Файл: Исследовательская работа по выявлению эффективности внеурочной деятельности по борьба хапсагай.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
каждого ребенка в том или ином виде спорта, учесть интересы детей при проведении занятий. Иногда так бывает, что дети участвуют и занимают призовые места в спортивных состязаниях, защищают честь школы. Таким образом, сельская школа имеет свои плюсы, когда малое количество учащихся может способствовать повышению качества обучения, и учителям физической культуры предоставляется отличная возможность реализовать свои идеи [4,5].

Работа учителя – это творческий по природе труд. Она требует от него определённого заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются его контактом с учащимися, ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям.

Профессионально-педагогическая подготовка учителя требует сориентированности на присущие малокомплектным школам специфические условия их деятельности.

Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает школа.

Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя: тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания [6].

Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения.

Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.

Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.

В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся.

В основной части урока (25 минут) решаются наиболее сложные задания обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.


При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приёмы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.

Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны. Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.

При обучении основным видам движений в малокомплектной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания.

В работе с учащимися малокомплектной школы наиболее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения выполняются первым потоком с участием детей 3-4 классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность к дифференцированному подходу в обучении учащихся разного возраста [7].

Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока, но проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно. Предложенные варианты игры (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.

Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.

В содержание заключительной части урока, задачей которой является приведение организма детей в спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т.д. [5].

Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно.
1.3. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС общего образования в сельской школе

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на ФГОС, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Согласно требованиям ФГОС нового поколения, учебный план для школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования [11].



Переход работы на ФГОС требует создания методических конструкторов:
• формирование универсальных учебных действий у обучающихся;

• организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности;
• реализация концепции духовно—нравственного развития школьника.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. [6].

Условия организации внеурочной деятельности отражаются в общественном договоре о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание внеурочной деятельности.

Образовательному учреждению при организации внеурочной деятельности целесообразно учесть следующие факторы:

- запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей),

- уровень квалификации педагогических работников;

- качество программ внеурочной деятельности, в соответствии с целями и задачами ООП НОО;

- значение программ внеурочной деятельности для конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг [11].

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением.

Количество групп, количество учащихся в группах, а также направления внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении
, расположенном в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.

Образовательное учреждение на основе примерных программ, или самостоятельно, создает программы курсов внеурочной деятельности, корректирует их в соответствии с целями, задачами ОУ, возможностями педагогов. Обеспечивая реализацию системно – деятельностного подхода, ОУ предоставляют обучающимся, родителям возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие потенциала обучающихся, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями [8].

Необходимо запустить механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

- эффективно использовать имеющиеся в школе учебно-методическую и материально-техническую базы, информационные ресурсы, методический потенциал;

- учитель получает возможность раскрыть свой творческий потенциал, реализует свои возможности, учит детей тому, чем владел сам.

Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО рассматривается как процесс вхождения учащихся в инновационную активную деятельность, в результате чего произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации школьников в условиях сельского социума [5].

Заинтересованность школы во введении внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Как же организована внеурочная деятельность в образовательном учреждении? Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то образовательное учреждением может столкнуться с рядом проблем:

  1. Внеурочная деятельность в учебный план школы не входит, поэтому ОУ приходится самостоятельно изыскивать финансовые возможности для оплаты труда педагогов, ведущих внеурочную деятельность.

2. Вопрос организации внеурочной деятельности более остро стоит именно перед сельскими школами. Мероприятия проводятся во второй половине дня, однако образовательное учреждение не имеет свободных помещений для организации внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности обучающихся невозможно использовать возможности образовательных учреждений дополнительного
образования детей в силу их отсутствия на селе, организаций культуры и спорта. В условиях сельской местности практически нет учреждений социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей. В селах имеется лишь Дом Культуры, библиотека и музей. Большую часть мероприятий приходится брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа, по сути является единственным культурным центром села.

Следует добавить, что организация внеурочной деятельности может основываться на следующих принципах:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и богатый положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- свобода выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка [7].

В свете постоянных инновационных преобразований в системе образования РФ, появления новых нормативных документов, проектов, методических рекомендаций, в период перехода на новые стандарты основного общего образования, когда внеурочная деятельность учащихся в школах является одной из форм организации свободного времени, необходимо организовывать спортивные секции внеурочной деятельности для обучающихся по баскетболу, волейболу, национальным видам спорта и т.д.. Данные игровые виды спорта широко применяются во внеурочной физкультурно-спортивной работе многих общеобразовательных организаций. Особое внимание нужно уделить секции по вольной борьбе, потому что это один из самых популярных и массовых видов спорта. К тому же вольная борьба не требует для занятия специального дорогостоящего оборудования, это один из самых доступных видов спорта, что собственно и важно в условиях сельской школы. Посещение спортивных секций даёт ребенку много новых возможностей. Такие занятия являются хо­рошей школой физической подготовки и призваны способствовать достижению всестороннего развития личности. Внеурочная работа по предмету повышает мотивацию, позволяет развивать в детях чувство ответственности за своё здоровье, бережное к нему отношение. Подтверждением положительных результатов внеурочной деятельности по вольной борьбе являются спортивные достижения учащихся, участие в спортивных состязаниях муниципального, регионального, республиканского и всероссийского уровня [4,6,11].