Файл: Приложение 5 Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Работа в парах, обмен и обсуждение информации.

3. работа с кластером( что нового узнали, что следует уточнить.)
2. Водные ресурсы.

1. Работа с кластером

2. с.Уч-к стр. 126
Правильно ли мы дали определение водным ресурсам?
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами.

Ежегодно возобновляемые-это ресурсы речного стока (слайд)

Вопрос: Изменяется ли количество пресной воды на планете?

Нет, т.к. существует круговорот воды, осуществляемый в основном за счет энергии Солнца, хотя и организмы оказывают на него воздействие. Наличие круговорота основано на том, что поверхности океана испаряется больше воды, чем выпадает над океанами в виде осадков. "Лишняя” испарившаяся вода переносится в виде осадков над сушей и поступает обратно в океаны с поверхностным речным стоком и через грунтовые воды.

Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается около 2% речного стока. В некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Годовой сток Волги уменьшился на 10%, а Дона, на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли.

Итак, человек влияет на водные ресурсы.

- Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.

Работа в группах.

1группа.

Уч.к стр127.Как размещаются ресурсы по территории России? Заполните таблицу

Размещение водных ресурсов России. Прием «Свободная таблица»

Европейская часть

Линии сравнения

Азиатская часть




Население





Обеспеченность водой

в год на человека




Вывод: речной сток размещается неравномерно в пространстве и времени.

Как можно перераспределить речной сток? (водохранилища, каналы)

2группа.стр.128. Заполните таблицу: Воздействие водохранилищ на окружающую природу:


Положительное

Отрицательное







3группа. стр. 128 Найдите на карте и покажите крупнейшие водохранилища и каналы России, нанесите их на К/Карту

4гр. Стр.129. Использование воды (№13)

Водопользование - это

Водопотребление - это





































Работа в группах, обмен информацией.

Что нового узнали: заполнение кластера

Слайд-водохранилища, каналы.

3.Охрана вод. Уч. Стр.123-130.

1. Работа с кластером.

2. Посмотрите на слайд. Что символизирует синий цвет? С чем ассоциируется у вас красный цвет? 
- Можем ли мы совместить понятие вода и опасность, угроза? Почему? 
- Сегодня мы попытаемся решить проблему «Угроза воде существует? Как мы можем решить эту проблему?»  (Мозговой штурм)
- Соберитесь в группы и в течении 2-х минут напишите всё, что по вашему мнению может угрожать водным ресурсам нашей планеты? . 
2 мин 
- (бытовые стоки, С/х, транспорт, гидроэнергетика, промышленность)

Стадия рефлексии. Написать синквейн по теме

Правила написания синквейна: (№22)

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Д.З. §21.

Посчитать, сколько воды тратит ваша семья за день, месяц
3. Урок в 8 классе.


Тема: Зона смешанных и широколиственных лесов России.

Цели: Создать условия для формирования знаний об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в смешанных и широколиственных лесах. Обеспечить формирование умений работать с различными источниками знаний. Углубить знания о взаимосвязи природных компонентов природной зоны. Показать степень освоения этой зоны человеком. Воспитывать патриотические чувства, гордость за необъятные просторы и богатства нашей Родины.

Оборудование: Карты - физическая России, карта природных зон, презентация, атласы, дополнительная литература, видеосюжет.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием приёмов технологии развития критического мышления.
Структура урока.

I Фаза вызова

Мотивационная деятельность:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Надеюсь, что этот урок подарит вам хорошее настроение,

и добрые чувства сохранятся на весь сегодняшний день.

Вводное слово учителя:

Дорогие ребята вам выпало великое счастье родиться в России и изучать её природу.

«Люблю и знаю. Знаю и люблю. И чем больше знаю, тем сильней люблю» - так сказал известный русский географ В.О.Ключевский.

Вы изучаете природные зоны России. А какой зоне посвящён сегодняшний урок, определите по описанию:

Опушка леса! Тихо покачивает ветвями белоствольная берёза, трепещет осина, широко раскинул свои огромные ветви красавец клён. В глубине леса темно. Огромные деревья образовали шатёр. А под ним – густые заросли кустарников и мелких деревьев.

Местами надвинулся мрачный, тёмный ельник. А дальше опять берёзы, тополь со своим серым стволом, рябина, липа. Лес становится всё гуще и темнее….

Определение темы урока: Прослушав описание, определите тему урока.

Уточнение учителя: Тема нашего урока: Смешанные леса России.
Работа с таблицей: Приём «Знаю – хочу узнать - узнал»

Вспомните план изучения природной зоны.

План изучения

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Географическое положение

2. Климат

3. Воды

4. Почвы

5. Растительный мир

6. Животный мир

7. Освоение зоны человеком












Формулирование целей урока: Попытайтесь сформировать цели урока.

