Файл: Учебное пособие Издательство Волггму волгоград 2018 2 удк 61 576. 8(075) ббк 52. 67 С 535 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 874
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
278
Пастбищные клещи (Dermacentorpictusи Dermacentor margina-
tus). Чаще встречается на лугах, пастбищах, в лесостепной зоне и в гор- ных лесах. От клещей рода Ixodes отличается более коротким ротовым аппаратом, беловатым эмалевым рисунком на поверхности спинного щитка и фестончатым, а не гладким задним краем тела.
Медицинское значение.
Иксодовые клещи являются переносчиками и резервуарами мно- гих трансмиссивных заболеваний человека и животных, вызываемых вирусами, риккетсиями, бактериями и др.
Эпидемическая роль иксодовых клещей в передаче этих болез- ней различна.
Dermacentor pictus в основном участвуют в распространении вируса клещевого энцефалита, омской геморрагической лихорадки, туляремии, клещевого риккетсиоза (сыпной тиф).
Dermacentor marginatus является переносчиком возбудителей клещевого сыпного тифа, омской геморрагической лихорадки, туля- ремии.
Ixodes ricinus участвуют в передаче клещевого весенне-летнего энцефалита, шотландского энцефалита, Ку-лихорадки, клещевого боррелиоза (болезни Лайма).
Ixodes persulcatus передают таежный энцефалит, кемеровскую лихорадку, клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), туляремию.
Клещевой весенне-летний (таежный) энцефалит – острое вирусное инфекционное, природно-очаговое облигатно-трансмиссивное
заболевание с преимущественным поражением нервной системы.
Доминирующая роль таежного клеща в поддержании популяции вируса клещевого энцефалита (КЭ) определяется его восприимчиво- стью к вирусу и способностью длительно его сохранять и передавать
трансовариально и трансфазово, т. е. в ходе развития.
Заражение всех теплокровных животных в очагах КЭ проис- ходит только инокулятивным путем. Человек может иногда зара- жаться КЭ от клещей в природных очагах (трансмиссивный путь)
279 или при употреблении в пищу сырого молока, чаще всего козьего, а также приготовленных из него продуктов (алиментарный путь).
Геморрагические лихорадки – острые инфекционные природно-
очаговые, факулътативно-трансмиссивные заболевания.
Вероятный резервуар возбудителя – мышевидные грызуны
(полевки) и другие животные (зайцы, ежи, птицы).
Человек заражается при укусе его клещами, но возможны также пылевой и алиментарный пути заражения.
Клещевые боррелиозы (КБ), спирохетозы – это факулътативно-
трансмиссивные, природно-очаговые заболевания, широко распростра- ненные в различных частях света – в тропиках, субтропиках и приле- гающих к ним территориях с умеренным климатом. В России заболева- ния встречаются в северо-западных и центральных районах европей- ской части, в Предуралье и на Урале, в Западной Сибири и на
Дальнем Востоке.
Возбудители КБ – спирохеты рода Borrelia, естественными переносчиками и долговременными хранителями которых являются иксодовые клещи различных видов: на территории России это таеж- ный клещ, в азиатской и лесной европейской частях – собачий клещ,
т. е. это природно-очаговое типичное поливекторное заболевание.
В природных очагах возбудители циркулируют между клещами и ди- кими животными (грызуны, белохвостые олени, лоси и др.). Зараже- ние КБ возможно не только инокулятивно, но и другими путями:
пероральным, алиментарным (например, через сырое, в основном козье, молоко), перкутанным, трансплацентарным.
Клещевые сыпные тифы (риккетсиозы) – облигатно-транс-
миссивные, природно-очаговые заболевания, характеризующиеся лихорадочным состоянием, увеличением лимфатических узлов, сыпью. Из клещевых риккетсиозов природная очаговость установлена для азиатского клещевого сыпного тифа.
