Файл: Содержание введение 4 государственное регулирование валютных отношений 5.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Валютная политика и валютное регулирование
1.2. Методы валютного регулирования.
1.3. Валютный контроль и валютные ограничения
2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Становление и развитие системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ
2.2. Органы валютного регулирования
2.3 Валютный рынок РФ в 2016-2018 годах
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
На втором этапе (1922 – 1926 гг.) подходы к вопросам валютного регулирования и валютного контроля основывались на принципах либерализации внешнеторговых связей и создании более или менее свободного валютного рынка. Главной задачей НЭПа стала работа по восстановлению разрушенной денежной системы, внедрение и утверждение новой золотой валюты – червонца, с наличным золотым обращением и разменом на золото. Соответственно, основными целями применения валютных ограничений в данный период выступали концентрация валютных ценностей в руках государства, защита червонца от конкуренции стихийных эквивалентов в виде иностранной валюты и довоенной золотой монеты, обеспечение обмена червонца на иностранные платежные средства.
Среди применявшихся валютных ограничений можно отметить:
- запрет на использование иностранной валюты в расчетах на территории страны: платежи в инвалюте допускались только по сделкам с учреждениями и предприятиями, находящимися за границей;
- запрещение использования российской золотой монеты в качестве средства платежа;
- ограничения на покупку и продажу иностранной валюты;
- регулирование платежей в иностранной валюте в пользу нерезидентов: платежи за счет имеющихся валютных средств можно было осуществить при наличии импортной лицензии и подтверждения о закупке со стороны внешнеторговых органов;
- лимитирование вывоза валютных ценностей и перевода иностранной валюты из страны;
- регулирование порядка вывоза (перевода) иностранной валюты за границу, ранее ввезенной (переведенной) в страну.
Обязательная продажа валюты экспортерами не предусматривалась, но если они хотели часть ее продать, то должны были в первую очередь предложить ее Госбанку и только в случае его отказа могли обратиться на биржу. Фактически не ограничивались вывоз и ввоз советских наличных денег и чеков Государственного банка, а также пересылка их за границу и обратно в почтовых отправлениях. Благодаря этому червонец стал внедряться в оборот зарубежных валютных рынков.
В результате соответствующей законодательной деятельности на протяжении 1922-1926 гг. сложился кодекс валютных свобод.
Следует отметить, что в целом валютные операции частных лиц регулировались значительно слабее, чем валютные операции предприятий. Это объяснялось тем, что разработчики валютного законодательства – специалисты валютного управления Наркомфина – считали нерациональным более жесткое регулирование операций, так как они были распылены и практически неуловимы для надзора.
Либеральный валютный режим периода нэпа предполагал и определенную децентрализацию в обслуживании валютных операций. В 1925 г., например, ведением текущих счетов в иностранных валютах, помимо Госбанка, занимались еще шесть банковских учреждений (Внешторгбанк, Промбанк и др.), на долю которых приходилось до двух третей общей суммы средств, находившихся на этих счетах.
Валютный режим, установленный в ходе внедрения червонца и проведения денежной реформы, не соответствовал принципам централизованного государственного руководства. Несмотря на использование механизма монополии внешней торговли для стимулирования экспорта и удержания импортных потребностей, валютное положение СССР оставалось неустойчивым. К 1926 году в экономике страны нарастают кризисные явления, свободные валютные ресурсы в рамках национальной экономики оказались почти исчерпанными.
В феврале 1926 г. начал осуществляться коренной поворот в валютной политике, ориентированный на замкнутую денежную систему. Огосударствление валютного оборота требовало сосредоточения в руках в рамках национальной экономики всех имеющихся золотых и валютных ресурсов, перекрытия доступа к этим ресурсам населению и частному сектору, изоляции советской валюты от воздействия и колебаний внутреннего и внешнего валютных рынков.
Монопольное право государственной собственности на валютные ценности определяло особый режим валютных ограничений. При получении валютные ценности подлежали обязательной передаче во владение и распоряжение в рамках национальной экономики на возмездной основе в обмен на рубли. Расходование и использование валютных ценностей могло происходить только с ведома и санкции государства.
Реформирование внешнеторговой и валютной сферы началось в период перестройки в СССР. В 1986-1989 гг. был принят ряд документов, краткий итог которых можно свести к следующему:
- снимался запрет на привлечение иностранных предпринимателей и иностранных капиталов в страну;
- разрешался допуск к экспортно-импортным операциям всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;
- экспортерам (кроме отдельных, в основном, сырьевых, отраслей) разрешалось формировать собственные валютные фонды в среднем размере примерно 25-30% от валютной выручки, которая раньше автоматически целиком продавалась государству за рубли.
