Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
abи be. Отрезки, отвечающие совокуп­ностям возможных идеальных точек первых двух респондентов, отмечены в нижней части рисунка.

А вот с третьим респондентом дело обстоит сложнее. Рассужде­ния того же типа приведут нас к необходимости выполнения про­тиворечивого требования: идеальная точка этого респондента дол­жна находиться одновременно левее вертикали abи правее верти­кали be. Другими словами, при указанном выборе первоначально­го расположения шкалируемых объектов на оси мы в принципе не можем найти места для идеальной точки третьего респондента.

Предположим теперь, что мы опросили не трех, а произволь­ное количество респондентов. Ясно, что, вообще говоря, многие из них дадут одинаковые ранжировки. Для простоты будем счи­тать, что никакие ранжировки, кроме перечисленных трех, у нас не встретились, а каждую из этих трех какое-то количество рес­пондентов указало. Далее мы рассуждаем следующим образом.

Сказанное выше справедливо для идеальных точек всех рас­сматриваемых респондентов. Если доля людей, давших ту же ран­жировку, что и третий респондент, окажется очень маленькой (скажем, их будет меньше 1%), то будем считать себя вправе их мнение проигнорировать и полагать, что мы свою задачу решили — указали какое-то конкретное расположение на прямой как точек, отвечающих шкалируемым объектам, так и идеальных точек на­ших респондентов.

Прежде чем описывать дальнейший ход рассуждений, под­черкнем то, о чем мы уже говорили при обсуждении установоч­ной шкалы Терстоуна: игнорирование мнения даже одного рес­пондента может носить лишь условный характер. Мы его не учи­тываем только при построении данной определенной модели, только "на время". Далее мы должны по возможности изучить этого человека — подробнее проанализировать его ответы на другие предложенные ему вопросы, вернуться к его опросу (хотя это, как правило, в социологических исследованиях бывает не­возможно сделать) и т.д. Еще раз подчеркнем, что рассматрива­емые в данной книге методы носят статистический характер,т.е. описывают изучаемые явления "в среднем". Не исключены ситу­ации, когда тщательный анализ мнения одного человека может дать больше, чем традиционный анкетный опрос огромного числа людей.

И еще одно вспомогательное замечание необходимо здесь сде­лать. Выбор порога, определяющего долю респондентов, мне­ние которых можно игнорировать в описанном выше смысле, является делом весьма субъективным (мы уже наталкивались на подобное обстоятельство; можно сказать, что здесь мы имеем дело с довольно типичной для социологии ситуацией). Только практика (своя или чужая) может дать ответ на вопрос о вели­чине порога.


Предположим теперь, что мы не можем проигнорировать мне­ние людей, давших такую же ранжировку, как третий респон­дент, — предположим, что такую ранжировку дали 40% всех респондентов. В таком случае возможны два выхода.

Первый состоит в том, что мы считаем нашу совокупность не­однородной и полагаем, что наши 60% и 40% респондентов обра­зуют две внутренне однородные подсовокупности, и с каждой из них работаем отдельно. Прийти к такому выводу можно только на основе содержательных соображений. Так, скажем, шкалируя по­литиков, к решению о принципиальном различии рассматривае­мых совокупностей можно прийти, если, к примеру, окажется, что среди наших 60% респондентов почти все на первые места ставят лидеров — сторонников правящей партии, а среди 40% — напротив, сторонников оппозиции.

Второй выход заключается в признании неправильности на­шего первоначального расположения объектов на оси и перехо­де к какому-либо другому расположению. При этом подчерк­нем, что выше, в процессе поиска идеальных точек, использо­вался только порядок упомянутого расположения. Поэтому, го­воря о переходе к другому варианту, мы имеем в виду измене­ние этого порядка. Ни о каких соотношениях для интервалов между рассматриваемыми точками прямой, ни о каких других привычных нам свойствах чисел речи пока не идет.

Итак, пусть новое расположение шкалируемых объектов имеет вид, скажем, изображенный на рис.9.5. Начнем все сначала — снова попытаемся найти место для идеальных точек всех рас­сматриваемых респондентов. И таким образом переберем все воз­можные варианты расположения объектов а, Ь, с на оси.


