Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) В соответствии с нашей моделью одному респонденту от­вечает, вообще говоря, не одна точка, а определенное распреде­ление точек — тех, которые отвечают суждениям, с которыми этот респондент согласен. Ведь эти суждения, вообще говоря, занимают разные места на числовой оси. "Истинная" точка, от­вечающая респонденту (число, которое мы ему приписываем), это соответствующее среднее.

Заметим, что только что сформулированное положение явля­ется принципиальным: мнение любого человека о чем бы то ни было, как правило, не является точечным. Соответствующая про­блема давно известна в науке. Описанное явление иногда назы­вают плюралистичностью мнения одного респондента. Именно такой термин используется, например, в работе [Моин, 1991]. Поясним на примере более подробно, что это означает.

Пусть в качестве оцениваемого респондентами объекта выс­тупает некоторый политический лидер. Представим себе также, что у нас имеется некий "градусник", позволяющий мгновенно измерять отношение к этому лидеру любого человека и что мы многократно "приставляем" "градусник" к некоему респонден­ту. Если мы будем опрашивать респондента при разных услови­ях, то, наверное, вообще говоря, будем получать разные ре­зультаты. При хорошем весеннем настроении и симпатичной ин-тервьюерше наш "градусник" вполне может показать завышен­ную оценку. Напротив, если респондента разбудит среди ночи неприятный ему интервьюер, то на "градуснике" появится по­казатель неоправданно низкого уровня установки. С утра рес­пондент может весьма плохо думать о рассматриваемом полити­ческом лидере, поскольку под руководством этого лидера в стра­не произошло много негативных явлений. Но, по дороге на работу почитав газету и увидев, что этот лидер, вопреки ожиданию, со­вершил нечто положительное с точки зрения респондента, пос­ледний приедет к месту работы с повысившимся уровнем уста­новки. А к вечеру, поговорив с сотрудниками, респондент вполне может прийти к выводу, что радоваться нечему, и уровень его установки снова двинется вниз и т.д. Таким образом, мнение на­шего респондента не будет точечным, а будет представлять собой некоторое распределение.

О плюралистичное™ мнения любого человека о чем бы то ни было нередко говорится в литературе. Но лишь в тех случаях, когда это предположение формулируется на математическом языке, на его базе удается построить конструктивные рекомен­дации для реализации соответствующего этапа социологическо­го исследования.


В качестве подтверждения сказанного можно привести следу­ющие примеры. В упомянутой выше работе [Моин, 1991] пред­лагается учитывать плюралистичность мнения каждого респон­дента. Но отсутствие строгого определения этой плюралистич­ное™ делает этот совет лишь благим пожеланием, не содержа­щим никаких элементов конструктивности. Совсем другой ха­рактер имеют рекомендации, опирающиеся на более тщатель­ный анализ сути плюралистичное™ мнения респондента, ана­лиз, приводящий к математическим моделям такой плюралис­тичное™. Примером может служить ставшая классической мо­дель Рашевского подражательного поведения [Моделирование социальных..., 1993, с. 48—56; Рашевский, 1966], использование которой позволяет учесть влияние на установку одного респон­дента совокупности мнений других людей.

Тот же совет вкупе со строгим математико-статистическим определением плюралистичное™ лежит, например, в основе ре­комендаций по определению выбора числа градаций, на кото­рое следует делить диапазон изменения непрерывного признака [Орлов, 1977]). Рекомендации конструктивны, ими может вос­пользоваться любой социолог. Еще одним примером конструк­тивного подхода к определению интересующей нас плюралис­тичное™ и формированию на его основе практических реко­мендаций является модель Терстоуна парных сравнений, рас­сматриваемая в п. 6.2.1.

3) Каждому суждению также соответствует не одна точка на
оси, а распределение точек — совокупность рангов, которые
приписывали суждениям эксперты. "Истинное" положение суж-
дения на оси (число, которое мы ему приписываем, вес сужде-
ния) определяется соответствующим средним.

