Файл: Содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
242, давайте же обозначим все средства, направленные на обеспечение судейской неприкосновенности:

1. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

2. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

- в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;

- в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

- в отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

4. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Таким образом, следует сделать вывод, что принцип неприкосновенности судей тесно связан с принципом независимости судей и они действуют неразрывно. Никакая другая ветвь власти - ни законодательная, ни исполнительная, невправе задерживать судью, заводить на него уголовные дела без законных на то оснований.
2.4 Проблемы реализации независимости судей
Независимость правосудия - это не просто элемент правового государства, а механизм реализации остальных его составляющих, в том числе гарантии подконтрольности закону представителей власти, а также соблюдения ими прав граждан или подданных.


Если затрагивать гарантии независимости судей, то в любом случае необходимо рассмотреть вопрос о том, существует ли в реальной жизни тот комплекс мер финансового, организационно-правового и кадрового характера, которые обеспечивают судье возможность осуществлять свои полномочия носителя государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны и, что самое главное, существует ли механизм противодействия таким попыткам.

За последние 10 лет судьи огромное количество раз за осуществление своей деятельности становились жертвами преступлений. Давайте же рассмотрим наиболее известные случаи данной трагедии.

На мой взгляд, самым известным преступлением в данной сфере за последние 10 лет является убийство федерального судьи Гагаринского районного суда города Москвы Эдуарда Чувашова. В начале 2010 года Чувашов занимался делом банды русских националистов «Белые волки», признанных виновными в серии убийств и приговорённых к срокам лишения свободы от 6,5 до 23 лет, и рассматривал дело Рыно — Скачевского — других русских националистов, которые за убийства были осуждены к срокам от 6 до 20 годам лишения свободы. Судья был убит 12 апреля 2010 года при выходе из своей квартиры. Неизвестный стрелял из нагана и после убийства скрылся.

Ни для кого не секрет, что решения, которые принимают судьи при осуществлении своих полномочий создают некие правовые последствия и непосредственно затрагивают права и интересы отдельных лиц. Именно поэтому для судей предусмотрен особый порядок уголовного преследования. лица, такие решения, нуждаются повышенной и иммунитета необоснованного преследования. Вместе положительным данного института, его применении, ряд вопросов, которые затрудняют общих уголовного процесса, направленных защиту общества преступлений.

Именно осуществление особого порядка уголовного преследования в судей несогласие, как стороны работников органов, и населения . Однако народа суду судьям многом и отношения судей ответственности случае ими закона. То есть, другими словами, людей больше всего интересует, будет ли к судьям такое же справедливое отношение, что и к обычным гражданам.

Проблемы реализации принципа независимости судей до сих пор весьма актуальны и рассматриваются огромным количеством историков, критиков, политических деятелей и других выдающихся личностей.

На мой вгляд, весь этот комплекс мер по отношению к судьям, обеспечения гарантий их независимости должен непосредственно исходить из установленного Конституцией Российской Федерации принципа равенства всех властей и, соответственно, недопустимости различий в системе обеспечения статуса их носителей, определяться критериями, не решением другой власти.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проделанной работы по написанию курсовой работы на тему «Независимость судей и ее гарантии» мы, несомненно, можем сделать вывод, что принцип независимости судей как неотъемлемая составляющая судебной власти является главенствующим аспектом судопроизводства в целом.

Провозглашение в Конституции Российской Федерации принципа независимости судей явилось серьезным шагом по укреплению правового положения российских судей и как следствие судебной власти в целом.

Также следует отметить, что конституционный принцип независимости судей является одним из самых неоднозначно воспринимаемых как среди ученых, так и среди практиков. У рассматриваемого принципа всегда были свои сторонники и свои противники. Одни выступали за его нормативное закрепление и отстаивали его целесообразность, другие - за полную ликвидацию принципа независимости судей. С одной стороны, данный принцип рассматривают как гарантию судьям в их независимости от органов или лиц их назначивших и, как следствие, обеспечивает возможность беспристрастного и справедливого рассмотрения дел; с другой стороны, ученые акцентируют внимание на том, что закрепление данного принципа не дает возможности исправить «ошибку» в случае назначения на должность судьи кандидата, не соответствующего должному профессиональному и моральному уровню. Воплощение же принципа независимости судей при осуществлении правосудия зависит, прежде всего, от надлежащей реализации правовых и процессуальных гарантий такой независимости.

