Файл: Экономическая безопасность России в современных геополитических условиях.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1897
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты экономической безопасности
1.1 Понятия, цели и задачи экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Угрозы экономической безопасности государства и их характеристика
2. Национальная экономическая безопасность РФ – проблемы и перспективы развития
2.1 Стратегия в области обеспечения экономической безопасности
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности РФ
2.3 Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации
2.4 Основные направления укрепления экономической безопасности РФ
, рассчитанной в ценах фиксированного базового года. То есть более объективным критерием роста национальной экономики является данный показатель.
Далее рассмотрим демографические показатели. Анализ важнейших демографических показателей отражает сильно негативные тенденции развития. Каждый год происходит естественная убыль населения и большое количество молодых семей бояться иметь больше чем одного ребенка из-за финансовых затруднений и отсутствия собственного жилья. Количество детей на одну женщину репродуктивного возраста в настоящее время составляет 1,8 в России [19]. Например, в Швеции, Финляндии, Норвегии этот показатель равен 2,8 - 3. Резко уменьшился и другой показатель - ожидаемая продолжительность жизни – 73 года (в Японии этот показатель 85 лет, то есть среднестатистический россиянин живет на 10 лет меньше среднестатистического японца) [19].
Причиной такого явления является социально-экономическая нестабильность. Так же следует отметить одной из причин смертности в России, как и во всем мире, являются онкологические заболевания, сердечно-сосудистые заболевания занимают второе место, и в-третьих, в отличие от других стран, где эта причина не столь актуальна, существуют причины социального характера (алкоголизм, наркомания, самоубийства, производственные травмы, дорожно-транспортные происшествия и т. д.).
Еще одной негативной причиной является то, что миграционные процессы в России характеризуются оттоком высококвалифицированной рабочей силы в западные страны и притоком низкоквалифицированных работников из стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Азербайджан и т.д.)
Что касается энергетической безопасности, здесь проблема актуальна на современном этапе, и это связано не только с естественными причинами, такими как ограниченные топливные ресурсы в природе и увеличение потребления энергии, но также по экономическим и политическим причинам - увеличение доли России в топливно-энергетическом балансе во многих странах, прежде всего в Европе.
Российские лидеры заявляют, что Россия готова быть гарантом энергетической безопасности Европы. Но текущее состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности страны. Сегодня энергетическая безопасность России в основном обеспечивается старыми производственными мощностями, несмотря на их низкую надежность и высокий уровень износа.
Внешнеэкономическая деятельность. Следует отметить, что с 2000 года российский бюджет исполняется с профицитом (профицит государственных доходов над расходами). Положительное сальдо формируется за счет высоких цен на топливные ресурсы на мировом рынке.
В 2019 году российский экспорт составил 420 миллиардов долларов, в то время как импорт - 242,8 миллиарда долларов [19]. И большая часть экспортных средств поступила от экспорта нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Следует отметить, что до сих пор Россия воспринимается европейскими странами как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является весьма важной и приоритетной задачей России.
В 2000 году группа британских экономистов на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свой метод определения индекса глобальной конкурентоспособности. Данный показатель учитывает девять основных критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и базового образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, техническая чувствительность, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Лидерами являются - Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия). Россия в настоящее время занимает 43-е место.
Таким образом, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, снижение инфляции, анализ основных показателей экономической безопасности Российской Федерации показывает и ряд существующих и потенциальных угроз для обеспечения благоприятного экономическое развитие России.
Угроза национальной безопасности - это «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, адекватному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства». Это явления и процессы, которые оказывают негативное влияние на экономическую ситуацию в стране, ограничивают экономические интересы отдельных лиц, общества и государства и создают угрозу национальным ценностям и национальному образу жизни [13].
Внутренние угрозы экономической безопасности:
- структурная деформация экономики;
- снижение инвестиционной и инновационной активности;
- уничтожение научно-технического потенциала;
- превращение страны в топливно-сырьевую периферию промышленно развитых стран; - расслоение компании;
- криминализация экономики и общества.
Внешние угрозы экономической безопасности:
- потеря человеческого капитала за рубежом;
- утечка финансового капитала за пределы страны;
- рост государственного долга;
- зависимость от импортной продукции;
- чрезмерная открытость экономики;
- потеря рынков сбыта продукции военно-промышленного комплекса.
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:
1) Увеличение имущественного разделения населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Относительный баланс между достигнутыми социальными интересами может быть нарушен следующими факторами: социальное расслоение, преобладающая масса бедных, неуверенных в своем будущем людях; увеличение доли бедных в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и повод для широкого распространения относительно новых
негативных явлений для России - наркомании, организованной преступности, проституции и т. п.;
2) Деформация структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой ориентации в экономике; задержка разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных компаний; ограничительность производство в важных отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными компании российского внутреннего рынока для многих видов потребительских товаров; приобретение российских компаний иностранными компаниями для вывоза отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков; рост внешнего долга России и связанный с этим рост расходов на погашение бюджета.
3) Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Основным факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов; нарушение производственно - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
4) Криминализация общества и экономической деятельности, в основном, вызвана такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается людьми, которые не имеют постоянного источника дохода; объединение некоторых государственных чиновников с организованной преступностью, возможность того, что криминальные структуры имеют доступ к управлению определенной частью производства, и их проникновение в различные правительственные структуры; ослабление системы государственного контроля.
Главными причинами возникновения этих угроз являются нестабильность финансового положения компаний, неблагоприятный инвестиционный климат, защита от инфляционных процессов и другие проблемы
, связанные с экономической дестабилизацией в экономике.
