Файл: Rudakova_Praktikum_RYaKR_2013_GOTOVO_56_s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 3040

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11 

а) система правил; б) система знаков; в) система моделей. 
2. 

Основные функции языка – …

             

а) 

эмоционально-экспрессивная, 

эстетическая, 

коммуникативная;            

б)  когнитивная,  коммуникативная,  фатическая;  в)  когнитивная, 
коммуникативная, эмоционально-экспрессивная. 

3. 

Литературный русский язык – это … 

а)  язык  художественной  литературы;  б)  строго  нормированная  форма 

языка; в) книжный вариант русского языка. 

4. 

В широком понимании термин «современный русский литературный 

язык» подразумевает … 

а)  язык  от  Ломоносова  до  наших  дней;  б)  язык  от  Пушкина  до  наших 

дней; в) язык от Толстого до наших дней. 

5. 

Гендерлект – это особенности речи … 

а) отдельного человека; б) целой группы людей; в) мужчин и женщин в 

пределах одного национального языка. 

6. 

Основная  сфера  функционирования  территориально  ограниченной 

формы – … 

а) научная сфера; б) обиходно-бытовое общение; в) СМИ. 
7. 

Корпоративный жаргон – это … 

а)  особенности  экспрессивно  сниженной  речи  временных  объединений 

людей;  б)  особенности  речи  людей,  относящихся  к  одной  фирме;                
в) профессиональный язык. 

8. 

Профессиональный диалект – это … 

а)  профессиональный  жаргон;  б)  территориально  ограниченная  форма 

языка; в) профессиональные термины. 

9. 

В  предложении  «Пора  обувь  на  машине  поменять»  слово  «обувь» 

относится … 

а)  к  местному  диалекту;  б)  к  профессиональному  диалекту;  в)  к 

профессиональному жаргону. 

10. 

Произнесение слов «звóнит», «сливóвый», «катáлог» является …

 

а) нормативным, литературным; б) жаргонным; в) просторечным. 
11. 

К ненормативным формам языка не относится…

 

а)  территориально  ограниченная  форма;  б)  литературный  язык;               

в) социально ограниченные формы. 

12. 

Сленг в современном русском языке – это …

 

а)  молодежный  жаргон;  б)  уголовный  жаргон;  в)  общенациональный 

жаргон. 

 
Задание 18.

 Запомните правильное произнесение следующих слов. 

Звон

и

ть

  –  звон

и

шь,  звон

и

т,  звон

и

м,  звон

и

т,  звон

я

т,  позвон

и

шь, 

созвон

и

мся, перезвон

и

т, перезвон

и

шь.  

Повтор

и

ть

  –  повтор

и

шь,  повтор

и

т,  повтор

и

м,  повтор

и

те,  повтор

я

т; 

повтор

ѐ

нный.  

Вруч

и

ть

  –  вруч

и

шь,  вруч

и

т,  вруч

и

м,  вруч

и

те,  вруч

а

т,  поруч

и

шь, 

поруч

а

т, поруч

и

м: вруч

ѐ

нный, вруч

ѐ

н.  


background image

 

12 

Включ

и

ть

  –  включ

и

шь,  включ

и

т,  включ

и

м,  включ

и

те,  включ

а

т, 

подключ

и

мся, заключ

и

шь, отключ

и

т; включ

ѐ

нный, включ

ѐ

н.  

Углуб

и

ть 

–  углуб

и

шь,  углуб

и

т,  углуб

и

м,  углуб

и

те,  углуб

я

т, 

углубл

ѐ

нный; углубл

ѐ

нно.  

Облегч

и

ть 

– облегч

и

шь, облегч

и

т, облегч

и

м, облегч

а

т; облегч

ѐ

нный. 

 

Задание 19

. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. 

