Файл: Книга об исках и судебный календарь (753г до н э. Iii в до н э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законы XII Таблиц – свод законов, признаваемый источником всего публичного и частного права, запечатленный в виде медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме. Законы XII Таблиц состояли из разделов: о вызове в суд (таблица I), о вершении исков (таблица II), о долговом рабстве (таблица III), о порядке манципации при сделках (таблица IV), о завещании и семейных делах (таблица V), о пользовании земельным участком (таблица VI), о воровстве (таблица VII), о личном оскорблении – обиде (таблица VIII), об уголовных наказаниях (таблица IX), о порядке похорон и церемоний (таблица X), о публичных делах в городе (таблица XI).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за "перст божий".

Примечательной чертой Законов XII таблиц было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй - все остальные вещи.

Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название указанных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res пес mancipi (рес нек манципи).

Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.


Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий , и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.

В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя. «Знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение» (юрист Цельд). Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости.

Децемвиры в Древнем Риме — коллегия из десяти человек, образованная для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве. Первые децемвиры были только патрициями. Главным среди них был Аппий Клавдий. На время их работы были приостановлены полномочия консулов, но одновременно ликвидированы и должности народных трибунов. Каждый из децемвиров управлял Римом по очереди в течение (по разным данным) или одного, или десяти дней. В задачу коллегии входило в первую очередь составление и опубликование свода законов.

 В Древнем Риме словом "децемвиры" обозначалась любая коллегия из десяти человек, созданная для решения каких-либо гражданских или религиозных дел. Существовали коллегии децемвиров для разбирательства в гражданских уголовных делах, для раздела земель в колониях, для совершения жертвоприношений и смотрения в Сивиллиных книгах, и т.п. Однако когда говорят о децемвирах, то чаще всего имеют в виду коллегию, созданную для написания законов. Дело это давнее, да еще и окрашенное романтической историей, но из тьмы веков вырисовывается примерно следующая картина.

В самом начале IV века до Р.Х. был создан институт народных трибунов для защиты прав плебеев от произвола высших магистратов, главным образом консулов, в решении судейских дел. Писаных законов в Риме тогда еще не существовало, поэтому в судах вопросы решались консулами или назначенными ими судьями на основе обычного права, существовавшего только в устной традиции и поэтому не всегда достаточно обоснованного, и почти всегда в пользу патрициев, так как должности высших магистратов были тогда доступны только этому сословию. Однако народные трибуны обладали тогда только правом помощи, то есть они могли вмешиваться в действия высших магистратов по жалобе любого гражданина. Вмешиваться-то они могли, но права вето у них еще не было, и реального влияния на исход судебных дел такое вмешательство чаще всего не имело. Такое положение не устраивало в Республике буквально всех.



Плебеи требовали ограничить произвол высших магистратов писаной буквой закона, и с этой целью народный трибун Теренцилий Арса в 462 году до Р.Х. внес в трибутные комиции предложение о создании специальной коллегии из пяти человек для выработки закона (писаного), ограничивающего произвол консулов. Комиции одобрили это предложение, сенат отклонил его.

В дальнейшем в течение десяти лет продолжалась борьба вокруг этого предложения. Плебеи постоянно выбирали в трибуны одних и тех же лиц, которые и вносили это предложение, а патриции не допускали дело даже до рассмотрения в сенате.

Наконец, в 452 году сенат при консуле Аппии Клавдии уступил и решил провести работу по составлению гражданского уложения. Для осуществления такой работы предложили экстраординарно создать коллегию из десяти человек, выбранных через комиции. Эти децемвиры должны были быть носителями консульской власти и осуществлять ее поочередно. Одновременно с этим отменялась деятельность народных трибунов и приостанавливалось право апелляции. Децемвиры же должны были клятвенно пообещать не посягать на привилегии плебеев.

В число децемвиров могли избираться и плебеи, но влияние патрициата еще было так велико, что в состав первой коллегии децемвиров не было избрано ни одного плебея, но вошли консулы 452 года.

Однако было решено отправить посольство в составе трех человек для изучения законодательства и нравов различных государств Греции и Южной Италии, например, законодательства Солона, Ликурга и т.п. Только после возвращения этого посольства и были выбраны децемвиры на 451 год, а консулы сложили свои полномочия. Четкой ясности, как децемвиры исполняли свои полномочия среди ученых нет до сих пор. Большинство считают, что децемвиры сменялись каждый день, правящего децемвира, обладавшего всей полнотой консульской власти, сопровождали 12 ликторов с фасциями и топорами, а остальных – по одному ликтору. Другие же специалисты полагают, что децемвиры исполняли свои полномочия в течение десяти дней. Деятельность децемвира была ограничена только правом интерцессии со стороны его товарищей по коллегии. Старшим в коллегии децемвиров считался Аппий Клавдий. Так как коллегия децемвиров была создана для разработки и исправления законов, то продолжительность функционирования этих экстраординарных магистратов не была ограничена.

Децемвиры разработали пакет законов, который был утвержден комициями. После чего эти законы были вырезаны на десяти медных досках и прибиты на форуме. Однако сразу же выявились многочисленные недочеты и упущения в выработанных законах, так что для дополнения и совершенствования гражданского уложения на 450 год снова были выбраны децемвиры. Считается, что на этот раз в их числе были выбраны и несколько плебеев, но рассматривая сохранившееся свидетельства о деятельности децемвиров в 450 году в этом можно усомниться. Кроме того в нарушение всех обычаев и законов второй раз подряд одну и ту же магистратуру исполнял один и тот же человек – Аппий Клавдий.


Новые децемвиры разработали законы еще на две таблицы. Не следует преувеличивать мудрость и совершенство этих законов. Главное было в том, что теперь консулы и другие высшие магистраты должны были осуществлять свои полномочия и вершить суд, руководствуясь доступными для обозрения всем гражданам и зафиксированными нормами. Это обстоятельство и должно было гарантировать равные права всем гражданам Рима.

Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в 1 в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное прав и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций).
27. Юснатурализм и юспозитивизм в истории юридической науки.

Юснатуралистическое направление (от лат. jus – право, naturale - естественное) в теории конституционализма основывается на естественно-правовом учении, в основе которого максимы справедливости, свободы, равенства Основной тезис юснатурализма заключается в том, что наряду с правовыми нормами, принимаемыми государством, существует также неписанное право – естественное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека, которыми все люди обладают в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. Естественное право вытекает из самой природы человека, возникает естественным путем, а не создается людьми. При этом государство не может посягать на эти неотъемлемые права человека.

Современный юснатурализм в юридической литературе характеризуют как теорию возрождения естественного права. Основной смысл этого направления в том, что позитивное право, т.е.
созданное государством, является правом только в том случае, если оно не противоречит праву естественному, т.е. общечеловеческим ценностям, принципам свободы, равенства, справедливости и т.д. В результате естественное право признается неким ориентиром для права позитивного, своего рода критерием для оценки правового содержания закона (писанного права)