То же распределение можно интерпретировать и по-другому, а именно можно считать, что соответствующие точки мы полу­чаем, отмечая места тех респондентов, которые с этим суждени­ем согласны. Чтобы оправдать такую подмену, напомним, что экспертам мы предлагали дать каждому суждению оценку, отве­чающую выраженности установки у гипотетического респон­дента, согласного с этим суждением. Кроме того, мы предпола­гали, что эксперты представляют собой репрезентативную вы­борку из общей совокупности потенциальных респондентов.

4) Из двух предыдущих пунктов следует, что между респон-
дентами и суждениями в нашей модели имеется определенная
симметрия. Соответствующая геометрическая картина отражена на рис.
5.3. Упомянутые распределения обозначены нами горизонталь-
ными фигурными скобками.




Рис. 5.3. Распределения, отвечающиеотдельнымреспондентам (о) исуждениям (х)

Итак, приписываемые респонденту гккоординаты гк', гк2, ... — это места на нашей оси тех суждений, с которыми этот респон­дент согласен. Приписываемые же суждению stкоординаты s/, sj1, ... означают места на оси тех респондентов, которые с этим суждением согласны. Поэтому можно сказать, что респондент представлен распределением суждений, суждение представлено распределением респондентов. Эта симметрия не случайна, так же как не было случайным то, что респонденты и суждения оказались помещенными на одну ось.

5) Поскольку место на оси каждого респондента мы находим с помощью расчета среднего значения отвечающих этому респон­денту суждений, а место каждого суждения — с помощью расчета среднего значения отвечающих этому суждению (т.е. согласных с этим суждением) респондентов, то встает вопрос об обеспечении определенной однородности тех множеств, для которых упомяну­тые средние рассчитываются (как мы уже говорили, для неоднород­ных множеств вычисление среднего значения является бессмыслен­ным). Описанная выше традиционная техника построения терстоу-новской шкалы предусматривает обеспечение однородности только для второго случая: мы отбрасываем суждения, относительно кото­рых мнения наших экспертов (т.е. мнения согласных с этими сужде­ниями респондентов) сильно расходятся. Но для первого случая это почему-то не делается. Представляется, что результатом может явиться неадекватность шкалы. Поясним это.

Когда респондент отмечает номера тех суждений, с которы­ми он согласен, разброс цен этих суждений может оказаться очень большим. Другими словами, респондент может согласить­ся одновременно и с суждением, имеющим цену, отвечающую резко положительной установке, и с суждением, имеющим цену, отвечающую резко отрицательной установке. В соответствии с традицией мы, не обращая на это внимания, должны рассчиты­вать среднее цен отмеченных респондентом суждений. Хорошо ли это? Представляется, что не очень.


Что с содержательной точки зрения может означать описан­ная ситуация? Очевидно, либо то, что респондент нам попался какой-то "странный", сам себе противоречащий, либо то, что наши суждения, несмотря на все наши старания, все же не отве­чают тем уровням установки, которые мы для них определили. Ситуация требует глубокого социально-психологического изу­чения. "Странность" респондента может быть результатом того, что он не входит в ту совокупность, которую отражают ото­бранные нами на втором этапе эксперты. Скажем, он по-друго­му воспринимает какие-то суждения вследствие принадлежнос­ти к другой субкультуре. В таком случае мы должны этого рес­пондента (вместе с такими, как он) изучать отдельно.

Ошибка в оценке суждений могла произойти, например, вследствие плохого подбора экспертов, вследствие того, что кто-то из них оказался в том же смысле "странным". В таком случае мы должны повторить процедуру, более тщательно отобрать эк­спертов. Может оказаться, что мы не заметили каких-то дефек­тов в формулировке суждений (следствием чего явилось, ска­жем, различие в их восприятии экспертами и нашим респон­дентом). Тогда мы тоже должны повторить процедуру, теперь уже переформулировав суждения, и т.д.