Процедура продолжается до тех пор, пока мы не найдем та­кое расположение объектов на оси, при котором сравнительно мало реальных ранжировок будет нами проигнорировано. Если таких приемлемых вариантов будет несколько, выберем наилуч­ший, т.е. такой, при котором отбрасывается наименьшее коли­чество информации.

Возможна и такая ситуация, когда окажутся непригодными все возможные варианты. В таком случае метод работает как шкаль­ный критерий (так же, как это имело место в методе парных сравнений) — мы приходим к выводу, что работу надо прекра­тить, строить одномерную шкалу бессмысленно. И,конечно, ос­новная причина возникновения подобной ситуации может быть усмотрена в том, что мышление респондентов неодномерно и, следовательно, надо искать другие способы решения задачи, например переходить к многомерному шкалированию.



Если число шкалируемых объектов больше трех, то рассмат­риваемый подход может иногда заставить нас учитывать не толь­ко порядок расположения объектов на оси, но и соотношение интервалов между ними. Начнем с примера.

П
усть a,b,c,dшкалируемые объекты и какой-то респондент г дал ранжировку вида: d>b>c>a. Рассмотрим рис. 9.6.

(На рисунке представлены не все варианты, требующиеся для поиска идеальной точки для респондента г).

Пытаясь найти идеальную точку нашего респондента на верх­ней прямой, мы придем к противоречию, поскольку соответ­ствующие полупрямые (идущая от середины beвлево и от сере­дины adвправо) не пересекаются. Однако если перейти к нижней прямой, место этой идеальной точки легко отыскивается — это отрезок между серединами adи be. В чем же дело? Причина в том, что на верхней прямой расстояние от α до bбыло меньше рассто­яния от с до d, а на нижней — наоборот. Если за рассматриваемой ранжировкой стоит значительная доля респондентов, то вполне может оказаться, что единственным способом разместить и объек­ты, и идеальные точки респондентов на оси является выполнение требования: расстояние между α и bбольше расстояния между с и d. В таком случае результатом решения нашей задачи — располо­жения на оси объектов и идеальных точек респондентов — явится не только некая результирующая ранжировка объектов, но и ча­стичное упорядочение расстояний между ними. Это означает, что получающаяся шкала обладает свойствами не только порядковой шкалы, но и некоторыми свойствами интервальной, т.е. по суще­ству является промежуточной между этими шкалами.

Рассмотрим получающиеся с помощью метода одномерного развертывания результаты более подробно.
9.5. Задачи, решаемые методом
Итак, метод одномерного развертывания предполагает, что исследователя интересует отношение некоторой совокупности респондентов к каким-то объектам. Исходными данными служат результаты ранжирования респондентами рассматриваемых объек­тов. Соответствующая техника позволяет получать расположение на числовой оси одновременно и респондентов, и объектов. Об­судим более подробно значение этих результатов для социолога.


Используя метод, мы получаем следующую информацию.

Построенную оценочную шкалу можно считать результатом усреднения исходных ранжировок. Важность получения "сред­ней" для всех респондентов ранжировки не вызывает сомнений. Проблема усреднения мнений экспертов (в частности, выска­занных в виде ранжировок рассматриваемых объектов) извест­на давно (особенно в том разделе прикладной статистики, кото­рый связывается с так называемыми экспертными оценками). Существует множество подходов к ее решению. В каждом — свои плюсы и минусы. Подход Кумбса представляется практически полезным потому, что в меньшей степени, чем другие, опира­ется на трудно проверяемые модельные предположения.

Еще большую значимость этот подход приобретает в силу того, что иногда позволяет получить информацию, на первый взгляд не заложенную в исходных данных. Мы имеем в виду частичное упорядочение расстояний между шкалируемыми объек­тами. Респонденты дают нам только ранжировки. А метод позво­ляет помимо усредненной ранжировки найти еще и соотношения типа: "В целом респонденты рассматриваемой совокупности пола­гают, что различие между лидером а и лидером bменьше, чем между с и а"'и т.д.

Заметим, что здесь часто бывает трудно говорить о построе­нии установочной шкалы, поскольку, хотя мы и получаем иде­альные точки респондентов (а их в принципе можно было бы расценивать как соответствующие шкальные значения), но из-за их неоднозначности практически невозможно сравнивать их относительное расположение. Правда, иногда полезную инфор­мацию исследователь может получить на основе анализа взаим­ного расположения шкальных значений объектов и респонден­тов.

Поскольку метод работает как шкальный критерий, то в ряде случаев мы вместо описанных шкал получаем информацию о том, что их строить не имеет смысла (наиболее распространен­ная причина этого — их многомерность).
9.6. Методические выводы
Очень важным нам представляется анализ предложенного Кум-бсом подхода с точки зрения иллюстрации некоторых общих методических соображений, касающихся измерения в социоло­гии. Мы имеем в виду следующие обстоятельства.

Прежде всего отметим, что и процесс применения метода, и его результаты ярко демонстрируют сущность порядковой и ин­тервальной шкалы.

Необходимость разговора на соответствующую тему обусловле­на наличием у некоторых исследователей-социологов какой-то пси­хологической "заслонки", которая мешает правильно воспринять сущность социологического измерения. И анализ некоторых аспек­тов метода одномерного развертывания, как нам кажется, позво­ляет эту "заслонку" ликвидировать. Поясним это соображение.


Наш опыт говорит о том, что исследователи иногда не воспри­нимают полученное с помощью метода одномерного развертыва­ния расположение объектов на оси как результат измерения. Ис­следователь недоумевает: как можно расценивать подобным обра­зом ситуацию, когда мы абсолютно не знаем, в каком месте число­вой оси каждый объект находится. Единственно, что нам известно, это то, что один объект левее, другой правее (на сколько — не ясно !), третий — еще правее и т.д. И в то же время тот же самый исследова­тель вполне спокойно воспринимает сообщение о том, что, скажем, числа — ответы респондентов на традиционный вопрос об удовлет­воренности работой можно считать полученными по порядковой шкале. И даже согласится с тем, что эти числа определены с точно­стью до порядка их расположения. А ведь указанная неоднозначность того расположения объектов, которое мы получаем с помощью ме­тода одномерного развертывания, — это то же самое, только пред­ставленное в наглядном, "бьющем в глаза" виде.

Суть порядковых шкал заключается в том, что вместо набора чисел (1, 2, 3, 4, 5) могут фигурировать, скажем, числа (1, 43, 44, 100, 538). Однако констатация этого обычно вызывает возра­жение, поскольку в последней пятерке чисел различие между четвертым и пятым много больше различия между первым и вторым и т.д. Но это возражение несостоятельно. Оно означает принятие предположения об интервальное™ той шкалы, по ко­торой получен набор (1, 2, 3, 4, 5), т.е. осмысленность соотно­шений между интервалами, чего на самом деле нет.

То, что даже при порядковом уровне измерения в практичес­ких исследованиях фигурирует последний названный нами набор чисел (с равными интервалами!), как бы затеняет истинную сущ­ность шкалы, состоящую в том, что полученные с ее помощью шкальные значения определены только с точностью до порядка! Кумбсовский же подход, напротив, эту сущность высвечивает.

Далее, с методической точки зрения важно еще раз обратить внимание на то, что одномерное развертывание дает возмож­ность измерять нетрадиционные отношения между объектами (частичное упорядочение расстояний между ними).

Социолог, как правило, не задумывается о том, что в тех случаях, когда приписать объектам числа по интервальной шка­ле не удается (напомним, что интервальность шкалы означает осмысленность структуры межобъектных расстояний), иногда все же бывает полезно получить хотя бы какие-нибудь соотно­шения для расстояний между объектами. Так, в дополнение к ранжировке телепередач неплохо было бы узнать, что, скажем, такие-то две передачи вызывают примерно одинаковый зритель­ский интерес, а вот две другие совершенно по-разному воспри­нимаются изучаемой аудиторией.