Файл: Экономическая безопасность России в современных геополитических условиях.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1901
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты экономической безопасности
1.1 Понятия, цели и задачи экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Угрозы экономической безопасности государства и их характеристика
2. Национальная экономическая безопасность РФ – проблемы и перспективы развития
2.1 Стратегия в области обеспечения экономической безопасности
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности РФ
2.3 Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации
2.4 Основные направления укрепления экономической безопасности РФ
2.1 Стратегия в области обеспечения экономической безопасности
Стратегия экономической безопасности наглядно представлена в приложении 1. Рассмотрим ситуацию в сегодняшних реалиях по данным на апрель 2020 года. Согласно комментариям, которые были даны председателем правления Сбербанка Германом Грефом информационному агентству «Финмаркет», влияние коронавируса не особо сказывается на экономике нашей страны и стран мира в целом. Все изменения, которые могут быть в экономическом развитии, напрямую зависят от того, как долго продлится инфекция и насколько она распространится по миру.
Если эпидемия будет носить затяжной характер, то мир столкнется с трудно прогнозируемыми последствиями, вызванными тем, что Китаем производится и поставляется огромное количество различной продукции.
Россия тесно связана с Китаем. В первую очередь возможны проблемы с ценами на нефть и с туристическим бизнесом.
Около 12 % российского экспорта приходится на Китай. Если эпидемия затянется на длительное время, то это может негативно отразиться на экономике России.
После появления тревожных новостей, многие компании, которые имеют экономические отношения с Китаем, заявили о том, что страны ждет экономический кризис, выйти из которого будет не так просто.
Снижение цен на нефть из-за вспышки коронавируса может затормозить рост ВВП России в 2020 году на 0,28 % [17]. Ущерб экономике РФ из-за коронавируса может обнулить положительный эффект, ожидаемый вследствие введенных В. В. Путиным мер по поддержке семей с детьми.
Чтобы ограничить распространение вируса по территории России, было полностью прекращено железнодорожное сообщение между КНР и Россией. На данный момент в РФ зафиксировано только два случая заболевания. Эпидемиологическая ситуация в стране остается спокойной.
Заявленный российским правительством пакет мер на 300 млрд рублей составляет 0,3% ВВП. Однако подобные меры поддержки в США превышают 6% ВВП, в Германии — 14% ВВП. Таким образом, пишет журнал «Эксперт», если соотносить объемы поддержки в США, Германии и России, то пока картина сильно не в нашу пользу. Фактически адекватные западным меры поддержки потребовали бы от российского правительства не менее 6 трлн рублей [17].
Правительство уже заявило о том, что поддержку экономике окажет, и она коснется, в первую очередь, малого и среднего бизнеса. МСБ уже разрешили отсрочку по налогам и, возможно, страховым взносам на три месяца. На три месяца разрешили отложить внесение арендной платы, если они снимают муниципальное помещение. Но все же главные задачи сейчас — поддержать внутренний спрос, снять с бизнеса избыточную для условий внезапной рецессии налоговую нагрузку.
По оценкам многих экономистов, на современном этапе и в связи с мировыми событиями (пандемия коронавируса) российская экономика переживет рецессию в 2020 году. ВВП может упасть, по их оценкам, с 0,8 до 3%. Убытки, связанные с объявленной вынужденной неделей отдыха, оцениваются в 1,6 трлн рублей, или 1,5% ВВП. Кризис в российской экономике оказался связан с мерами, принятыми для борьбы с коронавирусом и падением цен на нефть после развала соглашения ОПЕК+. Потери от нерабочей недели с 30 марта по 5 апреля они оценивали в сумму до 1,6 трлн руб., или 1,5% ВВП. Официальный прогноз правительства по росту ВВП в текущем году — 1,9% [17].
После того как президент Владимир Путин объявил, что нерабочие дни продлятся до 30 апреля, экономисты ухудшили прогноз. Потери экономики они оценили в 2–3% ВВП [17].
На Россию оказывают давление ограничительные меры, связанные с пандемией короновируса в Европейском союзе - на долю стран ЕС приходится 43% внешней торговли. Эта ситуация приведет к снижению экономической активности примерно на 20% в апреле, особенно на фоне сферы услуг и замораживания малых и средних предприятий. Это окажет значительное влияние на такие сферы, как непродовольственные товары и развлекательные услуги, а также предприятия общественного питания, что приведет к ухудшению кредитоспособности многих малых предприятий в этих сегментах.
Уже объявленные федеральные меры по поддержке бизнеса вряд ли окажутся спасительными. Довольно щедрые (по сравнению с регионами) вливания пообещала Москва - но, несмотря на это, например, 90% ресторанов и кафе в столице и Московской области могут просто не открыться после завершения эпидемии.
