Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
8/75
1.
учитываются характеристики рыночной структуры:
·
количество продавцов и покупателей;
·
условия вхождения фирм;
·
степень дифференциации продукта;
·
структура затрат и пр.;
2.
анализируется типичное поведение фирм на рынке:
·
цели фирм;
·
стратегии;
·
формы взаимодействия;
·
правовая практика;
3.
делается попытка оценить эффективность отрасли:
·
производственная эффективность;
·
рациональность использования ресурсов;
·
прогрессивность технологии;
·
занятость;
·
справедливость.
Основной предпосылкой анализа данной модели является наличие причинно-следственной связи между указанными элементами: структура рынка определяет поведение фирм, которое в свою очередь обусловливает эффективность отрасли и фирмы. Имеет место и обратная причинно-следственная связь. На компоненты парадигмы «структура-поведение-эффективность» также воздействуют:
·
государственное вмешательство (через налоги, субсидии, правила торговли, регулирование фирм,
антимонопольное регулирование, контроль за ценами, информационное обеспечение);
·
основные характеристики спроса (эластичность, метод закупки, наличие заменителей, тип маркетинга, сезонность) и предложения (сырье, средние издержки, технология, правовая система, влияние профсоюзов).
Вопрос 2. Основные проблемы теории отраслевых рынков.
Основные проблемы теории отраслевых рынков были описаны Р. Шмалензи в книге «Industrial organization» // New Pulgrave dictionary of economics. London, 1988. Vol. 2.:
·
Что представляет собой рынок отдельного товара в мире дифференцированных продуктов?
·
Где границы рынка?
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
9/75
Невозможно оценить степень монополизации рынка и определить необходимые формы государственного вмешательства, не обозначив границы рынка.
·
Какие факторы определяют размер и структуру фирм?
·
Почему в одних случаях отдается предпочтение внутрифирменной координации, а в других -
рыночной?
Эмпирической и теоретической проверке подвергаются эффект масштаба и эффект разнообразия,
мультизаводское функционирование фирм, трансакционные издержки.
·
Какой элемент рыночной структуры является ключевым?
Объектом исследования выступают барьеры входа и выхода, дифференциация продуктов,
концентрация покупателей и продавцов.
·
Максимизация прибыли является единственной целью фирмы или существуют и иные цели?
Наряду с традиционной гипотезой рассматриваются предположения о максимизации выручки,
темпах роста, стремлении управляющих к расширению власти и др.
·
Каков характер зависимости практического ценообразования фирм с рыночной властью и каковы
последствия этого ценообразования для благосостояния общества?
Исследуются положительные и отрицательные с точки зрения благосостояния последствия различных форм ценовой дискриминации, а также разнообразные условия, навязываемые производителями оптовым и розничным торговцам.
·
Способны ли уже существующие фирмы предотвратить вхождение в отрасль фирм-новичков или
вытеснить часть действующих фирм?
Изучается стратегическое взаимодействие фирм, а также институциональные и
неоинституциональные барьеры различного рода.
·
Какие факторы облегчают или затрудняют сговор и иные формы координации?
Эта проблема характеризует способность фирм воздействовать на структуру рынка и тем самым активно влиять на свою прибыль и положение на рынке.
·
Насколько значительно отклонение от конкурентного идеала рынков с рыночной властью?
Вопрос 3. Границы продуктового и географического рынков.
Базовым понятием теории организации отраслевых рынков является рынок, поскольку именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это взаимодействие и представляет собой цель исследования данной теории.
Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам,
устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Известным экономистом Дж. Робинсон рынок определялся как совокупность продавцов товаров,
которые расцениваются потребителем как близкие взаимозаменяемые продукты.
Как известно, рынки могут классифицироваться по разным признакам. Классификация рынков имеет большое значение при выделении типов рыночных структур, организации производственной деятельности фирмами, проведении регулирующих мероприятий государственными органами.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
10/75
Один из важных вопросов в теории отраслевых рынков – вопрос о соотношении отраслевого рынка и отрасли. Отрасль - это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии. Различия между рынком и отраслью основываются на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий.
Другими словами, согласно теории отраслевой организации, рынок представляет собой явление,
анализируемое с точки зрения спроса, а отрасль - с позиции предложения товаров и услуг на рынке.
Отраслевой рынок - это совокупность предприятий, выпускающих схожую по потребительскому назначению продукцию при использовании близких технологий и производственных ресурсов и конкурирующих друг с другом за реализацию своей продукции на рынке.
Другими словами, отраслевой рынок, по сути, является синтетическим понятием, объединяющим понятие рынка и отрасли. В исследовании отраслевого рынка можно выделить следующие этапы.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
11/75
Для изучения отраслевого рынка важно определить его границы, что непосредственно связано с целью исследования.