Циркуляция риккетсий в очагах происходит между иксодовыми клещами рода Dermacentor и дикими животными. Клещи относятся
280 не только к переносчикам, но и к стойким резервуарам риккетсий, так как последние размножаются в их кишечнике, совершают трансцеломическую миграцию и с гемолимфой проникают в слюн- ные и половые железы, где также размножаются и передаются от зараженных самок клещей их потомству трансовариально
и трансфазово на протяжении 4–5 поколений. Риккетсии зимуют в организме клещей, находящихся в состоянии диапаузы.
Особенностью очагов азиатского клещевого сыпного тифа явля- ется их приуроченность к открытым ландшафтам степного или луго- вого типа.
Клещевыми сыпными тифами болеет главным образом сельское население, занимающееся полевыми работами в местах обитания клещей – переносчиков риккетсий.
Туляремия – бактериальная природно-очаговая факультативно-
трансмиссивная инфекция, широко распространенная в Северном полушарии. Основными источниками инфекции являются грызуны
(особенно полевки, зайцы, бурундуки, ондатры).
Люди заражаются туляремией различными путями: контактным
(при снятии шкур с животных, сборе павших грызунов и др.), аэро-
генным (при вдыхании пыли от зерна, соломы, овощей), алиментар-
ным и трансмиссивным.
В качестве переносчиков могут выступать иксодовые клещи, комары, блохи, мошки, слепни.
Профилактика и меры борьбы. Наиболее эффективными спосо- бами уберечься от укусов клещей являются частый само- и взаимо- осмотры поверхности тела в лесу, использование мер индивидуаль- ной защиты (ношение комбинезонов, пропитанных репеллентами), прививки вакцинами.
281
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Изучите с помощью микроскопа МБС-1 особенности строения иксодовых клещей Ixodes ricinus и рода Dermacentor. Обратите вни- мание на размеры спинного щитка у самца и самки (рис. 117 А, Б), а также на светлый эмалевый узор у клеща рода Dermacentor
(рис. 118). Зарисуйте препараты. На рисунке должны быть обозна- чены: тело, щиток, ходильные конечности (указать число пар), ротовой аппарат.
Рис. 117. Ixodes ricinus: А – самка, Б – самец
Рис. 118. Клещ рода Dermacentor (самка)
2. Рассмотрите под малым и большим увеличением микроскопа препарат «Гамазовые клещи».
282 3. Пользуясь малыми таблицами, изучите и зарисуйте жизнен- ный цикл иксодовых клещей. Обратите внимание на одно-, двух- и треххозяевных клещей.
4. Запишите первую помощь при укусе ядовитых пауков.
5. Тестовые задания для самоконтроля знаний.
Выберите один правильный ответ.
Вариант 1
01. У ПАУКОВ ГАЗООБМЕН ПРОИСХОДИТ
1) в жабрах
2) только в трахеях
3) в трахеях и легочных мешках
4) через покровы тела
02. К КЛАССУ ПАУКООБРАЗНЫХ ИЗ НАЗВАННЫХ
ЧЛЕНИСТОНОГИХ ОТНОСЯТСЯ
1) комары
2) рак
3) клещи
4) москит
03. ПАУКООБРАЗНЫЕ ИМЕЮТ … ПАР (-Ы) ХОДИЛЬНЫХ НОГ
1) две
2) три
3) четыре
4) пять
04. КЛЕЩИ, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРЕНОСЧИКАМИ
ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ
1) Иксодовые
2) Гамазовые
3) Акариформные
4) Аргазовые
283 05. КЛЕЩ, КОТОРЫЙ, ПЕРЕМЕЩАЯСЬ В ТОЛЩЕ КОЖИ,
