ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5107
Скачиваний: 7
самоуправление было определено как
признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления вопросов местного значения,
исходя из интересов населения, его исторических и иных местных
традиций.
Одним из результатов проводимых с начала 1990-х годов в России
административной
и
муниципальной
реформ
стали
принятие
Государственной Думой РФ 16 сентября 2003 г. Федерального закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» и его подписание Президентом РФ 6 октября 2003 г.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. местное
самоуправление — форма осуществления народом своей власти,
обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных
федеральными законами, — законами субъектов Российский Федерации,
самостоятельное и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов
местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и
иных местных традиций.
Таким образом, нетрудно проследить эволюцию формирования
понятия местного самоуправления в законодательстве России в
соответствии с международными правовыми актами.
Официальная русскоязычная редакция Европейской хартии местного
самоуправления 1985 г. понимает под местным самоуправлением
возможность органов местного самоуправления управлять большей частью
публичных дел на соответствующей территории.
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. местное
самоуправление понималось как право населения на деятельность по
самоуправлению.
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» местное самоуправление в России стало пониматься как
форма
народовластия,
что
наиболее
отвечает
сути
местного
самоуправления
.
Структура Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от
06.09.2003 г. № 131-ФЗ рассмотрена на рис. 1.2.
2
4
66-69
79-82
Главы
Статьи
Наименование
1
1-9
Общие положения
10-13
Принципы территориальной организации
местного самоуправления
3
14-18
Вопросы местного значения
19-21
Наделение органов местного
самоуправления отдельными
государственными полномочиями
5
22-23
Формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления и
участия населения в осуществлении
местного самоуправления
6
34-42
Органы местного самоуправления и
должностные лица местного
самоуправления
7
43-48
Муниципальные правовые акты
8
49-65
Экономическая основа местного
самоуправления
9
Муниципальное
сотрудничество
10
70-78
Ответственность органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, контроль и
надзор за их деятельностью
11
Особенности организации местного
самоуправления
12
83-86
Переходные положения
Рис. 1.3.
Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 06.09.2003 г. № 131-ФЗ
Эволюция понятия «местное самоуправление» напрямую отразилась
и в формировании подходов к пониманию сущности местного
самоуправления в отечественной правовой науке. Этапы развития
отечественной системы местного самоуправления, система его
организации и функции рассмотрены на рис. 1.4.-1.7.
Период кормлений
(до середины XVI в.)
Местное самоуправление на землях удельных
княжеств России возглавляли наместники (в
городах) и волостели (в волостях). Они же
осуществляли суд. За службу наместники и
волостели получали право «кормлений», т.е.
сбора доходов для своих нужд. Сбор налогов для
великого князя осуществлялся данщиками,
мытниками и таможенниками.
Период земского и
губного управления/
самоуправления
(вт.п. XVI в.-п.п.XVII
в.)
В 1550-ые гг. территория России была поделена
на волости, внутри которых административной
единицей стала губа. Губа управлялась выборной
администрацией во главе с губным старостой,
который был и судьей.
В городах, черных и дворцовых волостях
действовали земские избы- выборные органы
местного самоуправления во главе с земским
старостой.
Период
приказно-воеводского
управления
(XVII в.)
В начале 17 в. центральная власть назначает в
города воевод. Они сосредотачивают в своих
руках всю военную и гражданскую власть,
действуя по «наказам» московских приказов.
Земские и губные учреждения сохраняются, но
все более теряют свою самостоятельность и
превращаются в исполнительные органы воевод
Рис.1.4.
Местное самоуправление в России (XV-XVII вв.)
Хозяйственно-
экономическая
Справедливое распределение земли, регулирование и
контроль за ее использованием. Организация
сельскохозяйственного производства.
Фискально-податная
Контроль и взимание государственных, земских и
других сборов, контроль за их сбором, взыскание
недоимок. Содержание дорог, мостов, переправ.
Содействие перевозке арестантов, чиновников при
их разъездах. Принятие на постой военных и иных
служивых людей.
Судебная
Разбор гражданских дел. Суд по уголовным
преступлениям, совершенным внутри общины
(кроме тяжких), на основе местных обычаев.
