Файл: Приложение 5 Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Работа в парах, обмен и обсуждение информации.
3. работа с кластером( что нового узнали, что следует уточнить.)
2. Водные ресурсы.
1. Работа с кластером
2. с.Уч-к стр. 126
Правильно ли мы дали определение водным ресурсам?
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.
Ежегодно возобновляемые-это ресурсы речного стока (слайд)
Вопрос: Изменяется ли количество пресной воды на планете?
Нет, т.к. существует круговорот воды, осуществляемый в основном за счет энергии Солнца, хотя и организмы оказывают на него воздействие. Наличие круговорота основано на том, что поверхности океана испаряется больше воды, чем выпадает над океанами в виде осадков. "Лишняя” испарившаяся вода переносится в виде осадков над сушей и поступает обратно в океаны с поверхностным речным стоком и через грунтовые воды.
Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается около 2% речного стока. В некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Годовой сток Волги уменьшился на 10%, а Дона, на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли.
Итак, человек влияет на водные ресурсы.
- Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.
Работа в группах.
1группа.
Уч.к стр127.Как размещаются ресурсы по территории России? Заполните таблицу
Размещение водных ресурсов России. Прием «Свободная таблица»
Европейская часть | Линии сравнения | Азиатская часть |
| Население | |
| Обеспеченность водой в год на человека | |
Вывод: речной сток размещается неравномерно в пространстве и времени.
Как можно перераспределить речной сток? (водохранилища, каналы)
2группа.стр.128. Заполните таблицу: Воздействие водохранилищ на окружающую природу:
Положительное | Отрицательное |
| |
3группа. стр. 128 Найдите на карте и покажите крупнейшие водохранилища и каналы России, нанесите их на К/Карту
4гр. Стр.129. Использование воды (№13)
Водопользование - это | Водопотребление - это |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Работа в группах, обмен информацией.
Что нового узнали: заполнение кластера
Слайд-водохранилища, каналы.
3.Охрана вод. Уч. Стр.123-130.
1. Работа с кластером.
2. Посмотрите на слайд. Что символизирует синий цвет? С чем ассоциируется у вас красный цвет?
- Можем ли мы совместить понятие вода и опасность, угроза? Почему?
- Сегодня мы попытаемся решить проблему «Угроза воде существует? Как мы можем решить эту проблему?» (Мозговой штурм)
- Соберитесь в группы и в течении 2-х минут напишите всё, что по вашему мнению может угрожать водным ресурсам нашей планеты? .
2 мин
- (бытовые стоки, С/х, транспорт, гидроэнергетика, промышленность)
Стадия рефлексии. Написать синквейн по теме
Правила написания синквейна: (№22)
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Д.З. §21.
Посчитать, сколько воды тратит ваша семья за день, месяц
3. Урок в 8 классе.
Тема: Зона смешанных и широколиственных лесов России.
Цели: Создать условия для формирования знаний об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в смешанных и широколиственных лесах. Обеспечить формирование умений работать с различными источниками знаний. Углубить знания о взаимосвязи природных компонентов природной зоны. Показать степень освоения этой зоны человеком. Воспитывать патриотические чувства, гордость за необъятные просторы и богатства нашей Родины.
Оборудование: Карты - физическая России, карта природных зон, презентация, атласы, дополнительная литература, видеосюжет.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием приёмов технологии развития критического мышления.
Структура урока.
I Фаза вызова
Мотивационная деятельность:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Надеюсь, что этот урок подарит вам хорошее настроение,
и добрые чувства сохранятся на весь сегодняшний день.
Вводное слово учителя:
Дорогие ребята вам выпало великое счастье родиться в России и изучать её природу.
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И чем больше знаю, тем сильней люблю» - так сказал известный русский географ В.О.Ключевский.
Вы изучаете природные зоны России. А какой зоне посвящён сегодняшний урок, определите по описанию:
Опушка леса! Тихо покачивает ветвями белоствольная берёза, трепещет осина, широко раскинул свои огромные ветви красавец клён. В глубине леса темно. Огромные деревья образовали шатёр. А под ним – густые заросли кустарников и мелких деревьев.
Местами надвинулся мрачный, тёмный ельник. А дальше опять берёзы, тополь со своим серым стволом, рябина, липа. Лес становится всё гуще и темнее….
Определение темы урока: Прослушав описание, определите тему урока.
Уточнение учителя: Тема нашего урока: Смешанные леса России.
Работа с таблицей: Приём «Знаю – хочу узнать - узнал»
Вспомните план изучения природной зоны.
План изучения | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Географическое положение 2. Климат 3. Воды 4. Почвы 5. Растительный мир 6. Животный мир 7. Освоение зоны человеком | | | |
Формулирование целей урока: Попытайтесь сформировать цели урока.
