ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 5102
Скачиваний: 7
свободной общины, называют Ресслера и Моля. В России она
разрабатывалась В.Н. Пешковым, А. И. Васильчиковым.
Общественная
теория
местного
самоуправления
является
определенным продолжением теории свободной общины. Ее суть в том,
что круг общинных дел отличается от государственных. Эта теория
обосновывала право местных учреждений заниматься местными
общественными и хозяйственными делами независимо от государства.
Поэтому общественную теорию еще иногда называют хозяйственной.
Общины являются субъектами специальных прав, а потому
государственное вмешательство в их дела недопустимо; должностные лица
самоуправления относятся к общинным, а не государственным агентам и
представляют не государство, а общество.
3.
Государственная теория местного самоуправления
пришла на
смену
общественной
теории
во
второй
половине
XIX
в.
Основоположниками этой теории считаются Гнейст и Штейн. В России эту
теорию активно поддерживали и развивали Б.Ч. Безобразов, А.Д.
Градовский, Н.И. Лазаревский.
Согласно государственной теории местное самоуправление, прежде
всего, представляет собой одну из форм организации государственного
управления на местах, являясь частью государственной системы
управления. Местные учреждения, согласно этой теории, должны
действовать в соответствии с общественными и государственными
интересами. Организация местной власти строится на основании закона, а
органы
местного
самоуправления
наделяются
полномочиями
государством.
4.
Юридическая теория местного самоуправления
появилась и
получила широкое распространение в конце XIX — начале XX в. Ее
сторонниками были Г. Еллинек, Н. Коркунов, Б. Чичерин.
Согласно юридической теории органы местного самоуправления
являются органами государства. Государство передает органам местного
самоуправления часть своих полномочий в полном объеме, признавая тем
самым их самостоятельность и независимость. При этом местные интересы
находятся в тесной связи с интересами государственными, поэтому
местная власть должна в определенном смысле согласовывать свои
действия с властью государственной.
Таким образом, в юридической теории местного самоуправления
отражается понимание природы местного самоуправления как сочетания
государственного и общественного начал, основанного на нормах права.
Современное развитие местного самоуправления в мире как раз
отражает представления о происхождении и сущности местного
самоуправления исходя из юридической теории местного самоуправления.
Значение теорий местного самоуправления состоит в том, что они
объясняют
появление
местного
самоуправления
в
конкретный
исторический период. Причем основная их задача состояла и состоит в
том, чтобы объяснить место местного самоуправления в государстве и его
отношения с органами государственной власти.
Понятие местного самоуправления в отечественной науке
муниципального права не имеет четкого, однозначно принятого всеми
учеными определения.
Ученые-муниципалисты строят свои рассуждения на основании ст. 3
Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., в которой сказано, что
единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ, который осуществляет свою власть
непосредственно, либо через органы государственной власти, либо через
органы местного самоуправления, и ст. 12 Конституции РФ, в которой
сказано, что органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти.
Так, И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов понимают под местным
самоуправлением «процесс управления низовыми территориальными
сообществами жителей, основанный на следующих принципах: разумное
сочетание представительских институтов и институтов непосредственной
демократии; предоставление всем субъектам территориальных сообществ
жителей широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению
в жизнь собственных интересов; политико-правовая привязанность
органов местного самоуправления к коренным запросам жителей».
В.А. Баранчиков пишет, что местное самоуправление — «это
децентрализованная форма организации территориальной публичной
власти, которая обеспечивает исполнение законов и других нормативно-
правовых актов органов государственной власти в пределах территории
разных видов поселений самим населением и образуемыми им
самостоятельно органами местного самоуправления и избираемыми и
назначаемыми должностными лицами».
Г.Н. Чеботарев считает, что «местное самоуправление — это одна из
форм народовластия, позволяющая населению местных территориальных
сообществ через выборные и иные органы местного самоуправления, а
также непосредственно путем выборов, местных референдумов и иных
форм прямого волеизъявления самостоятельно и под свою ответственность
в рамках Конституции РФ, законодательства РФ и ее субъектов решать
вопросы местного значения исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций» [92].
По мнению В.И. Васильева, «местное самоуправление в первом
приближении
—
это
самостоятельное
устройство
своих
дел
территориальными сообществами, действующими в установленных
пространственных
границах.
Это
особый
вид
самоуправления,
выступающий составной частью общей системы социального управления,
т.е. системы организации общественной жизни в данной стране. В этом
качестве
местное
самоуправление
обладает
рядом
признаков,
обозначающих его как многоаспектный политико-правовой институт,
присущий любому демократическому государству».
Каждое из существующих научных определений местного
самоуправления позволяет посмотреть на это явление с какой-либо одной
или сразу нескольких сторон, но не в состоянии раскрыть всего
многообразия сущности местного самоуправления.
По причине отсутствия единого научного определения местного
самоуправления, а также громоздкости существующих в теории
муниципального права определений для понимания его основных
характеристик более удобно пользоваться легальными определениями,
содержащимися в нормативно-правовых актах.
В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой
Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным
Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г.,
«под местным
самоуправлением понимается право и реальная способность органов
местного самоуправления регламентировать значительную часть
публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою
ответственность и в интересах местного населения».
Согласно ч. 2 той
же статьи Хартии, это право должно осуществляться советами или
собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного,
тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
Нужно при этом отметить, что ряд ученых аргументированно
доказывают, что русскоязычный перевод Европейской хартии местного
самоуправления не совсем точен и, соответственно, определение местного
самоуправления должно звучать по-иному. «Первоисточники Хартии —
аутентичные тексты на французском и английском языках. Исходя из
наименования Хартии, "местное самоуправление" является переводом
английского "localself-government" и французского "l'autonomielocale".
Слова в изложенном определении, переведенные на русский как "органы
местного самоуправления", во французской версии звучат как
"collectiviteslocales", а в английской — "localauthorities". Наряду с данным
переводом их можно перевести также словами "местные власти", "местное
начальство", "власть на локальной территории". Для большей четкости
перевода следует указать, что французский термин является
множественным числом выражения, возможными переводами которого на
русский являются "коллектив соседей", "общность местных жителей",
"община", а английское "authorities" — множественным числом слова,
которое можно перевести как "власть", "авторитет", "полномочие". Таким
образом, в данном случае речь идет не столько об учреждениях, сколько о
местном населении, объединенном в целях осуществления властных
полномочий для защиты интересов, обусловленных в основном фактором
проживания на определенной, обособленной каким-либо образом
(локальной) территории, т.е. о населении как субъекте власти. В связи с
чем представляется более приемлемым использовать в русской версии
Хартии в качестве перевода "localauthorities" и "collectiviteslocales" понятие
"местное сообщество"»
Несмотря на то, что отечественное законодательство не употребляет
словосочетание «местное сообщество», тем не менее, именно признак
принадлежности всей полноты власти на местах населению (местному
сообществу) стал ключевым при формировании законодательства
Российской Федерации о местном самоуправлении с 1993 г. по настоящее
время.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
восприняла положения Европейской хартии местного самоуправления
1985 г. И хотя она не содержит определение местного самоуправления, на
конституционном уровне закрепила право населения на местное
самоуправление и признала местное самоуправление одной из основ
конституционного строя (ст. 3, 12,18, 130 и др.).
На основе положений Европейской хартии 1985 г. и Конституции РФ
1993 г. в Федеральном законе «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.
(утратившим юридическую силу полностью 1 января 2009 г.) местное