ВЫЗЫВАЕТ НЕСТЕРПИМЫЙ ЗУД
1) поселковый клещ
2) чесоточный зудень
3) таежный клещ
4) собачий клещ
06. ЦИРКУЛЯЦИЮ ВОЗБУДИТЕЛЯ ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО
ЭНЦЕФАЛИТА В ПРИРОДНОМ ОЧАГЕ
ОБЕСПЕЧИВАЕТ
1) таежный клещ
2) собачий клещ
3) пастбищный клещ
4) поселковый клещ
07. КЛЕЩ, КОТОРЫЙ ОБИТАЕТ В МАТРАЦАХ, КОВРАХ,
МЯГКОЙ МЕБЕЛИ, НАЗЫВАЕТСЯ
1) домашний клещ
2) поселковый клещ
3) пастбищный клещ
4) собачий клещ
08. УКАЖИТЕ ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ ТАЕЖНОГО КЛЕЩА
1) Ixodes persulcatus
2) Ixodes ricinus
3) Ornithodorus papillipes
4) Sarcoptes scabiei
09. МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИКСОДОВЫХ КЛЕЩЕЙ
1 ) являются дефинитивным хозяином
2) переносчики заболевания
3) возбудители заболевания
4) промежуточные хозяева
284 10. УКАЖИТЕ ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ ЧЕСОТОЧНОГО ЗУДНЯ
1) Sarcoptes scabiei
2) Demodex folliculorum
3) Ixodes ricinus
4) Ornithodorus papillipes
Вариант 2
01. ДЛЯ ЧЛЕНИСТОНОГИХ ХАРАКТЕРНО
1) наличие миксоцели
2) наличие целома
3) отсутствие полости тела
4) наличие бластоцели
02. ТЕЛО ПАУКООБРАЗНЫХ УТРАТИЛО ДЕЛЕНИЕ
НА ГОЛОВОГРУДЬ И БРЮШКО
1) фаланг
2) клещей
3) пауков
4) скорпионов
03. ОРГАНАМИ ДЫХАНИЯ КЛЕЩЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ
1) легочные мешки
2) жабры
3) трахеи
4) кожа
04. ПОЯВЛЕНИЕ УГРЕВОЙ СЫПИ НА КОЖЕ ЛИЦА,
ПОКРАСНЕНИЯ И ЗУДА В ОБЛАСТИ КРАЯ ВЕК ГЛАЗ
ВЫЗЫВАЕТ КЛЕЩ
1) чесоточный зудень
2) железница угревая
3) поселковый клещ
4) собачий клещ
285 05. ПАУКООБРАЗНЫЕ ИМЕЮТ
СЛЕДУЮЩИЕ ОТДЕЛЫ ТЕЛА
1) головогрудь и брюшко
2) голова, грудь, брюшко
3) нет разделения тела на отделы
4) головогрудь, переднебрюшье, заднебрюшье
06. ПАУКООБРАЗНЫЕ ИМЕЮТ ….. КОНЕЧНОСТЕЙ
1) 2 пары
2) 4 пары
3) 5 пар
4) 6 пар
07. УКАЖИТЕ ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ
СОБАЧЬЕГО КЛЕЩА
1) Dermacentor marginatus
2) Argas persicus
3) Ixodes ricinus
4) Demodex folliculorum
08. ПОСЕЛКОВЫЙ КЛЕЩ ИМЕЕТ
ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ
1) Argas persicus
2) Demodex folliculorum
3) Dermacentor pictus
4) Ornithodorus papillipes
09. ПОСЕЛКОВЫЙ КЛЕЩ ПЕРЕНОСИТ ЗАБОЛЕВАНИЕ
1) таежный энцефалит
2) туляремия
3) возвратный тиф
4) лейшманиоз
286 10. ЗАБОЛЕВАНИЕ ЧЕСОТКУ ВЫЗЫВАЕТ КЛЕЩ
1) Ixodes persulcatus
2) Ixodes ricinus
3) Ornithodorus papillipes
4) Sarcoptes scabiei
6. Заполните таблицу «Дифференциальные признаки иксодовых, аргазовых и гамазовых клещей».
Признак
Иксодовые
клещи
Аргазовые
клещи
Гамазовые
клещи
Размер тела
Форма тела
Расположение хоботка
Щиток
Волоски и щетинки
Медицинское значение
7. Запишите выводы.
287
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ТЕМА. Организация и биология Членистоногих.
Насекомые (вши, блохи, комары, мухи, мошки, оводы, слепни).
Медицинское значение
ЦЕЛЬ. Знать морфофизиологические особенности представите- лей отрядов вшей, блох и двукрылых. Уметь идентифицировать вшей, блох и комаров на всех стадиях развития. Знать медицинское значение насекомых и обосновывать противоэпидемические мероприятия.