Различают несколько типов границ рынка:
·
продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;
·
временные границы,позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени;
·
локальные границы,ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.
В странах Европейского Союза используются и другие критерии выделения рынка:
·
показатель изменения выручки при изменении цены, основывающийся на принципе показателя прямой ценовой эластичности;
·
корреляция цен товаров во времени. Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени (5–10 лет) свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами, т.е. составляют один рынок;
·
географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции: взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки и др.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
12/75
Продуктовые границы рынка.
Продуктовые границы товарного рынка представляют собой совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды. Определение продуктовых границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров.
Выявление продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения:
·
товара (его потребительских свойств);
·
товаров - заменителей;
·
товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
Формулирование подхода к определению границ отраслевого рынка является одним из сложнейших вопросов. Наиболее распространенным является подход, согласно которому в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, то можно говорить о, своего рода, разрыве, а значит, и о границе рынка. Следует иметь в виду, что, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получать разные представления о масштабах одного и того же отраслевого рынка.
В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.
Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) - это товары, которые могут быть сравнимы по определенным параметрам: цене, качественным характеристикам, потребительским свойствам, причём сравнимы таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении. Взаимозаменяемые товары определяются путём экспертной оценки. Но есть и товары, не имеющие заменителей (покрышки для легковых автомобилей).
После выявления продуктовых границ рынка и установления состава продавцов и покупателей следует оценить географические границы рынка.
Географические границы рынка.
Географические границы товарного рынка - это характеристика рыночной среды, характеризующая доступность товаров для конечных потребителей в рамках этой рыночной среды, в то время как к товарам,
находящимся вне этой рыночной среды, конечный потребитель доступа не имеет. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.
Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар, но не могут сделать этого за её пределами.
Для определения географических границ учитываются следующие параметры:
·
возможность перемещения спроса между территориями;
·
доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
·
величина затрат на перевозку товара;
·
сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;
·
возможность перемещения товара между территориями;
·
отсутствие любых ограничений на вывоз товара;
·
наличие таможенных барьеров и др.
Приустановлении географических границ рынка учитывается, на каком этапе воспроизводственного цикла (производства или сферы обращения) рассматриваются экономические взаимоотношения субъектов,
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
13/75
поскольку при переходе товара из сферы производства в сферу распределения меняются точки пересечения экономических интересов субъектов воспроизводственного процесса и, как следствие, меняются география,
структура и параметры рынка.
Производители (поставщики), находящиеся в разных регионах, считаются действующими на одном географическом рынке, если возможности по повышению цены каждого из них ограничены способностью потребителей переключиться на покупку товара у других производителей (поставщиков). Степень готовности к такому переключению зависит от стоимости последнего, неудобства покупки товара и носит характер взаимозаменяемости по спросу.
Два региона считаются входящими в один географический рынок с точки зрения предложения, если поставщик, снабжающий (обеспечивающий) один регион, в состоянии в срочном порядке и без значительных невосполнимых затрат обеспечить снабжение другого региона, т. е. имеет место взаимозаменяемость по предложению (производству).
Важно отметить, что требования точности измерения границ рынка отличаются значительной степенью приближения и рядом условностей.
При определении географически ограниченного рынка используются критерии:
·
свыше 75% продукта производится на данной территории;
·
свыше 75% производимого продукта потребляется там, где производится.
Вопросы для самопроверки:
1.
В чем состоит разница между Гарвадской и Чикагской парадигмой?
2.
В чем отличия в методологии исследования в микроэкономике и а теории (экономике) отраслевых рынков?
3.
Какие факторы определяют географические границы рынка?
4.
Что означает определение продуктовых границ рынка?
5.
Каковы причины появления теории отраслевых рынков?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. – М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1.
Schmalenseе R. Industrial organization // New Pulgrave dictionary of economics. London, 1988. Vol. 2.
P. 803-807.
2.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.:Магистр, 1998,
Введение.
3.
Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Том 5 /Под ред. А.Г.Слуцкого. - Спб.:
Экономическая школа, 2003.
4.
Вольчик В.В. Лекции по экономике отраслевых рынков.
5.
Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков.- М.: ТЕИС, 2002. Гл. 1,2. 3. Шерер Ф.М.,
Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997. Введение.
6.
Кабраль Л. М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. – Минск: Новое знание,2003, гл.
1, 9.
7.
Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство.- М.: 2001. Гл. 3. Конкуренция и монополия.
8.
Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма рынок и право. М.,
1993.
9.
Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учеб. пособие. — М.: Бослен, 2008. Гл. I; IV; VI.
