Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
62/75
Для вертикально интегрированных процессов наиболее характерно свойство дополнительности, т.к.
каждый продукт на отдельной стадии производства дополняется новыми чертами, и превращается, в конце концов, в составной, конечный продукт.
При горизонтальной (сетевой) организации связей основным свойством является совместимость,
которая обусловливает возможность выбора компонентов при переходе от одной стадии хозяйственного процесса к другой. Именно благодаря этому свойству возможны вариации топологии производственной цепочки в целях максимальной эффективности.
В условиях рыночной экономики практически все формы хозяйственных связей несут в себе черты и дополнительности, и совместимости, которые взаимодействуют друг с другом. В условиях сетевой экономики основа экономических отношений - совместимость.
Для микроуровня можно выделить следующие основные проявления сетевых свойств (сетевых
эффектов):
·
если два предприятия, выпускающие два продукта в различных модификациях, связаны отношением дополнительности, а спрос на составной продукт больше, чем на составляющие,
предприятиям свойственно стремление к совместимости продукции;
·
если эти предприятия объединены вертикальными связями, то возможно возникновение конфликта совместимости из-за разной доли компонентов и составного продукта в сбыте предприятий. Решение одного предприятия в пользу несовместимости, как требующее меньших затрат, навязывается другому при отсутствии дополнительных рычагов воздействия;
·
в случае, когда количество комбинируемых продуктов больше двух, на принятие решения о совместимости существенное влияние оказывает отношение потребительского рынка к наличию широкого выбора.
Ярким примером совместимости и взаимодополняемости продуктов разных отраслей является производство и распространение программного и аппаратного обеспечения.
Наличие сетевых особенностей воздействует и на структуру отрасли (мезоуровень). Поскольку в сетевых условиях количество проданных товаров увеличивает их ценность, фирма заинтересована в максимально большом выпуске продукции. В такой ситуации даже монополии, удерживающие исключительное право на технологию, принимают парадоксальное решение – приглашают на рынок конкурентов. В целях увеличения количества совместимых продуктов на рынке монополии готовы продавать лицензии и даже субсидировать инвестиции. Появление на рынке новых производителей имеет как рыночный (конкурентный), так и сетевой эффект. В несетевых отраслях хозяйства сетевые особенности все же существуют, хотя и проявляются опосредованно. Если сетевые особенности в принципе присущи отрасли, то сетевой эффект преобладает.
Фирма IBM, выпустив на рынок персональный компьютер, построенный по принципу открытой архитектуры, открыла доступ всем желающим к технологии производства компьютеров своего стандарта. В
результате рынки большинства стран представлены именно такими персональными компьютерами.
Важно отметить, что рынок, связанный с компьютерными технологиями, проявляет сетевые особенности наиболее отчетливо. Уже в современных условиях отрасли, производящие программные продукты и информационное обеспечение, действуют на границе сетевой и рыночной экономик. Это означает, что фирмы в этих отраслях ведут борьбу за выживание в обеих экономических системах.
Сетевые особенности проявляются и на макроуровне:
·
ранее было отмечено, что важнейшим проявлением сетевых свойств является повышение ценности продукта по мере увеличения количества проданных единиц. Однако стремление монополий ограничить производство значительно сильнее, и поэтому монополистический рынок не отвечает потребностям сетевой организации;
·
на олигополистическом рынке присутствуют предприятия, как с совместимой, так и с несовместимой продукцией, поэтому сетевые свойства такой общей модели проявляются в желании или нежелании предприятий использовать общие стандарты. Следовательно, олигополистический рынок
частично отвечает потребностям сетевой организации.
Основные черты рынков с сетевыми эффектами:
1.
возрастающая отдача от масштаба в потреблении;
2.
модификация закона спроса: готовность потребителей платить больше за последнюю единицу товара;
3.
возможность интернационализации внешних эффектов при помощи ценовой дискриминации;
4.
войны технических стандартов (сравнимый/несравнимый стандарт);
5.
свободный вход на рынок не ведет к совершенной конкуренции;
6.
крайняя неравномерность долей рынков;
7.
зависимость структуры рынка от решений, принятых в прошлом потребителями и производителями.


