Файл: Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря (на примере Университета Синергия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 598

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, it-отдел осуществляет контроль полномочий доступа к корпоративным данным на файловом сервере, проводят мониторинг электронной почты работников, осуществляет контроль над сетью интернет посредством закрытия доступа к социальным сетям и личной почте.

К сожалению, наиболее опасным каналом по-прежнему остаются мобильные накопители.

В случае, если утечку данных получается избежать, работник несет ответственность за несоблюдение внутренней ИБ. К нарушителю применяются одна или несколько видов наказания:

1) Выговор;

2) Строгий выговор;

3) Штраф;

4) Принудительно-«добровольное» увольнение из компании;

5) Увольнение из компании согласно статьи и с заведением уголовного дела.


    1. Анализ существующих разработок и выбор стратегии автоматизации «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»




      1. Анализ существующих разработок для автоматизации задачи


Автоматизированные библиотечные информационные системы(АБИС) — системы планирования ресурсов, которые используются для отслеживания библиотечных фондов.

АБИС созданы для того, чтобы перейти с традиционных технологий, которые использовала библиотека, на автоматизированные. Основная составная часть АБИС — система автоматизации библиотек. Она позволяет обеспечивать комфортный доступ пользователей к фондам библиотеки.

Рассмотрим наиболее распространенные в данный момент программы.

1С: Библиотека

1С:Библиотека — программа для перевода библиотечной системы со стандартного режима работы на полностью автоматизированную цифровую деятельность. Продукт помогает обеспечить комфортный доступ читателей к книжным фондам, организовать простой учет обращения и своевременную актуализацию, а также сформировать общедоступный электронный каталог, автоматизировать создание необходимой документации (рис. 11).



Рисунок 11 - 1С: Библиотека

Для стабильной работы библиотечной системы можно купить любую из двух простых и функциональных программ — решение 1С:Библиотека или 1С:Библиотека ПРОФ. Обе версии учитывают важные отраслевые требования: открытость кода, производительность и масштабируемость. Программы можно использовать для обеспечения деятельности архивов, книгохранилищ и библиотек разных видов:

  • Универсальных, находящихся на балансе региона, области, муниципального образования.

  • Образовательных учреждений: высших учебных заведений, школ, детских садов.

  • Отраслевых: крупных промышленных предприятий и компаний, медицинских учреждений, заводов, НИИ.


Профессиональная версия, как и базовая, не имеет ограничений в использовании, но ввиду расширенного количества подсистем ориентирована на более крупные библиотеки: публичные, отраслевые, вузовские, НИИ — а также на развитые сети филиалов. Обе конфигурации активно применяются при обучении будущих библиотекарей.

Программный продукт 1С:Библиотека помогает частично или полностью автоматизировать каталогизацию, ведение учета всего перечня изданий и обслуживание пользователей. Подсистема обеспечивает контроль наличия книг и позволяет отслеживать должников, что в комплексе благоприятно сказывается на сохранности фонда. За счет автоматизации ручной труд библиотечных сотрудников становится минимальным, и благодаря этому удается добиться следующего:

  • уменьшить время обработки заказов и заявок от книготоргующих организаций;

  • улучшить общее качество обслуживания читателей;

  • сформировать положительный имидж учреждения;

  • привлечь и сохранить целевую аудиторию;

  • обеспечить эффективное управление фондами и защититься от хищений.

При внедрении решения 1С:Библиотека предполагается создание электронного каталога, куда заносят данные обо всех печатных изданиях. Их маркируют путем наклеивания стикера с индивидуальным штрихкодом, который используется для быстрого считывания информации. Для этих целей в программе реализована поддержка внешнего оборудования, работающего на основе протоколов передачи данных, поддерживаемых платформой 1С:Предприятие 8.3. К системе можно подключать сканеры штрихкода и радиометки.

