Файл: Деловая репутация организации как объект учета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, деловая репутация служит определенной гарантией предприятия, которая в конечном итоге способна повысить прибыль компании. Покупатель, который готов заплатить за предприятие большую стоимость, нежели отраженную на балансе, надеется приобрести некоторые экономические выгоды в будущем от неотраженных в бухгалтерской отчетности активов – положительной деловой репутации.

Данная разница в цене за приобретенную деловую репутацию в дальнейшем будет отражена в балансе организации как нематериальный актив. Однако помимо положительной деловой репутации, в бухгалтерском учете, как уже отмечалось ранее, существует и отрицательная деловая репутация.

По обратной аналогии она возникает при покупке предприятия в виде меньшей стоимости, нежели отраженной на балансе.

Таким образом, отрицательная деловая репутация – это скидка с цены, предоставляемая в связи с наличием некоторых негативных факторов, способствующим снижению стоимости предприятия.

В целом деловая репутация, как положительная, так и отрицательная отражается в бухгалтерском учете согласно ПБУ 14/2007, в соответствии с которым срок полезного использования деловой репутации составляет 20 лет с момента признания.

Таким образом, положительная деловая репутация (надбавка к цене) в учете отражается на дебет счета 04 «Нематериальные активы», а отрицательная деловая репутация (скидка с цены) отражается на кредит счета 91 «Прочие  доходы и расходы» (субсчет 91.1 «Прочие доходы») и на дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в полной сумме.

При этом должна производиться переоценка деловой репутации, как нематериального актива, не чаще одного раза в год.

Гудвилл как нематериальный актив представляет собой разницу между ценой приобретения актива и его истиной рыночной стоимостью.

Он создается, когда выплачивается репутационная премия за приобретение активов. Исследование рынка акций, талант управления, умелый пиар, умение представлять статистические отчетные данные в нужном свете могут создать необходимое поле для репутационного развития, что, в свою очередь, повышает возможность получить как премиальную цену за свои акции, так и кредиты на лучших условиях.

К деловой репутации относят все нематериальные составляющие бизнеса, а именно бренд, товарные знаки, собственные маркетинговые разработки, производственные технологии, позволяющие организации получить дополнительный доход и стимулирующие потребителей пользоваться услугами данной компании.


Методы оценки деловой репутации предприятия

Деловая репутация и представляет собой нематериальные активы, ее все же можно оценить при помощи качественных и количественных показателей, для чего и существуют методы оценки деловой репутации, наиболее популярные из которых представлены на рисунке 1.



Рис.1 Методы оценки деловой репутации

Качественные методы используются для анализа созданной внутри организации деловой репутации на основе мнений различных целевых групп относительно сформированного рыночного образа компании. Следовательно, качественные методы не дают количественной либо же какой-то конкретной оценки деловой репутации, а представляют собой лишь обобщенный и усредненный показатель множества различных мнений. Однако, рассматриваемые методы позволяют определить рост или падение деловой репутации фирмы. Среди недостатков качественных методов оценки репутации фирмы можно выделить субъективность получаемых результатов, сложность их преобразования в стоимостное выражение. Количественные методы за свою основу расчетов берут данные бухгалтерского и финансового учета. Наиболее распространенным методом количественной оценки деловой репутации фирмы является определение избыточной прибыли. Согласно данного метода производится расчет избыточной или дополнительной прибыли, возникающей у предприятия именно за счет его деловой репутации, которая рассчитывается путем сравнения активов исследуемого предприятия с аналогичной фирмой. После чего вычисляется нормативная прибыль на единицу активов и сопоставляется с текущим уровнем прибыльности активов, тем самым позволяя определить объем неучтенных активов.

