Файл: Содержание введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Политические гарантии независимости. К таким гарантиям следует относить закрепленные в различных нормативно-правовых актах положения, запрещающие судьям состоять в политических партиях и движениях, быть представителями каких-либо организаций, представлять интересы должностных лиц. Необходимо, чтобы решения судей не мотивировались их политическими убеждениями.

  2. Экономические гарантии независимости. К ним относят закрепленные в различных нормативно-правовых актах (например, ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ») положения, предоставляющие судьям за счет бюджета материальное и социальное обеспечение, соответствующее их высокому статусу и социальной роли, также предусмотрено бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.

  3. Среди правовых (юридических) гарантий выделяют следующие:

- не подотчётность судей в своей деятельности по осуществлению правосудия, и осуществление её только в согласии с положениями Конституции РФ и других законов (п. 4 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в РФ»8);

- наличие законодательно установленного порядка осуществления правосудия (п. 1 ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в РФ»);

- наличие законодательно регламентированного порядка наделения судей полномочиями, порядка их приостановления и прекращения (ст. 6, ст. 13 Закона РФ «О статусе судей в РФ»);

- легально закрепленное право судьи на отставку (ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в РФ»);

- наличие, законодательно закрепленной системы органов судейского сообщества (Федеральный закон от 14 марта 2002 года №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»92);

- закрепление в законе принципа несменяемости судей (ст. 121 Конституции РФ103);

- легальное закрепление принципа неприкосновенности судей (ст. 122 Конституции РФ);

- существование, законодательно урегулированной и установленной системы мер защиты здоровья, жизни, имущества судей всех судов общей юрисдикции и их близких (Федеральный закон от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 111).

Таким образом, одним из важнейших конституционных принципов для российского правосудия является принцип независимость судей. При выполнении судом своих обязанностей и отправлении правосудия он выступает гарантом объективности и беспристрастности, а также созданию равных условий для состязательности в процессе, которые необходимы для установления действительных обстоятельств дела и вынесения законного и обоснованного решения.

2.2 Несменяемость судей и подчинение их только закону
В статье 10 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, установлено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»122.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа.

В комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Ю.А. Дмитриева справедливо отмечается, что «принцип разделения властей обеспечивает самостоятельность и независимость судебной власти, взятой в целом, как совокупности органов, отправляющих правосудие. Но он не гарантирует независимости каждого отдельного судьи, который может опасаться, что, в случае если его деятельность не понравится кому-либо (органам государственной власти), он может лишиться своего места»131. И как указал Е.В. Васьковский, «пока такое опасение возможно, в беспристрастии судей нельзя быть уверенным. Чтобы устранить это, есть одно средство: несменяемость судей. Она состоит в том, что судья не может быть без собственного желания или судебного приговора ни удален от занимаемой им должности, ни перемещен на низшую или равную должность, ни оставлен за штатом без содержания»142.

Следует отметить, что принцип несменяемости судей воспринимался и продолжает восприниматься учеными и практиками неоднозначно. У данного принципа судебной власти всегда были свои сторонники и свои противники. Одни выступают за его нормативное закрепление, другие доказывают обратное, подчеркивают отрицательное влияние на формирование судебной власти.

Так, например, по мнению Добрынина В.М. конституционно установленный принцип несменяемости судей в нашей стране не подкреплен соответствующими механизмами ответственности и ведет лишь к росту внутрикорпоративной судейской солидарности и кастовой замкнутости, в отрыве от общественных интересов и функции по утверждению правосудия153.

Авакьян С.А., критикуя профессиональную подготовленность большей части судей в Российской Федерации, их юридическую грамотность и общей уровень культуры

, отмечает: «парадоксально, но в таких условиях несменяемость и иммунитет судей зачастую играют роль, противоположную той, которая этими положениями предусматривалась, – безбоязненное, наплевательское отношение к закону и гражданину, высокомерие и черствость становятся обыденностью судейского поведения»164.

Данный принцип содержится в действующем законодательстве Российской Федерации, поэтому далее следует затронуть его легальное закрепление в законе более подробно.

Конституция Российской Федерации как главный и основной закон государства, несомненно, предусматривает наличие важнейших принципов судопроизводства, в том числе и принципа несменяемости судей.

Статья 121 Конституции Российской Федерации гласит: «Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом»171.

