Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
70/75
·
существующая структура экономики, в которой преобладают крупные диверсифицированные компаний, ограничивает возможности регулирования отдельных отраслей и секторов.
Довольно обоснованы и противоположные аргументы - аргументы в пользу осуществления
государственной индустриальной политики:
·
рыночный механизм не способен ликвидировать серьезные дисбалансы экономики;
·
рыночные субъекты при принятии решений ориентируются, как правило, на достижение краткосрочных целей, что может приводить к отклонению от общественного долгосрочного оптимума;
·
функционирование рыночного механизма сопряжено с высокими социальными издержками;
·
возникающие отрасли в период становления могут оказаться неконкурентоспособными, хотя их развитие необходимо для общества.
В основе государственной отраслевой политики лежат принципы:
·
экономической эффективности, котораядостигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она стимулирует производителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Поэтому государственная политика нацелена на развитие здоровой конкуренции на рынке;
·
оптимизации поведения экономических агентов - экономические субъекты должны самостоятельно принимать хозяйственные решения, подавление конкурентного механизма прямым государственным регулированием недопустимо свобода выхода и входа;
·
стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами.
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (см.
табл.).
Таблица 3.
Типы отраслевой политики государства
Типы отраслевой
политики
По используемым методам
пассивная активная
По целям защитная
Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами,
антимонопольное регулирование
Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и
внешнеторговой протекционистской политикой наступательная
Конкурентная политика сочетает антимонопольное регулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной,
финансовой, монетарной и
правовой политики
Структурная политика проводится в целях ускорения экономического роста,
разрабатывается система координации экономических решений (в том числе создается система индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике
Основной целью пассивной защитной отраслевой политики является борьба с монополиями,
деятельность которых ведет к неэффективному размещению ресурсов и потерям общественного благосостояния. Составной частью пассивной политики являются антимонопольное регулирование и контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.
Защитной данная политика считается постольку, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она относится к пассивной так как, с одной стороны, осуществляется только в случае существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой, – этот тип отраслевой политики не стимулирует производственную активность.
Пассивная и защитная отраслевая политика выступает прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли национальных фирм в пользу зарубежных, и на внутреннем рынке, и на рынке третьих стран.
Пассивная наступательная отраслевая политика (концепция «благоприятного экономического
климата») предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий содействуют развитию конкуренции, хотя не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования. В качестве другого примера политики, способствующей развитию конкуренции, можно назвать антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она не ставит целью воздействовать на конкретные решения фирм и домохозяйств, а только улучшает условия принятия им решений. Такая модель


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
71/75
экономической политики наиболее близка правительствам, которые отвергают активное вмешательство в экономику. Хотя следует отметить, что осуществление данного вида политики наталкивается на ряд проблем: структурная безработицы, несбалансированный экономический рост и др., которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.
Активная защитная отраслевая политика использует определенные инструменты в целях предотвращения тех или иных решений фирм, имеющие конкретную направленность. Пример такой политики - протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Странами ЕС подобная модель политики была принята в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием общих и конкретных,
позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Данный тип отраслевой политики используется в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.
Государство воздействует на экономические отношения при помощи прямых и косвенных методов
регулирования.
Прямые методы государственного воздействия основаны на вмешательстве в деятельность экономических агентов с использованием государственной власти и не содержат экономических стимулов.
К таким методам относят:
·
разработку стратегических целей развития экономики страны и их дальнейшую детализацию в государственных планах и программах;
·
составление государственных заказов и контрактов на поставку определенной продукции,
выполнение работ, оказание услуг;
·
государственную поддержку этих программ и заказов;
·
законодательно закрепленные нормативные требования к качеству продукции и ее сертификации;
·
составление перечня ограничений и запретов по выпуску определенных видов продукции;
·
лицензирование внешнеторговых операций.
Косвенные методы государственного регулирования воздействуют на экономические интересы хозяйствующих субъектов, опираясь на рыночные отношения. К ним относятся:
·
система налогообложения, предоставление налоговых льгот;
·
регулирование цен;
·
объем платежей за используемые ресурсы;
·
определение ставок процента за кредит, кредитные льготы;
·
установление валютного курса и условий обмена валют;
·
таможенное регулирование экспортно-импортных операций.
Антимонопольная политика государства.
Проблема существования конкуренции и состязательности на рынке в современных условиях имеет чрезвычайно важное значение, т.к. имеет место быстрое и широкое распространение монополизации различных отраслей экономики. Фирмы, располагающие значительной монопольной властью,
злоупотребляют ею в различных формах. Целью же государства является содействие созданию условий для достижения наивысшей эффективности национальной экономики. Поэтому при разработке отраслевой политики речь идет, в первую очередь, о стимулировании развития конкурентоспособных рыночных структур. Одной из форм государственного регулирования является антимонопольная деятельность.
Антимонопольная политика государства.
Как известно, монополия представляет собой такую рыночную структуру, в которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара, контролирующий рынок целиком.
Остаточный спрос на продукцию фирмы-монополиста относительно неэластичен.
В этой связи целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, ликвидация нежелательных рыночных структур, помощь одним группам экономических агентов за счет других, борьба с недобросовестной конкуренцией.
Существуют следующие методы государственного регулирования:
·
введение конкурса на место управляющего монополией;
·
«потолок» цен;
·
установление «потолка» рентабельности;
·
реорганизация отрасли путем разделения монопольного производства на несколько фирм;
·
снижение входных барьеров в монополистическую отрасль и внедрение таким образом конкуренции на рынок.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования.

22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
72/75
Антимонопольное регулирование в зарубежных странах насчитывает более чем столетнюю историю имеет место почто в 90странах. В зарубежных странах существует целый блок антитрестовского законодательства, направленного на решение вопросов монополистической практики, нечестной конкуренции, установления жестких цен и т.п. Эти действия, трактуемые законодательством как незаконные, предусматривают санкции в соответствии с гражданским и уголовным правом.
В США цель антимонопольной политики заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию. Антимонопольное регулирование осуществляется федеральными и местными судами, Министерством юстиции и
Федеральной торговой комиссией.
США – одна из первых стран, в которых было принято антимонопольное законодательство:
·
Акт Шермана (1890), запрещающий тресты и практику монополизации торговли между штатами.
Монополия здесь трактуется как доминирующее положение фирмы на рынке, а антиконкурентные
действия фирм считаются уголовным преступлением, за которое предусматривается наказание в виде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн. долл. для компаний и до 100 тыс. долл. для частного лица или расформирования компании.
·
Акт Клейтона (1914), ориентированный на поддержку конкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции и направлен главным образом против горизонтальных слияний.
·
Акт Робинсона-Пэтмана, запрещающий ценовую дискриминацию и предполагающий уголовную ответственность за политику «грабительских» цен - цен ниже уровня средних/предельных издержек с целью вытеснения конкурента с рынка.
Согласно законодательной классификации в
США, выделяются следующие виды противоконкурентных действий фирм:
Незаконные как таковые (на основании буквы закона):
·
горизонтальное фиксирование цен;
·
горизонтальный сговор о доле рынка;
·
групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
·
договоренность о взаимных продажах и закупках;
·
«связанные продажи»;
·
недостоверная информация о товаре.
Незаконные на основании правила разумности (на основании духа закона):
·
вертикальное фиксирование цен;
·
отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
·
исключительное право покупки или продажи.
Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.
Еще одним направлением государственной политики служит регулирование информационного
обеспечения рынка.
Антимонопольная политика в Западной Европе.
В Европе запреты на монополии мало распространены. Значительное же внимание уделяется регулированию монополий и доминирующих фирм. Существует запрет на слияния; исключение – если они способствуют экономическому прогрессу. при проведении отраслевой политики активно используется концепция «эффективной конкуренции» - конкуренции, которая способствует структурной перестройке национальной экономики. Основой регулирующих мероприятий стран-членов Европейского Сообщества является Римский договор, который: запрещает картели и другие ограничительные соглашения между фирмами (ст. 85); осуждает злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 6);предусматривает регулирование слияний и запрет слияний, которые могут создать доминирующее положение для данной фирмы; запрещает государственную помощь фирмам, которая искажает торговлю между странами (ст. 92).
В России антимонопольное регулирование осуществляется в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.). Существенные изменения и дополнения были внесены в закон 1995 г.
Теоретической основой Закона о конкуренции является структурно-регулятивный принцип, т.е. с помощью закона предполагается не только противодействовать существующим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.
Важную роль в законодательстве играет определение доминирующей фирмы: фирма признается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. Определены количественные параметры возможного доминирования: при


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
73/75
рыночной доле фирмы менее 35%, фирма не является доминирующей; при рыночной доле от 35 до
65% антимонопольным органам следует доказать доминирование фирмы; при доле рынка свыше
65% предполагается, что фирма является доминирующей, противоположное должно быть доказано самой фирмой.
К методам государственного регулирования монополий:
·
ценообразование на основе предельных издержек. Как известно, кривая средних издержек (АС) на всем своем протяжении расположена выше кривой предельных издержек (МС), то результатом такого типа ценообразования являются потери со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидии в размере отрицательной прибыли;
·
ценообразование Расмея (Р = АС - фирма не получает прибыли, но и не несет убытков;
·
введение конкуренции за рынок монополии (конкуренция Демзеца): государство организует конкуренцию на основе тендера за франчайзинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии. Кроме того в данном случае государство обязано обеспечить установление минимальных стандартов качества;
·
внедрение конкуренции на рынок естественной монополии - разновидность конкуренции Демзеца - за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль или путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм;
·
ценовая дискриминация: товар предоставляется любому покупателю, готовому оплатить, по крайней мере, величину предельных издержек (P1 = AC, P2 = MC). Доход от цены для первой категории покупателей покрывает валовые издержки (ТVC +ТFC), в результате отпадает необходимость в субсидировании потребителей второй категории. В итоге прибыль нулевая, убытки отсутствуют;
·
нелинейное ценообразование: цена меняется в зависимости от объема покупки. Постоянная часть –
отношение постоянных издержек к числу покупателей (e = F/N), переменная часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая;
·
«пиковое» ценообразование. Применяется в отраслях естественной монополии, если есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). Вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P = AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P = AVC +
b, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика);
·
контроль качества товара. У фирмы-монополиста нет стимула улучшать качество товара,
дополнительная прибыль от продажи более качественного товара пойдет государству, а не самой фирме.
·
ценовое регулирование деятельности монополий должно сопровождаться контролем качества товара фирмы посредством установления минимальных стандартов качества или посредством периодической проверки реальных характеристик предоставляемой продукции или через учет жалоб потребителей;
·
регулирование инвестиционных решений. В случае установления государством цены фактора производства на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона (если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большем объеме).
В настоящее время в центре внимания и теоретиков и практиков находится проблема соотношения промышленной политики и антимонопольного регулирования: одна группа специалистов и исследователей считает, в ускорении темпов экономического роста решающая роль принадлежит промышленной политики в то время как антимонопольная политика оказывает деструктивное воздействие на экономику, создавая дополнительные и зачастую ненужные ограничения рыночной деятельности фирм. Сторонники второго направления полагают, что ключевая роль в стимулировании конкурентных отношений фирм отводится преимущественно конкурентной политике, а промышленная политика, ориентирование на предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам, лишает их стимулов к повышению эффективности производства.
Результативность индустриальной политики государства.
Индустриальная политика государства строится по-разному в отношении состоятельных и несостоятельных рынков:
·
в условиях состоятельных рынков основой политики выступает принцип невмешательства в рыночный механизм отрасли, государством лишь формулируется «правила игры» и осуществляется контроль за их соблюдением всеми участниками рынка. Кроме того, в отраслях, где отсутствуют монопольные структуры могут быть снижены административные барьеры;
·
в условиях несостоятельных рынков государство проводит довольно активную индустриальную политику, основанную насистеме интегрированных показателей, позволяющих оценить изменения в результативности функционирования несостоятельных отраслевых рынков.
Можно отметить следующие основные цели проведения промышленной политики:
1.
обеспечение национальной безопасности и снижение зависимости от внешних факторов;
2.
решение социальных проблем и обеспечение занятости;


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
74/75 3.
обеспечение конкурентных преимуществ отдельных отраслей;
4.
стимулирование инвестиционной активности в целевых отраслях за счет обеспечения благоприятных условий функционирования, особенно в отраслях дающих большой косвенный эффект на развитие национальной экономики; и т.д.
В этой связи возникает вопрос оценки эффективности промышленной политики: в каких условиях она будет способствовать повышению общественного благосостояния, а в каких нет.
Промышленная политика, как правило, предполагает создание более благоприятных условий развития приоритетных отраслей и сдерживания роста в некоторых других отраслях народного хозяйства.
Выделяют следующие уровни промышленной политики:
·
уровень государственной промышленной политики, на этом уровне обеспечивается формирование и обеспечивается реализация мероприятий по макроструктурным преобразованиям, по созданию благоприятных условий для таких преобразований и по адаптации или нейтрализации их неблагоприятных последствий;
·
отраслевой (секторный) уровень промышленной политики определяет конкретные цели и мероприятия государства в отношении определенной отрасли в широком или узком плане;
·
региональный уровень промышленной политики определяет цели и мероприятия государства в отношении промышленного развития отдельных регионов.
В связи с тем, что промышленная политика затрагивает вопросы функционирования всей национальной экономики, для принятия решений относительно выбора целей и приоритетов промышленной политики необходим тщательный анализ состояния народного хозяйства и определение долгосрочной стратегии социально-экономического развития государства. В этой связи в экономической литературе принято выделять следующие три типа промышленной политики:
·
импортозамещающая;
·
экспортно-ориентированная;
·
инновационно-ориентированная.
Вопросы для самопроверки:
1.
Каковы цели промышленной политики?
2.
В чем разница промышленной политики в отношении состоятельных и несостоятельных рынков?
3.
Как можно оценить результативность индустриальной политики государства?
4.
Какие аргументы можно привести в пользу осуществления государственной индустриальной политики?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 1998. Гл. 3.
2.
Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.:
МАКС Пресс, 2008. Гл. 13.
3.
Вурос А. Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М.: Теис, 2002. Гл. 3, 4.
4.
Луис М.Б. Кабраль. Организация отраслевых рынков. Вводный курс. - Минск: Новое знание, 2003.
Гл. 16, 17.
5.
Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.: Инфра – М., 2008. Гл. 13, 14.
6.
Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. - Спб.: Экономическая школа, 1999. Т.2,
гл. 16-18.
7.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1999. Гл. 11, с. 403-428, гл. 18,
с. 654-673.
Практические задания:
Задание 1.
Известны рыночные доли фирм - производителей безалкогольных напитков на американском рынке:
·
Coca-Cola 43,9%
·
PepsiCo 30,9%
·
Cadbury Schweppes 14,5%
Оцените степень концентрации рынка и ответьте на вопросы:
a.
Существуют ли барьеры входа на таком рынке?