Раздел V. Государственная политика.
10.
Макашева Н. Хрестоматия (сборник дополнительных материалов по курсу «Экономика отраслевых рынков». – Томск, 2003.
11.
Макашева Н. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. – Томск, 2005. гл.1 – 2.
12.
Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: Учебник. -
М.: Экономика, 2009. Раздел II: Современная экономика: анализ рыночных структур; Раздел IV:
Отраслевые рынки и политика государства.
13.
Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков. Курс лекций// Российский экономический журнал. – 2001 - № 5.
Тема 2. Структура отраслевых рынков: концентрация и рыночная власть фирмы
Цель данной темы - анализ степени концентрации рынка и величины рыночной власти крупных фирм, а также причин концентрации рынка.
Дидактические единицы:
Концентрация: понятие, условия, уровни и факторы. Уровень концентрации отраслевых рынков и
его измерение. Экономическая власть фирмы. Индексы концентрации (индексы Херфиндаля-
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
14/75
Хиршмана, Джини, Папандрэу, энтропии, Лернера, Бейна, Тобина). Кривая концентрации и кривая
Лоренца. Рыночные лидеры в различных странах.
Факторы, определяющие рыночную структуру. Экономия на масштабах производства (эффект масштаба). Противодействующие факторы. Эффекты слияния и поглощения. Эволюция процессов слияний, их мотивы и последствия. Государственная политика в отношении слияний. Особенности антитрестовской политики в различных странах.
Вертикальная интеграция. Содержание, типы и мотивы вертикальной интеграции.
Диверсификация и образование конгломерата. Поглощение посредством тендеров. Финансово-
промышленные группы. Строение рынков по Штакельбергу. Классификация рынков по
Чемберлину и Бейну.
Барьеры входа-выхода и структура рынка. Определение барьеров входа-выхода.
Правительственные и неправительственные барьеры входа на рынок. Виды нестратегических барьеров.
Виды стратегических барьеров. Барьеры для вступления на рынки интеграционных группировок (ЕС,
СНГ и др.). Тарифные и нетарифные барьеры вступления на рынок.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
·
основные показатели, оценивающие степень концентрации рынка;
·
мотивы стремления фирм к вертикальной интеграции;
·
последствия вертикального взаимодействия фирм;
уметь:
·
оцениватьналичие или отсутствие барьеров входа в отрасль;
·
оценивать величину рыночной власти крупных фирм на основе различных показателей;
·
выявлять разнообразные стратегии предотвращения входа в отрасль.
Для самооценки темы студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
емкость рынка, эффект масштаба, административные барьеры, реклама, лимитирующее ценообразование,
грабительское ценообразование, коэффициент концентрации, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-
Хиршмана, индексы энтропии, кривая Лоренца, коэффициент Джини, индекс Лернера, индекс Тобина,
индекс Бейна, мертвый груз монополии, вертикальная интеграция, факторинг, «двойная маржинализация»,
стратегические и нестратегические барьеры, франчайзинг.
Вопросы темы:
1.
Рыночная структура и факторы, ее определяющие. Барьеры входа-выхода и структура рынка.
2.
Уровень концентрации отраслевых рынков и его измерение.
3.
Содержание, типы и причины вертикальной интеграции.
Вопрос 1. Рыночная структура и факторы, ее определяющие. Барьеры входа-выхода и структура
рынка.
Определение границ отраслевого рынка позволяет оценить размеры фирмы относительно размера рынка, на котором она функционирует.
Для этого используются следующие основные показатели:
·
рыночная доля продаж фирмы;
·
доля численности занятых на данном предприятии;
·
доля балансовой стоимости фирмы;
·
доля добавленной стоимости, созданной на данном предприятии.
После выявления границ отраслевого рынка можно определить круг фирм, производящих для него товары. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата. Если значения этих показателей достаточно велики, то исследование структуры отраслевого рынка может способствовать появлению качественных результатов.
Кроме определения границ отраслевого рынка существуют, как уже отмечалось, классификации отраслевых рынков по различным признакам. Среди прочих видов отраслевые рынки бывают открытые к
замкнутые. Первые предполагают свободный вход на рынок новых фирм. Если же вход регулируется определенными механизмами, то говорят о замкнутости, или закрытости, рынка, а иногда о наличии барьеров входа на рынок.
Структура рынка - это его наиболее существенные черты: количество фирм в отрасли и их размеры,
количество покупателей, тип производимой продукции (однородная – дифференцированная), тип конкуренции (ценовая – неценовая), легкость входа на рынок и выхода из него, объем и доступность информации относительно факторов спроса и предложения.
К факторам, определяющим рыночную структуру, относятся: