Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
67/75
Патенты и промышленная политика государства.
Антимонопольная политика государства и государственная патентная политика выполняют на рынке взаимодополняющие функции. Если первый вид государственной политики, обеспечивая конкурентность рынков, способствует более эффективному распределению ресурсов при существующих технологиях
(статическая эффективность), то второй - способствует эффективности технологического прогресса
(динамическая эффективность).
В экономической литературе была предложена система критериев сравнительного анализа инновационной политики разных стран:
·
размер страны;
·
место страны в мире;
·
количество и качество природных ресурсов;
·
социокультурные факторы;
·
политические факторы.
В зависимости от соотношения указанных факторов зависит эффективность политики в области патентов.
Так, в 20 веке США и Япония стали друг для друга стали серьезными конкурентами в области инноваций. Поэтому потребовался способ, который позволил бы захватить целые наукоемкие отрасли.
Первым таким способом стал способ «крупных патентов»: повышение уровня конкурентоспособности экономики страны путем создания максимального числа крупных изобретений. Однако эта стратегия не дала преимуществ ни одной из стран, т.к. исследования в них происходили практически одновременно.
Вторая стратегия предполагает, что патенты оформляются не только на крупные, кардинальные изобретения, но и на мелкие усовершенствования, обладающие новизной, оригинальностью. Такая «гонка
патентов» стимулировала технический прогресс и способствовала появлению многих популярных ныне продуктов.
По показателю «количество полученных патентов на 1 млн. населения страны» - мировым лидером является Япония (2 884 патента на 1 млн. чел.). В первую пятерку также входят Южная Корея (2 189), США
(645), Германия (587) и Австралия (479). Для России этот показатель равен 160-ти, что превосходит среднемировой уровень (148).
Среди фирм в лидерах - с новым полуофициальным мировым рекордом - оказался гигант IBM,
оформивший за «отчетный период» 5896 патентов за год. В этом нет удивительного, так как International
Business Machines Corp. лидирует в этом «соревновании» 18 лет подряд. Ближайшие преследователи тоже хорошо известны: второй стала компания Samsung (4551 патент), третьей - Microsoft (3094 патента).
Общее число потенциально высококоммерциализируемых патентов, которыми обладает IBM,
выросло за год по подсчетам экспертов на 20%. При этом практика IBM заключается в том, что новые исследования в области НИОКР и покупка патентов на стороне нацелены прежде всего на перспективу коммерциализации результатов. Хотя закономерно, что не все приобретенные за год патенты принесут компании в дальнейшем прибыль.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такоечрезмерная инертность и чрезмерная импульсивность?
2.
Приведите примеры положительного и отрицательного сетевого эффекта.
3.
В чем разница между сетевой экономикой и экономикой сетей?
4.
Каковы преимущества крупных и мелких фирм в области НИОКР?
5.
Приведите примеры сетевых продуктов.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. – М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1.
Кабраль Л. М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. – Минск:Новое знание, Гл. 11.
2.
Камьен М.И., Шварц Н. Л. Структура рынка и инновации: обзор. В: Вехи экономической мысли. –
СПБ.: Экономическая школа. 200,3 т.5.
3.
Кац М.Л., Шапиро К. Сетевые внешние эффекты: конкуренция и совместимость. В: Вехи экономической мысли. – СПБ.: Экономическая школа. 2003, т.5.
4.
Козлов К.К., Соколов Д.Г., Юдаева К.В. Инновационная активность российских фирм. //
Экономический журнал ВШЭ,2004. Т.8, №3 5.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков.- М., 1999. Гл. 17.
Интернет - ресурсы:
1.
Электронный учебный курс по
Сетевой Экономике


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
68/75
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 8. Структура и результат деятельности рынка. Современная индустриальная политика
Цель данной темы – определение необходимости, сущности и направлений промышленной политики государства в отношении рыночных структур.
Дидактические единицы: Структура отраслевых рынков и их результативность: анализ
существующих подходов. Индикаторы результативности фирм и отраслевых рынков.
Конкурентоспособность фирм (отраслей) внутри и за пределами национальных границ, интеграционных группировок, в рамках мировой экономики. Результативность и конкурентоспособность фирм и отраслей
США, Евросоюза, России. Ценовая дискриминация и ее воздействие на распределение доходов,
экономическую эффективность и конкуренцию. Ценовая дискриминация и естественные монополии.
Необходимость государственного воздействия на отраслевые рынки и его результативность. Типы
индустриальной политики. Государственное регулирование входа на рынки. Оценка сравнительной результативности функционирования частных фирм и государства. Сравнительные преимущества крупных и малых фирм. Индустриальная политика: опыт США, стран Евросоюза, России. Последствия власти монополий и олигополий: монопольная прибыль, заработная плата, неравенство в распределении богатства,
проблема отчуждения, стимулирование технического прогресса.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
·
количественные и качественные характеристики результативности отраслевых рынков;
·
причины, определяющие необходимость государственной индустриальной политики;
·
особенности различных типов индустриальной политики;
уметь:
·
оценивать существующую практику антимонопольного регулирования в экономике различных стран;
·
исследовать основные меры экономической политики государства, воздействующие на конкурентные преимущества участников рынка.
Для самооценки темы студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

провалы рынка, асимметрия информации, внешние эффекты (экстерналии), состоятельный рынок,
несостоятельный рынок, Х-эффективность монополии, Х-неэффективность монополии.
Вопросы темы:
1.
Результативность отраслевых рынков.
2.
Государственное воздействия на отраслевые рынки и его результативность. Типы индустриальной политики.
Вопрос 1. Результативность отраслевых рынков.
Поскольку деятельность отраслевых рынков реализуется в реальной внешней среде, которая определяется макроэкономической политикой государства, эффективность организации рынков невозможна без осуществления оптимальной государственной промышленной политики. Государство определяет
«правила игры», на основе которых совершаются деловые операции экономических агентов, воздействует на потоки товаров и ресурсов в экономике, регулирует деятельность институтов экономической системы.
Начало формирования концепции экономического анализа отраслевой организации относят к 30-м гг.
прошлого столетия, когда были опубликованы работы Э. Мэйсона и Дж. Бейна.
Как отмечалось, исходная экономическая парадигма была сформулирована исследователями
Гарвардского университета: существенными, взаимосвязанными элементами рыночного механизма взаимодействия производителей и потребителей являются - структура рынка, поведение фирм в отраслях и результативность функционирования рынков. Концепция исходит из того, что результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере определяется сложившейся структурой рынка и особенностями поведения на нем продавцов и покупателей, которое зависит от уровня концентрации производителей на рынке, степени дифференциации продукта и уровня барьеров. Следует отметить, что такой подход подвергается систематической критике со стороны представителей Чикагской школы.
Тем не менее, исследователями в рамках гарвардской парадигмы (Р. Кэйвсом и Ф. Шерером) были выделены факторы, которые определяют результативность отраслевого рынка, в частности, такие, как:
·
эффективность экономики, определяемая распределением ограниченных ресурсов, который обеспечивает наибольший возможный реальный доход;
·
прогрессивность экономики за счет использования преимуществ науки и техники, улучшения качества и разнообразия товаров, а также способов организации факторов производства;

·
справедливость экономики - распределение реального дохода между ее членами должно удовлетворять их важнейшие потребности и разумные ожидания и вознаграждать их производительные

22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
69/75
усилия;
·
гармония между производством и потреблением, достигаемая при использовании товарного механизма рынка.
В целом в настоящее время в оценке результативности функционирование рыночного механизма выделилось два подхода:
1.
главной целью и важнейшим показателем результативности рыночной системы является высокая
степень конкурентности рынков. Эта цель определяет антимонопольную направленность государственной политики, ее нацеленность на поддержание и развитие конкурентной среды;
2.
результативность рыночной системы состоит в формировании состоятельных рынков, способных рационально использовать имеющиеся ресурсы. (Состоятельным является рынок, где в соответствии с первой фундаментальной теоремой экономической теории благосостояния соблюдаются условие полноты рынков, поведение потребителей и производителей является конкурентным, при существовании равновесия аллокативность ресурсов будет оптимальной по Парето). Эта цель обусловливает необходимость усиления экономической роли государства в сфере формирования состоятельных рынков. Однако, как известно,
имеют место «провалы» рынка и в этих условиях достижение состоятельности всех рынков невозможно.
Следует отметить, что в современной экономической литературе односложного определения результативности функционирования рынка не существует, т.к. оценка результативности рынка предполагает многоуровневый подход:
·
уровень отдельных фирм-агентов отраслевого рынка - результативность оценивается на основе анализа снижения издержек производства, уровня вертикальной интеграции на этом рынке, эффекта масштаба, прибыльности фирмы, Х-эффективность и Х-неэффективности;
·
национальный уровень - результативность может исследоваться с точки зрения межотраслевых взаимосвязей и внутриотраслевого состояния развития отраслевого рынка;
·
международный уровень – результативность определяется на основе исследования влияния деятельности отраслевых национальных рыков на мировой рынок. В этом случае расширение или затухание того или иного отраслевого рынка национальной экономики может изменить экономическую позицию страны в геополитическом плане.
Еще одной переменной общей оценки результативности отраслевого рынка является показатель изменения величины излишка потребителя в связи с функционированием отраслевого рынка. Это сопряжено с изменением внутреннего спроса в национальной экономике. Поэтому очень важно фиксировать изменения величины свободного времени в обществе, рост расходов населения на досуг и творчество.
Одним из факторов эффективности организации отраслевых рынков является также оптимальная
политика государства, которое определяет правила взаимодействия экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, определяет деятельность индивидов и институтов экономической системы.
Другими словами, результативность функционирования отраслевого рынка можно представить в виде функции, зависящей от целого набора переменных.
Вопрос 2. Государственное воздействия на отраслевые рынки и его результативность. Типы
индустриальной политики.
Необходимость государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков связана с «провалами» рынка: монополией, внешними эффектами (экстерналиями), общественными благами и асимметричностью информации. В целом «провалы» рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции, а применительно к конкретным рынкам они проявляются в высоком уровне необратимых издержек входа и трансакционных издержек.
В связи с этим целью государственной отраслевой политики является решение проблем, связанных с
«провалами» рынка, для повышения общественного благосостояния.
Однако осуществление индустриальной политики предполагает существенное вмешательство государства в функционирование рыночной системы. В связи с этим возникают вопросы об оправданности такого вмешательства и оценке эффективности индустриальной политики.
Неоклассическая теория трактует промышленную политику как неправомерное вмешательство государства в экономику, которое ведет к искажению действия рыночных механизмов и препятствует эффективному распределению ресурсов. Имеют место следующие аргументы против индустриальной
политики:
·
она искажает рыночные сигналы и, в результате, приводит к неэффективным решениям хозяйствующих субъектов на микроуровне, углубляя имеющиеся дисбалансы;
·
при определении приоритетов государственной промышленной политики на долгосрочный период возможно принятие ошибочных решений;
·
установление государственных приоритетов в отношении развития отдельных отраслей может стать почвой для лоббирования и коррупции;