Файл: Исследовательская работа по выявлению эффективности внеурочной деятельности по борьба хапсагай.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы по главе 1

В первой главе мы рассмотрели преподавание физической культуры в условиях реализации ФГОС, выявили характерные особенности обучения в сельской школе и обосновали условия организации внеурочной деятельности в сельской школе.

Так, с внедрением ФГОС современный учитель физической культуры должен шагать в ногу со временем, а его работа должна соответствовать документам Правительства РФ и многоплановой политике президента в области физического воспитания подрастающего поколения, которая нацеливает учителей на системный подход в работе, на учет не только процентного показателя обученности и отчетных мероприятий, но и на повышение качества обучения и воспитания, на решение проблемы укрепления здоровья, на уровень физической подготовленности.

В условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, рассчитать обучение на каждого школьника, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. В процессе такой деятельности и тесного общения учащихся с товарищами, у них развиваются такие качества, таких как дружелюбие, взаимопомощь, отзывчивость. Малочисленность класса создаёт условия для привития на уроках физической культуры каждому учащемуся любви к конкретному виду спорта. Зачастую в малокомплектных школах многие ученики становятся «спортсменами-универсалами», защищая честь школы на соревнованиях муниципального, регионального и даже всероссийского уровней. Малая наполняемость предоставляет учителю такую возможность, и, естественно, он должен использовать её полностью.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Условия организации внеурочной деятельности отражаются в общественном договоре о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением. Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности. Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО рассматривается как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, в результате чего произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации школьников в условиях сельского социума.

Таким образом, цель внеурочной деятельности в сельской школе - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи внеурочных занятий:


  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширять рамки общения с социумом.



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

2.1. Диагностика показателей физических качеств юных борцов

С целью решения задачи выпускной квалификационной работы по выявлению эффективности реализации внеурочной деятельности по вольной борьбе в сельской школе нами было проведено исследование уровня физической подготовленности учащихся. Исследуемой базой послужила «Уолбинская СОШ» с.Уолба Таттинского района. Дата проведения диагностики – сентябрь 2014 г. и февраль 2015 г. В начале и в конце учебного года занимающиеся на секции физической культуры по вольной борьбе прошли тестирование для определения уровня физического развития. Им необходимо было выполнить представленные ниже тесты по общей, специальной и технической подготовке. В секции по вольной борьбе занимаются 20 учеников, так как Уолбинская СОШ является малокомплектной. Из них 8 юношей 13-14 лет (6-7 классы) вошли в контрольную группу исследования.

Тестирование по специальной и технической подготовке в начале учебного года проводилась с учащимися только после проведения нескольких занятий, с тем, чтобы прошел процесс «врабатываемости и адаптации организма занимающегося» к занятиям, данным видом единоборств.

Положительными итогами реализации внеурочной деятельности по вольной борьбе является положительная динамика выполнения занимающимися контрольных испытаний по общей физической подготовке, представленных в таблице 1. Так, мы определили индивидуальную динамику роста физической подготовленности.


Таблица 1

Тесты по общей физической подготовленности для учащихся,

занимающихся вольной борьбой

Развиваемое физическое качество

Контрольные (тесты) упражнения

Быстрота

Бег на 30 м (с), бег на 60 м (с)

Координация

Челночный бег 3х10м с хода (с)

Выносливость

Бег 400 м (мин., с), бег 800 м (мин., с), бег 1500 м (мин., с)

Сила

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

Вис на согнутых (угол до 90°) руках

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

Приседания с партнером равного веса (кол-во раз)

Бросок набивного мяча (3 кг) назад (м)

Бросок набивного мяча (3 кг) вперед из-за головы (м)


Выносливость

Подъем туловища, лежа на спине (кол-во раз)

Подъем ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке (кол-во раз)

Подъем партнера захватом туловища сзади стоя на параллельных скамейках (кол-во раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в высоту с места (см)

Тройной прыжок с места (м)

Подтягивание на перекладине за 20 с (кол-во раз)

Сгибание рук в упоре лежа за 20 с (кол-во раз)

Подъем туловища, лежа на спине за 20 с (кол-во раз)



2.2. Составление Программы внеурочной деятельности по вольной борьбе для детей школьного возраста

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Перед учебным заведением возникла задача -  создать здоровье сберегающую среду в школе в рамках ФГОС.