Однако, недостатком этого метода является то, что предприятие может иметь деловую репутацию, но при этом избыточная прибыль будет отсутствовать. И достаточно часто возникают проблемы с вычислением коэффициента капитализации, расчетом чистого дохода. Также, зачастую на практике используется метод оценки деловой репутации исходя из параметров деловой активности. Отсюда следует, что, умножив объем продаж фирмы на ценовой мультипликатор получится стоимость деловой репутации. В этом случае коэффициент мультипликатор представляет собой соотношение рыночной стоимости фирмы и его финансовой базы. Но производить оценку стоимости деловой репутации исходя только лишь из одного показателя нецелесообразно, и следует брать во внимание в целом финансовые результаты. Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы отметить, что оценка деловой репутации организации достаточно сложный и кропотливый процесс, который является неотъемлемой частью устойчивого развития компании и ее конкурентоспособности. В настоящее время существует множество различных методов оценки деловой репутации фирмы, однако каждый из них имеет свои преимущества, а также недостатки и исходя из этого использование их по отдельности является недостаточно эффективным, поэтому наиболее целесообразным будет, по мнению автора, их практическое применение в совокупности, а именно качественных и количественных методов.


Глава 2. Оценка деловой репутации

2.1 Способы оценки деловой репутации Гудвилл

Потребность в учете деловой репутации обусловлена тем, что совокупная стоимость любой организации отличается от суммарной стоимости ее активов и пассивов. Иными словами, всегда существует разница между оценкой предприятия и оценкой его имущества и обязательств. Яркими примерами существования такой разницы являются факты приобретения компаний, в ходе которых оценивается не только балансовая стоимость предприятия, но и его деловая репутация.

Гудвилл можно описать как некое нематериальное свойство, неотделимое от самой компании, но существенно влияющее на стоимость бизнеса. Такое свойство, именуемое дословно "доброй волей", означает наличие у покупателя готовности заплатить больше суммарной стоимости совокупности активов компании. Гудвилл – это те преимущества, которые получает предприятие, если приобретает уже существующую и реально функционирующую фирму. Также можно сказать, что предприятие-покупатель не получило бы этих преимуществ при создании новой фирмы с нуля. Также нужно учитывать, что разница в приобретении преимуществ может быть как положительной, так и отрицательной. В последнем случае деловая репутация предприятия-покупателя ухудшится. Положительная деловая репутация показывает, что рыночная стоимость предприятия выше балансовой стоимости его активов и пассивов. Это означает, что предприятие имеет нечто нематериальное, что нельзя определить его стоимостью активов и пассивов. В качестве такого нечто может выступать наличие постоянных покупателей, привлекательное месторасположение, репутация производителя качественной продукции, маркетинговые и сбытовые каналы, технические изобретения или ноу-хау, деловые связи, опытное руководство и квалифицированные сотрудники. Нужно учитывать, что данные факторы обособленные сами по себе не могут предоставить серьезных преимуществ и, следовательно, не могут существенно влиять на рыночную стоимость предприятия.

Однако в совокупности даже несколько из них будут обеспечивать более высокую прибыль, чем деятельность аналогичного предприятия, имеющего такие же активы и пассивы, но не имеющего данных нематериальных факторов. Поэтому говорить о влиянии гудвилла на конечную рыночную стоимость предприятие можно только при наличии нескольких таких нематериальных факторов. Отрицательная деловая репутация свидетельствует либо о полном отсутствии у предприятия таких факторов, либо наличии негативных факторов в его деятельности, которые влияют на уровень его прибыли. Например, отрицательным фактором может быть наличие судебных исков к предприятию от покупателей, недовольных его продукцией. Также необходимо учитывать следующее: Деловая репутация не может быть отделима от предприятия – это неотчуждаемое имущество. Так нельзя, например, продать опыт руководства и квалификацию персонала и снять их с учета в виде уменьшения нематериальных активов на сумму продажи. Это отличительная черта деловой репутации, которая отличает данный вид активов от других объектов учета в том числе другие виды нематериальных активов.


Положительная деловая репутация показывает, что рыночная стоимость предприятия выше балансовой стоимости его активов и пассивов. Это означает, что предприятие имеет нечто нематериальное, что нельзя определить его стоимостью активов и пассивов. В качестве такого нечто может выступать наличие постоянных покупателей, привлекательное месторасположение, репутация производителя качественной продукции, маркетинговые и сбытовые каналы, технические изобретения или ноу-хау, деловые связи, опытное руководство и квалифицированные сотрудники.

