ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2021
Просмотров: 3041
Скачиваний: 76
36
Задание 88.
Найдите ошибки в предложениях. Устно исправьте их.
1. Командирочный отчитался в израсходовании полученного аванса.
2. Он уделял внимание на каждую мелочь. 3. Подследственный был уверен
в торжество справедливости. 4. Оплата за проезд составляет уже
11 рублей. 5. Управляющий банка предложил всем сесть. 6. Турист мечтал
съездить в Болгарию и Францию, Украину и Кавказ, Сибирь и Урал.
7. Учебные занятия проходят согласно расписания. 8. Была высказана
критика о том, как обслуживают в библиотеке. 9. Открылся новый магазин,
ориентированный специально для школьников. 10. В журнале опубликован
отзыв на книгу. 11. На девочку одели костюм «снежинки». 12. По
окончанию переговоров представители фирм подписали договор.
13. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 14. Как
правило, несколько сеансов психотерапии бывает достаточно, чтобы
помочь пациенту. 15. Детство и юность Евгении прошло в Башкирии.
16. Часть людей копало траншею. 17. Родители беспокоились за сына.
18. Было отмечено превосходство новых TV перед старыми. 19. Мы
должны помогать и заботиться о ветеранах войны. 20. Как приятно знать,
что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным
мяуканьем. 21. Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался. 22. Анна
Ивановна сказала Волкову, чтобы он передал матери, чтобы она зашла в
школу. 23. Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.
Задание 89.
Объясните характер допущенных ошибок в предложениях.
Устно отредактируйте предложения.
1. Прошу оплатить за проезд в транспортном средстве во время
командировки. 2. Изучая проблемы городского транспорта, учеными были
получены интересные результаты. 3. Пишите Ваши инициалы полностью.
4. Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам.
5. Согласно Вашей просьбы направляем Вам документы, необходимые для
подписания договора. 6. Выступивший на совещании заместитель
директора Иванова зачитал новый приказ. 7. Провожая сына в армию, у
матери по щеке медленно катилась слеза. 8. Первый год по приезду в
Воронеже жизнь студента достаточно трудна. 9. Вчера брат приехал с
Москвы. 10. Преподаватель написал рецензию о работе студента. 11. Это
решение сыграло большое значение в его жизни. 12. Он стал новым
заведующим нашей кафедры. 13. Он закончил университет в 1995 году.
14. Для его жены присущ тонкий вкус. 15. Я по вам соскучился. 16. Наши
спортсмены всегда имели преимущество над китайскими фигуристами.
Задание 90.
Проверьте себя. Закончите предложения, выбрав
правильный ответ.
1.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, изучающий …
а) нормы правописания; б) звуковую систему языка; в) произноси-
тельные нормы.
37
2.
Нормы изменяются в связи …
а) с социокультурными изменениями; б) с деятельностью ученых-
филологов; в) с мнением широких масс.
3.
Грамматические нормы подразделяются…
а)
на
морфологические
и
синтаксические
нормы;
б)
на
словообразовательные и морфологические нормы; в) на морфологические,
синтаксические и словообразовательные нормы.
4.
Словарь, которым вы воспользуетесь при выборе варианта «ску[чн]о
– ску[шн]о», – это …
а) орфографический словарь; б) словарь омонимов; в) словарь
паронимов; г) орфоэпический словарь.
5.
Ряд, в котором во всех словах ударение падает на второй слог, – …
а) банты, корысть, черпать; б) балованный, включишь, пуловер; в) заку-
порить, углубить, звонит; г) гербы, сливовый, хвоя.
6.
Пример, в котором нарушена морфологическая норма, – …
а) стакан крепкого чая; б) директора; в) большая мозоль; г) пушистый
боа.
7.
Наиболее быстро изменяются…
а) орфографические нормы; б) орфоэпические нормы; в) грамматические
нормы; г) лексические нормы.
8.
Собирательные числительные сочетаются с существительными,
обозначающими…
а) лиц женского пола; б) лиц мужского пола; в) взрослых животных.
9.
Синтаксические нормы связаны…
а) с правильной расстановкой знаков препинания; б) с правописанием
слов; в) с грамматическим строем предложения.
10.