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
63/75
Соотношение сетевых эффектов и стандартов:
Внешние эффекты сетей определяют различные объемы спроса при заданной цене. Конкретный объем спроса зависит от ожиданий потребителей относительно размера сети:
·
Сетевые эффекты могут порождать многочисленные состояния равновесия, при которых отрасль замыкается на той или иной технологии. Какая технология в конечном счете будет избрана, в большой степени зависит от действий ее первых потребителей. Победившая технология не обязательно лучше или предпочтительнее остальных.
·
Внешние сетевые эффекты могут порождать чрезмерную инертность рынка (медлительность рынка при переходе на новые технологии), когда переход на новую технологию не происходит, даже если большинство людей в нем заинтересованы. Но эти эффекты могут вызвать и чрезмерную импульсивность
рынка (стремительный процесс перехода на новые технологии), когда переход на новую технологию происходит, даже если большинство людей этого не хотят.
·
В условиях острой конкуренции стандартов фирмы отдают предпочтение совместимости технологий. Если конкуренция на товарном рынке острая - фирмы предпочитают несовместимость.
Поскольку ценность сети определяется ее размерами, в этом контексте важное значение приобретает
стандартизация (установление типовых норм и требований к отдельным изделиям, к сырью, к приборам, к определенным процессам и т. п. с целью повышения их качества, упрощения процесса производства и облегчения взаимосменяемости деталей), которая выполняет важных функций:
·
Преодоление чрезмерной инертности потребителей, когда они медлят с переходом на новые технологии, в результате чего установление равновесия на рынке замедляется.
·
Снижение чрезмерной импульсивности потребителей при переходе к новым технологиям, что чревато быстрым утверждением худшей из новых технологий в качестве стандарта.
·
Снижение издержек потребителей на поиск и координацию побеждающей технологии.
Выгоды стандартизации необходимо сопоставлять с издержками из-за менее интенсивной конкуренции и меньшего разнообразия продуктов.
В экономической литературе описывается четыре тактики победы в борьбе стандартов:
·
естественная стратегия в сетевых отраслях – политика назначения низких цен на технологически новую продукцию первым покупателям;
·
ценовые обязательства – обещание фирмой низких цен на технологические новинки в долгосрочном периоде;
·
преданонсирование технологических новинок;
·
привлечение производителей взаимодополняющей продукции.
Вопрос 2. Технологические инновации, патенты и лицензии в рыночной экономике.
Инновации,как экономический процесс, оказывают существенное воздействие на структуру рынка и механизм функционирования рыночной экономики. В связи с использованием инноваций возникают многочисленные вопросы:
·
влияет ли размер фирмы на эффективность нововведений;
·
надежна ли патентная защита фирм-новаторов;
·
должно ли общество поощрять монополию, если она обеспечивает успешность научных исследований и др.
Термин «инновация» был предложен Й. Шумпетером, который определил этот термин как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных:
·
на применении новых материалов и компонентов;
·
на введении новых процессов;
·
на открытии новых рынков;
·
на введении новых организационных форм.
При этом инновации могут быть классифицированы следующим образом:
·
по сфере приложения: научно-технические, организационно-экономические, социально- культурные и государственно-правовые;
·
по масштабам распространения: глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные;
·
по характеру развития: радикальные и эволюционные;
·
по характеру удовлетворяемых потребностей: инновации, создающие новые потребности, и инновации, развивающие существующие потребности;
·
по предмету приложения: инновация - продукт, инновация-процесс и инновация-сервис.
Инновация-продукт – новшество в виде принципиально нового или усовершенствованного продукта,
которое продвигается в форме товара.


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
64/75
Инновация-процесс – техническое, производственное и управленческое усовершенствование,
снижающее издержки, связанные с производством продукта.
Инновация-сервис – обслуживание процессов использования инновационного продукта за пределами фирмы.
Процесс создания инновации может быть довольно продолжительным.
Инновационный процесс включает различные этапы деятельности фирмы:
·
исследование – формулирование идеи;
·
открытие – изобретение продукта или технологии;
·
доработка и усовершенствование первоначального изобретения;
·
внедрение изобретения в производство;
·
коммерциализация - массовое производство нового изделия;
·
диффузия изобретения - применение другими фирмами схожих технологий и продуктов,
имитирующих товары фирмы-новатора.
