Файл: Rudakova_Praktikum_RYaKR_2013_GOTOVO_56_s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 2915

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

-  появление  новых  слов,  связанных  с  различными  сферами  жизни 

общества: политикой (

госструктура, авторитаризм

); экономикой (

бизнес-

центр,  бартер

);  медициной  (

иглорефлексотерапия,  хоспис

);  религией 

(

иеговизм,  кармический

);  наукой,  техникой  (

клон,  килобайт

);  бытом 

(

йогурт, кейс

) и т.д.; 

- деидеологизация лексики (переориентировка слов из характеризующих 

социальные  явления  капиталистического  строя  в  наименование  явлений 
российской действительности последних десятилетий); 

-  либерализация  языка  проявляется  в  использовании  в  публичной  речи 

ненормированных средств языка.  

 

ЗАДАНИЯ 

 

Задание  1

.  Охарактеризуйте  русский  язык  с  точки  зрения 

генеалогической классификации (языковая семья, группа, подгруппа). 

 

Задание  2

.  Определите,  какой  язык  ближе  к  русскому  языку  в 

соответствии  с  отнесенностью  к  языковой  семье,  группе  и  подгруппе, 
подчерните. Устно объясните свой выбор. 

Польский  –  итальянский;  болгарский  –  молдавский;  чешский  – 

украинский;  китайский  –  шведский;  армянский  –  азербайджанский; 
венгерский – английский; испанский – финский. 

 

Задание  3.

  Подберите  к  словам  старославянского  происхождения 

исконно русские слова с тем же корнем. 

Прах; враг; власть; бредить; гражданин; ладья; един; горящий; Млечный 

(путь); освещение; прохладный; равный; агнец. 

 
Задание 4.

 Подберите к исконно русским словам старославянизмы с тем 

же корнем. 

Голова;  надѐжа;  ворота;  дерево;  чужой;  шелом;  колючий;  короткий; 

здоровье; середина; полонить; лодка; одѐжа. 

 

Задание  5

.  Для  характеристики  языка  (лексики)  советского  периода 

приведите примеры 1) советизмов; 2) слов, ушедших в пассив; 3) переиме-
нований; 4) аббревиатур.  

 
Задание 6

. Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав правильный 

ответ. 

1. 

Древнерусский язык – это… 

а)  восточнославянский  язык;  б)  южнославянский  язык;  в)  западносла-

вянский язык. 

2.

 Создание славянской азбуки связано с именем (именами) … 

а) Ярослава Мудрого; б) Кирилла и Мефодия; в) князя Владимира. 
3.

 Старославянский язык – это … 


background image

 

а) язык древнерусской народности; б) древний письменный язык славян;   

в) язык-предок всех славянских языков. 

4. 

Время распространения письменности на Руси – …

 

а) 863 год; б) 988 год; в) 1720 год.  
5.

  Формирование  современного  русского  литературного  языка 

происходило… 

а) в V-XIV веках; б) в XVII-XVIII веках; в) в XIX веке. 
6.

  Основоположником  современного  русского  литературного  языка 

является … 

а) М. Горький; б) М.В. Ломоносов; в) А.С. Пушкин. 
7. 

В истории развития русского языка традиционно выделяют … 

а) два периода; б) три периода; в) четыре периода. 
8. 

Славянская азбука называется…

 

а) латиницей; б) кириллицей; в) глаголицей. 
9. 

На славянских языках говорят …

 

а)  болгары,  украинцы,  латыши;  б)  поляки,  белорусы,  молдаване;             

в) македонцы, чехи, хорваты. 

10. 

Для лексики советского периода характерны следующие слова… 

а)  губернатор,  большевик,  КГБ,  гимназия,  Ленинград,  колхозник;           

б) уезд, красногвардеец, домком, благочестие, бригада; в) пионер, РСДРП, 
комиссар, ударник, милиционер. 

11. 

Активные процессы в  лексико-фразеологической системе современ-

ного русского языка… 

  

а)  идеологизация,  перераспределение  лексики  активного  и  пассивного 

состава,  переименование,  стилистическая  дифференциация;  б)  деидеоло-
гизация,  перераспределение  лексики,  жаргонизация,  либерализация 
языковой нормы; в) деидеологизация, переосмысление слова, ужесточение 
речевой нормы, стилистическая дифференциация, жаргонизация. 

12. 

Наибольшие языковые изменения произошли … 

а) в научном стиле речи; б) в публицистическом стиле речи; в) в  разго-

ворной речи.  

13. 

Язык, который не входит в состав индоевропейской семьи, – … 

а) английский язык; б) литовский язык; в) французский язык; г) финский 

язык. 