Кроме формирования электронного фонда в ходе внедрения продукта 1С:Библиотека для каждого пользователя создается электронный формуляр, который будет соотносится с читательским билетом. Как и в случае с книгами, использование штрихкодов помогает быстро идентифицировать читателей, осуществлять выдачу и возврат литературы с минимальным количеством ручных операций.

Основные возможности решения 1С:Библиотека:

  • Комплектование заказов.

  • Каталогизация с поддержкой RUSMARC.

  • Формирование единого электронного каталога.

  • Виртуальный кабинет читателя.

  • Учет и управление фондом библиотеки.

  • Проведение инвентаризации с поддержкой радиометок RFID.

  • Организация выдачи и возврата книг.

  • Учет книгообеспеченности по критериям.

  • Создание отчетной и учетной документации.

  • Объединения библиотек.


OPAC-Global. Централизованная полнофункциональная автоматизированная информационно-библиотечная система

OPAC-Global – централизованная полнофункциональная автоматизированная информационно-библиотечная система, предназначенная для автоматизации как отдельных библиотек, так и группы библиотек, на основе корпоративной работы в режиме реального времени через стандартные веб-браузеры.

АИБС OPAC-Global создана в 1994 году исключительно для автоматизации библиотек. Разрабатывается и непрерывно развивается компанией «ДИТ-М».

Сегодня OPAC-Global может удовлетворить любые потребности библиотек, включая реализацию революционной технологии «Электронный абонемент», которая позволяет перевести полностью традиционные фонды в цифровую форму и предоставить к ним удаленный доступ через интернет с соблюдением российского законодательства(рис. 12).



Рисунок 12 - АИБС OPAC-Global

Особенности реализации

Главной отличительной особенностью АИБС OPAC-Global является то, что все функциональные задачи выполняется на центральном сервере, а пользователи работают исключительно в стандартных веб-браузерах на ПК или мобильных устройствах.

Эта особенность позволяет легко администрировать и непрерывно развивать систему для всей библиотечной сети области или региона через модернизацию центрального сервера. Это также облегчает техническую поддержу системы через интернет.

Основные возможности программы

  • Ориентированная на веб-среду, система непрерывно развивается вместе с мировой паутиной.

  • Несколько вариантов интерфейсов для начинающих, обученных и профессиональных пользователей.

  • Множество видов представлений результатов для печати. В т.ч. Библиографического описания отдельных изданий ГОСТ 7.1-2003.

  • Поиск по отдельным терминам, полным текстам. Контекстный поиск.

  • Сохранение истории поисков с возможностью их повторного использования и редактирования.

  • Поиск в авторитетных файлах с возможностью просмотра алфавитных списков, древовидных структур и пермутационных списков.

  • Заказ на выдачу литературы в читальные залы, по абонементу, МБА.

АБИС Koha

АБИС Koha это полнофункциональная библиотечная информационная система, лицензирование которой не требует никаких затрат, а также является первой в мире АБИС с открытым исходным кодом, распространяемой по лицензии GNU GPL (Открытое лицензионное соглашение).


Первоначально была разработана в Новой Зеландии в 1999 году, на данный момент обновляется на регулярной основе дважды в год в мае и ноябре, благодаря команде из 429 разработчиков со всего мира.

Функциональные особенности АБИС Koha:

- полнофункциональная АБИС с нулевой стоимостью владения;

- устанавливается на любую операционную систему;

- поддержка сети библиотек и мультитенантная архитектура;

- веб ориентированный мультиязычный интерфейс;

- настраиваемый электронный каталог OPAC;

- расширение возможностей (плагины, Dspace , Vufind);

- поддержка библиотечных стандартов MARC 21 /RUSMARC , ISO 2709, Z 39.50, OAI PMH;

- полный цикл комплектования;

- профессиональная каталогизация с настраиваемыми шаблонами;

- ведение авторитетных файлов;

- поддержка заимствования записей по Z 39.50/ SRU;

- ведение подписки на сериальные издания;

- книговыдача и онлайн заказ изданий читателями;

- стандартные и настраиваемые отчёты;

- запись читателей и печать читательских билетов;

- возможность создавать свой пакет внутренних документов;

- печать штрих-кодов и наклеек, импорт экспорт записей, пакетное редактирование, поддержка RFID.