Инновационной деятельности присущи две важнейшие характеристики, определяющие поведение фирм на инновационных рынках:
·
высокий уровень неопределенности результата инновационной деятельности и высокая вероятность потери значительных предварительных расходов. Поэтому максимизирующие прибыль фирмы не стремятся вкладывать ресурсы в исследования, если не ожидают быстрой отдачи от инвестиций. Имеет место дилемма между стимулами к нововведениям и эффективностью отрасли;
·
неисключаемость из потребления продукта инновационной деятельности – информации.
Практически невозможно исключить кого-либо из процесса потребления новой информации. Решить эту проблему призвано патентное право, которое, с одной стороны, обеспечивает отдачу от инвестиций в инновации, а с другой, - гарантирует, что использование нового знания будет доступным по окончании срока патента.
Фирмами применяются следующие виды инноваций:
·
продуктовая инновация – открытие нового товара, лучше удовлетворяющего человеческие потребности;
·
технологическая инновация – изобретение новой технологии производства и сбыта этого товара;
·
организационная инновация - создание новой формы организации производства.
Анализ состояния современного инновационного рынка требует измерения технического прогресса,
который характеризуется следующими основными показателями:
·
Объем расходов на исследования и разработки.
Рис. 12. Мировые центры научного прогресса в 2008 г. (доля в мировых расходах на НИОКР)
Источник: Global R&D Report 2008 Magazine, p.3. http://www.ras.ru/
В научных исследованиях ведущие позиции в инновационных сферах отдаются Великобритании,
Франции, Германии, Японии, Китаю и США, на эти страны в сумме приходится, как правило, около 90%
мировых расходов на НИОКР.
Величина государственных расходов на НИОКР (англ. Research & Development - R&D).
В связи с тем, что создание и внедрение нововведений требует объединенных усилий всех экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без государственной


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
65/75
поддержки, которая может быть осуществлена на основе трех схем:
·
прямое участие государства в реализации специальных целевых программ, ассигновании исследований на региональном и местном уровнях, создание крупных национальных центров;
·
субсидии и гранты для осуществления конкретных проектов в различных сферах деятельности
(например, на основе государственных контрактов, на условиях частичного возмещения затрат в случае достижения коммерческого успеха и др.);
·
создание частному бизнесу благоприятных условий для научно-технических разработок (налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, участие государства в акционерном капитале).
Рис. 13. Структура расходов на НИОКР по странам в 2009 году, %
Источник: Актуальные проблемы развития процессов трансферта и коммерциализации технологий в
России //Налоги. Инвестиции. Капитал. 2011, №4-6.
Статистические данные демонстрируют значительную долю государственного финансирования практически во всех развитых странах, причем эта доля существенно варьируется от страны к стране.
Инновации в различных рыночных структурах.
Внедрение новых технологий позволяет фирме снизить ее издержки производства, получить либо полную величину монопольной прибыли («кардинальная инновация»), либо ее часть («некардинальная инновация»). В целом побудительными мотивами новых капиталовложений и больших инженерных изменений выступают:
·
чистая прибыль от замены одного метода другим;
·
шанс фирм быстро увеличить свою долю на рынке;
·
экономия внутри фирмы.
В свою очередь, тип рыночной структуры определяет стимулы и возможности фирм к инновациям. В
этой связи важно определить, какой тип рыночной структуры, конкурентный или монопольный, в этом смысле является предпочтительным с точки зрения НТП.
По мнению Й. Шумпетера, монополия - более подходящая, рыночная структура, по сравнению с совершенной конкуренцией, для стимулирования инвестиций в исследования и инновации:
·
монополист, благодаря получению монопольной прибыли, располагает необходимыми ресурсами для проведения крупномасштабных исследовательских работ;
·
монополист получает ренту от внедрения инноваций (благодаря патентам и лицензиям), что обусловливает стимулы для расширения объемов НИР.
Кроме того, в условиях монополии стимулы к инновациям будут сильнее, потому, что в результате инноваций монополист не только получит экономию на издержках первоначального выпуска, но и дополнительную прибыль от увеличения объема выпуска в результате роста производительности труда.
Монополист стремится не только использовать инновации, чтобы предотвратить вход на рынок других фирм и сохранить монопольное положение на рынке, но и получить права собственности на инновацию, которая временно не примеряется на практике («спящий» патент).
