Файл: ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ ТРУДА книга.doc

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 13531

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Н

249

еобходимо отметить, что регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости в Республике не отражает реальной действительности и неадекватен существующим условиям труда на тех или иных производствах. Регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости в Казахстане значительно ниже показателей европейских стран и в 2009 году составил 4,2 на 10000 работающих. В то время как в Финляндии, где преимущественно высокотехнологичное производство, коэффициент частоты заболеваний составляет 25. В Казахстане, как известно, сосредоточена в основном сырьевая (добывающая) промышленность – наиболее вредная и опасная для здоровья.

В структуре профессиональной патологии за 2007-2009 г. ведущие места занимают заболевания от воздействия промышленных аэрозолей (36%), физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем (34%), заболевания, вызванные воздействием физических факторов (13%), воздействием химических факторов (11,6%), воздействием производственных аллергенов (5%) и биологических факторов (0,4%). Болезни костно-мышечной системы, соединительной ткани и органов дыхания являются преобладающими в структуре профессиональной патологии.


Таблица № 64. Профессиональная заболеваемость по классам болезни Республики Казахстан за 2007-2009 г.


Класс болезни

Профессиональная заболеваемость

(абс. кол-во)

На 10 000 человек работающего населения (на промпредприятиях и в сельском хозяйстве)

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

ВСЕГО, в том числе

550

538

632

3,8

3,6

4,2

Инфекционные заболевания

29

26

7

0,2

0,17

0,05

Болезни нервной системы

69

29

25

0,5

0,2

0,2

Болезни уха и сосцевидного отростка

54

65

53

0,4

0,4

0,4

Болезни органов дыхания

166

165

199

1,1

1,1

1,3

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

177

192

255

1,2

1,3

1,7

Болезни кожи и подкожной клетчатки

4

3

4

0,03

0,02

0,03

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

51

58

89

0,3

0,38

0,6


Сложившееся в настоящее время подобное положение с охраной здоровья работающего населения и низким уровнем выявления первичной профессиональной заболеваемости обусловлено, прежде всего, несовершенством законодательства по охране труда и отсутствием четких граней регулирования отношений хозяйствующего субъекта – работодателя и работника с одной стороны, работника с органами социального обеспечения, социального страхования, органами здравоохранения – с другой.


Медицинскими аспектами причин неполного и позднего выявления профессиональных заболеваний являются следующие факторы:

  • ликвидация промышленной (цеховой) медицины, включающей медсанчасти, врачебные здравпункты, санатории-профилактории, учреждения общественного и диетического питания и др.;

  • низкое качество проводимых профосмотров, обусловленное недостаточной квалификацией специалистов медицинских организаций по профпатологии и слабость материально-технической базы, которая не позволяет осуществлять необходимый регламентированный комплекс обследований;

  • н

    250

    екачественная аттестация рабочих мест и недостаточно полное оформление санитарно-эпидемиологических характеристик условий труда;

  • незаинтересованность работодателя в выявлении профессиональных заболеваний в связи с перспективами увеличения страховых выплат;

  • сознательное сокрытие работником общих заболеваний, а также сокрытие ранних признаков профессиональных заболеваний в связи с боязнью потери рабочего места;

  • отсутствие должного взаимодействия между Управлением здравоохранения, Департаментом Госсанэпиднадзора, Департаментом комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности в вопросах качественного проведения медосмотров и совершенствования организации профпатологической помощи работающему населению.

Вышеназванные причины зачастую приводят к тому, что профессиональные заболевания маскируются в структуре общей заболеваемости и, как следствие, данная категория больных не получает адекватного лечения. В результате отмечается утяжеление первично выявленной патологии, полисистемное поражение организма, растет инвалидизация. По данным Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК удельный вес больных с запущенными случаями профессиональных заболеваний за последние три года остается высоким (49% в 2007 г.; 45,1% – в 2008 г., 36,5% - 2009 г.). Выявленная профессиональная заболеваемость характеризуется высоким удельным весом сочетанных случаев с двумя и более диагнозами – до 19,5% в 2009 году (всего у 534 больных выявлено 629 случаев).

В Республике Казахстан принята обязательная система учета и регистрации профессиональных заболеваний, основанная на приказах МЗ РК № 705 от 12 ноября 2009 г. «Об установлении Правил расследования случаев инфекционных и паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений населения», № 706 от 12 ноября 2009 г. «О некоторых вопросах регистрации инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний и отравлений». Однако регистрируемый уровень профессиональной заболеваемости по данным Госсанэпиднадзора недостаточен. Для более эффективного оказания конкретной помощи профбольным необходимы сведения о накопленной профессиональной заболеваемости, численности работающих в контакте с конкретными профессиональными вредностями, а также численности работающих подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Важным представляется также наличие сведений не только по возрастно-половому и стажевому составу, но и отдельным нозологическим формам и степени утраты трудоспособности всего контингента больных и инвалидов с профессиональными заболеваниями, их исхода и течения.


Структура медико-социального обеспечения работающих в Республике, в настоящее время, представлена следующими учреждениями и службами:

  • Национальным центром гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК и его филиалами – Восточным, Западным и Южным;

  • Научно-исследовательским институтом охраны труда МТиСЗН РК;

  • Департаментами Госсанэпиднадзора и областными профпатологическими кабинетами;

  • Д

    251

    епартаментами по контролю и социальной защите;

  • Территориальными медицинскими организациями общей лечебной сети и оставшейся резко сокращенной специальной сетью учреждений здравоохранения при промышленных предприятиях (медсанчасти, здравпункты);

  • Санаториями, пансионатами, санаториями-профилакториями;

  • Службами охраны труда и техники безопасности предприятий и организаций;

  • Органами врачебно-трудовой экспертизы;

  • Системой пенсионного обеспечения.

Указанная структура оказания профпатологической помощи работающему населению, как видно из вышеизложенного, не позволяет в полном объеме решать все проблемы и вопросы в области сохранения и укрепления здоровья работающих. Медицинские аспекты сохранения здоровья населения, занятого на производстве, должны осуществляться многопрофильной медицинской службой, способной не только оказывать непосредственную лечебную помощь в стационаре, но и выявлять и контролировать риск повреждения здоровья в условиях профессионального и непрофессионального воздействия неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды. В указанном аспекте представляется крайне важным внедрение новой системы управления охраной труда – системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников. Необходимость формирования указанной системы управления профессиональными рисками предполагает решение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных и экологических факторов на здоровье работающих контингентов.

В существующем виде профпатологическая служба, к сожалению, не полностью оправдала возложенные на нее надежды. Примером тому является тот факт, что показатели выявляемой профессиональной заболеваемости в стране на порядок ниже, чем в странах с высоким технологическим уровнем развития и полноценно функционирующей системой безопасности производства. Территориальные медицинские организации, проводящие предварительные и периодические медицинские осмотры, слабо обеспечивают необходимый объем профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных и экспертных мероприятий работающим. Первично выявляемые профессиональные заболевания, как правило, регистрируются на поздних стадиях развития, при резком снижении профессиональной и общей работоспособности и инвалидизации. Отсутствует регистр профессиональных заболеваний, который не позволяет иметь необходимую информацию о характере клинического течения профзаболеваний, эффективности принимаемых решений по диспансеризации работающих и реабилитационным мероприятиям.


П

252

роводимое в стране реформирование различных отраслей экономики, в том числе здравоохранения и системы организации трудового процесса, требует не только снижения затратности и повышения экономической эффективности, но и необходимости гармонизации действующего законодательства с требованиями и подходами МОТ, адаптации ее к практике развитых стран с учетом отечественного опыта. Произошедшие существенные изменения в системе социальной защиты и медико-социального страхования рабочих, занятых на производстве, не интегрированы в государственную службу медико-социальной экспертизы, для которой характерно совершенствование системы использования финансовых отчислений предприятий и организаций на социальное страхование по факту возмещения ущерба пострадавшим на производстве и создание регистра страховых случаев по профзаболеваниям.

Оставляет желать лучшего и система подготовки врачей-профпатологов, которые по окончании медицинских университетов и академий должны были бы иметь базовую подготовку по специальности «медико-профилактическое дело». Министерством образования и науки РК утверждена специальность «медицина труда (14.00.50)», по которой начата подготовка соответствующих научных кадров. Однако в стенах высших учебных заведений и последипломной подготовки врачей-профпатологов недостаточно учитывается необходимость получения интегрированных знаний в области охраны труда и накопленного международного опыта по решению комплексных межведомственных, отраслевых и частных вопросов охраны здоровья работающего населения.

Учитывая все вышеизложенное необходимо признать, что назрело время для создания усовершенствованной системы управления состоянием здоровья работающих, занятых на производстве. И такой системой является медицина труда, получившая широкое развитие в передовых странах мира. Формирование модели системы медицины труда в Казахстане должно включать в себя создание республиканского национального научного центра медицины труда, областных, городских и районных центров медицины труда, а также центров медицины труда на предприятиях крупного и среднего бизнеса.

Н

253

а наш взгляд, основной задачей республиканского национального научного центра медицины труда должно быть координация и интеграция научной, нормотворческой, научно-практической, организационно-экономической, образовательно-информационной деятельности в стране по проблемам охраны здоровья работающего населения, оказание высокоспециализированной и специализированной медицинской помощи больным с профессиональными заболеваниями, охрана труда и реабилитация инвалидов, а также международная деятельность по данным направлениям. Тем более, что по определению ВОЗ, специалисты по медицине труда – это лица, аккредитованные соответствующим образом для работы в любой профессии, связанной с медициной труда или предоставляющие услуги по медицине труда по соответствующим регламентам. Специалисты по медицине труда включают всех, кто по их профессии выполняет задачи охраны и медицины труда, обеспечивает услуги медицины труда или занятых практикой медицины труда. Это могут быть врачи по медицине труда, медсестры, инспекторы по охране и медицине труда, гигиенисты труда, психологи труда и специалисты, занимающиеся эргономикой, предупреждением несчастных случаев и улучшением производственной среды, а также исследованиями по охране и медицине труда.


Функции областного, городского и районного центров медицины труда должны заключаться в оказании организационно-методической помощи и выполнении контрольных функций по вопросам организации медицинской и медико-социальной помощи работающим; проведении периодических профилактических осмотров и экспертизы профпригодности; оказании консультативной и стационарной специализированной профпатологической медицинской помощи и экспертизы связи заболевания с профессией; направлении пациентов на медико-социальную экспертизу; оказании медицинской и реабилитационной помощи больным и инвалидам по профессиональным заболеваниям. В функции данной сети центров медицины труда должны входить также координация совместной деятельности по охране здоровья работающих с учреждениями здравоохранения, Госсанэпиднадзора, органами социальной защиты и социального страхования, работодателями и иными заинтересованными организациями и лицами. В рамках указанных структур необходима также модернизация профпатологической службы с созданием областных профпатологических кабинетов, как на уровне областных медицинских организаций, так и крупных промышленных предприятий.

Только создание такой специализированной службы с организацией вертикальной интегрированной системы, а также формирование действенного правового и экономического механизма регулирования вопросов охраны здоровья работающего на производстве населения, с учетом интересов работодателя, работника и государства позволит сохранить и укрепить трудовой потенциал страны.



7.3. Профилактика профессиональных заболеваний


Профилактика профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний представляет собой систему мер медицинского и социального характера. Являясь единой интегрированной межведомственной системой, медико-социальная профилактика обеспечивает регулярность проведения медицинских осмотров и динамического наблюдения за состоянием здоровья каждого работающего человека, предусматривает мероприятия по улучшению условий окружающей среды, включая производственную и бытовую, физическое и психическое развитие личности, предупреждение и лечение заболеваний, формирование здорового образа жизни и повышение трудовой активности людей.

О

254

днако развитие и прогрессирование многих профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний зависят от воздействия чрезвычайно широкого круга факторов окружающей, производственной и социальной среды, неблагоприятное влияние которых на организм, в свою очередь, определяется особенностями их комбинированного, комплексного и сочетанного воздействия. В связи с этим, меры по их профилактике должны включать не только индивидуальный, групповой и популяционный уровень, но государственный и региональный уровни, а также включать конкретное место работы.