 

Пр…творить  в  жизнь  –  пр…творить  дверь,  пр…подать  урок  – 

пр…падать  –  к  земле,  пр…бывать  в  заблуждении  –  пр…бывать  поездом, 
пр…ступить  к  исполнению  –  пр…ступить  закон,  пр…емник  идей  – 
радиопр…ѐмник,  пр…ходящие  ценности  –  пр…ходящий  работник, 
пр…терпеть  изменения  –  пр…терпеться  к  трудностям;  пр…мировать, 
пр…учить,  пр…стиж,  пр…беречь,  пр…думать,  пр…мадонна,  пр…зидент, 
пр…мудрость, пр…мат, пр…налечь, пр…зент, пр…одолеть, пр…вилегия, 
пр…поднять,  пр…парат,  пр…следовать,  пр…ломить,  пр…митивный, 
пр…амбула,  пр…валировать,  пр…зидиум,  пр…смиреть,  пр…совокупить, 
пр…общение, пр…оритетный, пр…охочивать, непр…менный.

 

 

Задание  20

.  Вставьте  пропущенные  знаки  препинания,  объясните  свой 

выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки. 

Случается  что  отдельные  киты  или  целые  стаи  дельфинов 

выбрасываются  на  берег  и  погибают  и  происходит  это  в  одних  и  тех  же 
местах.  Долгое  время  ученые  не  могли  объяснить  такое  явление  но 
впоследствие  было  выяснено  что  киты  и  дельфины  посылают  звуковые 
волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий кит или 
дельфин  плывет  посылает  звуковые  сигналы  улавливает  их  отражения  и 
обходит препятствие. В случае когда дно повышается к берегу постепенно 
по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые 
волны посылаемые животным ударяясь о пологое дно не возвращаються к 
нему а уходят в воздух и неполучая «эха» киты и дельфины плывут вперед 
и оказываются на мели. 

 
 

ТЕМА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ  

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 

 

Справочные материалы 

Стилистика 

–  раздел  языкознания,  в  котором  исследуются  закономер-

ности использования средств языка в процессе коммуникации.  

Функциональные  стили

  –  это  исторически  сложившиеся  разновид-

ности  литературного  языка,  обслуживающие  коммуникацию  в  различных 
сферах  общественной  деятельности  и  наиболее  адекватно  выражающие 
характерные для  этой  сферы смыслы. Каждый  стиль имеет  свою  систему 
языковых средств и единую норму их употребления. 


background image

 

13 

С  50-х  годов  ХХ  в.  выделяется  пять  функциональных  стилей  русского 

литературного  языка:  научный,  официально-деловой,  публицистический 
(язык  СМИ),  разговорный  и  художественный  (художественно-беллетрис-
тический). С 90-х годов к традиционно выделяемым пяти функциональным 
стилям добавляется церковно-религиозный стиль.  

Тексты  научного  стиля

  обслуживают  сферу  научной  деятельности. 

Типовое  содержание  –  научная  информация.  Цель  коммуникации  – 
изложение  и  передача  научного  знания  (сообщение);  доказывание 
(обоснование).  Подстили  научного  стиля  –  научно-популярный,  научно-
учебный,  собственно  научный,  технический.  Общие  стилевые  черты 
текстов  научного  стиля:  обобщенно-отвлеченный  характер,  точность, 
объективность, подчеркнутая логичность изложения, неличный характер. 

Научный  стиль  реализуется  в  письменной  форме,  но  также  и  в  устном 

общении (дискуссии по научным проблемам, доклады, лекции и т.д.). 

В научных текстах выделяются первичные, которые представляют собой 

оригинальные  сочинения  исследовательского  характера  (монография, 
статья),  и  вторичные,  которые  создаются  на  основе  исходного  текста-
первоисточника (конспект, тезисы, реферат,  аннотация, рецензия,  отзыв). 