Уточнение учителя: Мы не только изучим особенности зоны смешанных лесов, но и выясним взаимосвязь природных компонентов на примере данной зоны. Определим степень хозяйственного изменения этой зоны.
II. Фаза осмысления нового материала:

1.Работа с картой: Определение географического положения смешанных лесов (атлас стр.22)

Выделяется ли эта зона в Европейской части России? А в Азиатской?

Почему зона смешанных и широколиственных лесов отсутствует во внутриконтинентальных областях России и появляется на Дальнем Востоке?

- Для широколиственных пород деревьев нужно не менее 4 месяцев в году среднесуточных температур не ниже +10 градусов и осадки должны выпадать именно в это время.
2. Составление графической схемы – кластер.

Учитель: мы составили графическую схему, а после работы с учебником должны расширить представления о каждом компоненте, увеличив грозди.
3. Работа с текстом Приём «Чтение и размышление»

(Работа в парах)

Составление описания природной зоны. Работая с текстом, попытайтесь найти ответы на вопросы и решить поставленную проблему. Она обозначена на карточках подчёркиванием. (Время -4 мин.)

1.Климат. Укажите тип климата этой зоны.

Сравните климат зоны смешанных лесов с климатом тайги.

Какие воздушные массы формируют климат?

Каков режим увлажнения? (стр.196, 2 абзац)

Почему смешанные леса не проникают за Урал?
2. Воды. Реки. Густота и полноводность.

Почему здесь много болот? (стр. 196, абзац 3)
3.. Рельеф. Каковы особенности рельефа?

Чем можно объяснить наличие холмов и моренных гряд?

(стр. 196, абзац 4)

4. Почвы. Работая с картой атласа (стр.) определите тип почв этой зоны и объясните причину их формирования.

- Почвы изменяются с севера на юг: дерново-подзолистые и серые лесные (закон зональности). Такие почвы сформировались при более теплом климате, чем в тайге и более разнообразной растительности.

5. Ландшафт. Типичный русский ландшафт. Найдите описание в тексте.

Что такое лесопольный ландшафт?


Почему поля в средней полосе России мелкоконтурные?

(стр. 197, абзац 2)

6.Животный мир: В чём проявилось влияние человека на животный мир?

7. Каковы главные направления хозяйственной деятельности людей Дальнего востока?
4. Работа с электронным учебником: Природно-хозяйственное районирование – Леса – растительный мир,

Изучите описание смешанных лесов и выполните следующее задание:

назовите представителей растений

А) Европейской части России: -

Б) Уссурийской тайги –

Объясните, почему на Дальнем Востоке отмечается такое смешение флор?
5. Работа с электронным учебником: Природно-хозяйственное районирование – Леса – животный мир. Изучите карту «Животный мир смешанных лесов», выяснив названия животных. Покажите способы приспособления животных к длительной и холодной зиме. После этого выполните задание 3 (практика).
6. Просмотр видеофрагмента: «Смешанные леса России» Дополните ваши сведения об этой природной зоне.

7.Дополнение учителя «Муссонные леса дальнего Востока»:

  1. Муссонный климат.

  2. Более южный облик, и большая ярусность.

  3. Сочетание сибирских видов и субтропических культур: ель, кедр, пихта, амурский бархат, пробковое дерево, лимонник, элеутерококк, женьшень.


Вывод: Дальневосточные леса отличаются своеобразием. В их составе наряду с сибирскими видами много представителей растительного и животного мира Кореи, Китая, Монголии, Индии.

Коллективно мы составили полный рассказ о смешанных лесах, и теперь ваши знания не громоздятся, а «гроздятся» на нашем кластере.
8. Работа с приложением. Таблица 8. (стр. 313)

Определяя степень антропогенного преобразования природных зон, назовите возделываемые культуры и направления животноводства смешанных лесов.
III. Фаза рефлексии:
Приём: «Верные ли утверждения»

Внимательно изучите характерные черты природной зоны и поставьте знак, выразив своё мнение: если вы считаете его верным - +, если неверным - -



Положения

Ваше мнение

«Верные ли ваши

утверждения»

1.Смешанные леса встречаются только на Европейской территории







2. Зона смешанных лесов располагается южнее лесотундры







3. В смешанных лесах выборочное земледелие







4 Моренный рельеф –следствие влияния ледника







5. На климат смешанных лесов оказывают влияние Атлантический и Тихий океаны







6. Увлажнение в зоне смешанных лесов недостаточное







7.Почвы – подзолистые







8. В этой зоне водятся куница, горностай, песец, северный олень







9. Уссурийская тайга – это смешанный лес







10. Это густонаселённая территория страны