ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5104
Скачиваний: 7
территориального уровня. Выделяя это понятие, авторы сознательно
отходят от юридических толкований государственно-территориального
устройства, сфокусировав свое внимание на социальных аспектах
эволюции муниципального управления и муниципального хозяйства в
России.
Главной целью представленной работы является выстраивание
практики муниципального управления и муниципального хозяйства как
единой системы, в рамках которой интересы населения, проживающего на
определенной территории, максимально адаптированы к характеру
государственного устройства, его основным институтам. В пособии
сознательно опускается излишняя детализация в описании функций
институтов муниципальной власти, а также учитывается и то
обстоятельство, что их оптимальная структура и содержание деятельности
в России еще до конца не сложились.
Авторы сознательно не проводят жесткой границы между
полномочиями в решении экономических вопросов, которыми в разной
степени наделены государственные органы власти в регионах и органы
местного самоуправления, подчеркивая общность политических интересов
обоих уровней, несмотря на различие в их предназначении. Такая
установка соответствует тенденциям, сложившимся в зарубежных странах,
усиливших акцент на формирование регионального самоуправления. Это
обстоятельство обусловливает тот особый смысл, который вкладывают
авторы в содержание понятия
муниципальное управление и хозяйство
,
относя к нему виды деятельности как региональных, так и муниципальных
органов власти на низовых территориальных уровнях.
Особое место в пособии уделяется разработке основных направлений
деятельности городских муниципальных образований. Именно на города
распространяется основная часть полномочий органов местного
самоуправления, определенных законодательством. Города активно
включились в процессы муниципализации и являются ведущим субъектом
этих процессов. Будучи крупными населенными пунктами, города
отличаются специфическими видами деятельности своих жителей,
создающих различные продукты и рынки для их продажи и обмена.
Структура пособия отображает логику формирования эффективного
муниципального управления и хозяйства, стремящегося адаптировать
государственный интерес к развивающимся потребностям гражданского
общества.
В учебном пособии обобщен значительный объем информации,
почерпнутой из работ отечественных и зарубежных авторов. Предлагаемое
пособие базируется на ряде источников, позволивших описать сложный
механизм функционирования региональных и местных социально-
экономических систем.
Кроме этого, в период перехода к рыночной экономике проблемы и
задачи социальной политики на местном уровне в России значительно
изменились. В ходе экономических реформ возникли существенные
различия в жизнеобеспечении населения, доходы большей части которого
находятся за пределами минимального уровня существования. К таким
группам населения относятся не только традиционно обделенные
пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды, но и служащие сфер
образования, культуры и здравоохранения, безработные лица и люди,
работающие на предприятиях, но получающие зарплату крайне
нерегулярно. Это представляет первую проблему коммунального
управления, направленного на развитие города. Модель коммунальной
политики, вышедшая из централизованной плановой экономики, не
подходит для решения актуальных проблем, в то же время новое
поколение российских коммунальных деятелей мало знакомо с теорией и
практикой
коммунального
хозяйства
в
условиях
децентрализованнойрыночной системы, местного самоуправления и
соблюдения конституционных прав населения.
Глава 1. Понятие и сущность местного самоуправления
«Хорошее управление состоит в том, чтобы показывать
средним людям, как сделать работу
превосходных людей.»
1.1. Понятие и природа местного самоуправления. Основные
теории местного самоуправления
Местное
самоуправление,
несомненно,
представляет
собой
чрезвычайно интересное явление объективной реальности организации
публичной власти в Российской Федерации. Фактическое состояние
местного самоуправления в нашей стране обусловлено не только
действующим в настоящее время законодательством, но и истоками
местного самоуправления в России, его природой и сущностными
характеристиками.
Относительно природы местного самоуправления можно говорить о
юридической (правовой) и эволюционной (исторической) природе
местного самоуправления.
Вопрос о
правовой природе местного самоуправления
является
дискуссионным в теории муниципального права. Дело в том, что среди
ученых нет единства по поводу того, что лежит в основе местного
самоуправления: публичное или частное?
В основном спор касается двойственной природы местного
самоуправления. Не вдаваясь в тонкости вопроса, отметим, что одна
группа ученых утверждает, что в местном самоуправлении сочетаются
государственное и общественное. Другие считают, что местное
самоуправление фактически является частью государственной власти.
Третья группа ученых считает, что местное самоуправление нельзя считать
государственной властью, а необходимо понимать в качестве
самостоятельного уровня публичной власти в государстве.
В связи с этим
местное самоуправление
необходимо рассматривать
именно как
низовой (первый) уровень публичной власти в государстве, при
этом местная власть в осуществлении своих полномочий не выходит за
очерченные законом рамки и своей деятельностью не противоречит
государственной власти.
Что касается
эволюционной природы местного самоуправления,
то
чтобы понять, в чем она заключается, необходимо рассмотреть основные
теории местного самоуправления.
Прежде всего, необходимо понять, что местное самоуправление
невозможно без государства, так как существует в условиях особой
организации
политической
власти
—
государства.
Местное
самоуправление, являясь формой публичной власти на местах, непременно
вступает во взаимоотношения с органами государственной власти.
В определенной степени взаимоотношения между местным
самоуправлением и государством объясняются существующими теориями
происхождения и сущности местного самоуправления. Основные теории и
модели местного самоуправления представлены на рис. 1.1. и 1.2.
1.Общественные:
А) хозяйственная
Б) юридическая
В) политическая
Строгое разграничение государственных и
общинных дел:
а)с приоритетом хозяйственной
самостоятельности общины;
б)с приоритетом юридической
самостоятельности общины;
в) с приоритетом отделения должностных
лиц общины от государственной службы
Теории
Основные признаки
2. Государственная
Общинные дела - часть государственных дел,
переданных общине на исполнение
3. Государственно
-общественная
Выполнение общиной как местных, так и
государственных дел
Рис.1.1.
Основные теории местного самоуправления
Континентальная
Англо-
саксонская
Автономия местных представительных
органов и отсутствие прямого подчинения
нижестоящих органов вышестоящим
Модели
Основные признаки
Сочетание прямого государственного
управления на местах и местного
самоуправления
Советская
Иерархическая подчиненность нижестоящих
органов вышестоящим
Рис. 1.2.
Модели местного самоуправления
1.
Теория свободной общины.
В началеXIX в. во Франции возникла
теория свободной общины. Ее создателями являются известные
французские и бельгийские правоведы Турэ, Токвиль, Гербер, Арене и др.
Согласно этой теории община имеет право на самостоятельность
и независимость от центральной власти изначально. При этом государство
не создает общину, а лишь признают ее. И в этом отношении община
является первичной по отношению к государству.
В основу теории свободной общины легли следующие принципы:
местное самоуправление — это управление собственными делами общины,
отличными по своей природе от дел государственных; разделение дел,
которыми ведает община, на собственные дела и дела, которые передаются
ей
государством;
органы
местного
самоуправление
являются
негосударственными органами; государственные органы не имеют права
вмешиваться в дела, отнесенные к компетенции общины, они лишь следят
за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.
Со временем теория свободной общины доказала свою
несостоятельность.
2.
Общественная (хозяйственная) теория.
В числе основателей
общественной теории, пришедшей в середине XIX в. на смену теории