Файл: Российские рейтинги регионов, рекомендуемые для использования при стратегическом планировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ от StratPlan.ru
20
При проведении расчетов учитываются 7 факторов, каждый из которых имеет соответствующую значимость, которая определена в процентах:

географическое положение и природные ресурсы (11%);

трудовые ресурсы (13%);

региональная инфраструктура (15%);

внутренний рынок (потенциал регионального спроса) (17%);

производственный потенциал (16%);

институциональная среда и социально-политическая стабильность (14%);

финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий (14%).
Например, фактор географического положения и природных ресурсов отражает удобство географического расположения, наличие основных видов природных ресурсов (включая топливно- энергетические), уровень загрязнения окружающей среды, возможности очистки стоков и переработки отходов производства, а также энергоемкость региональной экономики. Фактор трудовых ресурсов характеризуется численностью экономически активного населения, параметрами занятости и безработицы, предложением квалифицированной рабочей силы и производительностью труда. Оценка факторов производится на основе использования
57 показателей. Среди них не только статистические показатели, но и результаты опросов предпринимательского сообщества и экспертные оценки.
Процедура оценки включает три этапа. На первом этапе с использованием показателей по всем 85 регионам формируются расчетные индикаторы, которые определяются путем соотнесения значений показателя по каждому региону с минимальным, средним и максимальным значениями по всем регионам. На втором этапе с использованием экспертных весов рассчитываются агрегированные оценки всех факторов и интегральный индекс инвестиционной привлекательности по каждому региону.
На третьем этапе с использованием кластерного анализа и выделения пороговых значений индекса проводится распределение регионов по трем категориям и девяти группам. Каждая из категорий и групп соответствует определенному уровню инвестиционной привлекательности.
В первую категорию включаются регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, во вторую – со средним, и в третью – с умеренным уровнем. В свою очередь каждая группа делится на три уровня.
Инвестиционная привлекательность регионов оценивается с учетом аспектов устойчивого развития. Рассматриваются экологическая (Environmental), социальная (Social) и управленческая
(Governance) составляющие. В рамках проводимой работы по каждой из указанных составляющих формируются ранжированные списки регионов. В отчете представлены данные по первым десяткам регионов с наивысшими значениями. По экологической составляющей наибольшее значение индекса имеет Москва, по социальной – Ямало-Ненецкий автономный округ, по управленческой – Самарская область.
Ниже представлены общие итоги рассмотрения инвестиционной привлекательности регионов, согласно IX ежегодной оценке.
В первую пятерку регионов с самой высокой инвестиционной привлекательностью
вошли:
1. (1) г. Москва;
2. (2)
Санкт-Петербург;
3. (3)
Ямало-Ненецкий автономный округ;
4. (
5) Московская область;
5.
(8) Сахалинская область.
Вторую пятерку (6-10 места) составили:
6. (7)
Белгородская область;
7.
(4) Тюменская область;
8.
(6) Республика Татарстан;