Конституция Российской Федерации в статье 121 провозгласила принцип несменяемости судей, который должен предполагать такой порядок формирования и функционирования судейского корпуса, при котором ни одна из ветвей власти – ни исполнительная, ни законодательная, не имеют права произвольно перемещать судей как «по горизонтали», так и «по вертикали», измененять срок их полномочий, приостанавливать или прекращать их полномочия, что является важнейшей гарантией институциональной независимости судебной власти. То есть это говорит о том, что судья может не переживать и не опасаться за то, что его могут незаконно сместить с его должности, и тем самым быть более беспристрастным и справедливым в разрешении конкретных правовых задач. Что в результате является гарантией независимости судей в содержательном значении.

Несменяемость судей, заключающаяся в невозможности смещения судьи с занимаемой должности, а также невозможность произвольно изменить компетенцию судьи, нарушив правило о необходимости рассмотрения дела именно теми судом и судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, реально обеспечивает независимость и беспристрастность конкретного судьи в конкретном деле.

Содержательно конституционный принцип несменяемости судей охватывает следующие элементы:

- наличие законодательно установленного срока полномочий судьи;

- отсутствие возможности перемещения без согласия судьи как «по горизонтали», так и «по вертикали»;

- наличие законодательно регламентированного порядка наделения судей полномочиями, порядка их приостановления и прекращения.


Т.е. для полноценной реализации конституционного принципа несменяемости судей в Российской Федерации, необходимо, чтобы все его элементы были надлежащим образом гарантированы законом и обеспечены соответствующими механизмами претворения в жизнь, в том числе и механизмами защиты.

Далее давайте поговорим о каждом элементе конституционного принципа несменяемости судей более подробно:

  1. Срок полномочий судьи. Если рассматривать Основной закон государства – Конституцию, то несложно заметить, что сроки полномочий в отношении судей Российской Федерации ей не установлены, а статья 121 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип несменяемости судей.

Следует отметить, что принцип несменяемости судей не предполагает, что полномочия носителей судебной власти обязательно должны носить бессрочный характер, достаточно наличия гарантированного срока, в течение которого судья их осуществляет.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» говорит о том, что полномочия судьи федерального собрания не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания судьи в должности – 70 лет181.

  1. Отсутствие возможности перевода судей на другие должности, в другой суд или в другую коллегию без их согласия. Предполагается, что такое перемещение невозможно как в «горизонтальном», то есть перевод из суда в суд одного уровня или из коллегии в коллегию внутри одного суда, так и в «вертикальном» направлении, или то что называют «судейской карьерой». Судья не может быть переведен ни на низшую, ни на высшую должность, ни в другой суд без его согласия.

Перемещение судьи должно быть основано только на принципах согласованности и добровольности.

  1. Наличие законодательно регламентированного порядка наделения судей полномочиями, порядка их приостановления и прекращения. Принцип несменяемости судей не исключает возможность приостановления или даже досрочного прекращения полномочий судьи. Важнейшей гарантией конституционного принципа несменяемости судей в данном контексте является отсутствие именно произвольной возможности смещения судьи со своей должности.

Необходимость установления особого порядка приостановления и прекращения полномочий судей в Российской Федерации напрямую вытекает из части 2 статьи 121 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом
191.

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации и реализуется по решению самого Конституционного Суда Российской Федерации202. А основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей иных судов закреплен в статьях 13, 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»211. На практике вопреки конституционной норме такие основания в отношении судей конституционных (уставных) судов закрепляются так же и в законах субъектов Российской Федерации.

Таким образом, конституционный принцип несменяемости судей – это регулятор общественных отношений, связанных с организацией и функционированием судейского корпуса, согласно которому судья наделяется полномочиями на определенный законом срок, не подлежит переводу «по горизонтали» или «по вертикали» без законных на то оснований, а приостановление и прекращение полномочий судьи возможно только по основаниям, изложенным в федеральном законе.
2.3 Неприкосновенность судей
В статье 122 Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи неприкосновенны22. Неприкосновенность – одна из самых важных гарантий независимости судьи. Этот принцип судопроизводства также является одним из основных гарантий и провозглашает независимость судей от исполнительной и законодательной власти.

Вышеуказанная гарантия распространяется на личность судьи, занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им средства связи и транспорта, обладающие им имущество и документы. Судья ни в коем случае не может быть задержан или доставлен в государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.

Также в статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» говорится о том, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации231.

Все вышеперечисленные правовые гарантии данного принципа перечислены в ст.16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»