ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||
| ||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||
По дисциплине «Лабораторный практикум по финансовому учету» На тему: «Деловая репутация организации как объект учета» | ||
Группа Вл19Э271 | ||
Студент | | Ю.Н. Носкова |
| | |
Преподаватель | | Е.И. Щенникова |
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра экономики и управления Форма обучения: заочная |
МОСКВА 2022 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Деловая репутация как объект бухгалтерского учета 6
1.1 История появления понятия и экономическая сущность деловой репутации 6
1.2 Понятие, методы и признаки оценки деловой репутации 12
Глава 2. Оценка деловой репутации 18
2.1 Способы оценки деловой репутации Гудвилл 18
2.2 Плюсы и минусы анализируемых методов при определении величины деловой репутации 25
2.3 Алгоритм оценки величины деловой репутации в момент приобретения имущественного комплекса 26
2.4 Отражение в бухгалтерском и налоговом учете деловой репутации (гудвилл) 27
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43
Введение
Деловая репутация компании – это показатель отношения сотрудников, клиентов, партнеров и других лиц к фирме. Она является важным элементом, который определяет, насколько стабильно будет работать предприятие.
Во всем мире широко распространены процессы слияния предприятий, приобретения одних предприятий другими. Поэтому существует потребность в учете условной стоимости деловой репутации.
Стоимость любого предприятия, взятого в целом как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отлична от совокупной стоимости его активов и пассивов. Между стоимостью предприятия и совокупной стоимостью его имущества и обязательств всегда есть разница. В англоязычной экономической литературе эта разница именуется goodwill. В отечественной учетной литературе можно встретить такое понятие, как деловая репутация.
У этого термина есть множество определений. С одной стороны, деловая репутация организации представляет собой оценку ее работы со стороны общественности.
Это мнение посторонних лиц (клиентов, партеров, целевой аудитории и т.д.) о качестве продукции или услугах, которые реализует предприятие. Фактически деловая репутация демонстрирует, насколько компании доверяют те или иные лица. С другой стороны, деловая репутация – это разница между стоимостью приобретения компании и ее собственным капиталом.
Этот термин также отражен в законодательстве РФ, а именно в статье 150 ГК РФ, где сказано, что деловая репутация – это «неимущественное право», которым пользуется организация со дня ее открытия. С точки зрения права, это понятие связано с другими близкими по значению: авторское право, ноу-хау, торговые марки и т.д. Если говорить о бухгалтерском учете, то этот термин упоминается в положение ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Зачастую термин деловая репутация сопровождается рядом синонимов: имидж, бренд, известность, образ и т.д. Однако каждый из них применятся для того, чтобы дать эмоциональную характеристику компании. Существует два вида деловой репутации – положительная или отрицательная.
Положительная деловая репутация подразумевает доверительные отношения компании с контрагентами. Если у организации складываются такие отношения со всеми лицами, которые принимают участие в ее работе, то можно говорить о положительном исходе этого сотрудничества.
Положительная репутация может проявляться в надбавке к стоимости продукции, которую приобретают покупатели. Такой вид предполагает наличие у компании ряда конкурентных преимуществ: квалифицированные сотрудники, большой капитал, много ресурсов, ценные бумаги и др. Все это позволяет ей получать крупную прибыль.
Отрицательная деловая репутация означает, что с экономической точки зрения положение компании нестабильно, а контрагенты не испытывают к ней доверия. Как понять, что репутация организации находится на уровне ниже нормы? Об этом свидетельствует отсутствие следующих факторов: нет постоянных покупателей, качество продукции не является удовлетворительным, у компании нет партнеров, не разработана маркетинговая стратегия, сотрудники неквалифицированные и т.д. В отдельных случаях деловая репутация – это также результат от интеллектуальной деятельности предприятия.
Особенность такого понятия заключается в том, что существовать отдельно от предприятия деловая репутация не может – то есть, она является неотчуждаемой. Сделать репутацию объектом продажи нельзя.
В России для определения рейтинга компаний с самой лучшей деловой репутацией принято ориентироваться на следующие факторы: Уровень квалификации высшего руководства.
Опыт работы не только на отечественном, но и на зарубежном рынке. Финансово-экономические достижения. Первенство на рынке отрасли. Успех в привлечении инвестиций. Наличие эффективной маркетинговой стратегии для продвижения торговой марки. Узнаваемость бренда. Хорошо налаженная обратная связь с потребителями. Чтобы добиться положительной деловой репутации своей компании, необходимы как финансовые вложения, так и немало усилий со стороны руководства и персонала. Согласно исследованиям экспертов, для работы над деловой репутацией малому и среднему бизнесу требуется длительный срок.
Время укрупнения бизнесов часто сопровождается сделками по приобретению компаний. Иногда это просто возврат долгов, иногда - вывод средств, в отдельных случаях - синергетический эффект слияния. Основной вопрос при превышении стоимости приобретения над номинальной долей участия состоит в признании гудвилла. Методических подходов к оценке этой величины достаточно много.
Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов. Все вышесказанное подтверждает актуальность курсовой работы, позволяет сформулировать ее цель и задачи.
Целью курсовой работы является исследование бухгалтерского учета деловой репутации. Для достижения цели сформулированы задачи:
- изучить историю появления понятия и экономическая сущность деловой репутации;
- изучить понятие, методы и признаки оценки деловой репутации;
- рассмотреть способы оценки деловой репутации Гудвилл;
- рассмотреть плюсы и минусы анализируемых методов при определении величины деловой репутации;
- изучить алгоритм оценки величины деловой репутации в момент приобретения имущественного комплекса;
- рассмотреть отражение в бухгалтерском и налоговом учете деловой репутации (гудвилл).
Объектом курсовой работы является изучение сущности понятия «деловая репутация». Предметом является исследование порядка отражения деловой репутации на счетах бухгалтерского учета.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Деловая репутация как объект бухгалтерского учета
1.1 История появления понятия и экономическая сущность
деловой репутации
Показатель «деловая репутация» для многих бухгалтеров объект весьма экзотический. Между тем деловая репутация характеризует сделку приобретения имущественного комплекса, возникает в сводной бухгалтерской отчётности и даже может быть вкладом в деятельность простого товарищества. На вопрос — что такое деловая репутация? большинство бухгалтеров уверенно отвечают, что это нематериальный актив. Действительно, из пункта 4 ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов» (утверждён приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н) следует, что деловая репутация возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса и учитывается в составе НМА. А вот чтобы разобраться с этим показателем, необходимо проанализировать названную сделку. Кроме того, с деловой репутацией бухгалтер может столкнуться при составлении сводной бухгалтерской отчётности (п. 3.7 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности, утверждённых приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112, далее — Методические рекомендации). Наконец, деловая репутация и деловые связи могут быть вкладом товарища в совместную деятельность. Столь своеобразный вклад признаётся наравне с имущественными вкладами (ст. 1042 ГК РФ). И хотя в перечисленных хозяйственных ситуациях формально фигурирует один и тот же термин, в каждом случае он имеет собственный смысл.
Репутация является по своей сути социальной и реляционной концепцией, которая «выполняет важную сигнальную функцию» относительно места человека в обществе, сводя к некоей единой сумме его достоинства и недостатки в глазах других людей. Неслучайно известный библейский текст гласит: «Доброе имя более желательно, чем великое богатство; быть почитаемым лучше, чем иметь серебро или золото». Действительно, в высказывании о том, что хорошая репутация кропотливо зарабатывается, легко теряется и нелегко восстанавливается, есть много правды.
На первых этапах развития человеческого общества люди в защите чести, достоинства и репутации могли рассчитывать только на себя и членов своей семьи. Хотя иногда оскорбление конкретного индивида могло быть рассмотрено как оскорбление членов какой-либо группы в его лице, тогда за него могли вступиться его племя или каста. Например, в Индии в древние времена унижение достоинства любого брахмана рассматривалось как тягчайшее преступление, даже если ему не был нанесен физический или материальный ущерб. В этом случае понятие достоинства и репутации распространяется в целом на любого члена какой-либо группы. В дальнейшем это получило свое закрепление в жреческих «корпорациях» и иных религиозных сообществах, ремесленных и торговых гильдиях.
Если же говорить о личной репутации (в том числе и деловой), то поскольку репутация является общественным интересом, большинство государств рано или поздно приходили к выводу о необходимости ее защиты. Для этого требовалось разработать механизм правового воздействия, который мог бы обеспечить некие гарантии прав при возникновении репутационного ущерба, обеспечиваемые силой государственного принуждения или общественного воздействия. Необходимость же защиты «деловой репутации» возникала повсюду, где существовали хоть какие-нибудь торговые отношения. Здесь примером могут служить античные средиземноморские государства, известные своими торговцами и ремесленниками.
Например, граждане Афин за совершенные аморальные действия и преступления могли подвергаться особому виду наказания - атимии (атща) что может быть переведено как бесчестие, состоявшее в частичном или полном лишении прав гражданина или его изгнании. И если полным лишением гражданских прав наказывались такие преступления, как лихоимство, лжесвидетельство, подкуп и даже нечестие, то к частичной атимии могли привести и просто оскорбление и клевета, например возведение хулы на честного ремесленника за некачественный товар, или распускание слухов о некомпетентности капитана корабля, не пришедшего вовремя, хотя причиной этого стала буря (по современным понятиям - форс-мажор). Правда, необходимо отметить, что подобные нормы действовали только по отношению к собственным согражданам и не распространялось на иноземцев.
Естественно, что наиболее развитая система защиты деловой репутации была создана в Римской империи. И если в самой ранней кодификации в двенадцати таблицах (около 450 г. до нашей эры) законодательство закрепляло право на возмещение ущерба только за телесные повреждения, то на протяжении столетий закон трансформировался в целях защиты все более широкого круга личных прав посредством действия, известного как actio injuriarum (или действие за вред) и ко времени публикации дигестов Юстиниана в 533 г., закон предусматривал три группы прав, подлежащих защите: corpus (физическая неприкосновенность), fama (репутация) и dignitas (достоинство), за нарушение которых предусматривалось серьезное наказание, вплоть до смертной казни. Причем репутация (fama) торговца или ремесленника, в понимании римских юристов, была тесно связана с репутацией человека в обществе в целом, а не сосредоточивалась на отдельных коммерческих аспектах