После отмены валютной монополии государства, период начала либерализации валютных отношений (1987-1991 гг.) характеризовался практически полным отсутствием валютных ограничений в стране. Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» был открыт свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. Снятие ограничений на вывоз наличной валюты из страны физическими лицами, отсутствие институтов и механизмов валютного контроля способствовали массовой утечке капитала из страны. Регулирование валютных операций проводилось на основе Закона СССР «О валютном регулировании» в марте 1991 г. и письма Госбанка СССР от 24 мая 1991г. №352.
Постсоветский этап (1991 г. – н/вр). Развитие валютного контроля в РФ в постсоветский период – это последовательный комплекс мероприятий по противодействию утечке валюты из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Обозначим каждый из них.
1992 – август 1998г. Либерализация валютных операций, в том числе нерезидентов; упорядочивание системы валютных ограничений; организация системы органов и агентов валютного контроля. В целях борьбы с оттоком капитала проводится усиление валютного контроля за счет координации валютной и таможенной политики, регламентация порядка обмена информацией и документооборота по валютному контролю, разграничение прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности и контролирующих органов. Значительная либерализация прав нерезидентов на валютном и фондовом рьнках для привлечения в страну иностранных инвестиций;
август 1998г. – 2001г. «Ужесточение» системы валютного контроля, введение дополнительных ограничений для субъектов валютного рынка в целях обеспечения стабильности внутреннего валютного рынка в условиях кризиса (увеличение норматива обязательной продажи валютной выручки; снижение срока отнесения внешнеторговой операции к «текущей операции»; усиление контроля за репатриацией валютной выручки);
2001г. – июнь 2004 г. Постепенная либерализация системы валютного регулирования, переход от прямых методов регулирования к косвенным в целях привлечения долгосрочных иностранных инвестиций, создания рыночных условий на внутреннем валютном рынке (снижение норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки, снижение размера депозита для импортеров; снятие ограничений на привлечение иностранных инвестиций; установление более свободного порядка открытия счетов за рубежом для резидентов);
июнь 2004 г.- по настоящее время . Переход от жесткой административной регламентации к экономическим мерам; период адаптации к либеральным правилам валютного регулирования, введение которых намечено на 1 января 2007г.
Предметом валютного регулирования в Российской Федерации являются:
- защита валюты Российской Федерации;
- право собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на валютные ценности;
- порядок регулирования внутреннего валютного рынка;
- правовой режим счетов резидентов в иностранной валюте;
- валютные операции, совершаемые резидентами в Российской Федерации;
- правовой режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;
- валютные операции, совершаемые нерезидентами в Российской Федерации;
- функции и полномочия органов валютного регулирования и субъектов валютного контроля.
Сформированная в РФ система валютного регулирования и валютного контроля по организационной структуре и основным направлениям во многом повторила опыт стран Западной Европы: Франции, Германии, Великобритании и Италии. Введение понятий: «резидент», «нерезидент», государственный контроль за валютными операциями, лицензирование капитальных операций, осуществление валютных переводов только при предоставлении подтверждающих документов - аналогичны содержанию этих понятий в странах с развитой рыночной экономикой. Развитие контроля за валютными потоками РФ имеет огромное практическое значение как для государственных органов – с точки зрения обеспечения национальных интересов, решения проблемы бегства капитала, так и для хозяйствующих субъектов – с точки зрения повышения эффективности работы на валютном рынке.
2.2. Органы валютного регулирования
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ . В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» они издают (в пределах своей компетенции) нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций и открытии ими счетов на территории Российской Федерации.
Правительство РФ, действуя в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», обладает следующими полномочиями в области валютного регулирования:
- осуществлять управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- осуществлять в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами; федеральными законами; нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование;
- руководить валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.
Непосредственный круг полномочий Правительства РФ в области валютного регулирования установлен Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».
Правительство РФ издает нормативные акты, устанавливающие:
- порядок расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа, коммерческих кредитов,
- приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе юридических лиц и внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами;
- порядок ввоза и пересылки в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
- порядок осуществления предварительной регистрации счета или вклада, открываемого в банке за пределами территории РФ;
- порядок представления юридическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчета о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.
Банк РФ осуществляет свои полномочия в соответствии с Законом о Банке РФ и выполняет, в частности, следующие функции: