Файл: Содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ
Введение….…………………………………………………………………………..3

1 Независимость судей – конституционный принцип в российской федерации

    1. Принцип независимости судей в истории российского государства…...….5

    2. Правовые основы независимости судей……………………………..………7

  1. Правовые гарантии независимости судей и их развитие в действующем законодательстве

    1. Классификация гарантий независимости судей…………………….………9

    2. Несменяемость судей и подчинение их только закону………………….…11

    3. Неприкосновенность судей……………………………………..…….….…16

    4. Проблемы реализации независимости судей …………………………...…18

Заключение……..………………………………………………………………...…20

Список использованных источников……………………………………...………22

ВВЕДЕНИЕ
Следует начать с того, что выбранная мною тема курсовой работы «Независимость судей и ее гарантии» является весьма актуальной как с самого начала судопроизводства в Российской Федерации и появления данного принципа деятельности судов – независимости судей, так и по сей день, согласно действующему законодательству. Также особое внимание к данному вопросу подтверждает и тот редкий накал споров и дискуссий по ней, не утихающий в правовой, научной литературе и в федеральных средствах массовой информации. Кроме того, следует отметить, что принятый страной курс на формирование правового демократического государства, очень важным для законодательных органов Российской Федерации стоит вопрос совокупности гарантий, направленных на создание условий, обеспечивающих полную реализацию принципа независимости судей и подчинения их только закону. Данная работа ознакомит Вас прежде всего с одним из важнейших принципов деятельности судов, даст точное представление о правовых основах данного принципа, гарантии его реализации, тенденции развития.

Улучшения и, несомненно, укрепления сильной и независимой судебной власти требует развитие правового демократического государства. Только действительно независимые судьи могут осуществлять справедливое правосудие, выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина, основным правовым инструментом общества и государства. Именно поэтому обеспечению независимости судей и судебной системы в целом уделяется повышенное внимание.


Согласно ст. 120 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, судьи являются независимыми и подчиняются только основному закону Российской Федерации – Конституции Российской Федерации, и федеральному закону1. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи остаются независимыми и никому не подотчетны, кроме закона. Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность21.

Объектом данной курсовой работы является деятельность судей в целом, те принципы, которым они подчиняются согласно действующему законодательству; порядок отбора судей; полная классификация гарантий реализации такого важного принципа деятельности судов, как независимость судей, основной задачей изучения которого и имеет данная работа.

Предметом же является наиболее значимый принцип деятельности судов – независимость судей, конкретное его рассмотрение, нахождение особенностей и их анализ. Благодаря различным нормативным актам, справочным материалам, мнениям специалистов я смогу дать точное представление о данном принципе.

Целью исследования является анализ и изучение наиболее важного принципа деятельности судов Российской Федерации - независимость судей, и ее гарантий.

Задачи работы – рассмотреть и выявить сущность принципа «независимость судей», классифицировать виды ее гарантий и охарактеризовать их признаки, охарактеризовать нормативное регулирование порядка отбора и назначения судей на их должности, рассмотреть конституционно-правовые институты несменяемости и неприкосновенности судей, проанализировать проблемы реализации независимости судей в современном государстве.
1 Независимость судей – конституционный принцип в Российской Федерации

1.1 Принцип независимости судей в истории российского государства– судебная реформа 1864года
Независимость судей – важнейший конституционный принцип современного правосудия. Именно поэтому я считаю, что обязана затронуть в своей работе историю возникновения данного принципа, его предпосылок.

История деятельности судов, а если рассматривать точнее – принципы работы судей, начинается еще со времен Александра 2.



В 1864 году была проведена судебная реформа, которая внесла существенные изменения в сфере судопроизводства: если говорить кратко, были созданы суд присяжных, мировой суд и коронный суды, судопроизводство стало существовать обособленно от администрации, вместе с тем провозглашались гласность и состязательность судебного процесса.

Теперь давайте подойдем конкретнее к судебной реформе 1864 года. В результате данных изменений были созданы две системы судов: местные и общие суды. К местным относились мировые суды, рассматривающие мелкие уголовные дела, а также гражданские дела. Мировой судья избирался на три года уездным земским собранием, ими могли быть лица не моложе 25 лет, со средним или высшим образованием, обладавшим высоким имущественным цензом. Также стоит учесть, что мировой судья все подсудные ему дела рассматривал единолично. Почетными мировыми судьями являлись лица, имеющие значительный доход. Также суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия.

Рассмотрение дела в судах было ограничено двумя инстанциями, для суда присяжных - одной инстанцией, и для всех дел - одной кассационной инстанцией. Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было отделено от полицейского и стало процессуально независимым были реформированы судебное следствие, прокуратура, нотариат, создано сословие присяжных поверенных (адвокатура).

Обратимся теперь к рассмотрению судопроизводства современной России, закрепленной в федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации»31. В соответствии с ним все суды, существующие в Российской Федерации, подразделяются на две группы: федеральные суды и суды субъектов. Современная судебная система, с чем нельзя не согласиться, стала более сложной, чем это можно было увидеть в конце 19 века.

Все это говорит о том, что Александровская реформа и нынешнее законодательство Российской Федерации в сфере судебного процесса очень схожи между собой. Уже тогда государству было важно положение судей и их статус, они являлись несменяемыми, судебные дела решались на основании внутреннего убеждения судей.


Рассматриваемая судебная реформа стала одним из кардинальных преобразований отечественной судебной системы за все время ее существования. Эта реформа является первым шагом на пути построения в России системы разделения властей, формирования демократического правового государства. В результате судопроизводство стало отвечать самым высоким демократическим стандартам своего времени.

Многие ученые, научные профессора, преподаватели и даже студенты продолжают сравнивать нынешнюю судебную реформу и российскую судебную реформу 1864 года, пишут научные статьи на эту тему, анализируют то, откуда были заимствованы принципы судопроизводства, виды судов. Это, несомненно, оказывает положительное влияние на сегодняшнее общество, так как это помогает выявить некую параллель между двумя великими эпохами, понять сущность и значение проведения преобразований.
1.2 Правовые основы независимости судей
В нормах, закрепленных в Конституции Российской Федерации, содержится, что суды, представляющие собой в целом судебную власть в России, действуют самостоятельно и независимо от исполнительной и законодательной властей. Необходимым же условием существования самостоятельной судебной власти является наделение суда полномочиями, дающими ему возможность защищать свободу личности от вторжения и законодательной, и исполнительной власти.

Данный принцип прописан не только в Конституции Российской Федерации – основном законе данного государства, но и в таких нормативных актах, как Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»41, закон «О статусе судей в Российской Федерации»5, гражданском процессуальном кодексе 6 и ряда других правовых источниках государства. Всё это гласит о том, что данный принцип наиболее важен и применим ко всем сферам правовой культуры. Более того, до сих пор не утихают и на тему, том, как необходим судебный для правосудия стране.

В настоящем разделе данного параграфа мы рассмотрим более подробно принцип независимости судей, в частности этот принцип при осуществлении отправления правосудия.

Исследование обстоятельств дела должно проходить в такой обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления. Именно поэтому независимость судей лежит в основе осуществления любого из видов правосудия, в том числе и уголовного.


Суду необходимо создать такие условия при осуществлении правосудия, в которых он смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению, без каких-либо посторонних вмешательств.

Наиболее значимые трудности реализации принципа независимости су-дей при осуществлении правосудия, по моему мнению, таковы:

1) Говоря об уровне общей правовой культуры не только обычных граждан, но и большинства должностных лиц, несложно отметить его крайне низкую степень. Этому способствует, прежде всего, противодействие утверждению независимости правосудия. Данное явление толкает обеспеченных людей идти на некий шаг безразличия по отношению к окружающим, думая лишь о себе и своей судьбе. Они всеми силами стараются продемонстрировать свое должностное могущество, что в любом случае будет способствовать тому, что о судье будут думать как о подчиненном работнике, который выполняет указания вышестоящих лиц;

2) Также люди привыкли думать, что суд является обычным чиновничьим аппаратом. Тем самым, это служит неким стереотипом общества и заложено в сознании огромного круга людей;

3) Говоря о судебной деятельности, а если быть точнее – деятельности судей, следует учесть то, что далеко не все судьи обладают достаточными профессиональными, личностными качествами, предусмотренными для выполнения стоящих перед ними задач. Приходится с сожалением констатировать, что не все они обладают высокой принципиальностью, осознают высокую миссию правосудия и отстаивают свою независимость.

2 Правовые гарантии независимости судей и их развитие в действующем законодательстве

2.1 Классификация гарантий независимости судей
Вторую главу работы посвятили рассмотрению аспектов независимости и развитию современном законодательстве Федерации. Параграф главы открыто классификацию независимости судов Российской Федерации.

Независимость судей в российском государстве обеспечивается определенными гарантиями (об этом говорят ст. 9-10 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»7). Существуют различные мнения авторов, которые, рассматривая вышеуказанные статьи закона, разделают все гарантии независимости судей на политические, экономические и правовые. Перейдем к более подробному их рассматриванию.

В литературе предлагается следующая классификация видов гарантий независимости судей: