Файл: Анализ программного обеспечения отраслевой направленности в образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. экономика, наука и техника;

  2. военная промышленность и вооружение;

  3. внешняя и внутренняя политика;

  4. сведения в области разведывательной и контрразведывательной деятельности.

Если говорить о конфиденциальной информации, полный ее перечень изложен в Указе Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Документ относит к ним следующие виды информации:

Персональные данные гражданина.

Сведения, которые составляют тайну следствия и судопроизводства.

Служебные данные.

Информация о сущности изобретения (полезная модель, экспериментальная установка, промышленный образец).

Профессиональная тайна.

Важно понимать, что информацию с ограниченным доступом следует хранить особым образом, исключая риск ее попадания к третьим лицам, поскольку это может привести к утечке секретных данных, а также причинить ущерб или вред государству, личности или коммерческой фирме. По этой причине охране информации от хищения, искажения и незаконного распространения уделяют повышенное внимание, используя для этого специальные системы контроля, ограничивающие доступ.

Способы охраны информации в корпоративных системах

Все организации, начиная с самых маленьких фирм и заканчивая большими государственными корпорациями, нуждаются в особо тщательной охране внутренней информации. Это обусловливается высоким уровнем недобросовестной конкуренции и промышленным шпионажем, когда похищенные сведения в виде чертежей, проектов, инновационных разработок и финансовых данных приводят к экономическим убыткам. В связи с этим особую актуальность приобретают меры, направленные на защиту информации от несанкционированного копирования.

Существуют разные способы и методы защиты конфиденциальной информации, к которой также относят различные виды тайн (судебная, медицинская, банковская, нотариальная). Выделяют три главных группы мер по защите информации, каждую из которых следует рассмотреть подробнее.

Организационно-юридические меры

Ограничения доступа к конфиденциальной информации на предприятии начинается с разработки руководящим составом ряда нормативно-правовых актов, направленных на упорядочивание имеющейся документации. С этой целью выделяются разные категории сотрудников с доступом к важной информации в зависимости от должности и должностных обязанностей. К документам, регламентирующим обращение с критичными данными, относятся приказы, распоряжения, методические указания, регламенты и всевозможные инструкции, направленные на упорядочивание бизнес-процессов с целью повышения эффективности и выхода на максимальную доходность.


Главным правовым документом, который регламентирует соблюдение коммерческой тайны, является Федеральный закон № 98 «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 года, контроль за выполнением которого возлагается на ФСТЭК и ФСБ. Если говорить об охране персональных данных, то она регламентируется Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Контроль за выполнением возлагается на Роскомнадзор.

Нужно понимать, что у любой фирмы имеется информация, которая может представлять интерес для третьих лиц, поэтому руководителю важно принимать все меры, исключающие риск ее передачи. Необходимость точного регламентирования всей информации обусловливается еще и тем, что рядовые сотрудники могут передать сведения о фирме другому участнику информационного обмена неумышленно. Отсутствие на предприятии утвержденного перечня информации, относящейся к категории служебной или государственной тайны, делает невозможным привлечение сотрудника, передавшего информацию третьему лицу, к дисциплинарной ответственности.

Инженерно-технические меры

Учитывая повсеместное использование электронных носителей данных, для охраны конфиденциальной информации требуются технические средства, ограничивающие ее копирование, передачу и искажение.

Выделяют четыре группы защитных мер:

1. Предотвращение несанкционированного доступа. Является эффективным средством от попадания данных в чужие руки, поскольку не допускает посторонних к их обработке. Комплекс мер по защите включает межсетевое экранирование, систему контроля управления доступом (логин и пароль), учет и регистрацию входов (журналирование), антивирусную защиту и использование средств обнаружения вторжений.

2. Инженерно-технические ограничения. Немало злоумышленников осуществляют кражу важной информации путем несанкционированного вторжения на территорию компании. С целью недопущения таких инцидентов на предприятиях устанавливаются специальные инженерно-технические сооружения: турникеты, сигнализации, системы видеонаблюдения и кодовые замки. К данным средствам также относят противопожарные комплексы, способные не только оповестить о задымлении, но и потушить очаг возгорания, обеспечив сохранность серверной и рабочих мест.

3. Защита от утечек информации по техническим каналам. Главная задача – не допустить передачи сведений при помощи электромагнитных считывателей информации доступа. С этой целью на предприятии применяются шторы-жалюзи, виброакустические глушилки, специальные фильтры для защиты от побочных электромагнитных наводок и излучений. С каждым годом актуальность использования подобных решений увеличивается, что обусловливается ценовой доступностью техсредств для потенциальных шпионов.



4. Криптографические средства. Необходимы для охраны информации во время ее передачи по электронным каналам связи. Учитывая широкое распространение электронного документооборота, криптографические средства имеют важное значение. С целью дополнительной защиты информации от искажения, а также подтверждения ее авторства используется электронная подпись. Механизм криптографической защиты применяется для обеспечения конфиденциальности информации, хранимой в базе, и реализуется путем построения VPN-сетей (Virtual Private Network).

Чтобы защитить конфиденциальную информацию, важно своевременно модернизировать имеющиеся инженерно-технические комплексы на предприятии, поскольку только таким образом можно снизить риски хищения данных до минимума.

Морально-этические меры

Практика подтверждает, что в большинстве случаев утечки случаются по вине людей, работающих на предприятия. Именно поэтому с каждым годом все больше компаний при приеме на работу новых людей подписывают с ними договор о неразглашении конфиденциальных данных. Согласно данным исследования аналитического центра «СёрчИнформ», в 2018 году такие договоры практикует 81% российских компаний. В большинстве случаев распространение данных не связано с умышленными действиями и объясняется беспечностью или необдуманными поступками сотрудников предприятия. По этой причине важно правильно подбирать персонал на ответственные должности, а также периодически проводить обучение сотрудников ИБ-правилам.

Морально-этические меры по защите информации напрямую связаны с кадровой безопасностью, для чего на предприятии должны быть заведены журналы инструктажей, разработаны соответствующие должностные инструкции, включающие в себя порядок ознакомления с информацией, составляющей коммерческую тайну. При увольнении сотрудников также следует принимать соответствующие меры безопасности, изымая удостоверения и пропуски, аннулируя пароли доступа, а также беря подписку о неразглашении данных.

Служба безопасности (внутреннего контроля) предприятия должна отслеживать сотрудников с целью выявления тех, кто опаздывает на работу, уходит раньше положенного времени, проводит много часов за играми или в социальных сетях (в рабочее время), что свидетельствует о низком уровне ответственности таких «специалистов». С целью активного мониторинга и выявления всех факторов риска во многих компаниях используются специальные программы, позволяющие выявлять тех сотрудников, поведение которых отклоняется от нормы.

3.2. Охрана труда
Выделяются 7 условий для того, чтобы деятельность на рабочем месте, оснащенном дисплеем, осуществлялась без жалоб и без усталости.

Правильная установка рабочего стола:

1. при фиксированной высоте - лучшая высота - 72 см;

2. должен обеспечиваться необходимый простор для рук по высоте, ширине и глубине;

. в области сиденья не должно быть ящиков стола.

Правильная установка рабочего стула:

1. высота должна регулироваться;

2. конструкция должна быть вращающейся;

. правильная высота сиденья: площадь сиденья на 3 см ниже, чем подколенная впадина.

Правильная установка приборов: необходимо так установить яркость знаков и яркость фона дисплея, чтобы не существовало слишком большого различия по сравнению с яркостью окружающей обстановки, но чтобы знаки четко узнавались на расстоянии чтения. Не допускать:

1. слишком большую яркость (вызывает мерцание);

2. слишком слабую яркость (сильная нагрузка на глаза);

. слишком черную фоновую яркость дисплея (сильная нагрузка на глаза).

Правильное выполнение работ:

1. положение туловища прямое, ненапряженное;

2. положение головы прямое, свободное, удобное;

. положение рук: согнуты чуть больше, чем под прямым углом;

. положение ног: согнуты чуть больше, чем под прямым углом;

. правильное расстояние для зрения, клавиатура и дисплей - примерно на одинаковом расстоянии для зрения: при постоянных работах - около 50 см, при случайных работах - до 70 см.

Правильное освещение:

1. освещение по возможности со стороны, слева;

2. по возможности - равномерное освещение всего рабочего пространства;

. приборы по возможности устанавливать в местах, удаленных от окон;

. выбирать непрямое освещение помещения или укрывать корпуса светильников;

. поступающий через окна свет смягчать с помощью штор;

. так организовать рабочее место, чтобы направление взгляда шло по возможности параллельно фронту окон.

Правильное применение вспомогательных средств: подлокотники использовать, если клавиатура выше 1.5 см; подставку для документов и опору для ног.

Правильный метод работы:

1. предусматривать по возможности перемену задач и нагрузок;

. соблюдать перерывы в работе: 5 минут через 1 час работы на дисплее или 10 минут после 2-х часов работы на дисплее.

В создании благоприятных условий для повышения производительности и уменьшения напряжения значительную роль играют факторы, характеризующие состояние окружающей среды: микроклимат помещения, уровень шума и освещение.


Рекомендуемая величина относительной влажности - 65-70%. Рабочее место должно хорошо вентилироваться. В настоящее время с точки зрения шумовой нагрузки достигнут значительный прогресс. Уровень шума в зале (примерно 40 дб) не превышает уровень шума в КБ, независимо от количества используемой аппаратуры. По последним исследованиям - работа за видеотерминалом не представляет опасности с точки зрения рентгеновского излучения.

Высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760 мм. Высота рабочей поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть 650 мм.

Большое значение придается характеристикам рабочего кресла. Так, рекомендуется высота сиденья над уровнем пола должна быть в пределах 420-550 мм. Поверхность сиденья рекомендуется делать мягкой, передний край закругленным, а угол наклона спинки рабочего кресла - регулируемым.

Необходимо предусматривать при проектировании возможность различного размещения документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п. Кроме того, в случаях, когда видеотерминал имеет низкое качество изображения, например заметны мелькания, расстояние от глаз до экрана делают больше (около 700 мм), чем расстояние от глаза до документа (300-450 мм). Вообще при высоком качестве изображения на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.

Положение экрана определяется:

1. расстоянием считывания (0.60 + 0.10 м);

2. углом считывания, направлением взгляда на 20 см ниже горизонтали к центру экрана, причем экран перпендикулярен этому направлению.

Должна предусматриваться возможность регулирования экрана:

1. по высоте + 3 см;

2. по наклону от 10 до 20 относительно вертикали;

. в левом и правом направлениях.

Зрительный комфорт подчиняется двум основным требованиям:

1. четкости на экране, клавиатуре и в документах;

2. освещенности и равномерности яркости между окружающими условиями и различными участками рабочего места.

Большое значение также придается правильной рабочей позе пользователя. При неудобной рабочей позе могут появиться боли в мышцах, суставах и сухожилиях. Требования к рабочей позе пользователя видеотерминала следующие: шея не должна быть наклонена более чем на 20 (между осью "голова-шея" и осью туловища), плечи должны быть расслаблены, локти - находиться под углом 80 - 100, а предплечья и кисти рук - в горизонтальном положении.