Файл: Приложение 5 Разработки уроков географии с применением технологии критического мышления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Подведение итогов урока. Вернёмся к нашей таблице:


План изучения

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Географическое положение








Европейская часть, южнее тайги

2. Климат








Умеренно-континентальный

3.Воды








Много рек, озёр, болот.

4. Почвы








Дерново-подзолистые.

Серые лесные

5. Растительный мир








Наряду с елью и сосной распространены широколиственные породы.

6. Животный мир








Богат и разнообразен

7. Освоение зоны человеком







Высокая плотность населения и степень освоенности.



Приём «Нарисуйте счастье» - создание психорисунка, отразите ваши чувства после посещения смешанного леса.

Можете использовать следующие термины:

Очарование,

Восхищение.

гордость,

солидарность,

комфортность,

ощущение богатырской силы,

ощущения тепла и света, умиротворения.

А у меня возникло чувство тревоги и некоторой боли. Объясните моё настроение.

(Проблемы окружающей среды в такой густонаселённой и очень освоенной территории России стоят очень остро)
Учитель благодарит за работу на уроке.

Домашнее задание: Параграф 35. творческое задание 4 на странице 199.

Подготовьте сообщения, презентации о народных промыслах в этой лесной зоне, эссе о природной зоне.
4. Урок географии в 10 классе.

Тема: Уровень и качество жизни населения.

Цель урока: Сформировать представление о новом комплексном понятии, характеризующем население – «качество населения»

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.

2. Проанализировать основные критерии качества жизни (среднюю продолжительность жизни и уровень грамотности).

3. Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации.


Ход урока

I.Изучение нового материала

Рассматриваются вопросы:

  1. Показатели и оценка здоровья населения.

  2. Уровень образования населения.

  3. Квалификационный уровень населения.

1.1.Вступительное слово учителя.

Урок я начинаю со стихотворения Людмилы Татьяничевой:

Вступающим в жизнь

Говорю наперед:

Железо кузнец,

А не молот кует.

Птицу сбивает

Не дробь,

А стрелок.

Хлеб выпекает

Не печь –

Хлебопек.

Так было и будет.

И в атомный век

Не атом владычет,

А человек.

Машины –

Лишь верные слуги его.

Им без него

Не свершить ничего.

Ни в горной глуши

Рассекретить руду,

Ни в дикой степи

Проложить борозду,

Ни город построить,

Ни сжечь его в прах.

Судьбы планеты

Он держит в руках.

Судьбы планеты

Со всей ее болью.

С борьбой ее трудной

И солнечной новью,

С ядерной бомбой,

Нависшей над веком.

Очень ответственно

Быть Человеком!

В современном обществе все более важную роль играет не численность населения, а его качество. Демографы считают это понятие узловым в теории народонаселения. Пока оно относится к категории новых и потому общепринятое определение отсутствует.

Качество населения – это комплексное понятие, учитывающее условия жизни:

1. Социальные (уровень здравоохранения, развитие демократических институтов(

2. Культурные (уровень грамотности, количество библиотек, театров на душу населения…)

3. Экономические (душевой доход, занятость, калорийность питания…)

Тремя главными частями этого понятия служат:

  1. здоровье населения;

  2. общеобразовательный уровень населения;

  3. квалификационный профессиональный уровень населения

1.2. Показатели и оценка здоровья населения.

Здоровье не случайно стоит на 1 месте. Именно оно определяет все остальные качественные характеристики населения. Неудовлетворительное состояние здоровья жителей наносит существенный вред экономике любой страны. Например, в США до 90% ВВП сберегается только за счет снижения преждевременной смертности населения.

Одним из главных показателей состояния здоровья населения служит показатель средней продолжительности жизни ( в среднем в мире он составляет 66 лет).

Задание: проанализировать карту: «Средняя продолжительность жизни в мире"



Самый высокий показатель

Самый низкий показатель

Более 80 лет:

Андорра

Япония

Австралия

Швеция

Канада

36 лет:

Сьерра-Леоне

Гвинея

Гамбия

Буркина-Фасо





Важнейшими показателями здоровья населения являются заболеваемость. Детская смертность, продолжительность здоровой жизни, уровень генетических нарушений, инвалидность, распространенность заболеваний по основным классам болезней.

Д ля анализа состояния здоровья населения используют такие показатели как: общая численность больных, уровень заболеваемости населения (в расчете на 10 тысяч человек или в процентах от общей численности) и т.д. Для международных сопоставлений анализируют затраты на здравоохранение (в % от ВВП) и степень доступности медицинского обслуживания. Последний показатель включает такие характеристики как обеспеченность врачами, больничными койками, стоимость медицинских услуг.

1.3. Самостоятельная работа учащихся

Используя текст, учащиеся составляют кластер, делают вывод


Уровень и качество жизни населения


1

ПРОБЛЕМА

ПРИЧИНЫ

ФАКТЫ

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
.4. Фишбоун

1.5. Уровень образования населения.

Уровень образования – один из основных показателей качества населения. Он также влияет на многие социально-демографические процессы. Например, люди с более высоким образованием имеют более высокие доходы и среднюю продолжительность жизни, но более низкие–средний размер семьи и уровень рождаемости.

Уровень образования чаще всего определяется как результат окончания соответствующего учебного заведения. Образовательный состав учитывается только для взрослого населения, т.е. для людей старше 15 лет.

Самостоятельная работа учащихся

Продолжают составлять кластер.

1.7.Квалификационный уровень населения.

Относительно недавно в международную статистику введено понятие о функциональной неграмотности. Под ней понимают неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые пояснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности. Функциональную неграмотность считают одной из главных причин безработицы, а масштабы ее значительно больше элементарной неграмотности. По оценкам, в США к функционально неграмотным относится не менее 23 млн. человек, в Великобритании – 6 млн. человек, в России – не менее 7-8млн. человек.

Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования, наличием трудовых навыков, степенью вовлеченности в производство. Особенно важное значение квалификация трудящихся приобрела на современном этапе. Это связано с интуллектуализацией труда. Квалификация работника сегодня ценится больше, чем передовые технологии. В большинстве стран осуществляются реформы системы среднего и высшего образования. Например, в США доля работников, имеющих законченное и незаконченное высшее образование, превышает 55%. Уровень квалификации трудовых ресурсов определяет производительность труда, стоимость 1 часа работы и размеры заработной платы. Качество трудовых ресурсов сегодня относят к важнейшим компонентам национальной безопасности.


С 1990 года Программой развития ООН рассчитывается индекс человеческого развития (ИЧР)- сводный, обобщенный показатель, который включает три важнейшие характеристики общества:

  1. среднюю продолжительность жизни;

  2. уровень образования (доля грамотных и среднее количество лет обучения);

  3. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности.

Зависимость между этими характеристиками прямая. Дольше всего живут там, где хорошо развито здравоохранение, где хорошее питание, обеспечена безопасность. А для всего этого нужен сравнительно высокий общественный достаток.

Много лет учить свое подрастающее поколение, не заставлять детей работать, могут позволить себе лишь страны с приличным душевым ВВП. Так, для расчета продолжительности жизни за максимальный возраст принимается 85 лет, за минимальный – 25 лет, для индекса реального ВВП крайние значения 40 тысяч и 100 долларов ППС. Чем ближе значение ИЧР к 1, тем выше степень развития человеческого потенциала в данной стране.
II. Рефлексия учащихся.

2.1. Почему я начала урок со стихотворения Л.Татьяничевой «Человек»?

2.2. Составление синквейна.

Правила написания синквейна:

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово – синоним к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющем суть темы.
5. Урок в 10 классе