Файл: Экономическая безопасность России в современных геополитических условиях.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 1894
Скачиваний: 45
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты экономической безопасности
1.1 Понятия, цели и задачи экономической безопасности
1.2 Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики
1.3 Угрозы экономической безопасности государства и их характеристика
2. Национальная экономическая безопасность РФ – проблемы и перспективы развития
2.1 Стратегия в области обеспечения экономической безопасности
2.2 Внешние угрозы экономической безопасности РФ
2.3 Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации
2.4 Основные направления укрепления экономической безопасности РФ
Отметим, что внутренняя структура экономической безопасности Российской Федерации содержит три взаимосвязанных компонента:
- стабильность и постоянство национальной экономики, что означает защиту собственности, создание благоприятных условий для бизнеса, принятие мер по устранению коррупции, сокращение разрыва между богатыми и бедными и т.д.
– экономическая независимость, на усиление которой непосредственно влияет импортозамещения.
Даже в современной мировой экономике и международном разделении труда этот компонент по самой своей природе не зависит от взаимозависимости национальных экономик. Достижение финансовой независимости возможно за счет повышения конкурентоспособности продуктов и, как следствие, укрепления их позиций на международном рынке.
– способность к прогрессу и саморазвитию. Этот компонент находит свое отражение в создании благоприятного инвестиционного климата; политики, которая направлена на повышение уровня образования населения, что в свою очередь влияет на количество инноваций в стране.
Таким образом, успешная политика формирования экономической безопасности должна основываться на трех принципах: независимость, стабильность экономики страны и устойчивые темпы роста. Следовательно, все факторы, влияющие на один из трех компонентов, влияют на уровень экономической безопасности. На современном этапе наиболее подвержены негативному влиянию принципы экономической независимости и способности к прогрессу и саморазвитию экономики, частично обезопасить которые можно с помощью политики импортозамещения. Поэтому именно эти компоненты структуры безопасности должны рассматриваться в рамках создания сильной национальной экономики.
Годовой темп прироста ВВП в 2019 году составил 1,3%, что соответствует верхнему пределу прогнозной зоны Банка России [19]. Рост промышленного производства ускорился в основном за счет динамики производства в обрабатывающей и добывающей промышленности. Опережающие индикаторы инвестиционной активности указывают на сохраняющуюся тенденцию к увеличению ежегодных темпов роста инвестиций в основной капитал.
Темпы роста розничных продаж остались высокими, несмотря на небольшое замедление по сравнению с ноябрем 2019г. Безработица в декабре 2019 г. была исторически низкой и рост реальной заработной платы имел тенденцию замедления. В то же грузооборот транспорта продолжил снижаться. На сохранение некоторой неустойчивости экономической динамики указывали данные конъюнктурных опросов.
По прогнозным данным Банка России, темпы роста ВВП в 2020 году составят 1,5–2,0% [19]. Этому будет способствовать расширение внутреннего спроса, связанное с улучшением динамики реальной заработной платы и ускорением расходования бюджетных средств.
Риск прогноза ослабляет внешний спрос в условиях возможного замедления роста мировой экономики из-за коронавируса и других внешних факторов.
Таблица 1 (Приложение B)
Наряду с данными за 2019 г. Росстат опубликовал пересмотренную динамику ВВП и компонент его использования за 2018 г.
Пересмотр вверх потребления органов госуправления, вероятно, был обусловлен увеличением расходов на бюджетную систему в 2018 году по таким статьям, как заработная плата чиновников, закупки товаров, работ, услуг и другие. Значительные корректировки в сторону понижения повлияли на динамику валового накопления основного капитала (ВНОК) (с 2,9 до 0,1%). Вероятно, это было связано с пересмотром темпов роста валовой добавленной стоимости строительства в сторону понижения - с 4,7 до 2,6%. Замедление роста ВВП в 2019 году на 1,2 процентных пункта было связано с двумя важными факторами.
Во-первых, внешний спрос ослаб в условиях замедления глобального роста, но динамика экспорта была сдержана действием ограничений по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+.
Во-вторых, расширение потребительской активности домашних хозяйств несколько замедлилось в условиях роста среднегодовой инфляции, главным образом из-за повышения ставки НДС в начале года. В то же время динамика ВНОК и накопление запасов MOC оказали положительное влияние на рост производства, что связано с реализацией национальных проектов и хорошим урожаем.
Экономика России после фактического прекращения роста в первом квартале 2019 года на фоне дефицита совокупного спроса вернулась к росту. И по итогам 2019 года рост ВВП составит 1,3%. На фоне восстановления конечного спроса и структурных изменений рост ускорится до 1,7% в 2020 году и с 3,1 до 3,2% в 2021-2022 годах [19].
Инфляция в 2019 году, несмотря на все пессимистичные ожидания и эффект от повышения НДС, упадет ниже целевого уровня и составит 3,8% ежегодно.
Таблица 2 (Приложение C)
Ключевые факторы риска для экономической динамики 2020-2022 годов: дальнейшее ухудшение мировой экономической ситуации в свете торговых конфликтов и негативного развития кредитного цикла в России.