Тексты  официально-делового  стиля

  обслуживают  сферу  права, 

управления,  коммерции,  внутри-  и  межгосударственных  отношений. 
Содержание деятельности, которая соотносится с такой формой сознания, 
как  право,  –  выработка  законов,  решений,  обеспечение  их  выполнения, 
регулирование  отношений  внутри  государства,  а  также  между 
государствами.  Цели  и  задачи  официально-деловых  текстов  –  выражение 
предписаний государства, властных структур, лиц, констатация состояния 
кого-либо, чего-либо (общение). Осуществляется в основном в письменной 
форме.  Общие  стилевые  черты  официально-деловых  текстов:  точность, 
исключающая  инотолкования;  стандартизованность  в  оформлении,  в 
использовании  языковых  средств;  предписывающе-долженствующий, 
императивный характер изложения; неличный характер. 

В  рамках  официально-делового  стиля  выделяют  следующие  подстили: 

законодательный (обеспечивает координацию деятельности людей в сфере 
создания  нормативных  актов);  юрисдикционный  (действует  в  сфере 
применения  законов  в  практике  правоохранительных  органов); 
административный  (собственно  административный  и  административно-
коммерческий) – в сфере управления; дипломатический. 

Тексты  публицистического  стиля

  обслуживают  сферу  массовой 

информации  и  пропаганды.  Цель  и  задачи  коммуникации  –  повышение 
уровня  массового  общественного  сознания  (сообщение  и  воздействие). 
Условия  создания  текстов  –  оперативность.  Публицистический  стиль 
осуществляется  в  письменной  и  устной  форме.  Общие  стилевые  черты  – 
документализм (журналист говорит о конкретных фактах); обобщенность, 
абстрагированность  (факты  подвергаются  анализу,  осмыслению  в 
контексте  времени,  жизни  страны  или  мира  в  целом);  экспрессивность 


background image

 

14 

(эмоциональность  и  субъективная  оценочность);  доступность  и  ясность 
изложения, логичность, последовательность повествования. 

Подстили  публицистического  стиля:  язык  СМИ,  политический, 

рекламный. Основные жанры публицистического стиля: информационные 
(хроника,  информационная  заметка,  интервью,  репортаж);  аналитические 
(статья,  корреспонденция,  рецензия);  художественно-публицистические 
(очерк, фельетон, памфлет, эссе). 

Тексты  художественно-беллетристического  стиля

  связаны  со 

сферой эстетической деятельности, которая соотносится с искусством как 
формой  общественного  сознания.  Цель  –  эстетическое  воздействие  на 
читателя.  Главные  стилевые  черты  художественных  текстов  – 
художественно-образная 

конкретизация 

(достигается 

посредством 

детализации,  выдвижения,  акцентирования  каких-нибудь  моментов 
повествования; динамики); эмоциональность, экспрессивность.  

Церковно-религиозный  стиль

  –  это  функциональная  разновидность 

литературного  языка,  обслуживающая  сферу  церковно-религиозной 
общественной  деятельности,  соотносящейся  с  религиозной  формой 
общественного  сознания.  Цели  и  задачи  –  просвещение  аудитории, 
предложение вариантов решения общественных проблем в соответствии с 
положениями  вероучения.  Общие  стилевые  черты:  экспрессивность, 
приподнятость, отсутствие категоричности, архаичность.  

Разговорный стиль

 обслуживает сферу бытового общения; соотносится 

с обыденным сознанием. Осуществляется в устной форме (устный диалог), 
а  также  находит  отражение  в  бытовых  письмах,  в  том  числе  и  через 
Интернет;  его  особенности  воспроизводятся  в  диалогах  художественных 
произведений. Коммуникативные цели и задачи – передача информации о 
внешнем  мире,  о  личных  переживаниях,  а  также  воздействие  на 
собеседника.  Неофициальность  общения,  его  личный  характер, 
спонтанность  речи,  тесная  связь  речевого  события  с  ситуацией 
обусловливает  следующие  черты  разговорного  стиля:  чувственно-
конкретный 

характер 

речи; 

непосредственность, 

фамильярность; 

эмоциональная  насыщенность;  оценочность;  экспрессивность;  логическая 
непоследовательность;  роль  невербальных  средств  общения  (интонация, 
жесты, мимика, поза). Речевые жанры – монолог, диалог, полилог.  

