Файл: Экономическая безопасность России в современных геополитических условиях.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1902
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты экономической безопасности
1.1 Понятия, цели и задачи экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Угрозы экономической безопасности государства и их характеристика
2. Национальная экономическая безопасность РФ – проблемы и перспективы развития
2.1 Стратегия в области обеспечения экономической безопасности
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности РФ
2.3 Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации
2.4 Основные направления укрепления экономической безопасности РФ
инвестиционной модели экономического роста, за которой следует увеличение потребительских расходов на основе роста доходов, а не потребительского кредита.
Реализация национальных проектов и ряда других проектов, инициированных на сегодняшний день (например, ДПМ), направлена на решение этой проблемы. Дополнительными факторами для ускорения инвестиционной деятельности станут меры, включенные в План действий по повышению потенциала экономического роста, подготовленный Министерством экономического развития от имени Президента. В ближайшее время это будет адресовано правительству. Основной сценарий социально-экономического развития включает успешную реализацию ряда структурных мер.
Прогнозируется, что в 2021-2024 годах рост ВВП ускорится примерно до 3% в год, основываясь на избыточном росте инвестиций в основной капитал, увеличит конкурентоспособность российской экономики и реализует внешнеэкономический потенциал. Основа для ускорения экономического роста должна быть создана путем проведения структурных реформ и изменения фазы и структуры кредитного цикла. Важнейшими факторами, без которых невозможен рост инвестиционной активности, являются:
- устранение административных барьеров для роста и развития (внедрение «регуляторной гильотины», эффективная работа над механизмом изменения бизнес-среды, создание отраслевого регулирования);
- активная реализация механизма налоговых льгот для инвестиций и повышение инвестиционной активности областного бюджета при поддержке Федерального центра.
- увеличение долгосрочных инвестиций (через создание отдельного института пенсионного капитала и развитие инструментов коллективного инвестирования).
- рост портфеля корпоративных и ипотечных кредитов (в связи с корректировкой банковского регулирования, активным использованием «фабрики проектного финансирования»; программы для малых и средних ипотечных кредитов и изменение структуры предложения по кредитам).
Ключевыми рисками для базового сценария прогноза являются глобальная экономическая рецессия, неконтролируемое развитие кредитного цикла, так называемая пробуксовка структурных реформ [19].
Таблица 3 (Приложение D)
Важнейшей задачей в сфере экономики на ближайшие годы является ускорение роста российской экономики до уровня более 3% [19]. Решение этой проблемы обеспечит рост на уровне не ниже среднего мирового уровня и вхождение экономики России в пятерку крупнейших экономик мира. Устойчивый рост экономического роста также обеспечит надежную основу для достижения соответствующих целей развития человеческого капитала, технологических инноваций и повышения уровня и качества жизни российских граждан.
Российская экономика продемонстрировала способность сохранять и укреплять свой потенциал в условиях глобальной нестабильности и использования ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации.
Традиционные русские духовно-нравственные ценности возрождаются. Молодое поколение достойно относится к истории России. Гражданское общество консолидируется вокруг общих ценностей, составляющих основу государственности.
Процесс построения новой полицентрической модели мирового порядка сопровождается усилением глобальной и региональной нестабильности. Противоречия усугубляются неравномерностью мирового развития, растущим разрывом между благосостоянием стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта и контролем над артериями. Конкуренция между государствами все больше включает в себя ценности и модели социального развития, а также человеческий, научный и технологический потенциал. Особое значение в этом процессе имеет лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. Все политические, финансовые, экономические и информационные инструменты участвуют в борьбе за влияние на международном уровне. Потенциал спецслужб все шире используется.
По-прежнему существует риск увеличения числа стран, обладающих ядерным оружием, распространения и применения химического оружия, а также неопределенности в отношении фактов владения биологическим оружием иностранными государствами и их потенциала для их разработки и производства.
Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает растущая конфронтация в глобальном информационном пространстве, поскольку некоторые страны хотят использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории.