Нужно учитывать, что данные факторы обособленные сами по себе не могут предоставить серьезных преимуществ и, следовательно, не могут существенно влиять на рыночную стоимость предприятия. Однако в совокупности даже несколько из них будут обеспечивать более высокую прибыль, чем деятельность аналогичного предприятия, имеющего такие же активы и пассивы, но не имеющего данных нематериальных факторов. Поэтому говорить о влиянии гудвилла на конечную рыночную стоимость предприятие можно только при наличии нескольких таких нематериальных факторов. Отрицательная деловая репутация свидетельствует либо о полном отсутствии у предприятия таких факторов, либо наличии негативных факторов в его деятельности, которые влияют на уровень его прибыли.

Например, отрицательным фактором может быть наличие судебных исков к предприятию от покупателей, недовольных его продукцией. Также необходимо учитывать следующее: Деловая репутация не может быть отделима от предприятия – это неотчуждаемое имущество. Так нельзя, например, продать опыт руководства и квалификацию персонала и снять их с учета в виде уменьшения нематериальных активов на сумму продажи. Это отличительная черта деловой репутации, которая отличает данный вид активов от других объектов учета в том числе другие виды нематериальных активов.

Принципы оценки деловой репутации (гудвилла) В бизнес-среде гудвилл рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. В российском учете оценка стоимости деловой репутации входит в общеупотребительную практику. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Как дополнительный актив, увеличивающий стоимость предприятия, деловая репутация возникает, когда компания получает стабильно высокие доходы выше средних по отрасли. Характерный момент: как результат экономической оценки гудвилл может быть оценен и принят на баланс только в момент смены собственника предприятия при его продаже.


Стоимость собственной деловой репутации в балансе не отражается.

Оценка деловой репутации заключается в определении совокупности нематериальных элементов, которые приносят предприятию доход, превышающий доход от обычной экономической деятельности. При проведении оценки в качестве гудвилла может учитываться всё, что помогает компании получать больший доход на единицу активов, чем в среднем по отрасли. Нематериальные активы (НМА), относимые к деловой репутации, включают три типа: Нематериальные активы, неотделимые от компании в целом. Нематериальные активы, неотделимые от конкретных сотрудников компании. Нематериальные активы, которые возможно отделить от компании.



Деловая репутация самостоятельно не может создавать финансовые потоки, но влияет на их формирование. Цель оценки гудвилла – определение вклада НМА в формирование финансового потока и возможных рисков, связанных с ним. Для учета деловой репутации в России принято ПБУ 14/2000. При составлении ПБУ 14/2000 вместо термина "гудвилл" оперировали термином "деловая репутация", поэтому они и выступают в российской практике оценки в качестве синонимов. При этом стоит заметить, что существует отличия в определениях МСУ № 22 и ПБУ 14/2000.



При этом, в обоих случаях по существу подразумевается, что указанное превышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (по сравнению со среднеотраслевым). Методы оценки гудвилла


Пример:

Компания "Нестле" купила фирму "Роунтри" по стоимости в 2,55 млрд. долларов, хотя ее балансовая стоимость составляла около 500 млн. долларов; корпорация "Моррис" приобрела фирму "Крафт" за сумму в 13 млрд. долларов, тогда как ее балансовая стоимость составляла на тот момент 3,25 млрд. долларов. Пример оценки гудвилла

Допустим, что отрасль представлена тремя предприятиями АО "Синтез", АО "Микроволна", АО "Дейнер", которые имеют одинаковую структуру, одинаковый технико-технологический уровень и одинаковые активы. Для простоты вычислений примем стоимость активов в 10 000 000 рублей. Прибыльность активов различна: АО "Синтез" 35%, АО "Микроволна" 15%, АО "Дейнер" 10%. Определим стоимость гудвилла АО "Синтез" с помощью метода избыточных прибылей. Средняя рентабельность равна 22,5%. Учитывая, что средняя цена предприятия 10 000 000 рублей, получим стоимость АО "Синтез":