Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А в ячейку 2, а суждение Б — в ячейку 3, а потом, рассматривая карточку с суждением М, вдруг ре­шил, что оно занимает промежуточное положение между А и Б. Тогда он может положить карточку с суждением Μ в ячейку 3 , а суждение Б — в ячейку 4. И таких перестановок может быть много. Полагаем очевидным тот факт, что, проставляя ранги рядом с написанными на листе бумаги суждениями, эксперт быстро запутается, да и может просто "отключиться" из-за неудобства способа фиксации своих соображений, даст исследователю не­кий полуфабрикат своих размышлений.

Последнее наше замечание касается количества используемых ячеек. Именно 11 ячеек было предложено самим Терстоуном, который определил это количество, опираясь на свой опыт пси­хофизика. В принципе можно говорить и о другом числе ячеек (что предлагают, например, авторы [Рабочая книга..., 1983]). Но при этом надо учитывать ряд обстоятельств, связанных с тем, какого типа шкалу мы хотим получить. Соответствующие аспекты требуют довольно тонких рассмотрений. Осуществим их в п. 5.2.

Р
езультаты экспертного опроса лучше всего фиксировать с помощью построения таблицы следующего вида (табл. 5.1).

Ясно, что первое и второе суждения мы должны отбросить, поскольку мнения экспертов об этих суждениях резко расходят­ся: относительно первого суждения половина экспертов счита­ет, что оно отвечает максимально положительному отношению к предмету установки, а половина — максимально отрицатель­ному; относительно второго суждения мнения экспертов рас­пределились приблизительно равномерно по всему диапазону возможных изменений значений измеряемой установки.

Третье суждение заведомо должно быть оставлено, причем его цена должна быть равна 1: все респонденты единодушно счи­тают, что это суждение отвечает максимально положительному отношению к предмету установки.

Относительно четвертого суждения мы не можем судить столь однозначно. Но все же, наверное, мы его оставим, поскольку разброс мнений экспертов не очень велик. И цена суждения, вероятно, должна находиться между 2 и 3, ближе к 3. Но где ее точное местоположение?

Положение пятого суждения еще менее очевидно. И таких не­очевидных ситуаций на практике, конечно, бывает очень много. Встает вопрос, как оценить степень разброса мнений экспертов и найти "цену" суждения в произвольном случае.


Чтобы ответить на поставленные вопросы, дадим себе отчет в том, что мы имеем дело с порядковой шкалой (каждый эксперт, помещая суждение в ту или иную ячейку, фактически приписы­вает ему шкальное значение, отвечающее именно порядковой шкале), и вспомним, какие средние и какие меры разброса ос­мыслены для этой шкалы [Ядов, 1995] (строгое определение по­нятия адекватности математического метода относительно типа используемых шкал будет дано в главе 14).

В качестве средних для порядковой шкалы можно использовать квартили точки, которые делят вариационный ряд значений рас­сматриваемого признака на четыре равнонаполненные части (на­помним, что вариационным рядом, отвечающим какому-либо набору чисел, называется последовательность этих чисел, распо­ложенных в порядке их возрастания). Квартили обычно обознача­ются буквами QrQ2, Q3. Второй квартиль называется также меди­аной и обозначается как Me. Ql— такое значение признака, что одна четвертая часть всех объектов имеет значения, меньшие него, а три четверти — значения, большие него; Q2 = Meтакое зна­чение, что половина всех объектов имеет значения, меньшие него, а половина большие; Q3— такое значение, что значения трех


четвертей объектов меньше него, а одной четверти — больше. Схе­матически эта ситуация изображена на рис. 5.1.


В качестве меры разброса для порядковой шкалы использует­ся квартальный размах, равный (Q3- (?,). Определение кварти­лей можно найти, например, в [Паниотто, Максименко, 1982; Рабочая книга..., 1983; Ядов, 1995]. Значения их обычно находят с помощью расчета так называемой кумуляты — графика накоп­ленных частот. Ниже будут приведены примеры.

Терстоун предложил в качестве цены суждения использовать отвечающую ему медиану, о мере разброса мнений экспертов судить по соответствующему квартильному размаху и суждения с большим квартальным размахом отбрасывать.

О том, какой квартальный размах имеет смысл считать боль­шим, исследователь может судить, опираясь на определенный практический опыт. Только имея перед глазами весь набор "раз-махов", вычисленных для конкретного случая, можно сказать, каким должно быть наше "пороговое значение". Более того, на практике вполне возможна такая ситуация, когда мы можем прий­ти к выводу о целесообразности отбросить суждение с меньшим разбросом приписанных ему значений и оставить суждение с боль­шим разбросом. Это возможно в случае, если первое суждение имеет цену, близкую к ценам каких-то

других суждений с малым разбросом, а второе — цену, рядом с которой на нашей оси нет цен других суждений. Второе суждение в таком случае может быть значимым для нас, поскольку оно представляет "пустую" (не за­полненную другими суждениями) часть континуума.

Другими словами, имеет смысл "разгрузить" чересчур запол­ненные места континуума путем уменьшения для соответствую­щих суждений величины порога. И, напротив, суждения, встре­чающиеся в "пустынных" местах нашей гипотетической оси, дол­жны стать для нас особо ценными, и для них порог можно уве­личить (правда, на следующих этапах работы о соответствующей ненадежности суждений иногда имеет смысл вспомнить).

Отметим, что приведенные рассуждения имеют смысл лишь в том случае, когда мы считаем исходные 11 градаций как бы рав­но отстоящими друг от друга (иначе теряют смысл рассуждения о том, что суждения могут неравномерно заполнять ось: ведь для порядковой шкалы определен только порядок расположения шкальных значений на психологическом континууме). О том, почему такое предположение можно считать оправданным, пойдет речь в п. 5.2.3.
5.1.3. Опросреспондентов

иприписываниеимшкальныхзначений
Если первые два этапа были посвящены построению вспо­могательной оценочной шкалы — шкалы для суждений (результа­том реализации этих этапов было расположение суждений на чис­ловой оси), то оставшиеся этапы — построению главной интересу­ющей нас шкалы — установочной, дающей возможность каждому респонденту приписать число, отвечающее его установке.

Итак, составляем список оставленных нами суждений и вклю­чаем его в анкету, предназначенную для опроса основной массы респондентов. Сопровождаем список преамбулой, в которой про­сим отвечающего отметить номер того суждения, с которым он согласен. Суждения даются в случайном порядке, их веса остают­ся респондентам неизвестными. Проводим анкетирование.

Последний этап обычно осуществляется с помощью ЭВМ. Для каждого респондента находим среднее значение (медиану) цен тех суждений, с которыми этот респондент согласен. Это сред­нее и будет искомым шкальным значением респондента, ре­зультатом измерения его установки. Оно включается в анкету как значение новой переменной (искомой установки). Далее мы можем такого рода значения использовать так же, как значения любого другого признака: находить и анализировать его распре­деление, изучать его связи с другими признаками и т.д.

5.2. Модельные представления
Отметим некоторые моменты, характеризующие ту модель "поведения" респондента, которая фактически используется при построении шкалы Терстоуна, но обычно не оговаривающиеся в литературе. Важность четкой формулировки соответствующих предположений объясняется, в частности, тем, что многие из них используются и в других методах шкалирования. Часть инте­ресующих нас методических аспектов уже была затронута при описании отдельных этапов шкалирования. Ниже мы фактичес­ки продолжим соответствующее обсуждение.

Итак, обращаем внимание читателя на следующие свойства мо­дели, используемой при построении установочной шкалы Терсто­уна.
5.2.1. Сочетаниемягкойижесткойстратегий

При реализации рассматриваемого подхода происходит то са­мое сочетание мягкой и жесткой стратегий сбора данных, о ко­торых мы говорили в пп. 3.2 и 4.1.

С одной стороны, "снимая" с респондентов информацию, т.е. реализуя третий этап шкалирования, мы используем сравни­тельно простую жесткую процедуру: просим каждого респон­дента согласиться либо не согласиться с каждым из предлагае­мых суждений. С помощью этой процедуры можно в короткие сроки опросить огромное количество респондентов. Результаты опроса вряд ли могут вызвать сильное недоверие исследователя (правда, вероятно, в некоторых ситуациях было бы целесооб­разно учесть, что степень согласия респондента с тем или иным суждением может быть разной и в этой связи было бы интерес­но изучить возможности построения "гибрида" шкалы Терсто­уна с описываемой нами ниже шкалой Лайкерта).

С другой стороны, как нетрудно понять, в подготовку этого простого (для респондента!) способа опроса вложено много "мяг­кости": это и наши соображения по поводу понимания установ­ки, и идеи, лежащие в основе формирования суждений, и со­гласование мнения исследователя с мнением потенциальных рес­пондентов. Именно сочетание жесткости и мягкости дает нам желаемый эффект — адекватное отражение значений латентной переменной в числовую систему.
5.2.2. Распределения, отвечающиеэкспертам

исуждениям. Ихсоотношение
1) Рассматриваемый подход к шкалированию иллюстрирует положение о том, что не существует принципиального разли­чия между оценочными и установочными шкалами: процесс по­строения установочной шкалы, т.е. приписывания чисел рес­пондентам, здесь явно включает в себя предварительное постро­ение оценочной шкалы, т.е. приписывание чисел суждениям.


Надеемся, что читатель воспринял как естественный шаг раз­мещение и респондентов, и оцениваемых ими объектов (сужде­ний) на одной числовой оси. Однако наш опыт говорит о том, что иногда осознание соответствующей возможности приходит с трудом. Подход же этот очень важен. Он используется, в част­ности, в некоторых ветвях многомерного шкалирования (в мно­гомерном развертывании), давая возможность социологу получить оригинальные выводы [Интерпретация и анализ..., 1987, гл. 8; Кли­гер и др., 1978, гл. 4]. Поэтому остановимся более подробно на этом фрагменте нашей модели.

Вообще говоря, упомянутое размещение может выглядеть странно. Не придет же нам в голову помещать на одну ось (точ­нее, считать адекватной соответствующую модель), скажем, людей, для которых измерен рост (диапазон от 150 до 200 см), и мешки с зерном, для которых измерен вес (тот же диапазон от 150 до 200, но не см, а кг). Казалось бы, респонденты и суждения — тоже разноплановые объекты. И размещение их на одной оси (т.е. рассмотрение их как точек одного и того же психологического континуума) оказывается логичным только потому, что на са­мом-то деле для нас, в нашей модели, они являют собой разные ипостаси одной природы: респонденты нас интересуют как выра­зители мнений о суждениях, суждения — как носители мнений, определенного к ним отношения респондентов. Мы как бы "забы­ваем" о том, что каждый респондент — уникальная личность (ска­жем, романтически настроенный блондин с голубыми глазами) и что каждое суждение может быть охарактеризовано, скажем, количеством входящих в него глаголов совершенного вида или гласных букв, оценено с точки зрения его литературных досто­инств и т.д.

Точки нашей прямой говорят нам, с одной стороны, об эмо­циональном настрое респондентов по отношению к предмету установки, а с другой, — о том, насколько этот настрой отра­жается в рассматриваемых суждениях. А это представляется впол­не естественным. Рассматриваемая ситуация изображена на рис.5.2, где на одной и той же прямой размещаются респонденты /*,, г2, rk(обозначаемые нами кружками) и суждения srs2, st (обозначаемые нами крестиками).


Слева на прямой — точки, отвечающие положительному эмоциональному настрою по отношению к предмету установки, справа — отрицательному настрою. Чем правее находится точка, тем более отрицательный настрой ей отвечает (отметим, что оп­ределение направления "возрастания" шкальных значений на­ших объектов весьма условно: увеличение их может происхо­дить как справа налево, так и наоборот, надо только четко ого­ворить, какой вариант мы выбираем).