Перечень знаний и практических навыков
1. Знать морфофизиологические особенности класса Насекомые
(Insecta).
2. Уметь отличать насекомых по типу развития и размножения, по типу питания.
3. Уметь идентифицировать представителей отряда вшей – переносчиков сыпного и возвратного тифа.
4. Уметь отличать представителей отряда блох – переносчи- ков чумы.
5. Уметь идентифицировать комаров рода Culex, Anopheles
и Аedes на стадиях кладки яиц, личинок, куколок и имаго.
6. Знать особенности строения представителей семейства мух, москитов, оводов, мошек и слепней.
7. Знать медицинское значение насекомых. Обосновать меры борьбы и противоэпидемические мероприятия.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
ПОДТИП ТРАХЕЙНОДЫШАЩИЕ (Tracheata)
Класс Насекомые (Insecta)
Описано более 1 млн видов насекомых, что делает их самым мно- гочисленным классом животных, занимающих всевозможные экологи- ческие ниши и встречающихся повсеместно, включая Антарктиду.
288
Наука, изучающая насекомых, называется
энтомологией. Некото- рые представители класса Насекомые представлены в таблице 10.
Таблица 10
Представители класса Насекомые, имеющие медицинское значение
14
Тип Подтип
Класс
Отряд
Представители
A
R
T
H
R
O
P
O
D
A
T
r
ac
h
e
at
a
(
Т
ра хе йнод ыш ащ ие
)
In
se
c
ta
(Н
ас ек ом ые
)
Anoplura
(вши)
Pediculus humanus capitis
Pediculus humanus
humanus (или P. corporis,
или P. vestimenti)
Phthirus pubis
Aphaniptera
(Siphonapterа)
(блохи)
Pulex irritans
Xenopsylla cheopsis
Ctenocephalides canis
Diptera
(Двукрылые)
Семейство Culicidae
(Комары)
Род Culex
Род Anopheles
Pод Aedes
Семейство
Phlebotomidae
(Москиты)
Род Phlebotomus
Семейство Simuliidae
(Мошки)
Семейство Tabanidae
(Слепни)
Семейство Muscidae
(Мухи)
СемействоOestridae
(Полостные оводы)
Семейство
Hypodermatidae
(Кожные оводы)
14
Медицинская паразитология: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Чебы- шева. – 2012. – 304 с.: ил.
289
Общая характеристика класса
Строение тела. Сегменты разных участков тела различаются строением. Сходные между собой сегменты объединяются в отделы тела, которых чаще всего бывает три: голова, грудь и брюшко.
Голова несет пару усиков, пару сложных глаз, простые глазки и ротовой аппарат. На усиках расположены органы обоняния и осяза- ния. Чувствительные усики имеют различное строение.
Ротовой аппарат насекомых разнообразен и зависит от потреб- ляемой пищи. Различают следующие типы ротового аппарата: грызуще- жующий, грызуще-лижущий, сосущий, колюще-сосущий.
Грудь насекомых состоит из трех сегментов (переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь), каждый из которых несет по две пары членистых двигательных конечностей. Разнообразие типов ног связано с образом жизни и способом передвижения (бегательные, прыгатель- ные, ходильные, копательные и др.). Второй и третий сегменты груди обычно несут по паре крыльев, сформированных из мощных складок стенки тела. У комаров, мух и других двукрылых развиты только передние крылья, а задние – редуцированы. Некоторые насекомые утратили обе пары крыльев в связи с переходом к паразитическому образу жизни (вши, блохи и др.).
Брюшко насекомых содержит разное число сегментов и лишено конечностей. Последние сегменты нередко представляют собой наружные копулятивные створки.
Наружные покровы. Тело и конечности насекомых покрыты хитиновой кутикулой, которая выполняет роль наружного скелета.
Отдельные пучки поперечнополосатых мышц прикрепляются изнутри к хитиновому покрову.
Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки. Она также включает пищеварительные железы, способствующие перевариванию пищи. Эктодермальная задняя кишка выстлана кутикулой и подразделяется на тонкую кишку (как правило, короткую), толстую кишку (относительно
290 длинную) и расширенный ректальный отдел (прямая кишка), кото- рый заканчивается анусом. В задней кишке происходит всасывание воды и скопление непереваренных остатков пищи.
Выделительная система насекомых состоит из радиально рас- положенных на границе средней и задней кишки тонких трубочек –
малъпигиевых сосудов, которых может быть 100 и более. Мальпигиевы сосуды выделяют мочевую кислоту, соли натрия, кальция и др. Экс- кретируемые вещества в растворенном виде проникают из полости тела в клетки мальпигиевых сосудов, а оттуда переходят в просвет сосуда и выводятся в кишечник. Дополнительным органом выдели- тельной системы служит жировое тело, которое является запасом питательных веществ.
Кровеносная система незамкнутая. На спинной стороне рас- положено трубчатое сердце, замкнутое на заднем конце и состоя- щее из нескольких камер. Сердце окружено перикардиальной полостью, отделенной несплошной диафрагмой. Передняя часть сердца составляет аорту, которая открывается в полость тела. В перегородках между каме- рами имеются клапанные отверстия (остии), пропускающие гемолимфу только в одном направлении. Гемолимфа состоит из жидкой плазмы и форменных элементов в виде кровяных телец – гемоцитов. Плазма обычно окрашена в желто-зеленоватый цвет либо бесцветна. Она содер- жит неорганические соли, питательные вещества (белки, углеводы, жиры), а также мочевую кислоту, ферменты, гормоны и пигменты.
Дыхательная система представлена хорошо развитой трахейной
системой. Она представляет собой сеть трубочек, опутывающих свои- ми разветвлениями все органы. С наружной средой трубочки сооб- щаются отверстиями – дыхальцами (стигмами), расположенными по бокам груди и брюшка. Через стигмы воздух свободно за счет диффузии проходит во всю трахейную систему, достигая любого органа и ткани. Тканевый газообмен осуществляется в трахеолах, на которые разветвляется каждое окончание трахейной веточки.
Нервная система насекомых состоит из головного мозга, под- глоточного узла и сегментарных узлов брюшной цепочки. Головной
291 мозг имеет сложное строение и разделен на 3 отдела: передний –
протоцеребрум (зрительный мозг), средний – дейтоцеребрум (обоня- тельный мозг) и задний – тритоцеребрум (связан с остальными видами чувствительности). В переднем отделе имеются особые
грибовидные, или стебельчатые, тела, служащие высшим отделом головного мозга насекомых и центром условно-рефлекторной деятельности.
Органы чувств насекомых хорошо развиты и представлены органами осязания, обоняния, вкуса, зрения и слуха.
Половая система. Насекомые – раздельнополые животные, многие с хорошо выраженным половым диморфизмом.Половая система самок состоит, как правило, из двух яичников, переходящих в трубчатые яйцеводы, сливающиеся во влагалище, которое открыва- ется наружу половым отверстием на брюшной стороне тела. Половой аппарат самца состоит из парного семенника, парного семяпровода, непарного семяизвергательного канала и придаточных желез.
Размножение и развитие. Оплодотворение насекомых внут- реннее. Самки откладывают во внешнюю среду оплодотворенные яйца. Развитие происходит с полным или неполным превращением.
В первом случае (например, у клопов и тараканов) из яйца выхо- дит личинка, похожая на взрослое насекомое, но отличающаяся от него малыми размерами, недоразвитыми крыльями и половой системой. Личинка растет, периодически линяет и превращается во взрослое насекомое. Во втором случае (у блох, комаров, мух и др.) личинка резко отличается по строению и образу жизни от взрослого насекомого (как правило, имеет червеобразное тело, не имеет конечно- стей и крыльев). Личинка интенсивно питается, растет, несколько раз линяет, после чего превращается в непитающуюся куколку.
Под покровом куколки происходит существенная перестройка органов и тканей личинки, заканчивающаяся выходом взрослого насекомого – имаго.
У некоторых насекомых яйца развиваются еще в яйцеводах самки, и она не откладывает их, а отрождает живых личинок. Такое