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ от StratPlan.ru
21 9.
(14) Магаданская область;
10. (10)
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Первую десятку регионов покинула занимавшая в прошлом году 9 место Ленинградская область (опустилась на 12 место). С 14 места на 9 поднялась Магаданская область.
Самые низкие оценки инвестиционного климата (81-85 места) получили:
81. (80)
Республика Ингушетия;
82. (78)
Республика Дагестан;
83.
(84) Республика Калмыкия;
84. (85)
Карачаево-Черкесская Республика.
85.
(83) Республика Тыва.
Последнюю пятерку регионов покинули Северная Осетия – Алания (занимала 81 место, поднялась на 72 место) и Кабардино-Балкария (занимала 82 место, поднялась на 79 место). Как отмечается в обзоре, посвященном оценке регионов, большинству регионов удалось сохранить свои позиции по уровню инвестиционной привлекательности. В плане инвестиционной привлекательности бенефициарами «коронавирусного» кризиса оказались сырьевые регионы.
Положительных результатов удалось достичь 23 регионам. Значительную долю этих регионов составляют северные и дальневосточные регионы. Мурманская область, Чукотка, Якутия,
Амурская область впервые попали в группу третьего уровня высокой инвестиционной привлекательности.
С отчетом о результатах IX ежегодной оценки инвестиционной привлекательности
регионов России и методологией ее проведения можно ознакомиться на сайте НРА по
ссылке
https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/IPR_2021_fin.pdf
.
Помимо оценки инвестиционной привлекательности НРА готовит целый ряд других рейтингов.
Среди них рейтинги: надежности и качества услуг НПФ, управляющих компаний, депозитариев, кредитные рейтинги страховых компаний, кредитный рейтинг нефинансовых компаний и другие. В сентябре 2019 г. НРА было включено в реестр кредитных агентств Банка России.
Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства
(ГЧП)
Формированием рейтинга занимается Минэкономразвития России. При формировании рейтинга используется методика расчета показателя «Уровень развития ГЧП в субъекте РФ», утвержденная приказом Минэкономразвития России от 19.12.2019 г. №816.
Определение уровня развития ГЧП в регионе ведется на основе оценки трех факторов:

динамика реализации проектов ГЧП в отчетном году;

накопленный опыт реализации проектов ГЧП в предшествующие годы;

состояние нормативно-институциональной среды.
Первые два фактора оцениваются на основе данных о планируемых объемах инвестиций в проект ГЧП. Объем инвестиций корректируется на коэффициенты формы, срока и стадии реализации проекта. Для проведения расчетов используется информация о проектах, размещенная в ГАС «Управление». В рамках оценки первых двух факторов приоритет отдается регионам, которые реализуют долгосрочные проекты в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о ГЧП/МЧП с наибольшим объемом законтрактованных инвестиций. Например, динамика реализации проектов ГЧП ведется на основе оценки данных о запуске новых проектов и выходе на стадию эксплуатации. Значения этих показателей взвешиваются с учетом объема инвестиций в проект.
По третьему фактору значения показателей рассчитываются на основе следующих данных:

досрочно прекращенные соглашения по вине органов государственной власти (органов местного самоуправления);

доля соглашений, заключенных в рамках конкурсных процедур;

длительность сроков подписания соглашений;


