ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 3040
Скачиваний: 76
11
а) система правил; б) система знаков; в) система моделей.
2.
Основные функции языка – …
а)
эмоционально-экспрессивная,
эстетическая,
коммуникативная;
б) когнитивная, коммуникативная, фатическая; в) когнитивная,
коммуникативная, эмоционально-экспрессивная.
3.
Литературный русский язык – это …
а) язык художественной литературы; б) строго нормированная форма
языка; в) книжный вариант русского языка.
4.
В широком понимании термин «современный русский литературный
язык» подразумевает …
а) язык от Ломоносова до наших дней; б) язык от Пушкина до наших
дней; в) язык от Толстого до наших дней.
5.
Гендерлект – это особенности речи …
а) отдельного человека; б) целой группы людей; в) мужчин и женщин в
пределах одного национального языка.
6.
Основная сфера функционирования территориально ограниченной
формы – …
а) научная сфера; б) обиходно-бытовое общение; в) СМИ.
7.
Корпоративный жаргон – это …
а) особенности экспрессивно сниженной речи временных объединений
людей; б) особенности речи людей, относящихся к одной фирме;
в) профессиональный язык.
8.
Профессиональный диалект – это …
а) профессиональный жаргон; б) территориально ограниченная форма
языка; в) профессиональные термины.
9.
В предложении «Пора обувь на машине поменять» слово «обувь»
относится …
а) к местному диалекту; б) к профессиональному диалекту; в) к
профессиональному жаргону.
10.
Произнесение слов «звóнит», «сливóвый», «катáлог» является …
а) нормативным, литературным; б) жаргонным; в) просторечным.
11.
К ненормативным формам языка не относится…
а) территориально ограниченная форма; б) литературный язык;
в) социально ограниченные формы.
12.
Сленг в современном русском языке – это …
а) молодежный жаргон; б) уголовный жаргон; в) общенациональный
жаргон.
Задание 18.
Запомните правильное произнесение следующих слов.
Звон
и
ть
– звон
и
шь, звон
и
т, звон
и
м, звон
и
т, звон
я
т, позвон
и
шь,
созвон
и
мся, перезвон
и
т, перезвон
и
шь.
Повтор
и
ть
– повтор
и
шь, повтор
и
т, повтор
и
м, повтор
и
те, повтор
я
т;
повтор
ѐ
нный.
Вруч
и
ть
– вруч
и
шь, вруч
и
т, вруч
и
м, вруч
и
те, вруч
а
т, поруч
и
шь,
поруч
а
т, поруч
и
м: вруч
ѐ
нный, вруч
ѐ
н.
12
Включ
и
ть
– включ
и
шь, включ
и
т, включ
и
м, включ
и
те, включ
а
т,
подключ
и
мся, заключ
и
шь, отключ
и
т; включ
ѐ
нный, включ
ѐ
н.
Углуб
и
ть
– углуб
и
шь, углуб
и
т, углуб
и
м, углуб
и
те, углуб
я
т,
углубл
ѐ
нный; углубл
ѐ
нно.
Облегч
и
ть
– облегч
и
шь, облегч
и
т, облегч
и
м, облегч
а
т; облегч
ѐ
нный.
Задание 19
. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Пр…творить в жизнь – пр…творить дверь, пр…подать урок –
пр…падать – к земле, пр…бывать в заблуждении – пр…бывать поездом,
пр…ступить к исполнению – пр…ступить закон, пр…емник идей –
радиопр…ѐмник, пр…ходящие ценности – пр…ходящий работник,
пр…терпеть изменения – пр…терпеться к трудностям; пр…мировать,
пр…учить, пр…стиж, пр…беречь, пр…думать, пр…мадонна, пр…зидент,
пр…мудрость, пр…мат, пр…налечь, пр…зент, пр…одолеть, пр…вилегия,
пр…поднять, пр…парат, пр…следовать, пр…ломить, пр…митивный,
пр…амбула, пр…валировать, пр…зидиум, пр…смиреть, пр…совокупить,
пр…общение, пр…оритетный, пр…охочивать, непр…менный.
Задание 20
. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой
выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.