Актуальность темы исследования была определена с теоретической стороны - неопределенностью и слабой разработанностью в науке конституционного права понятия, правовой природы, содержания и гарантий конституционного принципа независимости судей, что потребовало их теоретического анализа.

Возрастание значения независимости судей в укреплении судебной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти, наличие ряда пробелов и неопределенности в конституционно-правовом регулировании данного вопроса определило актуальность темы с практической точки зрения.

Как уже было утверждено выше, без независимого суда невозможен справедливый и честный суд, не гарантируется судебная защита прав и свобод человека в целом. Этот принцип основывается на том, что судьи при осуществлении своей деятельности прислушиваются к своему внутреннему убеждению, руководствуясь лишь Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.


Таким образом, нами была выявлена и рассмотрена сущность принципа «независимости судей». В работе были классифицированы и охарактеризованы виды гарантий данного объекта исследования, а именно: политические, экономические и правовые. Также нами был рассмотрен порядок отбора и наделения судей Российской Федерации полномочиями и его нормативное регулирование в российском законодательстве. Мы рассмотрели конституционно-правовые институты несменяемости и неприкосновенности судей, которые содержатся, в первую очередь, в Конституции Российской Федерации – ст. 121 и 122. В работе проанализированы проблемы реализации независимости судей в современном государстве. Тем самым, задачи курсовой работы были выполнены, а цель - анализ и изучение наиболее важного принципа деятельности судов Российской Федерации - независимость судей, и ее гарантий, была достигнута.

Каждому гражданину Российской Федерации, несмотря на то, в какой области он является профессионалом, необходимо знать содержание статьи 10 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и что каждая ветвь является самостоятельной. И, конечно же, вытекающий из нее принцип независимости судей, который содержится в статье 120 Конституции Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации (с гимном России). Москва: Проспект, 2017. С. 64.

2 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС КонсультантПлюс.

3 О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // СПС КонсультантПлюс.

4 О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контро-лирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

5 Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

6 О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

7 О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // СПС КонсультантПлюс.

8 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СПС КонсультантПлюс.


9 Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи: Постановление Совета судей РФ от 26.12.2002 № 78 // СПС КонсультантПлюс.
Учебники, учебные пособия
10 Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. С. 254.

11 Авдовкин В. С., Бобренев В. А. Правоохранительные и судебные органы России: учебник // Российский государственный университет правосудия, 2016. С. 289.

12 Авдеенкова, М. П. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013.

13 Васьковский, Е.В. Учебник гражданского процесса / Васьковский Е.В.; Под ред., с предисл.: Томсинов В.А. — М.: Зерцало, 2003. С. 54.

14 Добрынин Н.М. К вопросу о соотношении Конституции Российской Федерации и конституционализма: действительное и неизбежное // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 3 - 10.

15 Ермошин Г. Т. Гарантии независимости судей – носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. – 2015. - №5. С. 56.

16 Ершов В. В. Самостоятельность независимость власти Федерации / ред. Ершова В. В. - М.: , 2016. С. 322.

17 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебное пособие. М.: 2013 С.565.

18 Котелевская И.В. Правовые акты: учебно-практическое и справочное пособие / И.В. Котелевская - М.: 2014. С. 532.

19 Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015. С. 248.

20 Телятников В.И. Убеждение судьи. Судебная практика / В.И. Телятников – М., 2003. С. 331.

21 Милосердова, Л. Ф. Судебная реформа 1864 г как этап в процессе демократизации судебной системы России/ Л. Ф. Милосердова //ЕврАзЮж - номер 2(45). - 2012. С. 97-101.

22 Чистяков, О. И. Реформы Александра II. Сборник нормативных актов / О. И. Чистяков, Т. Е. Новицкая. - М., 1998. С. 464.


1 Конституция Российской Федерации (с гимном России). Москва: Проспект, 2017. С. 64.

2 О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // СПС КонсультантПлюс.

31 О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // СПС КонсультантПлюс.

41 О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // СПС КонсультантПлюс.

5 О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // СПС КонсультантПлюс.