Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5158

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вспомогательные  службы  и  подразделения 

(аппарат  мэра  и  Совета, 

служба делопроизводства и др.). 

При планировании структуры управления крайне важно определить, 

к какому типу структурных подразделений относится та или иная функция, 

поскольку  от  этого  зависит  как  проведение  кадровой  политики,  так  и 

дееспособность  самого  структурного  подразделения.  К  сожалению, 

сегодня  при  построении  структур  управления  этот  принцип  часто 

нарушается;  так,  как  правило,  в  несколько  гипертрофированной  роли 

начинают выступать вспомогательные службы, которые часто наделяются 

не 

свойственными 

им 

функциями 

отраслевого 

структурного 

подразделения. 

Немаловажно  и  то  обстоятельство,  что  система  работы  этих 

подразделений  крайне  различна.  Так,  например,  интересы  отраслевых 

отделов  в  ходе  бюджетного  процесса  часто  противоположны  интересам 

отделов  общей  компетенции.  И  если  построение  отраслевых  структур  по 

принципу  единого  заказчика  целесообразно  (поскольку  они  имеют 

отношения  прежде  всего  с  муниципальными  предприятиями  и 

учреждениями),  то  создание  по  этому  принципу  отделов  общей 

компетенции невозможно. 

Но, пожалуй, самые серьезные нарушения в разделении функций по 

горизонтали  имеются  в  сфере  разработки,  принятия  и  исполнения 

бюджета.  Как  правило,  в  структурах  администраций  финансовым  и 

бюджетным  планированием,  исполнением  и  контролем  за  исполнением 

бюджета  занимается  один  и  тот  же  орган  -финансовый  отдел  или 

управление,  что  приводит  к  смешению  функций  и  сводит  роль  этого 

органа  к  роли  бухгалтерии,  что  снижает  эффективность  расходования 

средств. 

Принцип вертикального разделения функций. Кроме горизонтальных 

отношений,  возникающих  между  органами  местного  самоуправления, 

значительную  роль  играет  система  вертикального  взаимодействия, 


background image

поскольку  на  территории  муниципального  образования  существует  ряд 

иных  структур,  без  которых  невозможно  управление  муниципальным 

образованием. 

Крайне  важно  при  разработке  устава  муниципального  образования 

определить  систему  отношений  с  разными  видами  субъектов  этих 

отношений. Попробуем установить их по видам деятельности: 

 

хозяйствующие  субъекты,  как  муниципальные,  так  и  иных  форм 

собственности; 

 

общественные  организации,  объединения  граждан,  иные  формы 

самоорганизации; 

 

территориальные  отделы  администрации  и  муниципальные 

учреждения. 

Говоря об отношениях первой группы, необходимо определить, что 

органы  местного  самоуправления  осуществляют  несколько  различных 

функций,  которые  соответственно  должны  найти  отражение  в  структуре 

управления. 

Во-первых,  в  отношении  всех  хозяйствующих  субъектов  орган 

местного  самоуправления  выступает  как  орган  нормативный,  имеющий 

право  регулировать  определенные  виды  хозяйственных  отношений  и 

издающий  обязательные  для  исполнения  на  территории  муниципального 

образования нормативные акты и правила. 

Во-вторых,  орган  местного  самоуправления  является  для 

большинства  хозяйствующих  субъектов  заказчиком  определенных  видов 

работ, причем в последнее время эта его роль все время возрастает. 

В-третьих,  для  всех  хозяйствующих  субъектов  орган  местного 

самоуправления выступает как организация, обеспечивающая условия для 

осуществления хозяйственной деятельности. 

И  в-четвертых,  для  муниципальных  предприятий  орган  местного 

самоуправления выполняет функции собственника. 


background image

Как  видно  из  перечисленных  функций,  все  они  должны 

осуществляться  в  различных  структурных  подразделениях,  поэтому 

отношения  с  хозяйствующими  субъектами  должно  строиться  на  разных 

принципах. Так, сточки зрения размещения муниципального заказа органу 

местного  самоуправления  безразлично,  какое  предприятие  будет  его 

выполнять,  лишь  бы  условия  (стоимость,  сроки  и  др.)  были  наиболее 

выгодными. 

С  точки  зрения  собственника  муниципальных  предприятий,  орган 

местного самоуправления заинтересован в их наивысшей рентабельности. 

Но  предоставление  преимуществ  этим  предприятиям  при  распределении 

муниципального  заказа  приведет  к  монополизму,  завышению  цен  на 

услуги  муниципальных  предприятий  и  в  итоге  к  дополнительным 

расходам  местного  бюджета.  Поэтому  крайне  важно,  чтобы  функции 

единого  заказчика  и  непосредственного  управления  деятельностью 

предприятий в структуре администрации были разведены. 

