Файл: Муниципальное управление (Половинкин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 5107

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

самоуправление  было  определено  как

  признаваемая  и  гарантируемая 

Конституцией  Российской  Федерации  самостоятельная  и  под  свою 

ответственность  деятельность  населения  по  решению  непосредственно 

или  через  органы  местного  самоуправления  вопросов  местного  значения, 

исходя  из  интересов  населения,  его  исторических  и  иных  местных 

традиций.

 

Одним  из  результатов  проводимых  с  начала  1990-х  годов  в  России 

административной 

и 

муниципальной 

реформ 

стали 

принятие 

Государственной Думой РФ 16 сентября 2003 г. Федерального закона «Об 

общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской 

Федерации» и его подписание Президентом РФ 6 октября 2003 г. 

Согласно  Федеральному  закону  от  6  октября  2003  г.  местное 

самоуправление  —  форма  осуществления  народом  своей  власти, 

обеспечивающая  в  пределах,  установленных  Конституцией  Российской 

Федерации,  федеральными  законами,  а  в  случаях,  установленных 

федеральными  законами,  —  законами  субъектов  Российский  Федерации, 

самостоятельное  и  под  свою  ответственность  решение  населением 

непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов 

местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и 

иных местных традиций. 

Таким  образом,  нетрудно  проследить  эволюцию  формирования 

понятия  местного  самоуправления  в  законодательстве  России  в 

соответствии с международными правовыми актами. 

Официальная русскоязычная редакция Европейской хартии местного 

самоуправления  1985  г.  понимает  под  местным  самоуправлением 

возможность органов местного самоуправления управлять большей частью 

публичных дел на соответствующей территории. 

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного 

самоуправления  в  Российской  Федерации»  от  28  августа  1995  г.  местное 


background image

самоуправление  понималось  как  право  населения  на  деятельность  по 

самоуправлению. 

В  Федеральном  законе  от  6  октября  2003  г.  №  131-ФЭ  «Об  общих 

принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской 

Федерации»  местное  самоуправление  в  России  стало  пониматься  как 

форма 

народовластия, 

что 

наиболее 

отвечает 

сути 

местного 

самоуправления

Структура  Федерального  закона  «Об  общих  принципах 

организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации»  от 

06.09.2003 г. № 131-ФЗ рассмотрена на рис. 1.2. 

2

4

66-69

79-82

Главы

Статьи

Наименование

1

1-9

Общие положения

10-13

Принципы территориальной организации 

местного самоуправления

3

14-18

Вопросы местного значения

19-21

Наделение органов местного 

самоуправления отдельными 

государственными полномочиями

5

22-23

Формы непосредственного осуществления 

населением местного самоуправления и 

участия населения в осуществлении 

местного самоуправления

6

34-42

Органы местного самоуправления и 

должностные лица местного 

самоуправления

7

43-48

Муниципальные правовые акты

8

49-65

Экономическая основа местного 

самоуправления

9

Муниципальное 

сотрудничество

10

70-78

Ответственность органов местного 

самоуправления и должностных лиц 

местного самоуправления, контроль и 

надзор за их деятельностью

11

Особенности организации местного 

самоуправления

12

83-86

Переходные положения

 


background image

Рис. 1.3.

 Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного 

самоуправления в Российской Федерации» от 06.09.2003 г. № 131-ФЗ 

Эволюция понятия «местное самоуправление» напрямую отразилась 

и  в  формировании  подходов  к  пониманию  сущности  местного 

самоуправления  в  отечественной  правовой  науке.  Этапы  развития 

отечественной  системы  местного  самоуправления,  система  его 

организации и функции рассмотрены на рис. 1.4.-1.7. 

 

Период кормлений

(до середины XVI в.)

Местное  самоуправление  на  землях  удельных 
княжеств  России  возглавляли  наместники  (в 
городах)  и  волостели  (в  волостях).  Они  же 
осуществляли  суд.  За  службу  наместники  и 
волостели  получали  право  «кормлений»,  т.е. 
сбора доходов для своих нужд. Сбор налогов для 
великого  князя  осуществлялся  данщиками, 
мытниками и таможенниками.

Период земского и 

губного управления/

самоуправления

(вт.п. XVI в.-п.п.XVII 

в.)

В  1550-ые  гг.  территория  России  была  поделена 
на  волости,  внутри  которых  административной 
единицей стала губа. Губа управлялась выборной 
администрацией  во  главе  с  губным  старостой, 
который был и судьей. 
В  городах,  черных  и  дворцовых  волостях 
действовали  земские  избы-  выборные  органы 
местного  самоуправления  во  главе  с  земским 
старостой.

Период 

приказно-воеводского 

управления

(XVII в.)

В  начале  17  в.  центральная  власть  назначает  в 
города  воевод.  Они  сосредотачивают  в  своих 
руках  всю  военную  и  гражданскую  власть, 
действуя  по  «наказам»  московских  приказов. 
Земские  и  губные  учреждения  сохраняются,  но 
все  более  теряют  свою  самостоятельность  и 
превращаются в исполнительные органы воевод

 

Рис.1.4.

 Местное самоуправление в России (XV-XVII вв.) 


background image

Хозяйственно-

экономическая

Справедливое распределение земли, регулирование и 
контроль  за  ее  использованием.  Организация 
сельскохозяйственного производства.