 

Задание 7.

 Запомните правильное произнесение следующих слов. 

Сл

и

вовый  (сл

и

ва),  гр

ý

шевый  (гр

у

ша);  валов

ó

й,  грунтов

ó

й,  кладов

á

я; 

нам

é

рение, обесп

é

чение (обесп

é

чить). 

 

Задание 8

. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

 

 

Возр…ждение,  д…лина,  уд…ляться,  насл…ждаться,  сокр…щение, 

обн…жѐнный,  уд…виться,  оч…рование,  ут…мительный,  укр…щение, 
ум…лять  значение,  деревенский  ст…рожил,  пок…рать  злоумышленника, 
скр…пя  сердце,  заг…релый,  з…рница,  оз…рѐнный,  покл…ниться, 
покл…нение,  тв…рить,  утв…рь,  изл…гать,  предл…жение,  выр…стить, 


background image

 

выр…сший,  зар…сли,  соск…чить,  обск…кать,  заск…чу  (на  минуту), 
заск…чу  (от  радости),  переск…чу  (канаву),  переск…чу  (соперника), 
уб…рать,  зап…реть,  прит…реться,  бл…снуть,  выж…гать,  к…сательная, 
пром…кательная  бумага,  непром…каемый  плащ,  вым…кать  сметану, 
пром…кнуть  губы,  ср…внять  счѐт,  выр…вненная  площадка,  ср…внение, 
пл…вец, выпл…ву. 

 

Задание  9

.  Вставьте  пропущенные  знаки  препинания,  объясните  свой 

выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки. 

Разноцветные  заросли  образованные  одиночными  и  колониальными 

кораловыми  полипами  хорошо  видны  сквозь  прозрачные  воды  теплых 
тропических морей в тихий солнечный день. 

Оказавшийся  в  домашнем  театре  Шереметьевых  французкий  посол 

писал  что  когда  он  увидел  балет  то  был  потрясен  талантом  крепостных 
людей.  С  одной  стороны  талантливые  крепостные  графа  Шереметьева 
были  признаными  артистами  музыкантами  художниками  а  с  другой 
бесправными  и  несвободными  людьми  живущими  в  определенной 
зависимости. 

 
 

ТЕМА 2. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ  

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА 

 

Справочные материалы 

Современный русский язык охватывает все сферы речевой деятельности 

людей,  независимо  от  образования,  воспитания,  профессии,  места 
жительства. Национальный русский язык существует в нескольких формах 
(разновидностях).  Выделяют литературную форму (литературный язык) и 
нелитературные формы (территориально ограниченные формы, социально 
ограниченные формы и просторечие). 

Нелитературные  формы  существуют  только  в  устной  форме, 

обслуживают обиходно-бытовое общение.  

Территориально 

ограниченные 

формы

 

существуют 

в 

виде 

территориальных  диалектов  –  форма  существования  языка,  характерная 
для жителей определенного региона (

кочет, ихний, грядушка, мастерка

). 

К 

социально  ограниченным  формам

  существования  языка  относят 

социальные диалекты и социальные жаргоны. 

Социальный  диалект

  –  особенности  речи  определенных  социальных 

групп.  К  социальным  диалектам  могут  быть  отнесены  профессиональные 
диалекты  (особенности  речи  представителей  определенных  профессий; 
возникают из необходимости назвать предметы труда и операции с ними, в 
основном  они  состоят  из  специальных  терминов),  гендерлекты 
(особенности    речи  мужчин  и  женщин  в  пределах  одного  национального 
языка). 


background image

 

Социальный жаргон

 – это совокупность сниженных, экспрессивных (т.е. 

отличающихся  яркостью,  выразительностью,  необычностью)  языковых 
единиц,  характерных  для  устной  непринужденной  речи  определенной 
социальной  группы  (

наличка,  препод,  чайник

).  Сленг  –  общенародный 

жаргон (

тусовка, тачка

). 

Просторечие

 – форма языка, характеризующая речь малообразованных 

горожан,  не  владеющих  нормами  литературного  языка  (

ехай,  афѐра, 

грушовый, с повидлой, большой мозоль

).                                           

Высшей 

формой 

национального 

русского 

языка 

является 

литературный 

язык

 

– 

строго 

нормированная 

форма 

языка, 

существующая  в  устной  и письменной  форме,  закрепленная  в  словарях  и 
справочниках. Литературный язык обслуживает все сферы общественной и 
культурной жизни нации. 

 

ЗАДАНИЯ 

 

Задание  10

.  Соедините  левую  и  правую  части  таблицы.  Установите 

соответствия между терминами и определениями. 

Таблица 1 

1. 

Просторечие 

А.

 

Разновидность 

языка, 

свойственная  

определенной 

социальной 

группе 

людей, 

объединенных 

общими 

интересами, 

родом 

деятельности, профессией 

2. 

Национальный 

язык 

Б.

 Речь малообразованных горожан, не владеющих 

нормами литературного языка  

3. 

Литературный 

язык 

В.

  Форма  языка,  характерная  для  жителей 

определенного  региона,  существующая  только  в 
устной  форме  и  обслуживающая  обиходно-бытовое 
общение людей  

4. 

Территориаль-

ный диалект 

Г.

  Высшая  форма  существования  национального 

языка; 

строго 

нормированная 

форма 

языка, 

существующая  в  устной  и  письменной  форме, 
закрепленная  в  словарях  и  справочниках  и 
обслуживающая 

все 

сферы 

общественной 

и 

культурной жизни нации 

5. 

Социальный 

диалект 

Д.

 

Сложная 

разноаспектная 

система, 

обеспечивающая  коммуникацию  во  всех  сферах 
жизни  человека  независимо  от  его  образования, 
воспитания, места жительства, профессии 

______________________________________________________________ 

 
Задание  11

.  Укажите,  какой  из  форм  национального  русского  языка 

соответствуют приведенные ниже признаки:  

1) обязательность для всех образованных людей; 2) распространенность 

на  определѐнной  территории;  3)  наличие  системы  функциональных 


background image

 

10 

стилей;  4)  закреплѐнность  за  определѐнными  группами  людей;  5)  норми-
рóванность  (закреплѐнность  в  словарях);  6)  отнесѐнность  к  речи 
малообразованных  людей;  7)  традиционность  и  устойчивость;  8)  быстрая 
изменяемость; 9) образцовая форма языка; 10) самая древняя форма языка; 
11) наличие устной и письменной форм существования. 

 

Задание  12

.  Определите,  в  чѐм  отличие  таких  понятий,  как 

жаргон, 

сленг,  арго

.  Приведите  примеры  каждого  явления.  Объясните  значение 

жаргонных слов и выражений, «переведя» их на литературный язык. 

Наличка (бизн.); чувак (мол.); клава (комп.); бомбить (таксист.); стрелка 

(крим.); хвост (студ.); крыша (крим.); двушка (риэлтор.); тормозить (мол.); 
лох  (угол.,  мол.);  облом  (мол.);  чайник  (комп.);  оттягиваться  (мол.); 
стипуха  (студ.);  лабать  (муз.);  тусовка  (угол.,  мол.);  фишка  (мол.);  халява 
(угол.,  мол.);  глюк  (комп.);  гражданка  (солдат.);  навороты  (мол.);  препод 
(студ.). 

 
Задание  13.

  Прочитайте  газетные  заголовки,  в  которых  используется 

сниженная лексика (просторечия, жаргон, сленг). 

1.  Кидалы  из  муниципалитета  (_).  2.  Передел  с  беспределом  (_).                          

3.  Виртуальный  кирдык  Америке  (_).  4.  Чисто  конкретный  сериал  (_).        
5.  Лох  –  это  судьба  (_).  6.  Бзики  политиков  (_).  7.  Мордовороты  от  шоу-
бизнеса (_).  

Как называется процесс огрубления языка, стилистического снижения 

лексики?

 ________________________________________________________ 

 
Задание 14

. Приведите 10-15 слов из какого-либо жаргона (укажите, из 

какого), объясните их значения:  

 

Задание  15.

  Замените  диалектные  слова  на  литературный  вариант 

(слово, словосочетание, описательный оборот).  

Кочет, утирка, грядушка, колидор, транвай, какáва, знаютЪ, у сестре, чѐ, 

пинджак, кыляется кофта, ихний, текѐт, кура. 

 

Задание  16.

  Замените  просторечные  слова  на  литературный  вариант 

(слово, словосочетание, описательный оборот).  

Свеклá,  красивше,  уплóчено,  юристконсульт,  мукулатура,  тубаретка, 

друшлаг,  скурпулѐзный,  подчерк,  рубель,  битончик,  журавель,  теперича, 
спечь,  манатки,  шибко,  пузо,  тутошний,  зубодер,  облапошить, 
расфуфыриться,  укокошить,  барахло,  небось,  убивец,  смотаться, 
притащиться,  башка,  дермантин,  экскалатор,  дивиденты,  комфорка, 
приедь, 1 кг печеньев, правый туфель, ляжь, протвень, ложит. 

 

Задание  17

.  Проверьте  себя.  Закончите  предложения,  выбрав 

правильный ответ. 

1. 

Язык – это …