Ряд, в котором во всех словах ударение падает на третий слог, – …
а) валовой, диспансер, исчерпать; б) запломбировать, исповедание,
пуловер; в) красивее, заселенный, газопровод; г) апостроф, бюрократия,
еретик.
Задание 91
. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Ц…трусовый, ц…ган, ц…фры; груш…вый, еж…вый, крыж…вник;
подж…г дома, открыть сч…т, прич…ска; капюш…н, смеш…н, сгущ…нка.
Мороже(н/нн)ое,
авиацио(н/нн)ый,
лимо(н/нн)ый;
гости(н/нн)ая,
веществе(н/нн)ый,
труже(н/нн)ик;
серебря(н/нн)ый,
овчи(н/нн)ый,
сангви(н/нн)ик; совреме(н/нн)ик, раскалѐ(н/нн)ый, стари(н/нн)ый.
До(л/лл)ар, профе(с/сс)ор, ко(м/мм)ерция, а(к/кк)уратность, те(н/нн)ис,
а(н/нн)естезия, а(с/сс)и(м/мм)етрия, иску(с/сс)ный, ко(л/лл)о(н/нн)а,
гра(м/мм), то(н/нн)ель, га(л/лл)ерея.
Задание 92
. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой
выбор. Найдите и исправьте в тексте три орфографические ошибки.
Всем известно что разнобой в написании мешает чтению тормозит
понимание читаемого. Но ведь произвол в произношении почти также
38
недопустим как и анархия в письме язык как средство общения будет
полностью удовлетворять своему назначению только в том случае если все
его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому
общению.
Дело в том что отклонения от литературного произношения почти так
же мешают языковому общению как и неграмотное письмо. Это
обьясняется тем что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем
внимание на ее звуковой стороне а непосредственно воспринемаем смысл.
Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от
смысла заставляя его обращать внимание на внешнюю звуковую сторону
речи и тем самым являются помехами на пути общения. Поэтому
единообразное произношение так же важно как и единообразное письмо.
Коммуникативный аспект культуры речи
Справочные материалы
Коммуникативный аспект культуры речи отражает умение выбирать
языковые средства в зависимости от конкретного содержания и цели
общения.
Коммуникативные качества речи
– это такие свойства речи, которые
помогают организовать общение и сделать его эффективным. В основе
формирования коммуникативных качеств лежит правильность речи,
соблюдение всех языковых норм. Вместе с тем наличие коммуникативных
качеств речи свидетельствует о более высокой ступени освоения
литературного языка, чем элементарная правильность. Ученые называют
такую ступень «уровнем речевого мастерства» (Л.И. Скворцов).
Главные коммуникативные качества речи
– точность, уместность,
чистота, богатство, выразительность.
Точность
как качество правильной речи предполагает: умение логично
мыслить; знание предмета речи; знание значения слова; знание
сочетаемости слова.
Чистота
присуща
речи
, свободной от лексики, которая находится за
пределами русского литературного языка: просторечия, жаргонизмов,
диалектизмов, слов-паразитов, варваризмов, канцеляризмов.
Богатство речи
– это показатель степени разнообразия речевых и
языковых средств, которые используются в той или иной ситуации
общения. Богатство речи определяется 1) большим словарным запасом;
2) знанием и умением использовать синонимы и антонимы, многозначные
слова, неологизмы и устаревшие слова, фразеологизмы и т.п.; 3) владением
словообразовательными ресурсами; 4) владение разнообразием синтакси-
ческих конструкций и фигур (форм синтаксической организации слов в
тексте).
39
Выразительностью речи
называют такие особенности ее структуры,
которые поддерживают внимание и интерес читателя или слушателя.
Выразительна образная, живая, эмоциональная речь, в которой
отсутствуют штампы, слепое следование «языковой моде».
Выразительными средствами языка являются
тропы
– слова и
высказывания, употребляющиеся в переносном, образном значении и
фигуры речи
– стилистический оборот, конструкция, основанная на
характерном сочетании языковых единиц и служащая для создания
экспрессивности и образности целого текста или высказывания
ЗАДАНИЯ
Задание 93.
Определите правильное значение следующих слов.
1.
Пресс-секретарь –
1) помощник высокопоставленного лица,
пишущий для него тексты выступлений; 2) ответственный секретарь
какого-либо печатного издания; 3) представитель высокопоставленного
лица или учреждения, информирующий прессу о действиях и намерениях
этого лица или учреждения.