Фискально-податная

Контроль  и  взимание  государственных,  земских  и 
других  сборов,  контроль  за  их  сбором,  взыскание 
недоимок.  Содержание  дорог,  мостов,  переправ. 
Содействие  перевозке  арестантов,  чиновников  при 
их  разъездах.  Принятие  на  постой  военных  и  иных 
служивых людей.

Судебная

Разбор  гражданских  дел.  Суд  по  уголовным 
преступлениям,  совершенным  внутри  общины 
(кроме тяжких), на основе местных обычаев.

Административно-

полицейская

Поддержание 

правопорядка, 

внутриобщинной 

дисциплины 

и 

общепринятых 

норм 

жизни. 

Задержание беглых, бродяг, дезертиров. Наблюдение 
за  исполнением  правил  прописки.  Борьба  с 
пожарами  и  другими  стихийными  бедствиями. 
Предупреждение 

преступлений, 

задержание 

виновных,  предварительное  дознание,  наказание  за 
мелкие  проступки  (штраф,  арест,  порка).  Отправка 
должников на принудительные работы.

Кооперативно-социальная

Объединение  в  борьбе  за  свои  интересы  с 
государством,  помещиками,  другими  общинами. 
Взаимопомощь,  в  том  числе,  в  случае  неурожая. 
Поддержка  бедных,  сирот,  больных,  одиноких 
стариков.  Содержание  больниц,  богаделен,  других 
общественных заведений.

Культурно-воспитательная

Организация  досуга.  Содержание  школ,  библиотек, 
церквей.  Проведение  религиозных  и  других 
праздников и обрядов.

Представительская

Отношения  с  местными,  волостными,  уездными, 
губернскими  светскими  и  церковными  властями  и 
учреждениями

 

Рис. 1.5.

 Основные функции дореволюционной российской сельской общины 


background image

Основополагающие факты

Особенности земского управления

«Положение о губернских и 

уездных учреждениях» от 1 января 

1864 г.

Становление земских и городских органов самоуправления 
в России

«Положение о губернских и 

уездных земских учреждениях» 

от 12 июля 1890 г.

Переход  бессословного  земства  в  сословное  (с  численным 
перевесом  гласных  от  дворян).  Расширение  полномочий 
(противопожарные  меры,  благоустройство,  попечительство 
и  др.).  Надзор  губернаторов  и  за  законностью,  и  за 
целесообразностью деятельности земств

«Временное Городовое и Земское 

положение» от 9 июня 1917 г.

Расширение компетенции городских и земских учреждений.

Отсутствие  у  комиссаров  Временного  правительства  права 

надзора  за  целесообразностью  действий  земских  и 

городских  учреждений  (оставлена  функция  надзора 

законности). Создание волостного земства

 

Рис. 1.6.

 Земская реформа и развитие местного самоуправления в пореформенный 

период 

Органы самоуправления губернии

Органы самоуправления уезда

Губернское земское собрание

Состояло  из  гласных,  избираемых 

уездными земскими собраниями из своих 

составов.  Численность  —  от  291  до  62 

человек.

После  1890  г.  в  состав  губернского 

земского  собрания  по  должности  стали

 

входить  управляющий  государственным 

имуществом, 

депутат 

от 

епархии, 

городской  голова  главного  уездного 

города 

и 

др. 

Председательствовал 

губернский предводитель дворянства.

Собрание  одного  созыва  действовало 

три  года  и  созывалось  ежегодно  на  20 

дней.

Члены  губернского  земского  собрания 

исполняли 

свои 

обязанности 

безвозмездно.

Губернская управа

Состояла  из  председателя  и  двух  (до  6) 

членов. 

Председатель 

утверждался 

министром  внутренних  дел,  члены  -

губернатором.

Председателем мог быть только тот, кто 

имел  право  поступления  на  госслужбу 
(дворянин 

или 

лицо 

с 

высшим 

образованием)

Уездное земское собрание

Формировалось  из  гласных,  избираемых 

на 

избирательных 

собраниях 

землевладельцев 

и 

представителей 

городской  общины,  а  также  крестьян  на 

волостных сходах.

Право выбора имели лица с определенным 

земельным имущественным цензом.

Выборы  проходили  раз  в  три  года. 

Собрание  созывалось  ежегодно  на  10 

дней.

Гласные  исполняли  свои  обязанности  I 

безвозмездно.

После  1890  г.  в  состав  уездного 

собрания  стали  по  должности  входить 

чиновники  от  местных  учреждений,  а 

также

представитель духовенства и городской 

голова

Земская управа

Состояла  из   избираемых  уездным 

собранием  председателя  и  двух  (могло 

быть  до  6)  членов,  утверждавшихся 

губернатором.

Избирались  не  только  гласные,  но  и 

просто 

лица, 

обладающие 

избирательными  правами.  После  1890  г. 

подконтрольна и губернатору

                          Специальные комиссии

 Состояли как из гласных, так и лиц, имеющих право присутствия на избирательных 

собраниях. Помогали управе по вопросам, отнесенным к земству

Губернские и уездные земские учреждения ведали одними и теми же делами, но 

губернские ведали делами, если они касались всей губернии или нескольких уездов, а 

уездные - если они относились только к одному уезду

 

 

Рис.1.7.

Органы земского и городского самоуправления

 


Смотрите также файлы