Если же инновация является радикальной, у монополиста эффект замещения будет преобладать над стремлением сохранить доминирующее положение на рынке и потенциальный конкурент первым будет пытаться внедрить инновацию. В случае «второстепенных» инноваций они (видоизменяют только форму продукта или процесса) осуществлять их будет монополист, т.к. эффект замещения будет меньше эффекта сохранения монополии.
Исследователи, отстаивающие точку зрения о том, что несовершенная конкуренция является наилучшей альтернативой обеспечения НИОКР, расходятся во мнениях относительно размера фирм и степени соперничества между ними.


22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
66/75
Многочисленные исследования, проведенные по этим проблемам, позволяют сделать следующие выводы:
·
Размеры фирмы оказывают значительное влияние на объемы НИОКР.
Распределение расходов на НИОКР в зависимости от размера фирмы.
Размер фирмы (численность занятых) Доля расходов на НИОКР, % к итогу:
200-499 3,7 500-999 3,8 1000-4999 11,9 5000-9999 7,0 10 000-19 999 22,7 20 000 и выше 51,3
Источник: Розанова М.Н.Структура рынка и стимулы к инновациям.// Проблемы прогнозирования.
2003 г. № 2. С. 93–108:
·
В длительном периоде при данном размере фирм между величиной расходов на НИОКР и общим количеством последовавших важных изобретений существует тесная связь, однако эта зависимость является нелинейной. Очень малые и очень крупные фирмы – наиболее инновационно- активны по сравнению с фирмами среднего размера.
·
Для малых фирм, как правило, отдача на затраченный доллар инновационных расходов в виде числа патентов бoльше, чем для крупных, а фирмы, участвующие в крупных инновационных проектах,
демонстрируют постоянную долю патентов в расходах на НИОКР.
·
Чем сильнее конкуренция в отрасли, тем в большей степени проявляется эффект дублирования усилий и расходов на НИОКР, что может в целом снижать результативность инноваций для общества.
(Morton I.Kamien, N. Schwartz. Market structure and innovation: а survey/ Journal of Economic Literature,Vol.13,
No1, pp.1-37).
·
Небольшие фирмы обладают более сильными стимулами к инновациям, чем крупные, т.к.
получают большую выгоду в виде дополнительного спроса на инновационный товар (или старый товар с использованием сокращающей издержки технологии) и, соответственно, большую прибыль.
Как отмечалось, благодаря патентам и лицензиям монополист получает ренту от внедрения инноваций и возмещает издержки, связанные с НИОКР. При этом весьма существенной является проблема выбора фирмой-инноватором способа оформления результата инновационного процесса: патент или
лицензия.
Патент - охранный документ, предоставляющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца. Патент означает установление монополии инноватора на использование идеи в течение определенного периода времени.
Держатель патента оказывается перед дилеммой:
·
самостоятельно использовать идею – выпускать новый продукт;
·
выдать лицензию на использование идеи третьей стороной в обмен на выплату роялти.
Лицензия - это документ, который удостоверяет право на ведение указанной в нем деятельности в течение установленного срока и условия ее осуществления. Если фирма-новатор захочет выдать лицензию на использование новой технологии, ей необходимо определить размер роялти, обеспечивающую ей максимальную прибыль, и срок, на который выдается лицензия.
В теоретических моделях расчета платы за лицензию предусматривается не только величина роялти,
но и плата за доступ к технологии.
Практика показывает, что для радикальных инноваций оптимальный контракт, как правило, включает только фиксированную плату, а для второстепенных - имеет значение только роялти (такую форму договора выбирает около 50% владельцев патентов).
Выбор фирмой-новатором варианта лицензирования имеет для нее как положительные, так и отрицательные последствия.
К отрицательным последствиям относится то обстоятельство, что лицензирование создает и фактически поддерживает конкурентов, облегчая им возможности создания своих собственных новых продуктов на основе приобретенной лицензии.
Стимулы к выбору лицензирования довольно разнообразны, например:
·
у владельца патента может оказаться недостаточно средств для его самостоятельного использования;
·
лицензирование представляет собой форму вертикальных ограничений и монопольной власти фирмы-инноватора;
·
лицензированию свойственны черты стратегического инвестирования - с приобретением лицензии у фирмы-конкурента снижаются стимулы самостоятельному проведению НИОКР, и, следовательно,
сокращаются перспективы успешных исследований в данной сфере.