В целях предотвращения последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации необходимо определить факторы, подрывающие устойчивость социально-экономической системы государства.
Далее рассмотрим демографические показатели. Анализ важнейших демографических показателей отражает сильно негативные тенденции развития. Каждый год происходит естественная убыль населения и большое количество молодых семей бояться иметь больше чем одного ребенка из-за финансовых затруднений и отсутствия собственного жилья. Количество детей на одну женщину репродуктивного возраста в настоящее время составляет 1,8 в России [19]. Например, в Швеции, Финляндии, Норвегии этот показатель равен 2,8 - 3. Резко уменьшился и другой показатель - ожидаемая продолжительность жизни – 73 года (в Японии этот показатель 85 лет, то есть среднестатистический россиянин живет на 10 лет меньше среднестатистического японца) [19].
Причиной такого явления является социально-экономическая нестабильность. Так же следует отметить одной из причин смертности в России, как и во всем мире, являются онкологические заболевания, сердечно-сосудистые заболевания занимают второе место, и в-третьих, в отличие от других стран, где эта причина не столь актуальна, существуют причины социального характера (алкоголизм, наркомания, самоубийства, производственные травмы, дорожно-транспортные происшествия и т. д.).
Еще одной негативной причиной является то, что миграционные процессы в России характеризуются оттоком высококвалифицированной рабочей силы в западные страны и притоком низкоквалифицированных работников из стран ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Таджикистан, Азербайджан и т.д.)
Что касается энергетической безопасности, здесь проблема актуальна на современном этапе, и это связано не только с естественными причинами, такими как ограниченные топливные ресурсы в природе и увеличение потребления энергии, но также по экономическим и политическим причинам - увеличение доли России в топливно-энергетическом балансе во многих странах, прежде всего в Европе.
Российские лидеры заявляют, что Россия готова быть гарантом энергетической безопасности Европы. Но текущее состояние топливно-энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности страны. Сегодня энергетическая безопасность России в основном обеспечивается старыми производственными мощностями, несмотря на их низкую надежность и высокий уровень износа.
Внешнеэкономическая деятельность. Следует отметить, что с 2000 года российский бюджет исполняется с профицитом (профицит государственных доходов над расходами). Положительное сальдо формируется за счет высоких цен на топливные ресурсы на мировом рынке.
В 2019 году российский экспорт составил 420 миллиардов долларов, в то время как импорт - 242,8 миллиарда долларов [19]. И большая часть экспортных средств поступила от экспорта нефти, газа, металлов и других видов природных ресурсов. Следует отметить, что до сих пор Россия воспринимается европейскими странами как «сырьевой придаток». Изменение структуры экспорта в сторону обрабатывающей промышленности является весьма важной и приоритетной задачей России.
В 2000 году группа британских экономистов на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свой метод определения индекса глобальной конкурентоспособности. Данный показатель учитывает девять основных критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и базового образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, техническая чувствительность, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Лидерами являются - Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия). Россия в настоящее время занимает 43-е место.
Таким образом, несмотря на ряд положительных тенденций, таких как рост ВВП и реальных доходов населения, снижение инфляции, анализ основных показателей экономической безопасности Российской Федерации показывает и ряд существующих и потенциальных угроз для обеспечения благоприятного экономическое развитие России.
1.3 Угрозы экономической безопасности государства и их характеристика
Угроза национальной безопасности - это «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, адекватному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства». Это явления и процессы, которые оказывают негативное влияние на экономическую ситуацию в стране, ограничивают экономические интересы отдельных лиц, общества и государства и создают угрозу национальным ценностям и национальному образу жизни [13].
Внутренние угрозы экономической безопасности:
- структурная деформация экономики;
- снижение инвестиционной и инновационной активности;
- уничтожение научно-технического потенциала;
- превращение страны в топливно-сырьевую периферию промышленно развитых стран; - расслоение компании;
- криминализация экономики и общества.
Внешние угрозы экономической безопасности:
- потеря человеческого капитала за рубежом;
- утечка финансового капитала за пределы страны;
- рост государственного долга;
- зависимость от импортной продукции;
- чрезмерная открытость экономики;
- потеря рынков сбыта продукции военно-промышленного комплекса.
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:
1) Увеличение имущественного разделения населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Относительный баланс между достигнутыми социальными интересами может быть нарушен следующими факторами: социальное расслоение, преобладающая масса бедных, неуверенных в своем будущем людях; увеличение доли бедных в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и повод для широкого распространения относительно новых
негативных явлений для России - наркомании, организованной преступности, проституции и т. п.;
2) Деформация структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой ориентации в экономике; задержка разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных компаний; ограничительность производство в важных отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными компании российского внутреннего рынока для многих видов потребительских товаров; приобретение российских компаний иностранными компаниями для вывоза отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков; рост внешнего долга России и связанный с этим рост расходов на погашение бюджета.
3) Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Основным факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов; нарушение производственно - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
4) Криминализация общества и экономической деятельности, в основном, вызвана такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается людьми, которые не имеют постоянного источника дохода; объединение некоторых государственных чиновников с организованной преступностью, возможность того, что криминальные структуры имеют доступ к управлению определенной частью производства, и их проникновение в различные правительственные структуры; ослабление системы государственного контроля.
Главными причинами возникновения этих угроз являются нестабильность финансового положения компаний, неблагоприятный инвестиционный климат, защита от инфляционных процессов и другие проблемы
, связанные с экономической дестабилизацией в экономике.
В целях предотвращения последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации необходимо определить факторы, подрывающие устойчивость социально-экономической системы государства.