В общем виде технологический процесс библиотеки включает следующие основные технологические процессы:

- заказ литературы и комплектование фондов;

- обработка литературы — каталогизация, описание, индексирование, составление каталога;

- обслуживание пользователей — регистрация читателей, прием заказов на литературу, выдача/прием литературы.

Эти процессы используют, как правило, следующие основные массивы информации (файлы, базы данных):

- электронный каталог (реквизиты изданий);

- читатели (реквизиты зарегистрированных читателей, сведения о выдаче-возврате литературы);

- заказы (очередь текущих заказов на выдачу литературы);

- поставщики изданий (издательства, магазины) и библиотеки, с которыми осуществляется взаимодействие по межбиблиотечному абонементу (МБА);

- словарные массивы.

На данный момент рынок АИБС довольно разнообразен. Можно найти как облачные версии, так и коробочные решения. Также практически у каждой программы есть вариант бесплатного тестового периода, что дает попробовать программы в реальном деле.

Но насколько сильно не были бы стандартизированы выполняемые операции, в каждой библиотеке всегда будут особые условия или операции, характерные только для этой библиотеки. И их не будет в стандартном ПО. Добавление этих операций потребует привлечение сторонних специалистов и вложения дополнительных средств. Соответственно, чем меньше стандартизированы операции, тем больших денег потребует подгонка ПО под нужды предприятия.


Поэтому имеет смысл начать разрабатывать программу под свою собственную библиотеку. Это позволит учесть все нюансы работы самой библиотеки и в долговременной перспективе сэкономит деньги на аренде стороннего ПО.


      1. Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи


Установим стратегические и функциональные качества разрабатываемого модуля .

Внедряемая ИС должна обладать хорошей масштабируемостью и высокой надежностью хранения данных[10]. К тому же она должна легко адаптироваться под программную среду объекта внедрения. При внедрении, разрабатываемая ИС обязана обладать возможностью гибкой доработки, так как возможно понадобится последующая доработка[19]. ИС не должна быть перегружена огромным числом ненужных функций.

С целью осуществления проекта возможно выделить следующие этапы:

  1. Анализ имеющихся процессов работы библиотеки.

  2. Определение всего перечня функционала, который планируется автоматизировать. Выявление уже реализованных функций сейчас и тех функций, какие будут разработаны в ходе разработки и внедрения модуля.

  3. Выбор стратегии автоматизации. Изучение имеющихся типов стратегий автоматизации и отбор наиболее оптимального к структуре и бизнес процессам предприятия.

  4. Создание технического задания и графика исполнения работ

Выбор стратегии автоматизации:

Имеется четыре вида стратегии автоматизации: кусочная (хаотичная) автоматизация, автоматизация по участкам, автоматизация по направлениям и комплексная автоматизация[16]. Кусочная автоматизация подразумевает под собой получение предприятием без определенного стратегического плана единичных фрагментов ИС, которые не возможны оказать настоящей пользы предприятию в общем. Последующее формирование информационной системы фирмы сопряжено с новыми, внушительными затратами[12].

Автоматизация по участкам предусматривает автоматизацию отдельных производственных участков, общих по набору исполняемых задач[8]. Данный метод автоматизации избирается в тех обстоятельствах, если имеются участки, где использование автоматизированных систем предоставляет значительный финансовый результат, к примеру за счет уменьшения персонала[11].

Автоматизация по направлениям предполагает под собой автоматизацию выбранных заранее функций компании[4]. В таком случае фирма приобретает полную автоматизацию работы, к примеру, кадровой службы, или логистики. Данный подход к автоматизации абсолютно обычен и в будущем объединение уже автоматизированных направлений в рамках целой компании никак не будет связана с серьезными препятствиями[15].