ВУЗ: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова
Категория: Книга
Дисциплина: Медицина
Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 13380
Скачиваний: 38
Н
249
В структуре профессиональной патологии за 2007-2009 г. ведущие места занимают заболевания от воздействия промышленных аэрозолей (36%), физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем (34%), заболевания, вызванные воздействием физических факторов (13%), воздействием химических факторов (11,6%), воздействием производственных аллергенов (5%) и биологических факторов (0,4%). Болезни костно-мышечной системы, соединительной ткани и органов дыхания являются преобладающими в структуре профессиональной патологии.
Таблица № 64. Профессиональная заболеваемость по классам болезни Республики Казахстан за 2007-2009 г.
Класс болезни |
Профессиональная заболеваемость (абс. кол-во) |
На 10 000 человек работающего населения (на промпредприятиях и в сельском хозяйстве) |
||||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|
ВСЕГО, в том числе |
550 |
538 |
632 |
3,8 |
3,6 |
4,2 |
Инфекционные заболевания |
29 |
26 |
7 |
0,2 |
0,17 |
0,05 |
Болезни нервной системы |
69 |
29 |
25 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
Болезни уха и сосцевидного отростка |
54 |
65 |
53 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Болезни органов дыхания |
166 |
165 |
199 |
1,1 |
1,1 |
1,3 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани |
177 |
192 |
255 |
1,2 |
1,3 |
1,7 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки |
4 |
3 |
4 |
0,03 |
0,02 |
0,03 |
Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин |
51 |
58 |
89 |
0,3 |
0,38 |
0,6 |
Сложившееся в настоящее время подобное положение с охраной здоровья работающего населения и низким уровнем выявления первичной профессиональной заболеваемости обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства по охране труда и отсутствием четких граней регулирования отношений хозяйствующего субъекта – работодателя и работника с одной стороны, работника с органами социального обеспечения, социального страхования, органами здравоохранения – с другой.
Медицинскими аспектами причин неполного и позднего выявления профессиональных заболеваний являются следующие факторы:
-
ликвидация промышленной (цеховой) медицины, включающей медсанчасти, врачебные здравпункты, санатории-профилактории, учреждения общественного и диетического питания и др.;
-
низкое качество проводимых профосмотров, обусловленное недостаточной квалификацией специалистов медицинских организаций по профпатологии и слабость материально-технической базы, которая не позволяет осуществлять необходимый регламентированный комплекс обследований;
-
н
250
екачественная аттестация рабочих мест и недостаточно полное оформление санитарно-эпидемиологических характеристик условий труда; -
незаинтересованность работодателя в выявлении профессиональных заболеваний в связи с перспективами увеличения страховых выплат;
-
сознательное сокрытие работником общих заболеваний, а также сокрытие ранних признаков профессиональных заболеваний в связи с боязнью потери рабочего места;
-
отсутствие должного взаимодействия между Управлением здравоохранения, Департаментом Госсанэпиднадзора, Департаментом комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности в вопросах качественного проведения медосмотров и совершенствования организации профпатологической помощи работающему населению.
Вышеназванные причины зачастую приводят к тому, что профессиональные заболевания маскируются в структуре общей заболеваемости и, как следствие, данная категория больных не получает адекватного лечения. В результате отмечается утяжеление первично выявленной патологии, полисистемное поражение организма, растет инвалидизация. По данным Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК удельный вес больных с запущенными случаями профессиональных заболеваний за последние три года остается высоким (49% в 2007 г.; 45,1% – в 2008 г., 36,5% - 2009 г.). Выявленная профессиональная заболеваемость характеризуется высоким удельным весом сочетанных случаев с двумя и более диагнозами – до 19,5% в 2009 году (всего у 534 больных выявлено 629 случаев).
В Республике Казахстан принята обязательная система учета и регистрации профессиональных заболеваний, основанная на приказах МЗ РК № 705 от 12 ноября 2009 г. «Об установлении Правил расследования случаев инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений населения», № 706 от 12 ноября 2009 г. «О некоторых вопросах регистрации инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений». Однако регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости по данным Госсанэпиднадзора недостаточен. Для более эффективного оказания конкретной помощи профбольным необходимы сведения о накопленной профессиональной заболеваемости, численности работающих в контакте с конкретными профессиональными вредностями, а также численности работающих подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Важным представляется также наличие сведений не только по возрастно-половому и стажевому составу, но и отдельным нозологическим формам и степени утраты трудоспособности всего контингента больных и инвалидов с профессиональными заболеваниями, их исхода и течения.
Структура медико-социального обеспечения работающих в Республике, в настоящее время, представлена следующими учреждениями и службами:
-
Национальным центром гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК и его филиалами – Восточным, Западным и Южным;
-
Научно-исследовательским институтом охраны труда МТиСЗН РК;
-
Департаментами Госсанэпиднадзора и областными профпатологическими кабинетами;
-
Д
251
епартаментами по контролю и социальной защите; -
Территориальными медицинскими организациями общей лечебной сети и оставшейся резко сокращенной специальной сетью учреждений здравоохранения при промышленных предприятиях (медсанчасти, здравпункты);
-
Санаториями, пансионатами, санаториями-профилакториями;
-
Службами охраны труда и техники безопасности предприятий и организаций;
-
Органами врачебно-трудовой экспертизы;
-
Системой пенсионного обеспечения.
Указанная структура оказания профпатологической помощи работающему населению, как видно из вышеизложенного, не позволяет в полном объеме решать все проблемы и вопросы в области сохранения и укрепления здоровья работающих. Медицинские аспекты сохранения здоровья населения, занятого на производстве, должны осуществляться многопрофильной медицинской службой, способной не только оказывать непосредственную лечебную помощь в стационаре, но и выявлять и контролировать риск повреждения здоровья в условиях профессионального и непрофессионального воздействия неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды. В указанном аспекте представляется крайне важным внедрение новой системы управления охраной труда – системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников. Необходимость формирования указанной системы управления профессиональными рисками предполагает решение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных и экологических факторов на здоровье работающих контингентов.
В существующем виде профпатологическая служба, к сожалению, не полностью оправдала возложенные на нее надежды. Примером тому является тот факт, что показатели выявляемой профессиональной заболеваемости в стране на порядок ниже, чем в странах с высоким технологическим уровнем развития и полноценно функционирующей системой безопасности производства. Территориальные медицинские организации, проводящие предварительные и периодические медицинские осмотры, слабо обеспечивают необходимый объем профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных и экспертных мероприятий работающим. Первично выявляемые профессиональные заболевания, как правило, регистрируются на поздних стадиях развития, при резком снижении профессиональной и общей работоспособности и инвалидизации. Отсутствует регистр профессиональных заболеваний, который не позволяет иметь необходимую информацию о характере клинического течения профзаболеваний, эффективности принимаемых решений по диспансеризации работающих и реабилитационным мероприятиям.
П
252
Оставляет желать лучшего и система подготовки врачей-профпатологов, которые по окончании медицинских университетов и академий должны были бы иметь базовую подготовку по специальности «медико-профилактическое дело». Министерством образования и науки РК утверждена специальность «медицина труда (14.00.50)», по которой начата подготовка соответствующих научных кадров. Однако в стенах высших учебных заведений и последипломной подготовки врачей-профпатологов недостаточно учитывается необходимость получения интегрированных знаний в области охраны труда и накопленного международного опыта по решению комплексных межведомственных, отраслевых и частных вопросов охраны здоровья работающего населения.
Учитывая все вышеизложенное необходимо признать, что назрело время для создания усовершенствованной системы управления состоянием здоровья работающих, занятых на производстве. И такой системой является медицина труда, получившая широкое развитие в передовых странах мира. Формирование модели системы медицины труда в Казахстане должно включать в себя создание республиканского национального научного центра медицины труда, областных, городских и районных центров медицины труда, а также центров медицины труда на предприятиях крупного и среднего бизнеса.
Н
253
Функции областного, городского и районного центров медицины труда должны заключаться в оказании организационно-методической помощи и выполнении контрольных функций по вопросам организации медицинской и медико-социальной помощи работающим; проведении периодических профилактических осмотров и экспертизы профпригодности; оказании консультативной и стационарной специализированной профпатологической медицинской помощи и экспертизы связи заболевания с профессией; направлении пациентов на медико-социальную экспертизу; оказании медицинской и реабилитационной помощи больным и инвалидам по профессиональным заболеваниям. В функции данной сети центров медицины труда должны входить также координация совместной деятельности по охране здоровья работающих с учреждениями здравоохранения, Госсанэпиднадзора, органами социальной защиты и социального страхования, работодателями и иными заинтересованными организациями и лицами. В рамках указанных структур необходима также модернизация профпатологической службы с созданием областных профпатологических кабинетов, как на уровне областных медицинских организаций, так и крупных промышленных предприятий.
Только создание такой специализированной службы с организацией вертикальной интегрированной системы, а также формирование действенного правового и экономического механизма регулирования вопросов охраны здоровья работающего на производстве населения, с учетом интересов работодателя, работника и государства позволит сохранить и укрепить трудовой потенциал страны.
7.3. Профилактика профессиональных заболеваний
Профилактика профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний представляет собой систему мер медицинского и социального характера. Являясь единой интегрированной межведомственной системой, медико-социальная профилактика обеспечивает регулярность проведения медицинских осмотров и динамического наблюдения за состоянием здоровья каждого работающего человека, предусматривает мероприятия по улучшению условий окружающей среды, включая производственную и бытовую, физическое и психическое развитие личности, предупреждение и лечение заболеваний, формирование здорового образа жизни и повышение трудовой активности людей.
О
254