В 2015 году Международный валютный фонд оценил размер мировой теневой экономики в 31,9 процента от официального ВВП. В действительности в 2019 году эта доля составляет 30 триллионов долларов [17].
Была разработана и утверждена стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года, которая направлена на [1]:
- обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности;
- предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах;
- недопущение снижения качества жизни населения.
Основными целями государственной политики являются:
-
укрепление экономического суверенитета РФ; -
повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов; -
обеспечение экономического роста; -
поддержание научно-технического потенциала развития экономики; -
поддержка оборонно-промышленного комплекса; -
повышение уровня качества жизни населения;
Основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности:
-
развитие системы госуправления, прогнозирования и стратегического планирования; -
обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики; -
разработка и внедрение современных технологий, стимулирование инновационного развития; -
развитие национальной финансовой системы; -
укрепление единства экономического пространства РФ; -
повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества; -
обеспечение безопасности экономической деятельности; -
развитие человеческого потенциала.
Стратегия будет реализовываться в два этапа: первый этап (до 2019 года). Разработка и реализация мер в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга. Второй этап (до 2030 года). Выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности РФ
Важнейшие источники внешних угроз лежат во внешнеэкономической сфере, и зачастую государство не может на них влиять. Поэтому одним из основных направлений противодействия внешним угрозам является создание сильной национальной экономики, которая практически непреодолима (или слабо уязвима) к воздействию негативных внешних факторов.
В отличие от внутренних угроз экономической безопасности России, внешних угроз значительно меньше, поэтому нет необходимости разделять их по нескольким направлениям.
Внешний долг присущ экономике всех промышленно развитых стран и состоит из двух основных элементов:
-государственные займы под его гарантию;
- задолженность частных банков, предприятий и т.д. В основном предпринимательский сектор экономики.
В этой части внешнего долга государство не является гарантией или в очень ограниченной степени. Государственный внешний долг имеет первостепенное значение для государственного регулирования экономики, поскольку правительство несет с нее обязательства и расходует бюджетные средства на его обслуживание (закрытие основной суммы долга и выплату процентов, а иногда и штрафов за просроченные платежи).
Начиная с определенных уровней государственного внешнего долга, обслуживание становится трудным, а в некоторых случаях (в случае неблагоприятной экономической ситуации и высокого уровня внешнего долга) невозможным при полном объеме обязательств. Поэтому основой государственной политики в области внешнего долга является предотвращение внешнего долга, в котором возникают неблагоприятные ситуации.
Частный внешний долг, по-видимому, не создает никаких проблем для государства, но представляет собой проблему исключительно частных негосударственных компаний. Однако на самом деле это не так.
Большую часть частного внешнего долга обычно составляют крупнейшие отечественные банки и компании, которые формируются экономически.
Экономическое положение страны и ее социальная сфера зависят от успешности работы этих структур. Если у них есть проблемы с высоким внешним долгом, страдает вся экономическая система страны.
В результате государство может стать заложником высокого внешнего долга частных компаний в критических ситуациях и часто вынуждено вмешиваться, принимать часть обязательств по обслуживанию долга или выступать гарантом для кредиторов.
Поэтому, для национальной экономики государства опасность представляет высокий уровень как государственного, так и корпоративного внешнего долга.
Следовательно, анализ рассматриваемой угрозы целесообразно проводить на основании общего объема внешнего долга рис.1. (Приложение E)
Преобладание сырьевых товаров в российском экспорте. Эта проблема, в свою очередь, приводит ко многим внутриэкономическим проблемам (сложность восстановления доходов домашних хозяйств, снижение эффективности бизнеса в секторах сырья и основных технологий и т. д.).
Отток капитала в большинстве случаев является негативным и сигнализирует об экономическом кризисе и его низкой привлекательности для инвестирования. С точки зрения экономического развития отток капитала характеризуется выводом средств из экономики за счет их роста. Как показал опыт в стране и за рубежом, наибольший отток капитала зафиксирован в наихудших экономических ситуациях, что усугубляет и без того сложную ситуацию.
Дискриминационные меры зарубежных стран во внешнеторговых отношениях с Россией. Эти меры обычно применяются зарубежными странами для защиты своих производителей от импорта товаров, в том числе российских. В большинстве случаев эти меры направлены на усиление тарифных барьеров на импорт определенных видов продукции. Меры, которые упоминаются гораздо реже, могут принимать форму государственной политики в отношении товаров государства (например, России) на внутреннем рынке. В исключительных случаях дискриминационные меры принимают форму экономической блокады.
2.3 Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации
Как было определено выше под национальной экономической безопасностью страны понимается такое состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз, при котором вероятность реализации пессимистического сценария минимальна.