Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 7. ТЕСТОВАЯ ТРАДИЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ

7.1. К вопросу о "взаимоотношении" социологии и психологии
Известно, что понятие теста принадлежит области психологии. Тестирование осуществляют для измерения глубинных, не под­дающихся непосредственному измерению, психологических ха­рактеристик человека. На первый взгляд кажется, что социолог сталкивается со сходной задачей и поэтому использование тео­рии тестов представляется для него весьма заманчивым. Однако сделать это непросто. Способы общения с респондентами, на­правленность получаемых результатов у социолога и психолога различны. В отличие от психолога социолог не может позволить себе достаточно тщательное изучение мнения каждого отдельного человека; ему, как правило, требуется опросить большое количе­ство респондентов; его чаще всего интересуют характеристики не столько отдельных людей, сколько разных их совокупностей, и т.д. (о специфике использования тестов в социологии см., напри­мер, [Аванесов, 1982]; о постепенном становлении соответствую­щей социологической парадигмы см. [Девятко, 1991 а]).

Но несмотря на различие задач, стоящих перед социологом и психологом, тестовая традиция активно внедряется в социоло­гию, хотя здесь множество специфических проблем. Для практи­ческого освоения соответствующих подходов необходимо эти про­блемы глубоко проанализировать. Начнем с более подробного рас­смотрения того, что из себя представляет тестовая традиция.

7.2. Принципы факторного анализа (ФА)
7.2.1. Содержаниетестовойтрадиции
Совокупность разработанных в психологии тестов весьма раз­нообразна. Они отличаются и по предмету исследования, и по используемым техническим приемам (см., например, [Ядов, 1995, с. 187]). Мы коснемся принципиальной схемы, лежащей в основе разработки большинства психологических тестов — схемы, хорошо изученной психологами, описанной математическим языком и дав­шей толчок развитию мощной ветви прикладной статистики, — факторного анализа.

Опишем интересующие нас соображения на примере, заим­ствованном из психологии, — области, где "родились" тесто­вый подход и факторный анализ.


Предположим, имеются две группы вопросов-задач (наблю­даемых переменных), требующих от отвечающего на них чело­века способностей соответственно к логическому мышлению и к художественному воображению. Подсчитав корреляции между нашими вопросами, мы, вероятно, придем к выводу, что ре­зультаты ответов на вопросы каждой из этих групп коррелируют друг с другом. Человек, получивший высокую оценку по одному из "логических" вопросов, наверное, получит такую же оценку и по второму, и по третьему. Человек, проявивший высокие способности при решении одной из задач "на воображение", вероятно, не менее успешно решит и другие задачи подобного рода. То же будет иметь место и для низких оценок (напомним, что наличие корреляции между двумя признаками, грубо гово­ря, означает, что с ростом значений одного признака растут либо убывают значения другого).

Для объяснения описанных корреляций можно выдвинуть ги­потезу, состоящую в том, что имеются два латентных фактора, которые условно можно назвать "логические способности" и "художественное воображение", принимающие разные значе­ния для разных людей. И корреляции между нашими наблюдае­мыми переменными объясняются действием именно этих латен­тных факторов: человек с высоким уровнем логических способ­ностей будет, как правило, хорошо отвечать на вопросы первой группы, с низким уровнем таких способностей — плохо. Анало­гичное утверждение будет справедливо и для второго фактора.

Таким образом, исходя из сформулированной гипотезы, мы предполагаем, что все наблюдаемые нами изменения значений эмпирических признаков обусловлены изменением некоторых внутренних свойств этих объектов — значений латентных факто­ров. Предполагается, что совокупность этих факторов едина для всех наблюдаемых признаков. Такие факторы назовем общими. Из­мерить их непосредственно мы не можем. Более того, мы не знаем заранее в точности, что из себя эти факторы представляют, сколько их. Однако предполагаем, что в принципе они существуют и что респонденты могут быть сопоставлены друг с другом по их значе­ниям этих свойств (подчеркнем, что сказанным мы утверждаем существование латентных переменных; напомним читателю, что для социолога подобные утверждения далеко не всегда очевидны).

Общие факторы имеют разное влияние на изменение того или иного наблюдаемого признака. Вес общего фактора, определяю­щий степень его влияния на изменение данного наблюдаемого при­знака, будем называть факторной

нагрузкой фактора на признак.

Естественно предположить, что кроме тех изменений наблюда­емых признаков, которые вызваны действием общих латентных факторов, существуют индивидуальные изменения каждого на­блюдаемого признака, вызываемые, например, случайными ошиб­ками при их измерении. Причины, вызывающие невзаимосвязан­ные изменения исходных признаков, называются специфически­ми, или характерными, факторами. Таким образом, все причины изменений наблюдаемых признаков могут быть разделены на две составляющие: группу общих факторов и специфический фактор для каждого признака. [Статистические методы..., 1979, с. 213]

Итак, значения общих латентных факторов для какого-либо человека определяют ответы этого человека на рассматриваемые вопросы, или, как мы будем говорить, поведение этого человека. Именно действием указанных латентных факторов определяются все корреляции между нашими наблюдаемыми переменными. Это означает, что фиксация значений латентных переменных должна привести к ликвидации связи между наблюдаемыми признаками.

