несовершенство организации сбора и регистрации данных;
- несовершенство процесса обрабатывания информации – с целью извлечения некоторых справок или отчетов требуется полностью обрабатывать все документы, принадлежащие к данной проблеме, какие могут пребывать в различных группировочных папках;
- недоработка процессов передачи, сохранения, защиты целостности информации и выдачи итогов обработки конечному пользователю.
С внедрением автоматизированного рабочего места библиотекарябольшинство из перечисленных недостатков будут устранены и появятся новые возможности в проведении анализа. Основные преимущества, достигнутые после внедрения машинного варианта:
-
появится возможность проведения более сложных расчетов в динамике; -
практически полная независимость от человеческого фактора; -
разделение труда и разделение функций по рабочим местам и сотрудникам; -
наиболее оперативная обработка рабочих данных; -
вывод итогов в комфортной для восприятия форме на печатающее устройство и/или дисплей;
Таким образом, на основании приведенных выше недостатков возникла необходимость использования вычислительной техники, что позволит надежно хранить, обрабатывать информацию и при этом резко снизить трудоемкость и повысить достоверность и оперативность получения результатной информации.
Расчет планируемого эффекта по временным затратам показан в таблице 4 .
Таблица 4
Планируемый эффект по временным затратам
Показатель процесса | До (мин) | После (мин) | Разница | % |
Учет книг(1 книга) | 10 | 8 | 3 | 30 |
Поиск конкретной книги | 10 | 2 | 8 | 80 |
Учет движения книг | 12 | 10 | 2 | 10 |
Анализ движения книг за период | 80 | 1 | 79 | 98,75 |
Итого | 112 | 21 | 92 | |
Как видно из таблицы 1, при ручном учете движения книг затраты составляют 112 минут на одну книгу, при автоматизации затраты составляют 21 минуту. При автоматизированной системе учета движения книг экономия составляет 92 минуты, значит автоматизация целесообразна.
-
Анализ системы обеспечения информационной безопасности и защиты информации
В Университете «Синергия» имеются нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы такие как:
1. Регламент информационной безопасности:
-
допуск работников к служебной информации, которая представляет коммерческую тайну; -
доступ к использованию программного обеспечения, сконфигурированного персонального под Университет «Синергия» (файловое хранилище).
2. Регламенты использования сети Internet, электронной почты Университета «Синергия»
С целью более эффективного исполнения регламентов в Университете «Синергия» настроена служба Active Directory на Windows Server 2003. Она дает возможность устанавливать и осуществлять контроль информационной безопасности.
С помощью Active Directory есть возможность результативно управлять пользователями, ПК, группами, принтерами, приложениями и иными поддерживающими службы каталогов проектами из единого безопасного, централизованного места[13].
-
Аудит. Все без исключения изменения объектов Active Directory записываются, по этой причине известно, что именно было изменено, какие данные имеет измененный атрибут в данный момент времени и какое у него было значение до этого. -
Точная и быстрая настройка политики паролей. Политики паролей возможно настроить для отдельных групп внутри домена. Принцип, в соответствии с которыми для любой учетной записи домена применяется одна и та же политика паролей, больше не действует. -
Увеличение производительности управления учетными записями пользователей, используемыми в качестве удостоверений для служб. Поддержка паролей учетных записей служб (учетных записей пользователей, применяемых в качестве удостоверений для служб) — одна из тех задач, которые отнимают у ИТ-специалистов больше всего времени.
Предоставление информационной безопасности и защиты данных на уровнях:
-
Программный – Microsoft Windows Server 2013, Active Directory:
а) права доступа (к операционной системе Windows 7 и Windows 10, , Windows Server, Терминальный доступ Windows Server);
б) права пользователя системы (разграничены права доступа на файловый сервер);
в) парольная защита, доступ к базе (установлены пароли на программные продукты, такие как: Касперский);
г) ведение логов и так далее (осуществляется контроль логов, Windows Server пользователи, контроль трафика интернет, контроль почты).
-
Аппаратный – бекапы (резервное копирование) серверов.
В Университете «Синергия», используются средства защиты от внешних угроз:
-
ежеквартальная смена паролей -
требование на смену паролей раз в квартал для доступа к базам данных SQL -
требование на смену паролей раз в квартал на доступ к серверу -
осуществляется бекап (резервное копирование) (базы SQL, FTP файлов) 4 раза в месяц
В Университет «Синергия» производится постоянный мониторинг наиболее опасных угроз информационной безопасности:
1) Утечка данных;
2) Халатность служащих;
3) Вирусы;
4) Хакеры;
5) Кража оборудования;
6) Аппаратные и программные сбои.
Из списка угроз видно, что первое место в иерархии опасностей информационного обеспечения компании Университета «Синергия» занимает утечка данных. А именно происходит нарушение конфиденциальность следующих блоков данных: личные данные; экономические отчеты, информация о конкретных сделках, интеллектуальное имущество Университета; бизнес-планы. По этой причине главы отделов проводят ежедневный мониторинг своих сотрудников