Но в любом случае, опросив респондента, мы должны прове­рить, не слишком ли сильно отличаются друг от друга по своим ценам отмеченные им суждения, т.е. должны обеспечить одно­родность совокупности последних.

Отметим, однако, что при определенном взгляде на природу установки большой разброс цен суждений, отмечаемых одним респондентом, может быть допустим. Имеется в виду ситуация, когда мы полагаем, что установка определяется "потенциалом на­пряжения", различием положительных и отрицательных эмоций респондента по отношению к объекту установки. И вполне мож­но допустить, что в каких-то сторонах объекта респондент видит соответствующий негатив и отмечает отрицательные суждения, а в каких-то — позитив и отмечает положительные суждения. Соот­ветствующая медиана как бы отвечает искомому потенциалу.
5.2.3. Свойствашкалы
Возможность рассматривать оценки, полученные от разных экспертов, отвечающими одной и той же шкале
Взглянем на проблему однородности совокупности экспер­тов с несколько иной точки зрения. Задумаемся о том, всегда ли можно считать числа (номера ячеек), указанные разными экс­пертами, полученными по одной и той же шкале.


Представим себе, что один эксперт приписал какому-то суж­дению балл 3, а другой — балл 2. Используя в качестве способа усреднения подобных оценок соответствующую медиану, мы тем самым предполагали, что эти оценки получены по одной и той же порядковой шкале. Другими словами, мы предполагали, что, во-первых, в эмпирии существует некоторое отношение порядка, т.е. что с точки зрения одних экспертов суждение отра­жает больше положительных эмоций по отношению к предмету установки, чем с точки зрения других; во-вторых, это отноше­ние адекватно отображается в числовое в процессе экспертного опроса. Применительно к указанным выше баллам это означает, ч/о второй эксперт считает наше суждение "нагруженным" бо­лее положительным отношением, чем первый. Чтобы убедиться в том, что это отнюдь не всегда отвечает истине, вспомним при­мер с претендентами на должность,рассмотренный нами в п. 1.2. Взглянем на рис. 1.1 и 1.2. Допустим, что они отвечают нашим первому и второму респонденту соответственно, а вместо абст­рактного суждения в качестве оцениваемого объекта фигурирует претендент Ж. Несмотря на то что в первом случае Кж= 3, а во втором случае Уж= 2, совершенно ясно, что для первого рес­пондента объект Ж более значим, чем для второго.

Нетрудно так же показать, что когда разные эксперты при­писывают некоторому суждению один и тот же балл, это не обязательно означает, что они одинаково оценивают это сужде­ние. А это значит, что наша шкала даже не номинальная. С такой шкалой вообще невозможно работать. Ситуацию можно интер­претировать как случай, когда разные эксперты оценивают суж­дения по разным шкалам. Естественно, для чисел, полученных по разным шкалам, мы не имеем права рассчитывать ни медиа­ну, ни какие-либо другие параметры распределения, поскольку распределения-то как раз у нас и нет. Можно ли в таком случае сделать какое-либо модельное предположение, позволяющее "узаконить" те действия, которые предлагает Терстоун?

Подобное предположение действительно может быть сдела­но, и говорит оно о более глубоком понимании однородности нашей совокупности экспертов. Это предположение (явно или неявно) делается при использовании очень многих методов ма­тематической статистики. Итак, рассмотрим произвольное суж­дение. Вспомним, что мнение каждого человека, в том числе и эксперта, об этом суждении плюралистично, представляет со­бой распределение, и будем считать, что это распределение (а его у нас нет) совпадает с тем, которое мы фактически получи­ли в результате опроса всех наших экспертов. Другими словами, будем считать, что распределение, получающееся в результате многократного опроса одного респондента, совпадает с тем рас­пределением, которое получается в результате однократного опроса многих респондентов. Это и есть наше предположение. Нетрудно видеть, что оно действительно говорит о некоторой однородности совокупности респондентов (экспертов).