Случается что отдельные киты или целые стаи дельфинов
выбрасываются на берег и погибают и происходит это в одних и тех же
местах. Долгое время ученые не могли объяснить такое явление но
впоследствие было выяснено что киты и дельфины посылают звуковые
волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий кит или
дельфин плывет посылает звуковые сигналы улавливает их отражения и
обходит препятствие. В случае когда дно повышается к берегу постепенно
по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые
волны посылаемые животным ударяясь о пологое дно не возвращаються к
нему а уходят в воздух и неполучая «эха» киты и дельфины плывут вперед
и оказываются на мели.
ТЕМА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Справочные материалы
Стилистика
– раздел языкознания, в котором исследуются закономер-
ности использования средств языка в процессе коммуникации.
Функциональные стили
– это исторически сложившиеся разновид-
ности литературного языка, обслуживающие коммуникацию в различных
сферах общественной деятельности и наиболее адекватно выражающие
характерные для этой сферы смыслы. Каждый стиль имеет свою систему
языковых средств и единую норму их употребления.
13
С 50-х годов ХХ в. выделяется пять функциональных стилей русского
литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический
(язык СМИ), разговорный и художественный (художественно-беллетрис-
тический). С 90-х годов к традиционно выделяемым пяти функциональным
стилям добавляется церковно-религиозный стиль.
Тексты научного стиля
обслуживают сферу научной деятельности.
Типовое содержание – научная информация. Цель коммуникации –
изложение и передача научного знания (сообщение); доказывание
(обоснование). Подстили научного стиля – научно-популярный, научно-
учебный, собственно научный, технический. Общие стилевые черты
текстов научного стиля: обобщенно-отвлеченный характер, точность,
объективность, подчеркнутая логичность изложения, неличный характер.
Научный стиль реализуется в письменной форме, но также и в устном
общении (дискуссии по научным проблемам, доклады, лекции и т.д.).
В научных текстах выделяются первичные, которые представляют собой
оригинальные сочинения исследовательского характера (монография,
статья), и вторичные, которые создаются на основе исходного текста-
первоисточника (конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, отзыв).
Тексты официально-делового стиля
обслуживают сферу права,
управления, коммерции, внутри- и межгосударственных отношений.
Содержание деятельности, которая соотносится с такой формой сознания,
как право, – выработка законов, решений, обеспечение их выполнения,
регулирование отношений внутри государства, а также между
государствами. Цели и задачи официально-деловых текстов – выражение
предписаний государства, властных структур, лиц, констатация состояния
кого-либо, чего-либо (общение). Осуществляется в основном в письменной
форме. Общие стилевые черты официально-деловых текстов: точность,
исключающая инотолкования; стандартизованность в оформлении, в
использовании языковых средств; предписывающе-долженствующий,
императивный характер изложения; неличный характер.
В рамках официально-делового стиля выделяют следующие подстили:
законодательный (обеспечивает координацию деятельности людей в сфере
создания нормативных актов); юрисдикционный (действует в сфере
применения законов в практике правоохранительных органов);
административный (собственно административный и административно-
коммерческий) – в сфере управления; дипломатический.
Тексты публицистического стиля
обслуживают сферу массовой
информации и пропаганды. Цель и задачи коммуникации – повышение
уровня массового общественного сознания (сообщение и воздействие).
Условия создания текстов – оперативность. Публицистический стиль
осуществляется в письменной и устной форме. Общие стилевые черты –
документализм (журналист говорит о конкретных фактах); обобщенность,
абстрагированность (факты подвергаются анализу, осмыслению в
контексте времени, жизни страны или мира в целом); экспрессивность
14
(эмоциональность и субъективная оценочность); доступность и ясность
изложения, логичность, последовательность повествования.
Подстили публицистического стиля: язык СМИ, политический,
рекламный. Основные жанры публицистического стиля: информационные
(хроника, информационная заметка, интервью, репортаж); аналитические
(статья, корреспонденция, рецензия); художественно-публицистические
(очерк, фельетон, памфлет, эссе).
Тексты художественно-беллетристического стиля
связаны со
сферой эстетической деятельности, которая соотносится с искусством как
формой общественного сознания. Цель – эстетическое воздействие на
читателя. Главные стилевые черты художественных текстов –
художественно-образная
конкретизация
(достигается
посредством
детализации, выдвижения, акцентирования каких-нибудь моментов
повествования; динамики); эмоциональность, экспрессивность.
