Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5156

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

13.2.Взаимосвязь основных процессов территориального управления 

Следует  отметить,  что  все  процессы  при  осуществлении 

управленческой деятельности происходят синхронно, накладываются друг 

на друга. Следовательно, длятого, чтобы рассмотреть процесс управления 

в целом, нам необходимо учесть взаимосвязи между этими процессами. 

На рис. 13.1и 13.1представлены основные управленческие процессы 

и  их  взаимосвязь  на  различных  этапах  деятельности.  Там  же  показана 

последовательность  действий  органа  власти  и  управления,  и  выделены 

основные мотивации органов власти и управления. 

Рассмотрим каждое из этих действий в отдельности. 

Подобный 

подход 

позволяет 

проследить 

мотивацию, 

превалирующую  на  каждом  из  этапов  при  проведении  того  или  иного 

процесса.  Это  позволяет  достаточно  четко  определить,  к  компетенции 

какого 

органа 

относится 

каждый 

этап, 

а 

также 

расписать 

последовательность  действий  органов  власти  и  управления  и  их 

внутренние процедуры. 

 

Этапыуправления 

Стратегическое 

планирование 

Финансовое 

планирование 

Управление 

собственностью 

Инвестиционная 

политика 

Прогностический  Анализ объекта 

управления 

Инвентаризация 
финансовых 
ресурсов 

Инвентаризация 
имущественных 
ресурсов 
территории 

Общий анализ 
инвестиционного 
климата и 
инвестиционного 
потенциала 

Целепологание и 
определение 
приоритета 

Определение 
основных 
направлений 
территориальн
ого развития 

Стоимостная 
оценка 
приоритетов 
развития 
территории 

Стоимостная 
оценка 
имущественных 
ресурсов 
территории 

Ранжирование 
задач по 
привлечению 
внешних ресурсов 

Определение 
основных форм и 
методов 
определения задач 

Балансировка 
стоимости  
приоритетов и 
ресурсов, 
ранжирование 
задач, 
определение 
этапности  их 
осуществления 

Формирование 
финансового 
плана 
реализации 
приоритетов. 
Формирование и 
утверждение 
текущего 
бюджета 

Определение 
форм 
использования 
имущественных 
ресурсов 
территории. 
Ранжирование 
собственных 
ресурсов по 
методам 
использования  

Ранжирование 
ресурсов и 
формирование 
инвестиционных 
планов и 
программ 


background image

Этапыуправления 

Стратегическое 

планирование 

Финансовое 

планирование 

Управление 

собственностью 

Инвестиционная 

политика 

Реализация 
планов и 
программ 

Текущий 
контроль 
эффективности 
выбранных 
приоритетов и 
их коррекция. 
Анализ 
изменений 
произошедших 
в объекте 
управления 

Текущий 
контроль и 
коррекция 
исполнения 
финансового 
плана 

Текущий 
контроль за 
эффективным 
использованием 
собственности 

Координация и 
контроль за 
осуществлением 
инвестиционных 
проектов 

Оценка 
результатов 

Инвентаризация 
финансовых 
ресурсов, оценка 
эффективности 
произведенных 
затрат 

Инвентаризация 
имущественных 
ресурсов, оценка 
эффективности 
их 
использования 

Оценка 
эффективности 
инвестиционных 
проектов 

 

Условные обозначения:  
 

Популизм и политическое лоббирование 

 

 

 

Согласование интересов 

 

 

 

Отраслевое лоббирование 

 

Рис. 13.1.

 Принципиальная схема взаимосвязи основных процессов 

территориального управления 

 

Управленческий 

цикл

 

Руководство

 

Планирование

 

Организация

 

Контроль

 

Результат

 

Рис. 13.2

 Схема управленческого цикла 

Анализируя  рис.  13.1  по  горизонтали,  мы  можем  ясно  представить 

сущность каждого этапа и последовательность действий. Рассматривая его 

по вертикали, мы можем проследить временные параметры осуществления 


background image

той или иной управленческой операции. Группируя графы по цвету, можно 

увидеть  основную  мотивацию  на  каждом  этапе,  а  следовательно,  легко 

определить  роль  каждого  органа  власти  и  управления  в  проведении 

основных управленческих действий. 

Горизонтальный  анализ  структуры. 

Прогностический  этап 

начинается  с  осуществления  общего  анализа  объекта  управления. 

Принципиальная  структура  объекта  управления  была  нами  рассмотрена 

ранее.  В  ходе  этого  анализа  собирается  информация  об  основных 

показателях 

территории, 

населения, 

хозяйствующих 

субъектов. 

Определяется  главная  стратегия  действующих  на  территории  органов 

власти и управления, и их компетенция. 

Таким  образом,  формируется  представление  о  возможностях  и 

ограничениях  для  развития  территории.  Затем  происходит  разграничение 

характеристик  на  устойчивые  и  изменяемые,  что  позволяет  определить 

основную стратегию деятельности органов власти и управления. 