Административно-
полицейская
Поддержание
правопорядка,
внутриобщинной
дисциплины
и
общепринятых
норм
жизни.
Задержание беглых, бродяг, дезертиров. Наблюдение
за исполнением правил прописки. Борьба с
пожарами и другими стихийными бедствиями.
Предупреждение
преступлений,
задержание
виновных, предварительное дознание, наказание за
мелкие проступки (штраф, арест, порка). Отправка
должников на принудительные работы.
Кооперативно-социальная
Объединение в борьбе за свои интересы с
государством, помещиками, другими общинами.
Взаимопомощь, в том числе, в случае неурожая.
Поддержка бедных, сирот, больных, одиноких
стариков. Содержание больниц, богаделен, других
общественных заведений.
Культурно-воспитательная
Организация досуга. Содержание школ, библиотек,
церквей. Проведение религиозных и других
праздников и обрядов.
Представительская
Отношения с местными, волостными, уездными,
губернскими светскими и церковными властями и
учреждениями
Рис. 1.5.
Основные функции дореволюционной российской сельской общины
Основополагающие факты
Особенности земского управления
«Положение о губернских и
уездных учреждениях» от 1 января
1864 г.
Становление земских и городских органов самоуправления
в России
«Положение о губернских и
уездных земских учреждениях»
от 12 июля 1890 г.
Переход бессословного земства в сословное (с численным
перевесом гласных от дворян). Расширение полномочий
(противопожарные меры, благоустройство, попечительство
и др.). Надзор губернаторов и за законностью, и за
целесообразностью деятельности земств
«Временное Городовое и Земское
положение» от 9 июня 1917 г.
Расширение компетенции городских и земских учреждений.
Отсутствие у комиссаров Временного правительства права
надзора за целесообразностью действий земских и
городских учреждений (оставлена функция надзора
законности). Создание волостного земства
Рис. 1.6.
Земская реформа и развитие местного самоуправления в пореформенный
период
Органы самоуправления губернии
Органы самоуправления уезда
Губернское земское собрание
Состояло из гласных, избираемых
уездными земскими собраниями из своих
составов. Численность — от 291 до 62
человек.
После 1890 г. в состав губернского
земского собрания по должности стали
входить управляющий государственным
имуществом,
депутат
от
епархии,
городской голова главного уездного
города
и
др.
Председательствовал
губернский предводитель дворянства.
Собрание одного созыва действовало
три года и созывалось ежегодно на 20
дней.
Члены губернского земского собрания
исполняли
свои
обязанности
безвозмездно.
Губернская управа
Состояла из председателя и двух (до 6)
членов.
Председатель
утверждался
министром внутренних дел, члены -
губернатором.
Председателем мог быть только тот, кто
имел право поступления на госслужбу
(дворянин
или
лицо
с
высшим
образованием)
Уездное земское собрание
Формировалось из гласных, избираемых
на
избирательных
собраниях
землевладельцев
и
представителей
городской общины, а также крестьян на
волостных сходах.
Право выбора имели лица с определенным
земельным имущественным цензом.
Выборы проходили раз в три года.
Собрание созывалось ежегодно на 10
дней.
Гласные исполняли свои обязанности I
безвозмездно.
После 1890 г. в состав уездного
собрания стали по должности входить
чиновники от местных учреждений, а
также
представитель духовенства и городской
голова
Земская управа
Состояла из избираемых уездным
собранием председателя и двух (могло
быть до 6) членов, утверждавшихся
губернатором.
Избирались не только гласные, но и
просто
лица,
обладающие
избирательными правами. После 1890 г.
подконтрольна и губернатору
Специальные комиссии
Состояли как из гласных, так и лиц, имеющих право присутствия на избирательных
собраниях. Помогали управе по вопросам, отнесенным к земству
Губернские и уездные земские учреждения ведали одними и теми же делами, но
губернские ведали делами, если они касались всей губернии или нескольких уездов, а
уездные - если они относились только к одному уезду
Рис.1.7.
Органы земского и городского самоуправления