Церковно-религиозный стиль
– это функциональная разновидность
литературного языка, обслуживающая сферу церковно-религиозной
общественной деятельности, соотносящейся с религиозной формой
общественного сознания. Цели и задачи – просвещение аудитории,
предложение вариантов решения общественных проблем в соответствии с
положениями вероучения. Общие стилевые черты: экспрессивность,
приподнятость, отсутствие категоричности, архаичность.
Разговорный стиль
обслуживает сферу бытового общения; соотносится
с обыденным сознанием. Осуществляется в устной форме (устный диалог),
а также находит отражение в бытовых письмах, в том числе и через
Интернет; его особенности воспроизводятся в диалогах художественных
произведений. Коммуникативные цели и задачи – передача информации о
внешнем мире, о личных переживаниях, а также воздействие на
собеседника. Неофициальность общения, его личный характер,
спонтанность речи, тесная связь речевого события с ситуацией
обусловливает следующие черты разговорного стиля: чувственно-
конкретный
характер
речи;
непосредственность,
фамильярность;
эмоциональная насыщенность; оценочность; экспрессивность; логическая
непоследовательность; роль невербальных средств общения (интонация,
жесты, мимика, поза). Речевые жанры – монолог, диалог, полилог.
ЗАДАНИЯ
Задание 21
. Определите стилевую принадлежность текстов. Какие
характерные признаки того или иного стиля можно в них обнаружить?
Аргументируйте свой ответ.
1
. Снег – это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных
кристаллов разной формы – снежинок. Последние представляют собой
шестиугольные пластинки и шестилучевые звездочки. Снег выпадает из
облака при температуре воздуха ниже 0º С.
2
. Густейший снег шел 14 декабря 1918 года и застилал Город.
15
А в верстах в восьми от предместья Города, на севере, в сторожке,
заваленной наглухо белым снегом, сидел штабс-капитан. На столике
лежала краюха хлеба. В печке догорал огонек.
Кругом капитана, верст на пять, не было ничего, кроме тьмы, густой
метели и сугробов.
Еще час просидел штабс-капитан, а потом вышел в снежную тьму.
Очень сильно мело, крутило и вертело, и капитан тыкался в холодном
визге метели, как слепой… Так, утопая в снегу, он дошел до шоссе,
ведущего в Город…
3
. По сведениям Гидрометцентра в Москве ожидается снегопад и ме-
тель. Возможны заносы на дорогах. Температура воздуха минус 18-20º С.
Задание 22.
Определите стилевую принадлежность слов и сочетаний,
распределите слова и сочетания по четырем группам (научный,
официально-деловой, публицистический, разговорный).
Нижеследующий, каюк, военщина, газировка, формулировать, сгущенка,
дифференциальный, температура кипения, вояж, иметь место, подвергать
анализу, драндулет, вверенный, стать на вахту, шаром покати, блажь,
привлечь к ответственности, в истекшем году, вывести формулу, зачетка,
припарадились, чаяния, таковой, дисперсия, изотермический, маловат,
самоотверженный, вышеназванный, шумиха, завалить (экзамен), оказать
содействие, закатить выговор, в случае неявки, постоянная величина.
Задание 23.
Напишите тексты различной стилевой принадлежности на
тему: «Спорт», «Мода», «Театр», «Смысл жизни», «Образование»,
«Информатика», «Личность человека» и др.
►
Выделяют
типы речи
.
Описание
– тип речи, который служит для выражения качественной
определенности
предмета
путем
перечисления
его
признаков,
сосуществующих в одно и то же время. Отвечает на вопрос: «Предмет –
какой?»
Повествование
– тип речи, предназначенный для изображения
последовательного ряда событий или перехода предмета из одного
состояния в другое. Мир в повествовании предстает изменяющимся во
времени. Отвечает на вопрос: «Что произошло?»
Рассуждение
– тип речи, в котором ставится цель убедить читателя в
существовании причинно-следственных отношений между явлениями,
аргументировать высказанную мысль. Отвечает на вопрос: «Почему?»
Задание 24.
Прочитайте тексты. Определите стиль и тип речи каждого
текста.
1.
В сухой листве под оградой из фуксий жили паучки совершенно
иного рода – маленькие злые охотники, ловкие и свирепые, как тигры.
Заметив присевшую погреться муху, паук замер, потом медленно-