Не  менее  важна  организация  работ  по  взаимодействию  с 

общественными 

организациями, 

действующими 

на 

территории 

муниципального образования. Для муниципалитета выгодно иметь дело со 

структурированным  общественным  полем.  Именно  структурированием 

общества  и  занимаются  объединения  граждан  по  интересам.  Попытки 

классификации  форм  самоорганизации  граждан  -  дело  неблагодарное  и 

сложное,  поскольку  структура  интересов  людей  разнообразна;  назовем 

лишь самые устойчивые объединения: 

 

по 

политическим 

интересам 

(политические 

партии 

и 

объединения); 

 

по  интересам  проживания  (территориальное  общественное 

самоуправление); 

 

по  национальному  признаку  или  национально-культурной 

автономии (национальные землячества, общины и другие формы); 


background image

 

для совместной деятельности (гаражные и дачные кооперативы и 

др.); 

 

по  возрастному,  событийному  и  другим  принципам  (советы 

ветеранов, советы женщин и др.). 

Все  эти  формы  с  точки  зрения  теории  представляют  для  органов 

местного самоуправления одинаковый интерес, но на определенных этапах 

те или иные виды самоорганизации граждан начинают играть особую роль. 

Так,  для  районов  этнических  конфликтов  национально-культурные 

автономии - это механизм снятия этнических противоречий. 

Однако  было  бы  несправедливо  уравнивать  эти  формы  и  с  точки 

зрения  отнесенных  к  компетенции  органов  местного  самоуправления 

предметов  ведения,  так  как  для  органа  местного  самоуправления 

непосредственный  интерес  представляют  прежде  всего  органы 

территориального  общественного  самоуправления,  поскольку  они  могут 

выступать как элемент управления территорией, особенно для крупных по 

населению  или  территории  муниципальных  образований.  Не  меньший 

интерес  представляют  и  организации  для  совместной  деятельности, 

поскольку  снимают  ряд  проблем,  которые  муниципалитет  иногда  решить 

не в состоянии. 

Принцип одноуровневости бюджета. 

При  изложении  предыдущего  принципа  было  сказано,  что  могут 

существовать  территориальные  структурные  подразделения  органов 

местного  самоуправления.  Так,  в  крупном  городе  могут  существовать 

районные  администрации,  а  в  сельском  районе  -  старосты  сел  или 

волостей. 

Принципиально важен при построении подобных структур принцип 

сохранения  одноуровневости  бюджета,  поскольку  в  современной 

Конституции 

РФ 

и 

законодательстве 

по 

вопросам 

местного 

самоуправления  установлены  равные  права  для  муниципальных 

образований.  В  связи  с  этим  появление  местных  бюджетов  на  уровне 


background image

территориальных  структурных  подразделений  приведет  к  образованию 

самостоятельных  муниципалитетов.  Даже  без  создания  муниципального 

образования  управление  подобными  бюджетами  затруднено  из-за 

невозможности  разграничения  полномочий  с  подобными  территориями. 

Для  стимулирования  инициативы  территориальных  органов  можно 

использовать  автономию  в  рамках  сметы  расходов  или  разрешить 

образование внебюджетных целевых фондов. 

Принцип комплексности. 

Этот принцип требует при анализе структуры исходить прежде всего 

из целостности той или иной функции. Особенно это важно в том случае, 

когда  исполнение  функции  разведено  по  разным  структурам  или  в  ходе 

исполнения данной функции использованы все структуры администрации. 

Так,  например,  в  бюджетном  процессе  участвуют  абсолютно  все 

структуры  администрации,  и,  следовательно,  важно  определить  место  и 

роль каждой из них. Для этого необходимо разбить бюджетный процесс на 

элементы  и  этапы  и  разделить  их  между  органами  местного 

самоуправления. После подобного анализа станет ясно, какая из функций 

не подкреплена структурно. 

Этот принцип также требует комплексности при подходе не только к 

исполнению  конкретной  функции,  но  и  к  органам  самоуправления. 

Желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению того или иного органа 

администрации, носили максимально завершенный характер, что особенно 

важно для отраслевых структурных подразделений. 

Формирование структуры управления муниципальным образованием 

-  сложный  и  многомерный  процесс,  но  уже  первые  шаги  в  этом 

направлении,  осуществленные  на  основе  новой  Конституции  РФ  и 

Федерального  закона  «Об  общих  принципах  организации  местного 

самоуправления  в  Российской  Федерации»,  показывают,  что  отказ  от 

унифицированных моделей, опора на анализ и учет местных особенностей 

должны дать положительные результаты. 


Смотрите также файлы