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ от StratPlan.ru
22

качественные оценки независимых экспертных организаций.
Регионы в рейтинге выстраиваются в соответствии с полученными баллами. Регионы делятся на 3 группы. В первую группу (с 1 по 63 место) включаются регионы, имеющие положительную оценку факторов динамики и накопленного опыта. Во вторую группу (64-78 места) входят регионы, имеющие положительную оценку только по одному из факторов (динамики или накопленного опыта). Третью группу (79-85 места) составляют регионы, которые не получили баллов по оценке факторов динамики и накопленного опыта.
В 2022 г. был подготовлен и опубликован итоговый рейтинг регионов по уровню развития ГЧП за 2021 г.
Первую пятерку рейтинга составили:
1. (1)
Московская область – 79,8 баллов;
2. (3) г. Москва – 61,2;
3.
(66) Республика Карелия – 35,9;
4.
(23) Мурманская область – 24,5;
5. (4)
Санкт-Петербург – 22,5.
Безусловное лидерство в рейтинге имеют Москва и Подмосковье. По сумме итоговых баллов они имеют значительный отрыв от 3 места. Подмосковье получило 100 баллов по фактору динамики, 36,4 – по накопленному опыту и 25,2 – по состоянию нормативно-институциональной среды. Столица получила 45,3 баллов по фактору динамики, 100 – по накопленному опыту и 95,2 – по состоянию нормативно-институциональной среды.
Вторую пятерку (6-10 места) рейтинга составили:
6.
(67) Республика Татарстан – 19,3;
7.
(14) Новосибирская область – 17,1;
8. (16)
Нижегородская область – 16,4;
9. (27)
Челябинская область – 15,5;
10. (2)
Республика Саха (Якутия) – 15,4.
Особенностью рейтинга является то, что регионы год от года могут совершать резкие подъемы и падения по рейтинговым местам. Например, в рейтинге-2021 Карелия поднялась, в сравнении с рейтингом-2020, сразу на 63 места, Татарстан – на 61 место, Приморский край – на 43 места. Начало реализации крупного проекта (проектов) сразу выводит регион на передовые позиции.
Последнюю пятерку (81-85 места) рейтинга составили:
81.
(69) Томская область – 4,3;
82.
(83) Республика Северная Осетия-Алания – 3,6;
83-
85 (78) Астраханская область – 3,2;
83-
85 (85) Республика Ингушетия – 3,2;
83-
85 (84) Республика Калмыкия – 3,2.
Среди аутсайдеров оказались два крепких региона – Томская и Астраханская области.
В рейтинге-2020 последняя пятерка регионов выглядела следующим образом: Кабардино-
Балкария, Ненецкий автономный округ, Северная Осетия-Алания, Калмыкия и Ингушетия.
С полными результатами рейтинга и основными положениями методики его составления
можно ознакомиться на интернет-сайте Минэкономразвития России по ссылке
https://www.economy.gov.ru/material/file/de1738536995153cc65c8b47c5ff2520/reiting_gchp_2021.pd
f
.
Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ
Разработчиками рейтинга являются Агентство политических и экономических
коммуникаций (АПЭК) и Лаборатория политических исследований НИУ «Высшая школа
экономика». Подготовлено и опубликовано 9 рейтингов, последний из них вышел в свет в январе
2022 г. на основе обработки данных за 2021 г. Методика составления рейтинга предусматривает


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ от StratPlan.ru
23 оценку регионов по трем блокам: политико-управленческому, социальному и финансово- экономическому. На первом этапе каждый блок оценивается отдельно, по каждому из них составляются отдельные рейтинги.
Политико-управленческий блок складывается из четырех направлений:

общественная поддержка главы региона;

эффективность консолидации элиты и урегулирования внутриэлитных конфликтов;

эффективность отношений с федеральным центром (продвижение региональных интересов и поддержка региональных инициатив в федеральном центре; реализация требований федерального центра в регионе);

эффективность работы бюрократического аппарата.
Финансово-экономический блок оценивается по трем направлениям:

эффективность экономического управления;

улучшение инвестиционного климата;

эффективность бюджетной политики.
Социальный блок включает четыре основные направления:

здравоохранение;

образование;

межнациональные и межконфессиональные отношения;

развитие социально значимой транспортной инфраструктуры и ЖКХ.
Каждому из направлений соответствует несколько оцениваемых показателей. Например, эффективность управления сферой здравоохранения оценивается с помощью семи показателей: обеспеченность региона врачами на 10 тыс. жителей; обеспеченность региона больничными койками на 1 тыс. чел.; младенческая смертность; ожидаемая продолжительность жизни при рождении; отношение заработной платы врачей к средней по региону; расходы консолидированного бюджета региона на здравоохранение на душу населения; динамика расходов консолидированного бюджета региона на здравоохранение на душу населения за отчетный период в сравнении с предыдущим, с поправкой на инфляцию.
При составлении рейтинга используются как методы математического анализа, так и экспертные оценки. Например, итоговая оценка по финансово-экономическому блоку получается из среднего арифметического оценок, полученных по каждому из трех вышеуказанных направлений. Для стандартизации неоднородных данных используется метод линейного масштабирования. Затем рассчитывается интегральная обобщающая оценка по трем блокам, как среднее арифметическое из трех показателей.
В рамках математического анализа расчетные показатели определяются путем сравнения входных и выходных показателей. Например, для оценки эффективности здравоохранения, в качестве входного показателя выступают «расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на здравоохранение в расчете на душу населения, с поправкой на индекс бюджетных расходов».
Выходными показателями в данном случае являются: ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень младенческой смертности; обеспеченность врачами на 10 тыс. чел. населения; обеспеченность больничными койками на 10 тыс. чел. населения; заработная плата в сфере здравоохранения к средней заработной плате по региону.
В рамках использования метода экспертных оценок по каждому из направлений по всем трем блокам выставляются оценки от 0 до 5-ти. При выставлении экспертных оценок в рамках подготовки
IX рейтинга эффективности управления привлекались 204 эксперта (при подготовке VIII рейтинга –
207 экспертов, VII рейтинга – 176 экспертов) – специалистов по региональной политике из Москвы и других регионов: политологов, экономистов, политтехнологов, публицистов, общественных деятелей.
1   2   3   4   5

