Файл: Rudakova_Praktikum_RYaKR_2013_GOTOVO_56_s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 3049

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16 

медленно,  прямо-таки  не  превышая  скорости  роста  былинки,  начал 
переставлять  ноги,  незаметно  пододвигаясь  все  ближе  и  ближе  и 
прикрепляя по пути к поверхности листьев свою спасительную шелковую 
нить.  И  вот,  оказавшись  совсем  близко,  охотник  остановился,  слегка 
пошевелил  ногами, отыскивая  опору  понадежней,  затем  бросился  вперед, 
прямо на задремавшую муху, и заключил ее в свои волосатые объятья. 

2.

  Паук  –  членистоногое  животное  с  ядовитыми  железами,  плетущее 

паутину для ловли насекомых и убивающее их. Пауки живут везде  – они 
освоили  все  природные  зоны  Земли.  Их  отличительная  особенность  – 
способность долго обходиться без пищи (до нескольких недель). Питаться 
пауки  могут  только  жидкой  пищей.  Для  ловли  жертвы  они  используют 
специальное  приспособление  –  паутину.  На  конце  брюшка  паука 
располагаются  паутинные  бородавки.  Выходящее  через  них  вещество, 
застывая  на  воздухе,  превращается  в  нити  необыкновенной  прочности. 
Поймав  в  паутинные  сети  добычу,  паук  прокусывает  кожу  жертвы  и 
впрыскивает внутрь добычи пищеварительный сок, а затем высасывает ее, 
оставляя пустую оболочку.  

3.

  Многие  люди  боятся  пауков,  считают  их  вредителями.  Конечно,  с 

одной  стороны,  неприятно  жить  рядом  с  пауком  (противный  очень!),  а  с 
другой  –  не  было  бы  пауков,  нас  бы  заели  мухи  (вот  они-то  уж  еще 
противнее – вечно жужжат, везде ползают, а осенью еще и кусаются!). Нет, 
паук все-таки хорошее животное. 

 

Задание  25.

  Напишите  тексты  на  одну  и  ту  же  тему:  текст-описание, 

текст-повествование, текст-рассуждение. 

 

Задание 26.

 Запомните правильное произнесение следующих слов. 

Газопров

ó

д,  мусоропров

ó

д,  водопров

ó

д;  катал

ó

г,  некрол

ó

г,  диал

ó

г; 

цыг

á

н, стол

я

р, танц

ó

вщица. 

 

Задание 27

. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. 

 

Пуст…шь,  пуска…шь,  обессил…шь  в  пути,  обессил…шь  кого-либо, 

удерж…т,  отгон…т,  выздорове…те,  прикле…шь,  меч…тся,  выраст…шь 
(кого-либо),  выраст…шь  (сам),  бре…т,  кол…т,  колыш…щийся, 
клокоч…щий,  грохоч…щий,  плач…щий,  мерещ…щийся,  жал…щий, 
брезж…щий, 

муч…мый, 

кле…мый, 

навеш...(н/нн)ая 

дверь, 

навеш…(н/нн)ые 

портреты, 

обвеш…(н/нн)ый 

автоматами, 

обвеш…(н/нн)ый  покупатель,  мер…(н/нн)ое  платье,  пристрел…(н/нн)ое 
оружие, 

пристрел…(н/нн)ый 

хищник, 

выкач…(н/нн)ая 

коляска, 

накач…(н/нн)ые  мускулы,  скач…(н/нн)ая  информация,  замеш…(н/нн)ое 
тесто,  смеш…..(н/нн)ый  лес,  леч…щий  врач,  подерж…(н/нн)ый, 
замасл…(н/нн)ый,  испис…(н/нн)ый,  разжѐв…(н/нн)ый,  назва(н/нн)ый 
брат, 

посаж…(н/нн)ый 

отец, 

корч…ва(н/нн)ый, 

печ...(н/нн)ый, 

толч...(н/нн)ый,  кош…(н/нн)ый  крестьянами  луг,  свежеморож...(н/нн)ая 
рыба, стир…(н/нн)ый, нестир…(н/нн)ый, пут…(н/нн)ый, запут…(н/нн)ый. 


background image

 

17 

 
Задание  28

.  Вставьте  пропущенные  знаки  препинания,  объясните  свой 

выбор. Найдите пять орфографических ошибок. 

Наполеон  очень  любил  читать  что  было  довольно  необычно  для 

военного.  В  каждой  резеденции  у  него  имелась  библиотека  составленная 
из  одних  и  тех  же  книг  и  поэтому  император  мог  продолжить  чтение 
любой книги переехав с места на место. Он пристрастился к чтению еще в 
детстве  в  военном  училищи  отношения  со  сверсниками  у  него  не 
слажились  и  книги  позволяли  забыть  об  одиночестве  и  житейских 
непреятностях.  

 
►  Единство  литературного  языка  объясняется  существованием 

стилистически нейтральной (межстилевой) лексики. Она употребляется во 
всех  стилях  и  разновидностях  языка  и  включает  в  себя  приблизительно 
85% всех слов литературного языка. Однако, кроме межстилевой лексики, 
в  литературный  язык  входит  и  стилистически  окрашенная  лексика, 
ограниченная по своему  употреблению, присущая тому или иному стилю 
языка. 

Выделение в литературном языке книжных и разговорных функциональ-

ных стилей подразумевает деление стилистически окрашенной лексики на 
книжную и разговорную.  

Книжная  лексика

  обслуживает  политическую,  законодательную, 

научную  сферы  общения;  строится  по  нормам  литературного  языка,  их 
нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически 
связаны  между  собой;  среди  слов  используются  отвлеченная  лексика, 
научная  терминология,  официально-деловая  лексика;  преобладание 
сложных и распространенных предложений.  

Разговорная  лексика

  используется  в  обиходно-бытовой  речи,  на 

полуофициальных  заседаниях,  совещаниях,  юбилеях,  при  доверительных 
беседах,  в  семейной  обстановке;  характерно  менее  строгое  соблюдение 
норм  литературного  языка;  преобладает  общеупотребительная  лексика; 
предпочтение отдается простым предложениям, избегаются причастные и 
деепричастные обороты. 

 

Задание  29

.  Распределите  слова  на  нейтральные,  книжные  и  разговор-

ные. 

Окно;  шлифовка;  коллизия;  доходяга;  утро;  контекст;  восемь; 

конфигурация;  поезд;  второклашка;  нетленный;  зеленый;  баловень; 
пилить;  передавать;  парадокс;  стружка;  дерзновенный;  летучка;  деклара-
ция;  путь;  товарооборот;  соль;  картошка;  десница;  дождь;  интеграл; 
калякать; лошадь; стезя; уместно; современный; юлить; пригожий; позарез; 
ложе;  диагностировать;  отлынивать;  доверие;  симпатяга;  сроду;  учиться; 
корпеть; книжка. 

 


background image

 

18 

Задание  30

.  Распределите  фразеологические  обороты  на  нейтральные, 

книжные и разговорные. Объясните значения данных фразеосочетаний. 

Держи карман шире; между Сциллой и Харибдой; типун на язык; иметь 

место;  железная  дорога;  губа  не  дура;  марионеточное  правительство; 
валять  дурака;  море  по  колено;  головной  убор;  дать  стрекача;  сизифов 
труд;  шевелить  мозгами;  командировочное  удостоверение;  ума  не 
приложить; ничтоже сумняшеся; попасть впросак; прямой угол; попасться 
на  удочку;  остаться  с  носом;  умыть  руки;  ходить  на  задних  лапках; 
единовременное  пособие;  тертый  калач;  избиение  младенцев;  уши  вянут; 
ахиллесова пята. 

 

Задание  31

.  Сформулируйте  значения  данных  слов.  Определите  их 

стилевую принадлежность. 

Кукла,  телега,  челнок,  сеть,  рука,  мышь,  парить,  тащиться,  сечь,  мыло, 

колеса, тачка, фишка, точка, базар, толкнуть, гореть, косить, горбатиться, 
кипеть, кинуть, западать, отмывать, въезжать, конкретный, вешалка. 

 
Задание  32

.  В  предложениях  найдите  стилистически  неуместное 

употребление слова. Замените его на более подходящее по контексту. 

1.  Самое  трудное  –  установить  диагноз,  определить  характер  хвори.       

2.  Над  получением  этих  результатов  ученый  корпел  несколько  лет.  3.  На 
грядущей неделе надо бы заплатить за кредит. 4. Доколе мы будем терпеть 
ваше  хамство?  5.  На  зеленых  насаждениях  появились  зеленые  листочки.    
6.  Монастыри  в  средние  века  были  не  только  носителя  знаний,  но  и 
рассадниками  книг  и  любви  к  философии.  7.  Пастух  зовет  своих 
соратников  выгонять  буренок  на  луг.  8.  Не  люблю,  когда  в  букете 
превалирует  красный  цвет.  9.  Нас  встретил  седой  величественный 
старичок.  10.  Из  очей  малыша  потекли  слезы.  11.  Князь  оседлал  боевую 
лошадь и отправился в путь. 12. Эта книжка посвящена вопросам развития 
новых государственных отношений.  

 

Задание 33.

 Сделайте сокращенную запись следующих словосочетаний. 

Санкт-Петербург,  Волгоградская  область,  почтовый  ящик  №25, 

хозяйство,  город  Пермь,  озеро  Байкал,  кандидат  психологических  наук, 
заместитель декана, ХХ-ХХI века, господин Иванов, поселок Масловка, то 
есть,  заведующий  кафедрой,  Бутурлиновский  район,  исполняющий 
обязанности  главного  бухгалтера,  генеральный  директор,  смотри  на 
странице  754,  и  так  далее,  тому  подобное,  и  другие,  акционерное 
общество,  специальный  заказ,  десять  экземпляров,  улица  Никитинская, 
Московский проспект, десять миллионов рублей, 1980-1990 годы, научно-
исследовательский институт, налог на добавленную стоимость, расчетный 
счет,  высшее  учебное  заведение,  Воронежский  государственный 
университет. 

 

  


background image

 

19 

Задание  34.

 

По  данным  определениям  назовите  документы, 

используемые в официально-деловой сфере общения. 

1.  Описание  жизни  какого-либо  лица,  составленное  им  самим.                 

2.  Документ,  дающий  право  кому-либо  действовать  от  лица,  которое  его 
написало.  3.  Документ,  который  содержит  просьбу  о  чем-либо.  4.  Доку-
мент,  подтверждающий  получение  чего-либо.  5.  Документ  о  выполнении 
какого-либо задания. 

 

Задание  35.

  Укажите,  какие  документы  требуется  написать  в 

следующих ситуациях: 

1) вам необходимо досрочно сдать экзамены; 2) вы нарушили распоря-

жение  декана;  3)  вы  хотите  перевестись  на  другой  факультет;  4)  вам 
необходимо, чтобы вашу стипендию получил староста; 5) вы собираетесь 
пройти  собеседование  и  получить  работу  в  фирме;  6)  вы  должны 
устроиться  на  работу  и  в  отделе  кадров  вас  попросили  изложить  полную 
информацию о себе; 7) вам необходимо сообщить некоторую информацию 
администрации. 

 
Задание 36.

 Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. 

  

Доверенность 

Я,  Петрова  Т.Н.,  доверяю  моему  мужу  получить  зарплату  за  декабрь 

месяц. В связи с тем, что я нездорова и нахожусь в больнице. 

Т.Н. Петрова 

 

Задание 37.

 Напишите заявления с просьбой: а) перевести вас на другой 

факультет;  б)  разрешить  вам  академический  отпуск;  в)  принять  вас  на 
работу; г) о переводе на вечернее отделение. 

 

Задание  38. 