2.
Тендер
– 1) распределение квот; 2) торговая марка; 3) коммерческий
конкурс, торги по заранее поданным заявкам.
3.
Электорат
– 1) круг избирателей, голосующих за определенную
кандидатуру или политическую партию; 2) все имеющие избирательное
право; 3) народ.
4.
Инаугурация
– 1) торжественная церемония открытия чего-либо;
2) торжественная церемония вручения наград; 3) торжественная церемония
вступления нового президента в должность.
5.
Бартер
– 1) товарный обмен; 2) товарно-денежный обмен;
3) безналичный расчет.
Задание 94.
Определите правильное значение фразеологических
оборотов:
1)
темна вода во облацех
– 1. пасмурная погода; 2. недостижимые
высоты; 3. неясно, непонятно;
2)
глас вопиющего в пустыне
– 1. очень громкий голос; 2. напрасный
призыв к кому-либо, остающийся без ответа; 3. инакомыслие;
3)
пошла писать губерния
– 1. интенсивное развитие каких либо
событий, действий; 2. доносительство; 3. отписки чиновников;
4)
кануть в Лету
– 1. погибнуть; 2. бесследно исчезнуть; 3. пропасть без
вести;
5)
танталовы муки
– 1. нестерпимая боль; 2. угрызения совести;
3. страдания, вызываемые осознанием близости желаемой цели и
невозможности ее достичь.
Задание 95.
Отметьте, лексическое значение какого слова
сформулировано неправильно.
40
1. а)
Импровизация
– словесное или музыкальное произведение,
сочиненное во время исполнения, без предварительной подготовки;
б)
ингредиент
– составная часть какого-либо сложного соединения или
смеси; в)
импозантный
– безучастный, безразличный к чему-либо;
г)
иррациональный
– непостигаемый разумом, мышлением; такой, какой не
может быть выражен понятиями логики.
2. а)
Экспромт
– речь, стихотворение, музыкальное произведение,
создаваемое без подготовки в момент произнесения; б)
ностальгия
–
неприятные воспоминания; в)
геральдика
– составление, истолкование и
изучение гербов; г)
икебана
– искусство составления букетов из живых или
засушенных растений, культивируемое в Японии.
3. а)
Невежа
– малообразованный, малосведущий человек; б)
буклет
–
печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или
ширмочкой; в)
меморандум
– дипломатический документ, излагающий
взгляды правительства по какому-либо вопросу; г)
скипетр
– символ
царской власти; жезл, украшенный драгоценностями, резьбой, чеканкой.
4.
а)
Адекватный
–
вполне
соответствующий
чему-либо,
тождественный, совпадающий; б)
закоснелый
– утративший подвижность,
гибкость; устарелый, отсталый; в)
криминальный
– относящийся к
преступлению, уголовный; г)
сентиментальный
– особо тщательный, до
мелочи точный.
Задание 96.
Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним
(слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения;
например, удачный –
приносящий удачу
и удачливый –
человек, легко
достигающий удачи
). Подчеркните нужное слово.
1. Молодость моей бабушки пришлась на (геройскую – героическую)
эпоху Великой отечественной войны. 2. Утомленные туристы решили
сделать привал у (лесного – лесистого) озера. 3. (Решимость –
решительность) его поступка удивила всех. 4. Качество холодильника
улучшено за счет некоторых (конструкторских – конструктивных)
решений. 5. Ученики 6 класса быстро (усвоили – освоили) компьютер.
6. Друзья живут в одном доме, но на (различных – разных) этажах. 7. В
конце книги был приведен список (рекомендательной – рекомендованной)
литературы. 8. Я (представляю – предоставляю) вам возможность
самостоятельно решать эти вопросы. 9. Учиться он не хотел, вот и вырос
(невеждой – невежей). 10. Он дал нам настолько (дипломатичный –
дипломатический) ответ, что мы даже не рассердились на него.
Задание 97.
Укажите предложения, в которых есть ошибки, связанные с
употреблением паронимов. Подчерните неверное слово и напишите
правильное.
1. Идеалом счастья Обломов считал сытную жизнь. 2. Маяковский стоял
у истоков советской поэзии. 3. Предложенное в статье решение кажется
проблемным. 4. Автор работы не приводит никаких обоснований для своих