В первой половине 2019 года экономический рост замедлился до 0,7% г/г по сравнению с 2,3% г/г в 2018 году. Сводный показатель PMI, который характеризует общее финансовое положение и настроения компаний в производственном и сервисном секторах, снизился до 52,3 б.п. за январь-июль 2019 г. против 53,8 б.п. в среднем за 2018 г. (в июне этот показатель упал ниже 50-балльного порога) [19].
Ключевые факторами замедления стали: тенденция замедления совокупного спроса, слабость мировой экономики, ухудшение восприятия инвестиционного климата.
Изменения в фискальной политике не только компенсируются денежно-кредитной политикой, но и их изменение усиливает негативное влияние на совокупный спрос. В сентябре и декабре 2018 года Банк России дважды повышал свою учетную ставку до 7,75% и еще более серьезно повышал свои среднесрочные рыночные ожидания в отношении дальнейшей динамики процентных ставок. Одним из объяснений этих мер было повышение базовой ставки НДС с 1 января 2019 года и взаимное повышение учетной ставки в качестве «упреждающей» меры, однако опасений по поводу вторичного влияния повышения НДС на инфляцию не возникло.
В этих условиях также произошло ухудшение динамики инвестиций в основной капитал. В течение первого полугодия 2019 года темпы роста инвестиций составляли 0,6% в годовом исчислении на 4,3% в 2018 году. В то же время существенным фактором ухудшения динамики капитальных вложений в течение 1 полугодия 19 года стало сокращение бюджетных инвестиций (на -11,4% г/г в январе-июне), что, по данным Минэкономразвития России, внесло негативный вклад в темп роста инвестиций в основной капитал в 1П19 на 0,9 п.п.
Внешние условия развития экономики.
С апреля прошлого года прогноз на 2019 год был снижен в общей сложности на 0,7 процентного пункта. В то же время МВФ отмечает, что риски прогноза снижаются. Они связаны с эскалацией взаимных торговых противоречий и повышенной волатильностью на финансовых рынках. Взятые вместе, направление серии последовательных пересмотров МВФ ситуации в мировой экономике подтверждается прогнозом Минэкономразвития России о постепенном замедлении роста мировой экономики.
Базовый прогнозный сценарий все еще содержит предпосылку для структурного экономического спада в мировой экономике под влиянием накопленных дисбалансов. На темпы экономического роста в развитых странах будет негативно влиять структурно низкий рост производительности труда и долгосрочная проблема старения населения. Кроме того, политика сдерживания бюджетных расходов и ограничения дефицита бюджета будет еще одним сдерживающим фактором для зоны евро ввиду ограниченных возможностей стимулирования экономического роста посредством мер денежно-кредитной политики.
Высокая долговая нагрузка в квазигосударственном секторе будет сдерживать рост китайской экономики и, соответственно, стран-торговых партнеров.
Развитие торговых конфронтаций окажет дальнейшее негативное влияние на глобальные темпы роста - прежде всего США и Китая. В то же время ускорение темпов экономического роста США по сравнению с потенциалом, который находится под влиянием стимулирования налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, увеличивает вероятность резкого замедления (и возможного спада) в будущем. На этом фоне доллар США ослабнет по отношению к евро (а также к другим валютам в странах G-20) до уровня 1,25 долл. США за евро до 2024 года, что является консенсусом на рынке.
Ввиду развернувшихся торговых войн, которые является еще одним препятствием для роста мировой экономики, прогноз был пересмотрен в сторону понижения. Ожидается, что рост мирового ВВП замедлится до 2,5% к 2024 году.
В сочетании со слабым мировым спросом цены на важнейшие виды сырья (газ, уголь, черные и цветные металлы, дерево) после падения в 2019 году будут расти умеренными темпами и не превысят в среднем 3-4 % в год.
Из-за факторов, специфичных для рынка нефти (рост объемов и снижение себестоимости), дальнейшее снижение цены на нефть марки Urals оценивается в 53 доллара за баррель в 2024 году [19].
Внутренние условия развития экономики. Макроэкономическая политика на 2017–2019 годы, реализованная в рамках бюджетных правил и в соответствии с принципами таргетирования инфляции, привела к значительному повышению устойчивости внутренних экономических и финансовых показателей к изменениям внешнеэкономической ситуации. В частности, зависимость от курса рубля от колебаний цен на нефть практически исчезла. В то же время цена балансирующей нефти в бюджете упала более чем в два раза: с уровня более 100 долларов за баррель в 2014 до около 50 долларов за баррель в 2018-2019 годах.
Конкретные меры для социально-экономической политики на период 2018-2024 годов были установлены с учетом необходимости достижения целей национального развития и выполнения других приоритетных задач, изложенных в Указе Президента РФ № 204. Приоритеты социально-экономического развития на период до 2024 года ориентированы на развитие человеческого капитала и улучшение качества жизни. Достижение поставленных целей невозможно без достижения высокого и стабильного экономического роста, что требует расширения потенциала экономики. Поставленные цели могут быть достигнуты исключительно на основе