Файл: Rudakova_Praktikum_RYaKR_2013_GOTOVO_56_s.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 2918

Скачиваний: 76

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

41 

выводов.  5.  С  особенным  удовлетворением  директор  отметил  помощь 
учеников  в  ремонте  школы.  6.  Люди  часто  принимают  желаемое  за 
действительное.  7.  Она  пришла  в  цветастом  платье.  8.  В  искусстве  он 
совершенный  невежа.  9.  Машина  стала  посередине  дороги.  10.  Путин  – 
приемник Ельцина. 11. Все поставили свои росписи на документе. 

 

Задание  98.

  Отметьте,  в  каких  предложениях  есть  речевые  ошибки, 

связанные  с  незнанием  лексического  значения  иноязычного  слова. 
Подчеркните неточно употребленное слово. 

1.  Интерьер  нашей  улицы  очень  красив.  2.  Спортсмен  выполнил  все 

упражнения  с  апломбом.  3.  Радостное  известие  привело  его  в  минорное 
настроение – он был готов запрыгать от счастья. 4. Обратите внимание на 
постскриптум.  5.  Настало  время  подвести  резюме  работе  нашего  отдела.    
6.  Теперь  вся  плеяда  тракторов  переводится  на  дешевое  дизельное 
топливо.  7.  Он  подал  апелляцию  на  решение  областного  суда.                      
8. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Аристон». 9. Она 
испытывала  ностальгию  по  детям,  оставшимся  с  отцом.  10.  Акции 
нефтяных кампаний высоко котируются на бирже. 

 

Задание  99.

  Отметьте,  в  каких  предложениях  нарушена  лексическая 

сочетаемость слов. Запишите правильное словосочетание. 

1.  На  зимней  Олимпиаде  спортсменка  снова  завоевала  победу.                 

2.  Физическая  подготовка  игроков  играла  важное  значение  в  прошлом 
матче.  3.  Этот  вопрос  я  хотела  бы  обратить  Диме  и  Ане.  4.  Наблюдается 
чудовищное улучшение условий жизни. 5. Студенты  пристально слушали 
лекцию  профессора.  6.  У  нее  были  огромное  каштановые  глаза.  7.  Автор 
специально  акцентирует  внимание  читателей  на  деталях.  8.  От  этой 
ситуации  голова  встает  дыбом.  9.  Свои  преступления  он  исполнял 
одинаково. 10. Он был мне подлинным другом. 

 

Задание  100.

  Отметьте  предложения,  в  которых  речевые  ошибки 

связаны  с  внеисторическим  употреблением  слова  (например, 

Печорин 

получил путевку на Кавказ

). Напишите правильный вариант. 

1. Наташа Ростова стремительно пробежала по холлу. 2. В XVIII веке в 

Ленинграде  было  закрыто  несколько  типографий.  3.  Чапаевцы  тоже  не 
жалели колхозников: забирали у них хлеб и скот. 4. Илья Обломов нигде 
не  работал.  5.  Примерно  за  месяц  до  декабристского  путча,  Пушкин 
приветствовал Пущина из Михайловского.  

 

Задание  101.

  В  следующих  предложениях  найдите  избыточные 

выражения (

плеоназмы

), вычерните слово, дублирующее смысл понятия. 

1.  Прейскурант  цен  вывешен  на  витрине.  2.  Работа  была  выполнена 

небрежно  и  неряшливо.  3.  Выдержать  молчаливую  паузу  не  удалось.          
4.  Главная  суть  его  выступления  заключалась  в  том,  чтобы  убедить  всех 
проголосовать  «за».  5.  Он  заранее  предчувствовал  грозящую  ему 


background image

 

42 

опасность.  6.  Рано  или  поздно  всем  станет  известна  истинная  подоплека 
распускаемых слухов. 7. Первый дебют юной актрисы был весьма удачен. 
8.  Мы  занимаемся  развитием  интеллектуальных  и  умственных  возмож-
ностей человека. 9. Эта конструкция не имеет подобных аналогов на миро-
вом  рынке.  10.  Следует  посоветоваться  с  коллегами  по  работе.  11.  Она 
занималась народным фольклором. 12. Он привык беречь каждую минуту 
времени. 13. Новое предприятие выпускает 30 тысяч штук изделий в год.  

 
 

Задание  102.

 

Определите,  каким  нелитературным  элементам 

(просторечия,  жаргонизмы,  диалектизмы,  слова-паразиты,  варваризмы, 
канцеляризмы) соответствуют следующие определения. 

1) Слова и выражения, свойственные местным говорам; 2) иноязычные 

слова,  употребляемые без  необходимости  для обозначения  названных по-
русски  предметов  и  явлений;  3)  слова  и  обороты,  обслуживающие 
социально  замкнутые  группы;  4)  «лишние»  слова,  не  несущие  никакой 
информации;  5)  слово  или  выражение  официально-делового  стиля, 
неуместно  употребленное  в  тексте  другого  стиля;  6)  грубые,  сниженные 
слова из обиходно-бытовой речи. 

 
Задание  103.

  Найдите  речевые  ошибки,  связанные  с  неоправданным 

использованием  разговорной,  жаргонной  и  просторечной  лексики,  слов-
паразитов,  канцеляризмов.  Подчеркните  слова  и  словосочетания, 
засоряющие литературный язык. 

1. Мы посетили, будем так говорить, механический цех. 2. Давеча наш 

президент  заявил,  что  будет  переизбираться.  3.  Суть  реформы  в  том,  что 
банки  будут  иметь  право  на  покупку  зелени  только  под  подтвержденные 
контракты.  4.  И  даже  в  свои  89  лет  дядя  Иван  ударно  трудится  на  посту 
дворника. 5. Людям нравится опускать профессиональных программистов, 
зарабатывающих по 100 тысяч долларов в год. 6. Купленные Березовским 
журналисты  совершили  очередной  наезд  на  Лужкова.  7.  Мы  с  Андреем 
Николаевичем  соратники,  союзники,  мы  не  канаемся,  кто  там  лучше  или 
больше  (официальное  выступление  политика).  8.  Силовой,  так  сказать, 
структуре,  которая  занимается  вооруженными  преступниками,  светиться 
не  пристало.  9.  С  чувством  глубокого  удовлетворения  министр  недавно 
читал журналистам отрывки из интервью главы МВФ. 10. Чисто по жизни, 
налогоплательщиков прибавилось, конкретно вам говорю (из выступления 
чиновника из налоговой инспекции). 

 

Задание  104

.  Вставьте  пропущенные  буквы  и  знаки  препинания, 

объясните свой выбор. 

В  разрушении  гор  учас…вуют  разнообразные  внешние  силы.  Днем 

солнечные лучи нагр…вают скалу камни ра…ширяются ночью же остывая 
они вновь …жимаются и камень не выдерживает и ра…трескивается после 
чего  свою  ра…рушительную  работу  начинает  вода  которая  попадает  в 
трещины  при  зам…рзании  она  ра…ширяется  и  трещины  р…стут  в  них 


background image

 

43 

проникают корни р…стений высасывая вместе с влагой вещества нужные 
им  для  питания  и  постепе(н/нн)о  раз…едают  поверхность  скалы  к  чему 
присоединяется 

и 

работа 

б…ктерий 

которые 

перерабатывают 

разруше(н/нн)ые  горные  породы  и  превр…щают  их  в  почву.  Все  эти 
проце(с/сс)ы называются выветриванием хотя ветер и не принимает в них 
непосредстве(н/нн)ого участия.

 

 
Задание 105.

 Устраните тавтологию, используя синонимы.  

► 

Тавтология

  –  повторение  сходных  по  значению  и  звучанию  слов, 

обычно  однокоренных,  например: 

Этот  случай  писатель  описал  в  своем 

письме

1.  Более  того,  машины  оснащены  электронной  оснасткой.  2.  Он  снова 

почувствовал,  что  его  охватывает  болезненное  чувство  одиночества.          
3. Недавно у нас случился неприятный случай. 4. В сборнике предложены 
варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие 
вузы  России.  5.  Свои  требования  истец  обосновывает  необоснованными 
основаниями,  основанными  только  на  предложениях.  6.  В  заключение 
рассказчик  рассказал  забавную  историю.  7.  В  работе  депутатов  следует 
отметить следующие недостатки. 8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и 
ты уже в другом измерении. 9. Свежий воздух освежил пылающие щеки. 

 

Задание 106

. Замените иноязычные слова русскими эквивалентами 

Идентичный;  конфиденциально;  импонирует;  адекватный;  эволюция; 

специфический;  ингредиент;  игнорировать;  стагнация;  мониторинг; 
локальный; виртуальный; бренд; креативный. 

 

Задание 107

. Замените, где это возможно, иностранные слова русскими 

синонимами. 

1. Я не гарантирую, что вы застанете меня дома. 2. В лесных массивах 

сосна  доминирует  над  елью.  3.  На  горизонте  четко  вырисовываются 
контуры  далеких  гор.  4.  Свое  предложение  он  подкрепил  вескими 
аргументами. 5. Спортсмены праздновали триумф. 6. Данную пьесу можно 
интерпретировать  по-разному.  7.  Героиня  конфиденциально  призналась 
любимому,  что  ей  больше  импонирует  быть  неузнанной  на  этом  вечере.     
8.  Пассажиры  отдыхали  в  парусиновых  шезлонгах  на  палубе 
комфортабельного лайнера.  

 
Задание  108.

  Подчеркните  неправильно  составленные  синонимические 

пары. 

Резерв  –  запас,  нонсенс  –  сожаление,  дифирамб  –  похвала,  панацея  – 

украшение,  легальный  – неизбежный, препона  – преграда,  довод  –  резон, 
ландшафт  –  пейзаж,  абсцесс  –  действие,  капот  –  горшок,  паблисити  – 
реклама, лоббизм – уступка, пренебрегать  – игнорировать, имитировать – 
расхваливать, проанализировать – разобрать, кашпо – шляпа. 

 


background image

 

44 

Задание  109.

  Подчеркните  неправильно  составленные  антонимические 

пары.  

Робок  –  застенчив,  забывать  –  помнить,  умна  –  глуха,  сердечна  – 

безжалостна, русский – нерусский, паркет – линолеум, туда – сюда, строит 
– разрушает, дерево – куст, ранний – поздний, ускакать – уехать, встреча – 
проводы, глаза – душа, живой – мертвый, примечания – замечания. 

 

Задание  110.

  Объясните  значение  фразеологизмов,  отражающих 

особенности речи человека. 

Без  всяких  предисловий,  бред  сивой  кобылы,  бросать  слова  на  ветер, 

буква  в  букву,  в  двух  словах,  вернемся  к  нашим  баранам,  вертится  на 
языке, глас вопиющего в пустыне, другими словами, замолвить словечко, 
каша  во  рту,  китайская  грамота,  кормить  завтраками,  не  стесняться  в 
выражениях, общие  слова, плетение  словес, притча  во  языцех,  прописная 
истина, распустить язык, сказка про белого бычка, трепать языком, тянуть 
за язык, уши вянут, филькина грамота, черным по белому написано, язык 
хорошо подвешен. 

 

Задание  111.

  Определите  по  дефиниции  троп  (аллегория,  гипербола, 

ирония,  литота,  метафора,  метонимия,  олицетворение,  перифраз(а), 
синекдоха, сравнение, эпитет): 

1)  название  части  вместо  названия  целого,  частного  вместо  общего; 

перенос, основанный на количественном признаке; 

2)  использование  слова  или  высказывания,  намеренно  утверждающее 

противоположное  тому,  что  на  самом  деле  думает  говорящий,  с  целью 
насмешки; 

3)  перенесение  свойств  человека  на  животных,  неодушевленные 

предметы и отвлеченные понятия; 

4)  характеристика  какого-либо  явления,  предмета,  лица  при  помощи 

образного определения, скрытого сравнения; 

5)  замена  слова  или  выражения  описательным  оборотом  (основана  на 

существенных или второстепенных ассоциациях); 

6) употребление слова в переносном значении на основе сходства двух 

предметов или явлений (по форме, цвету, функции); 

7)  иносказание,  намек,  выражение  отвлеченного  понятия  или  идеи  в 

конкретном художественном образе; 

8) образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-

либо  свойства,  признака;  определение  какого-либо  понятия  или  предмета 
путем отрицания противоположного; 

9) образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-

либо действия, явления, предмета или его свойства; 

10) употребление одного слова или выражения вместо другого на основе 

ассоциаций по смежности (материал – предмет, процесс – результат и др.); 


background image

 

45 

11)  сопоставление  одного  предмета  (явления)  с  другим,  при  помощи 

которого  не  только  происходит  наименование  предмета,  но  и  дается  его 
оценка, сопровождающаяся добавочным смыслом. 

 

Задание  112.

  Определите  по  дефиниции  фигуру  речи  (анафора, 

антитеза,  градация,  инверсия,  оксюморон,  параллелизм,  парцелляция, 
риторический вопрос, эллипсис, эпифора): 

1)  соединение  двух  противоположных  (контрастных),  обычно 

несовместимых,  по  значению  выражений,  логически  исключающих  одно 
другое; 

2)  расположение  ряда  слов  в  порядке  нарастания  или  убывания  их 

смысловой, эмоциональной и экспрессивной значимости; 

3)  привлечение  внимания  адреса  с  помощью  вопросительной 

конструкции; вопрос, не требующий ответа; 

4) сопоставление противоположных явлений и признаков; 
5) изменение обычного порядка слов в высказывании со смысловой или 

стилистической целью; 

6)  одинаковое  синтаксическое  построение  соседних  предложений  с 

целью усиления экспрессивности текста; 

7)  повтор  одинаковых  слов,  словосочетаний,  речевых  конструкций  в 

начале каждой фразы; 

8)  повтор  одинаковых  слов,  словосочетаний,  речевых  конструкций  в 

конце каждой фразы; 

9) 

значимый 

пропуск 

какого-либо 

члена 

предложения, 

восстанавливаемый из контекста; 

10) расчленение единой синтаксической конструкции с целью придания 

значимости каждой части высказывания. 

 

Задание  113.

  Устно  определите  вид  использованных  тропов  и  фигур 

речи.  

1.  Словно  сам  охваченный  дрѐмой,  старик-океан  будто  притих.  2.  Лед 

неокрепший  на  речке  студѐной  словно  как  тающий  сахар  лежит.                 
3.  Жуковский  писал:  «Закатилось  солнце  русской  поэзии».  4.  Не  то  на 
серебре  –  на  золоте  едал.  5.  Пуще  всего  береги  копейку.  6.  Утешится 
безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 7. Студент нынче пошел 
не  тот.  8.  Царь  зверей  был  огромен.  9.  Она  себя  вела  ниже  травы,  тише 
воды.  10.  Ростропович  посетил  столицу  Черноземья.  11.  За  обедом  он  не 
съел ни крошки. 12. На небе – россыпь звезд. 13. Чиновникам дать взятку 
надо, заплатить налоги надо, за то, что дышишь и то платить надо. Разве 
жить  так  можно?  14.  Богатый  и  в  будни  пирует,  а  бедный  и  в  праздник 
горюет. 15. Молодым везде у нас дорога, старикам у нас почет. 16. Вместо 
хлеба  –  камень,  вместо  поучения  –  колотушка.  17.  Иль  русский  от  побед 
отвык? 18. Обеды задавал он отличные. 19. Родная милиция меня бережет. 
И плохо бережет. 20. Мне грустно потому, что весело тебе. 21. В комнате 
наступила звонкая тишина.