  С чем же сталкивается в данное время школьник:

  • постоянно регистрируемое снижение индивидуального уровня здоровья школьников;

  • отсутствие достаточной двигательной активности;

  • постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;

  • нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.

Современные социально-экономические условия повлияли и видоизменили образ жизни населения, в том числе изменилось отношение детей к спорту и физической культуре. Семья как институт общества воспитания ребенка все меньше прививает интерес детей к спорту. Так, родители забывают уделять внимание на активный образ жизни, пропагандировать виды спорта. От этого довольно низкая мотивация школьников наблюдается к занятиям физической культуры. В этом случае не только в семьях, но и во всех образовательных учреждениях необходимо проведение спортивно-оздоровляющих мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, организация внеурочной деятельности по интересующим видам спорта компетентными педагогами. Этой целью массового увлечения спортом должна быть направлена деятельность учителей физической культуры, владеющих современными образовательными технологиями и психолого-педагогическими знаниями.

Как сказано выше, необходимо создать здоровье сберегающую среду для внеурочной деятельности школьников по интересующим их видам спорта. Программа внеурочной деятельности должна отвечать современным требованиям ФГОС, а также интересам детей и их родителей. Такой вид спорта как вольная борьба имеет довольно высокую популярность в нашем регионе, так как за последние годы проводятся очень много состязаний муниципального, регионального, республиканского, всероссийского и даже международного уровня. Таким образом, у юношей всегда есть возможность участвовать в соревнованиях по вольной борьбе и показать себя как спортсмен. В республике есть училище олимпийского резерва, где ученики с лучшими результатами могут продолжить обучение, также есть учебные заведения, где выпускники могут получить квалификацию по виду спорта вольная борьба. Поэтому организация секции по вольной борьбе не только решит воспитательные задачи, но даст возможность детям реализовать себя в данном виде спорта.


Вольная борьба среди других видов спорта занимает видное место, она возникла в древности и завоевала любовь молодых борцов во всех странах мира. Так, вольная борьба имеет много разновидностей у разных народов, но цель у них едина – это всестороннее физическое развитие человека, упорный труд и укрепление физического и психического здоровья. Во всем мире не найдется ни одного человека, не знающего что такое вольная борьба. Схватки по вольной борьбе можно наблюдать и на олимпийских играх. Спортсмены, занимающиеся борьбой, отличаются высоким развитием таких физических качеств как сила, выносливость, быстрота, смелость, гибкость и др. Но все эти качества развиваются упорным трудом, регулярными занятиями спортом и целеустремленностью самого человека.

Приступая к составлению программы внеурочной деятельности по вольной борьбе, необходимо определить вид программы. Так, программы внеурочных занятий могут быть следующими:

- комплексные программы (например, для 1 класса по теме «Хочу все знать и уметь» - вся внеурочная деятельность подчинена данной тематике в зависимости от направлений, например, спортивно – оздоровительного направления внеурочные занятия: «Мы ловкие и смелые», «Туризм» - духовно-нравственное: «Я житель Земли»,- социальное:«Учусь делать добро»,- общеинтеллектуальное: клуб «Всезнайка», «Экономика для малышей»).

- по направлениям (спортивно – оздоровительного направления внеурочные занятия: секция «Туризм», «Спортивные игры», и т.д.).

Структурно программа внеурочной деятельности обычно содержит несколько разделов:

  1. пояснительную записку;

  2. общую характеристику программы внеурочной деятельности;

  3. место программы в базисном плане;

  4. ожидаемые результаты обучения;

  5. содержание программы по внеурочной деятельности;

  6. календарно-тематический план;

  7. описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности.

После составления рабочей программы внеурочной деятельности по вольной борьбе руководитель методического объединения естественных наук проверяет работу, согласует, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы утверждают работу.

Программа внеурочной деятельности по вольной борьбе должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.