Другими словами, если мы зафиксируем, скажем, значение фактора "логические способности", то связи между отвечающи­ми этому фактору наблюдаемыми переменными исчезнут. Возьмем только тех респондентов, которые имеют блестящие логические способности. Конечно, они в основном будут хорошо отвечать на наши логические тесты. Но могут встретиться и плохие ответы: скажем, кто-то из отвечающих слишком переволновался и забыл какую-то элементарную формулу, знание которой предполага­лось тестом, и т.д. Однако связи между ответами на разные логи­ческие тесты уже не будет, поскольку сбои в ответах будут опре­деляться не логическими способностями респондентов, а случай­ными по отношению к таким способностям обстоятельствами.

Факторный анализ родился в психологии как способ поиска латентных факторов, подобных описанным. Именно соображе­ния, лежащие в основе тестовой традиции, привели психологов к разработке специального аппарата, позволяющего проверять гипотезы о наличии подоб ных факторов: выделять во множестве наблюдаемых признаков "пучки" связанных друг с другом, ус­матривать за каждым таким "пучком" некоторый латентный фактор и находить его значения для каждого респондента. Соб­ственно, факторный анализ — это просто четкое выражение идей тестового подхода (рождение ФА является хорошей иллюстра­цией роли математического языка в развитии науки).


В связи со сказанным целесообразно заметить, что, хотя ФА — статистический метод и как таковой в принципе не может дока­зать наличие или отсутствие каких бы то ни было причинно-следственных отношений, тем не менее при его использовании мы часто имеем основания полагать, что латентная переменная олицетворяет собой причину, обусловливающую тот или иной уровень относящихся к ней наблюдаемых характеристик (хотя в практических задачах далеко не всегда бывает очевидным, что является причиной, что — следствием).

Примечания: 1. Слово "причина" как нечто, изучаемое с помощью статистических методов, вообще говоря, может употребляться только в кавычках. Изучая любые причинно-следственные отношения, социолог всегда должен помнить, что никакие формальные методы никогда не могут строго доказать их наличие или отсутствие. Эти отношения в прин­ципе не формализуются. Методы могут нам помочь лишь убедиться в спра­ведливости (несправедливости) содержательных гипотез, скорректировать эти гипотезы и т.д.

2. Рассмотрение латентной переменной как некой "причины", опреде­ляющей наблюдаемое поведение респондента, заставляет пересмотреть нашу схему 4.1, отражающую идею одномерного шкалирования. Там у нас стрелка шла от наблюдаемых переменных к латентной. И это адекват­но отражало суть соответствующего процесса — практического осуществ­ления измерения. Но если говорить о причинной обусловленности проис­ходящего, то стрелка должна идти в обратном направлении, поскольку в этом смысле именно латентная переменная определяет наблюдаемые пере­менные. .

Итак, тестовая традиция неотделима от идей ФА. Опишем принципиальную схему этого метода.

7.2.2. ФормальныйаппаратФА
Поскольку ФА не принадлежит к-«числу основных рассматри­ваемых в данной книге методов, а интересует нас лишь постоль­ку, поскольку его понимание нужно для осмысления идей, за­ложенных в некоторых социологических методах шкалирования, рассмотрим его формальную сторону очень кратко. За подроб­ностями отошлем читателя к соответствующей литературе (см.,например, [Благуш, 1989; Гибсон, 1973; Жуковская, Муч­ник, 1976; Иберла, 1980; Интерпретация и анализ..., 1987, гл. 9; Статистические методы..., 1979, гл. 13; Харман, 1972]; заметим, что в [Интерпретация и анализ..., 1987] речь идет о применении ФА к данным, полученным с помощью использования техники семантического дифференциала).


Итак, предположим, что наблюдаемые признаки ζ,, ζ2, ■■·, ζ являются числовыми (т.е. такими, значения которых получены по крайней мере по интервальной шкале), нормально распреде­ленными и заданными в стандартной форме (т.е. приведенными к такому виду, при котором среднее значение каждого признака равно 0, а дисперсия — I) [Интерпретация и анализ с. 218].

Основное положение ФА заключается в том, что каждый на­блюдаемый признак можно представить в виде линейной ком­бинации нормально распределенных факторов (мы рассматри­ваем только линейный ФА, нелинейные модели практически не используются из-за своей сложности):


где Fp— общие факторы, U— характерные, а.факторные нагрузки.

Отличие общих факторов от характерных заключается в том, что каждый характерный фактор имеет ненулевое значение на­грузки только для одного наблюдаемого признака. Количество общих факторов предполагается существенно меньше количе­ства наблюдаемых признаков.

Значения факторных нагрузок, как правило, являются ре­зультатом вычислительной процедуры ФА, т.е. предметом ин­терпретации.

Техника ФА позволяет находить значения общих латентных факторов для каждого респондента (важность этого определяет­ся тем, что наша главная задача — измерение латентной пере­менной: заметим, что указанный шаг дает также возможность пе­рейти к более экономному описанию объектов). Однако здесь име­ются свои сложности, обусловленные в первую очередь тем, что в соотношении (7.1) невозможно найти конкретные значения спе­цифического фактора U. Мы не будем вникать в детали того, как все же задачу возможно решить. Сославшись на [Статистические методы..., 1979, с. 219] (с использованием других обозначений), лишь заметим, что не совсем точно, в определенной мере услов­но, требующееся соотношение можно записать так:



Подчеркнем, что факторы выражаются через наблюдаемые переменные линейным образом.

7.2.3. ФАи формированиетеоретическихпонятий