Появляются новые формы незаконной деятельности, особенно когда речь идет об использовании информации, коммуникации и высоких технологий.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Национальная экономическая безопасность России - это защита национальных экономических интересов России от внешних и внутренних угроз, основанную на эффективном сотрудничестве между гражданами, обществом, бизнес-единицами и государством, обеспечивающуюся путем реализации экономической политики с учетом российских традиций, обычаев и менталитета.
Одной из важных угроз экономической безопасности является разрушение научно-технического потенциала. Значительную угрозу экономической безопасности можно рассматривать как тенденцию превращения страны в топливно-сырьевую периферию для развитых стран.
Социально-экономические угрозы включают имущественное расслоение общества на богатых и бедных. Так же в современном мире криминализация экономики представляет собой серьезную угрозу финансовой безопасности.
Согласно Указу РФ о экономической безопасности, принимаются меры по реализации стратегии, которая направлена на: обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности; предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах; недопущение снижения качества жизни населения.
Стратегия будет реализовываться в два этапа: первый этап (до 2019 года). Разработка и реализация мер в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга. Второй этап (до 2030 года). Выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Реализация национальных проектов и ряда других проектов, инициированных на сегодняшний день (например, ДПМ), направлена на решение этой проблемы. Дополнительными факторами для ускорения инвестиционной деятельности станут меры, включенные в План действий по повышению потенциала экономического роста, подготовленный Министерством экономического развития от имени Президента. В ближайшее время это будет адресовано правительству. Основной сценарий социально-экономического развития включает успешную реализацию ряда структурных мер.
2.4 Основные направления укрепления экономической безопасности РФ
Прогнозируется, что в 2021-2024 годах рост ВВП ускорится примерно до 3% в год, основываясь на избыточном росте инвестиций в основной капитал, увеличит конкурентоспособность российской экономики и реализует внешнеэкономический потенциал. Основа для ускорения экономического роста должна быть создана путем проведения структурных реформ и изменения фазы и структуры кредитного цикла. Важнейшими факторами, без которых невозможен рост инвестиционной активности, являются:
- устранение административных барьеров для роста и развития (внедрение «регуляторной гильотины», эффективная работа над механизмом изменения бизнес-среды, создание отраслевого регулирования);
- активная реализация механизма налоговых льгот для инвестиций и повышение инвестиционной активности областного бюджета при поддержке Федерального центра.
- увеличение долгосрочных инвестиций (через создание отдельного института пенсионного капитала и развитие инструментов коллективного инвестирования).
- рост портфеля корпоративных и ипотечных кредитов (в связи с корректировкой банковского регулирования, активным использованием «фабрики проектного финансирования»; программы для малых и средних ипотечных кредитов и изменение структуры предложения по кредитам).
Ключевыми рисками для базового сценария прогноза являются глобальная экономическая рецессия, неконтролируемое развитие кредитного цикла, так называемая пробуксовка структурных реформ [19].
Таблица 3 (Приложение D)
Важнейшей задачей в сфере экономики на ближайшие годы является ускорение роста российской экономики до уровня более 3% [19]. Решение этой проблемы обеспечит рост на уровне не ниже среднего мирового уровня и вхождение экономики России в пятерку крупнейших экономик мира. Устойчивый рост экономического роста также обеспечит надежную основу для достижения соответствующих целей развития человеческого капитала, технологических инноваций и повышения уровня и качества жизни российских граждан.
Российская экономика продемонстрировала способность сохранять и укреплять свой потенциал в условиях глобальной нестабильности и использования ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации.
Традиционные русские духовно-нравственные ценности возрождаются. Молодое поколение достойно относится к истории России. Гражданское общество консолидируется вокруг общих ценностей, составляющих основу государственности.
Процесс построения новой полицентрической модели мирового порядка сопровождается усилением глобальной и региональной нестабильности. Противоречия усугубляются неравномерностью мирового развития, растущим разрывом между благосостоянием стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта и контролем над артериями. Конкуренция между государствами все больше включает в себя ценности и модели социального развития, а также человеческий, научный и технологический потенциал. Особое значение в этом процессе имеет лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики. Все политические, финансовые, экономические и информационные инструменты участвуют в борьбе за влияние на международном уровне. Потенциал спецслужб все шире используется.