Уточнение учителя: Мы не только изучим особенности зоны смешанных лесов, но и выясним взаимосвязь природных компонентов на примере данной зоны. Определим степень хозяйственного изменения этой зоны.
II. Фаза осмысления нового материала:
1.Работа с картой: Определение географического положения смешанных лесов (атлас стр.22)
Выделяется ли эта зона в Европейской части России? А в Азиатской?
Почему зона смешанных и широколиственных лесов отсутствует во внутриконтинентальных областях России и появляется на Дальнем Востоке?
- Для широколиственных пород деревьев нужно не менее 4 месяцев в году среднесуточных температур не ниже +10 градусов и осадки должны выпадать именно в это время.
2. Составление графической схемы – кластер.
Учитель: мы составили графическую схему, а после работы с учебником должны расширить представления о каждом компоненте, увеличив грозди.
3. Работа с текстом Приём «Чтение и размышление»
(Работа в парах)
Составление описания природной зоны. Работая с текстом, попытайтесь найти ответы на вопросы и решить поставленную проблему. Она обозначена на карточках подчёркиванием. (Время -4 мин.)
1.Климат. Укажите тип климата этой зоны.
Сравните климат зоны смешанных лесов с климатом тайги.
Какие воздушные массы формируют климат?
Каков режим увлажнения? (стр.196, 2 абзац)
Почему смешанные леса не проникают за Урал?
2. Воды. Реки. Густота и полноводность.
Почему здесь много болот? (стр. 196, абзац 3)
3.. Рельеф. Каковы особенности рельефа?
Чем можно объяснить наличие холмов и моренных гряд?
(стр. 196, абзац 4)
4. Почвы. Работая с картой атласа (стр.) определите тип почв этой зоны и объясните причину их формирования.
- Почвы изменяются с севера на юг: дерново-подзолистые и серые лесные (закон зональности). Такие почвы сформировались при более теплом климате, чем в тайге и более разнообразной растительности.
5. Ландшафт. Типичный русский ландшафт. Найдите описание в тексте.
Что такое лесопольный ландшафт?
Почему поля в средней полосе России мелкоконтурные?
(стр. 197, абзац 2)
6.Животный мир: В чём проявилось влияние человека на животный мир?
7. Каковы главные направления хозяйственной деятельности людей Дальнего востока?
4. Работа с электронным учебником: Природно-хозяйственное районирование – Леса – растительный мир,
Изучите описание смешанных лесов и выполните следующее задание:
назовите представителей растений
А) Европейской части России: -
Б) Уссурийской тайги –
Объясните, почему на Дальнем Востоке отмечается такое смешение флор?
5. Работа с электронным учебником: Природно-хозяйственное районирование – Леса – животный мир. Изучите карту «Животный мир смешанных лесов», выяснив названия животных. Покажите способы приспособления животных к длительной и холодной зиме. После этого выполните задание 3 (практика).
6. Просмотр видеофрагмента: «Смешанные леса России» Дополните ваши сведения об этой природной зоне.
7.Дополнение учителя «Муссонные леса дальнего Востока»:
-
Муссонный климат. -
Более южный облик, и большая ярусность. -
Сочетание сибирских видов и субтропических культур: ель, кедр, пихта, амурский бархат, пробковое дерево, лимонник, элеутерококк, женьшень.
Вывод: Дальневосточные леса отличаются своеобразием. В их составе наряду с сибирскими видами много представителей растительного и животного мира Кореи, Китая, Монголии, Индии.
Коллективно мы составили полный рассказ о смешанных лесах, и теперь ваши знания не громоздятся, а «гроздятся» на нашем кластере.
8. Работа с приложением. Таблица 8. (стр. 313)
Определяя степень антропогенного преобразования природных зон, назовите возделываемые культуры и направления животноводства смешанных лесов.
III. Фаза рефлексии:
Приём: «Верные ли утверждения»
Внимательно изучите характерные черты природной зоны и поставьте знак, выразив своё мнение: если вы считаете его верным - +, если неверным - -
Положения | Ваше мнение | «Верные ли ваши утверждения» |
1.Смешанные леса встречаются только на Европейской территории | | |
2. Зона смешанных лесов располагается южнее лесотундры | | |
3. В смешанных лесах выборочное земледелие | | |
4 Моренный рельеф –следствие влияния ледника | | |
5. На климат смешанных лесов оказывают влияние Атлантический и Тихий океаны | | |
6. Увлажнение в зоне смешанных лесов недостаточное | | |
7.Почвы – подзолистые | | |
8. В этой зоне водятся куница, горностай, песец, северный олень | | |
9. Уссурийская тайга – это смешанный лес | | |
10. Это густонаселённая территория страны | | |