 

ЗАДАНИЯ 

 

Задание  21

.  Определите  стилевую  принадлежность  текстов.  Какие 

характерные  признаки  того  или  иного  стиля  можно  в  них  обнаружить? 
Аргументируйте свой ответ. 

1

.  Снег  –  это  твердые  атмосферные  осадки,  состоящие  из  ледяных 

кристаллов  разной  формы  –  снежинок.  Последние  представляют  собой 
шестиугольные  пластинки  и  шестилучевые  звездочки.  Снег  выпадает  из 
облака при температуре воздуха ниже 0º С. 

2

. Густейший снег шел 14 декабря 1918 года и застилал  Город.  


background image

 

15 

А  в  верстах  в  восьми  от  предместья  Города,  на  севере,  в  сторожке, 

заваленной  наглухо  белым  снегом,  сидел  штабс-капитан.  На  столике 
лежала краюха хлеба. В печке догорал огонек.  

Кругом  капитана,  верст  на  пять,  не  было  ничего,  кроме  тьмы,    густой 

метели и сугробов. 

Еще  час  просидел  штабс-капитан,  а  потом  вышел  в  снежную  тьму. 

Очень  сильно  мело,  крутило  и  вертело,  и  капитан  тыкался  в  холодном 
визге  метели,  как  слепой…  Так,  утопая  в  снегу,  он  дошел  до  шоссе, 
ведущего в Город… 

3

.  По  сведениям  Гидрометцентра  в  Москве  ожидается  снегопад  и  ме-

тель. Возможны заносы на дорогах. Температура воздуха минус 18-20º С. 

 

Задание  22.

  Определите  стилевую  принадлежность  слов  и  сочетаний, 

распределите  слова  и  сочетания  по  четырем  группам  (научный, 
официально-деловой, публицистический, разговорный). 

Нижеследующий, каюк, военщина, газировка, формулировать, сгущенка, 

дифференциальный,  температура  кипения,  вояж,  иметь  место,  подвергать 
анализу,  драндулет,  вверенный,  стать  на  вахту,  шаром  покати,  блажь, 
привлечь к ответственности, в истекшем году, вывести формулу, зачетка, 
припарадились,  чаяния,  таковой,  дисперсия,  изотермический,  маловат, 
самоотверженный,  вышеназванный,  шумиха,  завалить  (экзамен),  оказать 
содействие, закатить выговор, в случае неявки, постоянная величина. 

 

Задание  23.

  Напишите  тексты  различной  стилевой  принадлежности  на 

тему:  «Спорт»,  «Мода»,  «Театр»,  «Смысл  жизни»,  «Образование», 
«Информатика», «Личность человека» и др.  

 

► 

Выделяют

 

типы речи

.

 

Описание

  –  тип  речи,  который  служит  для  выражения  качественной 

определенности 

предмета 

путем 

перечисления 

его 

признаков, 

сосуществующих  в  одно  и  то  же  время.  Отвечает  на  вопрос:  «Предмет  – 
какой?» 

Повествование

  –  тип  речи,  предназначенный  для  изображения 

последовательного  ряда  событий  или  перехода  предмета  из  одного 
состояния  в  другое.  Мир  в  повествовании  предстает  изменяющимся  во 
времени. Отвечает на вопрос: «Что произошло?» 

Рассуждение

 

–  тип  речи,  в  котором  ставится  цель  убедить  читателя  в 

существовании  причинно-следственных  отношений  между  явлениями, 
аргументировать высказанную мысль. Отвечает на вопрос: «Почему?» 

 

Задание 24.

  Прочитайте  тексты.  Определите  стиль  и  тип  речи  каждого 

текста.  

1.

  В  сухой  листве  под  оградой  из  фуксий  жили  паучки  совершенно 

иного  рода  –  маленькие  злые  охотники,  ловкие  и  свирепые,  как  тигры.  
Заметив  присевшую  погреться  муху,  паук  замер,  потом  медленно-