На  базе  этого  материала  происходит  оценка  собственных 

финансовых  и  имущественных  ресурсов  территории,  а  также  оценка 

инвестиционного 

потенциала. 

Аналогично 

происходит 

анализ 

последующих горизонтальных строк матрицы. 

Вертикальный анализ структуры. 

Рассмотрим на примере столбца 

финансового  планирования  как  происходит  вертикальный  анализ 

управленческих  процессов.  На  первом  этапе  происходит  инвентаризация 

финансовых  ресурсов  территории,  при  этом  крайне  важно,  что 

оцениваются не только ресурсы органов власти, а все финансовые потоки, 

движение которых осуществляется на данной территории. 

Это  проводится  с  целью  определения  общих  ресурсов  территории. 

Крайне  важно,  чтобы  эти  финансовые  потоки  анализировались  во  всех 

отраслях,  поскольку  именно  отраслевая  специфика  может  определять 

возможность  максимального  использования  этого  ресурса  в  интересах 

территории.  Кроме  того,  исследование  отраслевой  динамики  финансовых 


background image

потоков поможет определить приоритеты или точки роста, а также оценить 

влияние  отраслей  на  рост  финансового  оборота  и  иные  показатели 

территориального развития. 

На  этом  этапе  основную  роль  играют  отраслевые  органы  власти, 

поскольку  отраслевая  мотивация  и  конкуренция  позволяют  получить 

максимально  возможные  сведения о развитии  отраслей  территориального 

хозяйства. 

На  следующем  этапе  происходит  стоимостная  оценка  приоритетов, 

определенных  в  ходе  стратегического  планирования,  и  первичное 

сопоставление  с  имеющимися  финансовыми  ресурсами.  Крайне  важно 

проведение  подобных  оценок  в  отраслевом  разрезе  для  того,  чтобы 

сопоставить имеющиеся в отраслях возможности реализации приоритетов, 

поскольку  от  этого  будет  зависеть  выбор  основных  методов 

осуществления программ и проектов, а также сама оценка дееспособности 

инфраструктуры  данной  отрасли.  Не  исключено,  что  по  итогам  этой 

оценки  потребуется  не  только  поиск  ресурсов,  но  и  изменение  самих 

организационно-экономических отношений в отрасли. 

Эта  работа  осуществляется  на  следующем  этапе,  когда  происходит 

формирование  финансового  плана  (на  весь  период  реализации 

приоритетов), а затем и текущего годового бюджета. 

Наличие  долгосрочного  финансового  планирования  имеет  важное 

значение  в  экономическом  и  социальном  аспекте,  поскольку  позволяет 

грамотно  сбалансировать  использование  ресурсов  территории,  а  также 

сделать  политику  органа  власти  и  управления  доступной  и  понятной 

населению. 

На  следующих  этапах  происходит  исполнение  финансового  плана. 

Коррекция  и  маневр  ресурсами  в  рамках  текущего  бюджета  являются 

безусловной  прерогативой  отраслевых  органов,  которые  исполняют 

функции заказчика от лица органа власти. 


background image

Мотивационный  анализ  структуры. 

Фактически  этот  анализ 

позволяет определить, к каким органам власти и управления должна быть 

отнесена та или иная управленческая операция. 

Так,  представительные  органы  и  население  участвуют  во  всех 

управленческих  действиях,  связанных  с  определением  приоритетов, 

распоряжением  собственностью,  а  также  исполняют  функции  контроля  и 

оценки результатов деятельности органов управления. 

Органы  исполнительной  власти,  обладающие  общей  компетенцией 

(прежде  всего  органы  экономического  и  финансового  планирования, 

казначейства  и  др.),  играют  крайне  важную  роль  в  процессах  анализа 

объекта управления и формирования приоритетов развития территории. 

Исполнительные  функции  и  функции  заказчика  в  основном 

принадлежат  отраслевым  органам  власти.  Проведение  мотивационного 

анализа  позволяет  разбить  каждую  управленческую  операцию  на  серию 

последовательных действий  и расписать  их  по  органам  власти,  закрепить 

нормативно их задачи и полномочия. 

Однако  для  формирования  самой  управленческой  структуры  этого 

недостаточно,  поскольку  требуется  совмещение  этих  мотиваций  с 

методами  управления  используемыми  органами  власти  и  управления, 

которые напрямую связаны с сектором управления и системой отношений 

собственности, существующей или проектируемой в данном секторе. 

13.3.Организация вертикальных и горизонтальных связей внутри 

управленческой структуры 

 

Структура - это совокупность органов власти и управления и система 

их  взаимосвязи  в  процессе  выполнения  стоящих  перед  муниципальным 

образованием задач и функций. 

Анализ  взаимоотношений  между  различными  должностями 

показывает, что существует целый ряд типов организационных структур. С 

точки  зрения  распределения  полномочий,  обязанностей,  различают 


Смотрите также файлы