По-прежнему существует риск увеличения числа стран, обладающих ядерным оружием, распространения и применения химического оружия, а также неопределенности в отношении фактов владения биологическим оружием иностранными государствами и их потенциала для их разработки и производства.
Все большее влияние на характер международной обстановки оказывает растущая конфронтация в глобальном информационном пространстве, поскольку некоторые страны хотят использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории.
Появляются новые формы незаконной деятельности, особенно когда речь идет об использовании информации, коммуникации и высоких технологий.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Национальная экономическая безопасность России - это защита национальных экономических интересов России от внешних и внутренних угроз, основанную на эффективном сотрудничестве между гражданами, обществом, бизнес-единицами и государством, обеспечивающуюся путем реализации экономической политики с учетом российских традиций, обычаев и менталитета.
Одной из важных угроз экономической безопасности является разрушение научно-технического потенциала. Значительную угрозу экономической безопасности можно рассматривать как тенденцию превращения страны в топливно-сырьевую периферию для развитых стран.
Социально-экономические угрозы включают имущественное расслоение общества на богатых и бедных. Так же в современном мире криминализация экономики представляет собой серьезную угрозу финансовой безопасности.
Согласно Указу РФ о экономической безопасности, принимаются меры по реализации стратегии, которая направлена на: обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности; предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах; недопущение снижения качества жизни населения.
Стратегия будет реализовываться в два этапа: первый этап (до 2019 года). Разработка и реализация мер в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга. Второй этап (до 2030 года). Выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
Список литературы
-
О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 - URL: https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html. - 19.06.2018 г. -
О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики: указ Президента РФ от 31.03.2000 № 616 // Собрание законодательства РФ. - от 03.04.2000. - № 14. - ст. 1467. -
Абаимова К. В. Проблемы экономической безопасности предприятия в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 4-8. -
Бадмахалгаев Л. Ц. Применение анализа финансового состояния при оценке экономической безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - № 11. - С. 19-24. -
Башина А. Ю. Проблемы экономической безопасности и защита национальных интересов России // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2015. - № 17. - С. 166-170. -
Белокрылова О. С. Региональная политика поддержки диверсификации в АПК в условиях регламентов ВТО [Текст] / О. С. Белокрылова, Н. В. Черкезов. - Ростов на/Д: Содействие - XXI век, 2015. - 177 с. -
Бондарчук Н. В., Сорокин А. О. Экономическая безопасность предприятий агропромышленного комплекса: содержание, угрозы, меры по обеспечению // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-1. - С. 762-766. -
Буравилина Ю. И. Обострение проблемы экономической безопасности в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2016. - № 11. - С. 15-17. -
Васильев О. А. Состояние и перспективы развития современного сельскохозяйственного производства в регионе // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 7. - С. 81-97. -
Васильева Е. В. Управление бизнес системами агропромышленного комплекса - М.: Наука, 2015. - 191 с. -
Василькова В. Д. Проблемы экономической безопасности компаний в современных условиях // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 12-1. - С. 75-77. -
Галимуллина Н. А. Подходы к анализу экономической безопасности региона // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2017. - № -3. - С. 177-181. -
Официальный сайт Всемирного экономического форума. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017–2018 (дата обращения 10.04.2020). -
Официальный сайт информационного агентства РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2019/5c4af2c39a7947badf2d4e74 (дата обращения 10.04.2020). -
Писаренко К.В. Сравнительный анализ эффективности применения форм и методов государственной финансовой поддержки межрегионального социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2019. - № 6 (107). - С. 72-81. -
Корниенко В.В. Проблемы поддержания уровня жизни пенсионеров В РФ//Вестник Академии знаний. 2019. № 3 (32). С. 146-149. -
Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]: https://www.gks.ru/(дата обращения 12.03.2020).