Напишите  автобиографию,  объяснительную  записку, 

докладную записку, доверенность, расписку, телеграмму. 

 
► 

Резюме

 – это документ, содержащий краткие сведения о кандидате на 

какую-либо  вакансию. 

Структура  резюме

:  личные  данные  (ФИО,  дата 

рождения,  прописка  и  место  проживания),  цель  написания  резюме, 
контактный телефон, e-mail, образование, опыт работы в подобных облас-
тях,  дополнительные  навыки  (степень  владения  иностранным  языком, 
компьютером, наличие автомобиля и умением им пользоваться), професси-
ональные и личные качества, достижения, наличие рекомендаций. 

 
Задание 39.

 Напишите резюме, предполагая, что вы претендуете на одну 

из  должностей:  а)  секретарь-референт;  б)  продавец-консультант  салона 
связи; в) психолог детского сада; г) рекламный агент «Русское радио». 

 


background image

 

20 

Задание  40.

  Составьте  письма-приглашения  с  предложением  принять 

участие:  а)  в  студенческой  научной  конференции;  б)  в  вечере  встречи 
выпускников;  в)  в  выставке-продаже  бытовой  техники;  г)  на  банкете  по 
случаю юбилея финансовой компании. 

 
Задание  41

.  Отредактируйте  текст:  вставьте  пропущенные  буквы  и 

знаки препинания, раскройте скобки; исправьте ошибки. Определите стиль 
и тип текста. Измените стиль текста, запишите. 

Д...водим  до  Вашего  свед...ния,  что  вчера  после  (полу)ночи  над     

райо(н/нн)ым  центром  гор..дом  Нижний  Ломов  и  пр...лягающей  к  нему 
сельской мес...ностью про...неслась сильная гр…за продолжавшаяся около 
(полу)часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в с…кунду. Прич...нѐн 
значительный  материальный  ущерб  собстве(н/нн)ости  колхозов  и 
деревен... 

Ивановка, 

Щепилово 

и 

Вязники 

исчисляемый 

по 

предварительным данным в десятки тысяч… рублей. Имели место п...жары 
возникшие  (в)следстви...  удара  молнии.  Сильно  пострадало  здание 
вос...милетней школы в деревне Бурково для восстановления понадобиться 
к…питальный  р...монт.  Вышедшая  из  берегов  в  результате  проливного 
дождя  река  Вад  зат...пила  значительную  площадь.  Человеческих  жертв 
(не)было.  Образованна  спец…альная  к...ми(с/сс)ия  для  выяснения 
размеров  прич...нѐ(н/нн)ого  стихийным  бедствием  ущерба  и  оказания 
помощи пострадавшему мес...ному населению. 

О принятых мерах будет (не)замедлительно доложено. 
 

Задание  42.

  Напишите  краткий  отзыв  об  одной  из  прочитанных  Вами 

книг. 

 

Задание  43.

  Напишите  рецензию  на  один  из  учебников,  соблюдая  все 

стилистические  требования  к  тексту  этого  жанра  и  функционального 
стиля. 

 

Задание 44.

 Составьте аннотацию книги на ваш выбор. Укажите полное 

библиографическое описание данной книги. 

 

Задание  45.

  Найдите  в  средствах  массовой  информации  (газете, 

журнале,  радио,  TV)  рекламный  текст.  Оцените  текст  рекламы.  Что  вам 
особенно понравилось? Что бы вы исправили? Что добавили?  

 
Задание  46

.  Прочитайте  тексты.  Предложите  различные  варианты 

работы с ними (конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия).  

1.

  Виктор  Чумаков.  Народное  образование  в  России.  Исторический 

альманах / В. Чумаков. – М.: Народное образование, 2000. – С. 187. 

Общее  развитие  культуры,  появление  все  новых  и  новых  знаний  об 

окружающем  мире,  географические открытия, рост  городов  и  увеличение 
народонаселения  Земли,  торговые  обмены  между  отстоящими  на  тысячи