Первую пятерку IX рейтинга эффективности управления в субъектах РФ образовали:
1. (1)
Тюменская область – общий итоговый балл – 0,74 (0,802);
2.
(7) Москва – 0,736 (0,708);

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ от StratPlan.ru
24 3. (3)
Ямало-Ненецкий автономный округ – 0,735 (0,783);
4.
(2) Тульская область – 0,725 (0,784);
5. (4)
Белгородская область – 0,712 (0,767).
В состав второй пятерки (6-10-е места) вошли:
6.
(5) Чеченская Республика – 0,707 (0,739).
7. (6)
Ленинградская область – 0,704 (0,720);
8.
(13) Челябинская область – 0,679 (0,676);
9.
(9) Калужская область – 0,679 (0,701);
10. (8)
Ростовская область – 0,678 (0,704).
По сравнению с предыдущим рейтингом из состава первой десятки выпала Сахалинская область. С 10 места она переместилась на 14 место. В состав первой десятки вошла Челябинская область, поднявшись с 13 на 8 место.
Самая низкая эффективность регионального управления (81-85-е места) была
зафиксирована в следующих регионах:
81.
(84) Республика Бурятия – 0,512 (0,420);
82. (
77) Республика Алтай – 0,506 (0,473);
83. (83)
Республика Ингушетия – 0,506 (0,425);
84.
(80) Республика Калмыкия – 0,452 (0,456);
85. (85)
Республика Хакасия – 0,428 (0,416).
Из состава последней пятерки вышли Карелия (поднялась с 81 на 74 место) и Северная
Осетия – Алания (с 82 места поднялась на 74 место).
С полными данными IX рейтинга эффективности управления в субъектах РФ,
опубликованного в январе 2022 г., и методикой его составления можно ознакомиться на
сайте Агентства политических и экономических коммуникаций по ссылке
http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=90&ELEMENT_ID=7691
.
Национальный рейтинг губернаторов
Готовится Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» (ЦИК «Рейтинг»). Рейтинг составляется на основе результатов заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
Заочные экспертные опросы проводятся с использованием некоторых положений методики У. Дж. Гордона – коллективного творческого метода «Синектика». Данная методика является результатом усовершенствования широко известного метода мозгового штурма. Методика предусматривает возможность повышения оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и представителей широкого круга профессиональной специализации.
Используемый подход позволяет повысить объективность рейтинга, сделать его в максимальной степени приближенным к мнению народа. Для получения первичных результатов экспертам рассылаются анкеты. Согласно правилам, эксперты не только должны оценить губернаторов, но и обосновать свои оценки. Анкетирование проводится с сохранением режима конфиденциальности.
С общим описанием и методикой рейтинга можно ознакомиться по ссылке
http://russia-
rating.ru/info/category/gubernators
.
В конце декабря 2021 г. был опубликован Национальный рейтинг губернаторов – итоги 2021 г.
В первую пятерку рейтинга вошли главы следующих регионов:
1.
(2) г. Москва – С.С. Собянин;
2. (10)
Московская область – А.Ю. Воробьёв;
3. (6)
Ленинградская область – А.Ю. Дрозденко;
4. (5)
Тульская область – А.Г. Дюмин;
5. (4)
Тюменская область – А.В. Моор.